Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_vozduha_3kl.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа   Вейделевского  района Белгородской области»

Урок   окружающего  мира  3  класс

по  теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

                                                           

Учитель  начальных  классов:

Сиротенко  Ольга  Александровна

2015-2016  учебный год.

Цель: создать условия для  расширения знаний учащихся о свойствах воздуха.

Задачи: способствовать формированию УУД:

  1. Личностных:  способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать представление  о ценности мирового океана, интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе.
  2. Регулятивных: учить детей понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, сотрудничать  с учителем и классом.
  3. Познавательных: способствовать формированию умения осуществлять поиск нужной информации в учебнике, понимать знаки, схемы, приведённые в учебнике и в рабочей тетради,  работать с контурными картами.

            Коммуникативных: учить работать в парах и группах, допускать    существование различных точек зрения, договариваться, приходить к    общему решению, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока:

I. Организационный момент.

– Из каких смесей газов состоит воздух? (Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.)

–  Почему необходим кислород? (Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.)

–Для чего нужен азот? (Он входит в состав всех живых организмов.)

– Отгадайте:

                                 Есть невидимка:

                                 в дом не просится,

                                 а прежде людей

                                 бежит, торопится.

                                   (Воздух.)

                                 Чего в комнате не видишь?

                                   (Воздух.)

II. Формирование новых знаний.

– Какие свойства воздуха вы можете определить с помощью органов чувств?

 (Мы смотрим глазами и ничего не видим, так как воздух невидим, прозрачен; обонянием мы чувствуем, какой чистый воздух или, наоборот, чем-нибудь загрязнён; мы не можем его осязать, только когда дует ветер.)

– Какая форма у воздуха? (Воздух не имеет формы.)

– Одинаковое количество воздуха в футбольном мяче и банке? (В футбольном мяче молекулы находятся на маленьком расстоянии друг от друга, сблизившись, а в банке находятся на большом расстоянии.)

– Сравните два рисунка ( с. 119), на каком из них показаны молекулы, находящиеся в мяче, а на каком – в банке? (На первом – молекулы, находящиеся в футбольном мяче, там высокое давление, а на втором рисунке – молекулы в банке, там низкое давление.)

– Давайте проведём опыты и посмотрим, как сжимается воздух.

– Возьмём трубку из толстого стекла, с одной стороны заткнём пробкой, а с другой  стороны,  возьмём   палочку и осторожно будем проталкивать другую пробку внутрь трубки. Что произошло? (Вторая пробка с шумом вылетела.)

– Почему так произошло? (Толкая пробку, мы сжали воздух в трубке. Сжатый воздух давил на стенки трубки и на обе пробки. Под его напором одна из пробок и вылетела из трубки.)

– Вы играете с мячом и знаете, что если мяч хорошо накачан, то при ударе о пол он подскакивает вверх.

- Почему это происходит? (Когда мяч ударяется о пол, то воздух в нём сжимается и стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола, а если из мяча выпустить воздух, то, поскольку воздух не такой упругий, мяч уже не может так сильно отскочить.)

– Давайте проделаем опыт и посмотрим, как это происходит на примере нашей трубки с пробками. Закроем один конец трубки пробкой и приставим один конец к стене или столу, чтобы пробка не могла вылететь. Пробуем протолкнуть другую пробку внутрь. Что происходит? (Пробка с трудом продвигается и доходит до середины.)

– Что происходит с воздухом? (Воздух сжался и мешает пробке продвигаться дальше.)

– Вытаскиваем палочку, что происходит с пробкой? (Она начинает двигаться обратно.)

– Где ещё используют сжатый воздух?

(Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)

Физкультминутка.

ПОВОРОТ.

Руки в стороны поставим,              (Стоя ноги врозь, руки в сторону.)

Правой левую достанем.                 (Поворот влево, хлопок ладонями.)

А потом, наоборот,                         (Поворот вправо, хлопок ладонями.)

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз – два – три - четыре,                               (Поворот с хлопками.)

Плечи выше, руки шире!                 (Поочерёдно в каждую сторону.)

Опускаем руки вниз,

И за парты вновь садись!

– Имеют ли  вес твёрдые или жидкие тела?           (Имеют.)

– Имеет ли вес воздух? Давайте выясним.

– Проделаем опыт. Возьмём колбу с пробкой и подвесим её к весам. Уравновесим её. Вынем пробку, снимем колбу и нагреем её.  Что происходит с воздухом при нагревании?

(Он расширился, и часть его вышла из колбы.)

– Нагретую колбу плотно закроем пробкой и снова подвесим к весам. Что произошло?

 (Колба стала легче.)

– Вынем пробку из колбы. Подождём, когда колба остынет, и закроем опять её пробкой. Что показывают весы?

(Чашки весов уравновесились.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: воздух имеет вес.

– Правильно воздух имеет вес, он давит на нашу голову, но мы этого не замечаем, потому что наш организм приспособился к такому давлению. Но когда атмосферное давление становится больше или меньше, то пожилые и больные люди это чувствуют. У них начинает сильно болеть голова.

– Рассмотрите прибор, которым измеряют атмосферное давление. Он называется барометр. Обратите внимание, когда говорят прогноз погоды, то произносят: «Атмосферное давление (посмотрите на барометр) 738 мм ртутного столба»,  так же по барометру можно определить, какая будет погода: ясная, с осадками или переменная.

– Воздух хорошо предохраняет зимой землю от промерзания, спасая животных и корни растений. Как это происходит?

 (Между снежинками находится воздух, он и не даёт морозу добраться до растений.)

– Почему многие животные к зиме меняют не только окрас шерсти, но и её густоту?

 (Мех состоит из множества отдельных волосков. Между ними находится  воздух, он не пропускает наружу тепло животных.)

– В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах?

(В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа.)

– Почему в окнах делают двойные рамы?

(Надо, чтобы между рамами был слой воздуха. Он хорошо защищает помещение от мороза.)

III. Закрепление  изученного.

– Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

(Они делают так, чтобы  между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)

– Почему форточки делают в верхней части окна, а батареи под окном, внизу?

(Тёплый воздух легче холодного и поднимается наверх, для этого мы открываем форточки, чтоб его охладить. А батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)

– Назовите все свойства воздуха:

без цвета,  не имеет  запаха,  без вкуса,  не имеет формы, сжимаемый, упругий,   проводит звук,  удерживает тепло,  имеет вес.

Выполнение практической работы в тетради.

IV. Итог урока.

– Нагретый воздух расширяется, воздух становится легче и устремляется вверх. Так зарождается вертикальный ток воздуха – начало всех ветров, которые дуют на Земле.

– Назовите свойства воздуха.

 (Прозрачный, без запаха, неосязаемый, имеет вес, без вкуса.)

Домашнее  задание: с.119-120, вопросы.  Оценки.

Используемая  литература:

  1. Методические рекомендации к курсу  «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, А.Ю.Плотникова Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2014 год.
  2. Учебник «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, А.Ю.Плотникова Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2014 год.
  3. Интернет- ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Свойства воздуха" 2 класс

Урок по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова "Свойства воздуха" проводится во 2 классе. Тип урока: решение частной учебной задачи. Цель урока:  формирование знаний учащихся о...

План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе

Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по теме: Свойства воздуха.

Конспект урока по теме: Свойства воздуха....

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....