Урок окружающего мира 3 класс по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Создать условия о расширении знаний учащихся о свойствах воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozduha_3kl.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Урок окружающего мира 3 класс
по теме: «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Учитель начальных классов:
Сиротенко Ольга Александровна
2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о свойствах воздуха.
Задачи: способствовать формированию УУД:
- Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать представление о ценности мирового океана, интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе.
- Регулятивных: учить детей понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, сотрудничать с учителем и классом.
- Познавательных: способствовать формированию умения осуществлять поиск нужной информации в учебнике, понимать знаки, схемы, приведённые в учебнике и в рабочей тетради, работать с контурными картами.
Коммуникативных: учить работать в парах и группах, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Из каких смесей газов состоит воздух? (Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.)
– Почему необходим кислород? (Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.)
–Для чего нужен азот? (Он входит в состав всех живых организмов.)
– Отгадайте:
Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит, торопится.
(Воздух.)
Чего в комнате не видишь?
(Воздух.)
II. Формирование новых знаний.
– Какие свойства воздуха вы можете определить с помощью органов чувств?
(Мы смотрим глазами и ничего не видим, так как воздух невидим, прозрачен; обонянием мы чувствуем, какой чистый воздух или, наоборот, чем-нибудь загрязнён; мы не можем его осязать, только когда дует ветер.)
– Какая форма у воздуха? (Воздух не имеет формы.)
– Одинаковое количество воздуха в футбольном мяче и банке? (В футбольном мяче молекулы находятся на маленьком расстоянии друг от друга, сблизившись, а в банке находятся на большом расстоянии.)
– Сравните два рисунка ( с. 119), на каком из них показаны молекулы, находящиеся в мяче, а на каком – в банке? (На первом – молекулы, находящиеся в футбольном мяче, там высокое давление, а на втором рисунке – молекулы в банке, там низкое давление.)
– Давайте проведём опыты и посмотрим, как сжимается воздух.
– Возьмём трубку из толстого стекла, с одной стороны заткнём пробкой, а с другой стороны, возьмём палочку и осторожно будем проталкивать другую пробку внутрь трубки. Что произошло? (Вторая пробка с шумом вылетела.)
– Почему так произошло? (Толкая пробку, мы сжали воздух в трубке. Сжатый воздух давил на стенки трубки и на обе пробки. Под его напором одна из пробок и вылетела из трубки.)
– Вы играете с мячом и знаете, что если мяч хорошо накачан, то при ударе о пол он подскакивает вверх.
- Почему это происходит? (Когда мяч ударяется о пол, то воздух в нём сжимается и стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола, а если из мяча выпустить воздух, то, поскольку воздух не такой упругий, мяч уже не может так сильно отскочить.)
– Давайте проделаем опыт и посмотрим, как это происходит на примере нашей трубки с пробками. Закроем один конец трубки пробкой и приставим один конец к стене или столу, чтобы пробка не могла вылететь. Пробуем протолкнуть другую пробку внутрь. Что происходит? (Пробка с трудом продвигается и доходит до середины.)
– Что происходит с воздухом? (Воздух сжался и мешает пробке продвигаться дальше.)
– Вытаскиваем палочку, что происходит с пробкой? (Она начинает двигаться обратно.)
– Где ещё используют сжатый воздух?
(Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)
Физкультминутка.
ПОВОРОТ.
Руки в стороны поставим, (Стоя ноги врозь, руки в сторону.)
Правой левую достанем. (Поворот влево, хлопок ладонями.)
А потом, наоборот, (Поворот вправо, хлопок ладонями.)
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз – два – три - четыре, (Поворот с хлопками.)
Плечи выше, руки шире! (Поочерёдно в каждую сторону.)
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!
– Имеют ли вес твёрдые или жидкие тела? (Имеют.)
– Имеет ли вес воздух? Давайте выясним.
– Проделаем опыт. Возьмём колбу с пробкой и подвесим её к весам. Уравновесим её. Вынем пробку, снимем колбу и нагреем её. Что происходит с воздухом при нагревании?
(Он расширился, и часть его вышла из колбы.)
– Нагретую колбу плотно закроем пробкой и снова подвесим к весам. Что произошло?
(Колба стала легче.)
– Вынем пробку из колбы. Подождём, когда колба остынет, и закроем опять её пробкой. Что показывают весы?
(Чашки весов уравновесились.)
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: воздух имеет вес.
– Правильно воздух имеет вес, он давит на нашу голову, но мы этого не замечаем, потому что наш организм приспособился к такому давлению. Но когда атмосферное давление становится больше или меньше, то пожилые и больные люди это чувствуют. У них начинает сильно болеть голова.
– Рассмотрите прибор, которым измеряют атмосферное давление. Он называется барометр. Обратите внимание, когда говорят прогноз погоды, то произносят: «Атмосферное давление (посмотрите на барометр) 738 мм ртутного столба», так же по барометру можно определить, какая будет погода: ясная, с осадками или переменная.
– Воздух хорошо предохраняет зимой землю от промерзания, спасая животных и корни растений. Как это происходит?
(Между снежинками находится воздух, он и не даёт морозу добраться до растений.)
– Почему многие животные к зиме меняют не только окрас шерсти, но и её густоту?
(Мех состоит из множества отдельных волосков. Между ними находится воздух, он не пропускает наружу тепло животных.)
– В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах?
(В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа.)
– Почему в окнах делают двойные рамы?
(Надо, чтобы между рамами был слой воздуха. Он хорошо защищает помещение от мороза.)
III. Закрепление изученного.
– Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
(Они делают так, чтобы между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)
– Почему форточки делают в верхней части окна, а батареи под окном, внизу?
(Тёплый воздух легче холодного и поднимается наверх, для этого мы открываем форточки, чтоб его охладить. А батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)
– Назовите все свойства воздуха:
без цвета, не имеет запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемый, упругий, проводит звук, удерживает тепло, имеет вес.
Выполнение практической работы в тетради.
IV. Итог урока.
– Нагретый воздух расширяется, воздух становится легче и устремляется вверх. Так зарождается вертикальный ток воздуха – начало всех ветров, которые дуют на Земле.
– Назовите свойства воздуха.
(Прозрачный, без запаха, неосязаемый, имеет вес, без вкуса.)
Домашнее задание: с.119-120, вопросы. Оценки.
Используемая литература:
- Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, А.Ю.Плотникова Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2014 год.
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, А.Ю.Плотникова Издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдоров», 2014 год.
- Интернет- ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Свойства воздуха" 2 класс
Урок по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова "Свойства воздуха" проводится во 2 классе. Тип урока: решение частной учебной задачи. Цель урока: формирование знаний учащихся о...
План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"
Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....
Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»
Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...
Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе
Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект урока по теме: Свойства воздуха.
Конспект урока по теме: Свойства воздуха....
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....