Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цели:
· ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;
· учить быть наблюдательными.
· развивать познавательный интерес.
· воспитывать культуру общения, интерес к изучаемому предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха" | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"
Цели:
- ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;
- учить быть наблюдательными.
- развивать познавательный интерес.
- воспитывать культуру общения, интерес к изучаемому предмету
Оборудование:
- мяч, шарики воздушные, свеча, банка
- стеклянный сосуд, стеклянный стакан
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха”
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности
- Прозвенел долгожданный звонок.
Природа снова с нетерпением встречи с вами ждет.
Вопросы интересные приготовила для вас.
Чтобы дружно работал весь второй класс.
Она желает вам удачи!
За работу, в добрый час!
- Дорогие ребята, в природе столько таинственного и непознанного. Сегодня мы попытаемся проникнуть в новые её тайны, а какую тему мы рассматривали на прошлом занятии? Хотите ли вы и дальше постигать тайны природы и получить новые знания? А как мы будем открывать новое знание?
- - Пожелайте друг другу успеха, вместе мы его обязательно добьёмся!
II. Актуализация знаний с индивидуальным затруднением.
- Предлагаю вам несколько загадок по пройденному материалу.
- Миллиарды лет назад я был могучим деревом. А сейчас я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю людям лекарство. Вы меня узнали? (Каменный уголь)
- Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела. (Мел) - Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) - Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
– Какое из этих полезных ископаемых добывают в нашем регионе?
- - А сейчас предлагаю вам небольшой тест.
- 9. Мы это не видим, чаще всего даже не помним, но от него зависит наша жизнь, существование живых организмов на целой планете.
- Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем
- Правильно, ребята, конечно, воздух.
II. Введение в тему урока
– Откройте учебник на с.48 и прочитайте тему урока.
- «Состав и свойства воздуха»
- – На какие вопросы мы найдём ответ? Прочитайте, что мы узнаем на уроке. (Целеполагание)
- Что такое воздух?
- Из чего он состоит?
- Каковы свойства воздуха?
- Как человек их использует?
III. Работа по теме урока
- – В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух?
- Мы не видим окружающего нас воздуха, Но в некоторых случаях можем его обнаружить. Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную емкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, как из стакана выходит воздух, а на его место в стакан входит вода. (Демонстрирую)
- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – атмосферой. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.- Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.
- – Что же такое воздух? Это не просто газ, а смесь разных газов.
- Как вы понимаете слово «смесь»?
- - Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота (его в составе воздуха больше всего) – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
- Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему?
– Какой из газов в воздухе необходим для дыхания, какой газ самый важный? Это кислород.
Опыт 1 со спичками
- -Попробуем раскрыть важность кислорода хотя бы этим опытом- зажжем спичку. Почему ярко вспыхнуло пламя?
- Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
– Как вы думаете, всегда ли состав воздуха одинаков?
- Что ж, давайте проверим.
Опыт 2 со свечой.) Почему потухла свеча?
- - Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился. - Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.
Физкультминутка
– Сегодня вы еще больше узнаете о воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы узнаем только часть их. Подрастая, вы будете знакомиться и с другими свойствами.
– Какие свойства воздуха вам уже известны?
– Почему я вас вижу? (Воздух прозрачный)
– Тетрадь Саши голубая, доска в классе зеленая. А какого цвета воздух? (Воздух бесцветный) Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.
- Молодцы. Рассмотрим следующие свойства.
Опыт 3. Попробуйте сжать воздух? Получилось? А я покажу вам как его сжать.
- Надуем воздушный шарик.
– Почему же удается надуть красивый шар?
- При надувании воздушного шара воздух сжимается, пытаясь расшириться, раздувает его стенки.
- Почему можно, надавливая на шарик, получать вмятины? (Шарик наполняется воздухом. При движении сжатый воздух выдавливает стенки шарика)
– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем, воздух упруг).
- Это свойство используется в авто- и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации).
Опыт 4. Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх.
Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем). Значит воздух упругий
– Кто- нибудь знает, чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).
Опыт 5. Послушайте загадку: «Он такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что пролезет в любую щель». (воздух.)
-Воздух занимает место (если стакан опустить в воду вверх дном, вода не может зайти в него, т.к. воздух занимает место; приподнимаю стакан– выходят пузырьки воздуха)
– На с.48 найдите первый абзац. Как же почувствовать воздух?
Опыт 6. Что происходит, когда мы машем веером? (Мы чувствуем ветерок)
- Ветер – это и есть воздух в движении.
- А можно ли воздух нагреть?
– Если взять сосуд с водой и опустить воронку в воду, мы заметим, что вода не входит в нее – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать воду, из воронки станут выходить пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Если потом резко охладить сосуд с водой, вода поднимется по трубке. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Предлагаю вам дома провести этот опыт с родителями и убедиться в этом.
Воздух плохой проводник тепла.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– В сильные морозы вы наденете пальто или шубу? Почему?
Воздух имеет вес: теплый весит меньше, холодный – больше.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
- А сейчас ещё несколько интересных фактов о воздухе и его свойствах.
- В сутки человеку необходимо около 20 килограмм воздуха, этот объем потребляет среднестатистический взрослый человек при 22000 вдохов, которые он делает за день, причем четверть этого количества кислорода используется мозгом.
- По физическому состоянию воздух представляет собой особый состав газообразного вещества, но при охлаждении и значительном давлении такой газ может стать жидким.
- Плохая экология и прежде всего колоссальное загрязнение воздушных слов сказывается не только на людях, даже морские жители страдают от этого, например, дельфины, обитающие у берегов населенных людьми территорий, часто погибают именно из-за большого количества химических примесей в воздушных слоях. При вскрытии дельфинов, погибших от плохого состояния воздуха, ученые установили факт, что их легкие подобны легким шахтеров.
- Воздух на большой глубине или высоте отличается особым свойством – приводит человека к состоянию, которое напоминает опьянение наркотиками или алкоголем. Это объясняется особым химическим составом воздуха: на глубине кислород соединяется с молекулами азота, приобретая характеристики так называемого веселящего газа.
- На большой высоте же у людей начинается кислородное голодание, для которого характерно состояние потери контроля, повышенной эмоциональности, ощущения невесомости.
- Около 20% кислорода, который составляет основу вдыхаемого нами воздуха, вырабатывают леса, большинство из которых произрастает в Амазонии – территории вдоль реки Амазонки. Не случайно сейчас все леса называют легкими планеты Земля.
IV. Закрепление знаний
- А теперь обратимся к тексту нашего учебника.
Работа по учебнику. Чтение, ответы на вопросы
V. Вопросы Почемучки:
- И, наконец, подведём итоги нашей работы, ответив на вопросы Почемучки.
Вспомните свойства воздуха и подумайте, о каких из них идет речь.
- Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
- Почему окна делают с двойными рамами?
- В чем будет теплее: в 10-ти шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
- Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
- Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
- Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
VI. Итог урока
– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?
VII. Рефлексия
В начале урока раздаются карточки для самооценки учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение | |||
1. Мое настроение в начале урока |
|
|
|
2. Мое настроение в конце урока |
|
|
|
Отметь знаком «+» , оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) |
|
|
|
2. На уроке я работал (а) |
|
|
|
VIII. Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы
1 вариант – Составить задачу на свойства воздуха
2 вариант – Нужно ли охранять воздух? Что для этого нужно сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".
Данная презентация является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
Открытый урок в 3 классе "Свойства воздуха"
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по программе перспективная начальная школа...
урок окружающего мира "человек и воздух"
разработка урока, презентация и самоанализ урока...
урок "Как человек использует свойства воздуха"
Урок по оркружающему миру по программе "Школа 2100"...
Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух должен быть чистым"
Урок - презентация разработан для учащихся 2 класса . Так же урок может быть проведен и в 3 классе. В плане урока необходимо заметить ссылку на страницы учебника в соответствии...