Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока.
- Выяснить свойства воздуха опытным путем.
- Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать культуру общения , умения работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_3_kl.docx | 48.74 КБ |
chistyy_vozduh_v_klasse_-_neobhodimoe_uslovie_horoshego.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира . 3 класс.
Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
Цель урока.
- Выяснить свойства воздуха опытным путем.
- Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать культуру общения , умения работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока. Изучение нового материала.
Форма урока. Урок – исследование.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование.
- Оборудование для проведения опытов.
- Презентация ( приложение 1).
- Видео фрагмент « Загрязнение воздуха» ( приложение 3).
План урока.
- Организационный момент. 1 мин.
- Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 2 мин.
- Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1). Доказываем реальность воздуха. Опыты 5 мин.
2). Свойства воздуха. Опыты. 10 мин.
4. Физминутка 2 мин.
5. Продолжение знакомства с новым материалом.
1).Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 7 мин.
2). Охрана воздуха. 7 мин.
6. Защита проекта 7мин.
7. Подведение итогов. Рефлексия 3 мин.
8. Домашнее задание. 1мин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать. - мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. | Учащиеся сидят в группах. | |
Сообщение темы урока. - Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это? Приложение1. Слайд 1. - Сформируйте тему урока. - На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить? - А что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? - Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы. - А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой? - Про воздух так говорят: « Он невидимый, но все же без него мы жить не можем». - А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без Воды? - Что же такое воздух? - На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2. - Восстановите диаграмму. | Отгадывают загадку. Называют отгадку- воздух. ( Мы продолжаем изучать тему воздух). - Нужен ли нам вообще воздух? ( он нам жизненно необходим) - Что такое воздух? ( смесь газов). - Как обнаружить воздух? - Какие свойства есть у воздуха? - Отношение человека к воздуху, нужно ли ео охранять. - Проведем опыты или исследования. - Используем свой жизненный опыт. - Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя. ( Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.) ( Смесь газов: кислорода, углевода, углекислового газа и других газов). Восстанавливают диаграмму. | |
1). Доказываем реальность воздуха. Опыты. - Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? - Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может его придумали? - В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты. - Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! - Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы: | Да. Ответы детей.
| |
Опыт 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегла, не вынимая из воды. Что увидели? | Проводят опыт. Делают вывод –из стакана начали выходить пузырьки воздуха. | |
Опыт 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? - А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р. Т. стр 20, задание 42.) | Проводят опыт. Делают вывод- из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух. Опыт показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахара есть воздух. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. | |
2).Свойство воздуха. Опыты. - Какими же свойствами обладает воздух? Слайд 3 - Как нам это узнать? - Результаты будем записывать в таблицу. Заполняем таблицу. Приложение 2. | Будем проводить опыты. | |
Опыт 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотреть через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? - А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? - О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4 | Проводят опыт Нет, нет. Да. Заполняют таблицу. ( воздух прозрачен) | |
Опыт 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета? - Какого цвета школьная парта? Школьная доска? - Какого цвета воздух? - О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5. | Проводят опыт. ( зеленый) Ответы детей. Нет цвета. Заполняют таблицу. Воздух бесцветен. | |
Опыт 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по – разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс. - Заполните третий столбик таблицы. Слайд6. - давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы. | Проводят опыты. Заполняют таблицу. Воздух не имеет запаха. Проверка таблицы. | |
- У воздуха есть ещё одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. - Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. - У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим хвостом. - И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапах у рыжей красавицы вырастает густая – прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно. - Мыши – полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно. - А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение: Веет стужею январь, Рябчик, тетерев, глухарь. Глубоко зарылись в снег. Он их греет, словно мех. - Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7,8 - Заполните четвертый столбик таблицы. - Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? | Заполняют таблицу. ( Воздух плохо проводит тепло) - В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло вашего тела в холодную погоду. | |
- Почему в таблице « Свойства воздуха» остался пустой столбик? - Обратимся к учебнику стр 52 | Есть еще свойства воздуха. | |
Опыт 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. | Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим, Просто мы его вдыхаем- Ведь он нам необходим. | |
4.Физкультминутка - Вы, наверное, устали? - Воздух поможет вам отдохнуть. 1. упражнение « Цветочная поляна». - А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной поляне, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всего. Понюхайте его. - Какое слово выразит его душистый аромат? - Сделайте глубокий вздох и скажите…( АХ). 2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте. 3. Надули щёки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч « прокололи». | ||
5.Продолжение знакомства с новым материалом. 1). Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. - Как вы понимаете выражение: « Воздух должен быть чистым»? Слайд 9. - В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. - Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека. - А вот в городах воздух совсем другой. А какой? - К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!» - Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано? - Ребята, от чего воздух может загрязняться? - Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. Приложение 3. - Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. Приложение 4. - Какая играла музыка во время просмотра фильма? - Источниками загрязнения воздуха могут быть: - Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10. | ( Загрязненный) ( Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.) ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ. Очень тревожная. - В городах строится много заводов. Из труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. - Выхлопные газы автомашин так же загрязняет воздух. - Пожары. - извержения вулканов -загрязнение земли не переработанным мусором ( свалки). | |
2). Охрана воздуха. -Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на земле. - Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ. - Что же делают люли, чтобы воздух был чистым? - Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. Приложение 5. Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистительных сооружений? ( 10 раз). - Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислород в год выделяет вяз? ( 14 лет). - Какой способ охраны воздуха указан в задаче? - Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу. - Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. - Сделайте вывод. | ( На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..) Работа в парах. Установка очистительных сооружений. Озеленение окружающей среды. - Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. | |
Тест « Воздух. Охрана воздуха». Приложение 6. Выбери правильный ответ. Из полученных букв составьте слово.
Кислород (Д) Азот ( М)
Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р
Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)
Да (П) Нет(Г) Проверка. (Воздух – друг) - Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось у вас слово? | ||
- Назовите тему урока одним словом. - Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? - Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок. - Кто оценит работу на уроке на « отлично» и «хорошо»? - Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? - Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке? - Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля? | Воздух. Жизнь. | |
| Лялькина Анна |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха. 2.Узнать какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух в помещении был чистым.
ЗАДАЧИ 1.Показать важность чистоты воздуха для здоровья школьников. 2.Установить причины загрязнения воздуха в помещении. 3.Предложить меры по сохранению чистоты воздуха.
Кроме четырех океанов есть на свете еще один океан-самый большой из всех . И мы каждый день, каждую минуту купаемся в нем. Океан этот- воздух .
ОПЫТ №2 воздух занимает пространство
Воздух необходим для горения и дыхания ОПЫТ № 3
Внутри нас находится воздух
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней . Без пищи-несколько недель . А без воздуха лишь несколько мгновений. Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух . При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород , а выделяют углекислый газ . Значит человек не может жить без кислорода.
При длительном прибывании в закрытом помещении у человека начинает болеть голова , ухудшается внимание , появляется сонливость, апатия . Вот почему необходимо следить за количеством углекислого газа в нем . Для нормальной работы во время урока необходим воздухообмен, или вентиляция.
Для улучшения условий вентиляции в классе можно использовать следующее: 1.Не заклеивать на зиму одно окно ближайшее к доске. 2.Во время урока держать слегка приоткрытой дверь в классе. 3.Как можно чаще проветривать рекреативные помещения.
ВЛИЯНИЕ СМЕННОЙ ОБУВИ НА СОСТОЯНИЕ ВОЗДУХА Вместе с обувью мы приносим в помещение грязь, которая потом превращается в пыль и поднимается в воздух. Этой пылью нам приходится дышать. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и , как на парашютах, находятся в воздухе. Там, где много пыли, много и микробов . Подсчитали, что в 1 м 3 воздуха школьного класса до начала занятий микробов 2600, а к концу занятий их число достигает 13500.
ЧТОБЫ ВОЗДУХ В КЛАССЕ БЫЛ ЧИСТЫЙ: 1. Проветривание помещения 2.Влажная уборка 3.Наличие сменной обуви. 4.Наличие носового платка. 5.Комнатные растения.
Цветы поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Комнатные растения увлажняют воздух, уничтожают микробов. Чем больше цветов, тем чище воздух! Если мы будем соблюдать эти меры, нам будет легко дышаться, появиться бодрость и прекрасное самочувствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира для 3 класса по теме: "Воздух. Его свойства и состав"
Презентация к уроку "Воздух. Его свойства и состав"...
Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства"
Открытый урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Гармония». Тема: Воздух и его свойства. Цель: Выявление свойств воздуха и его важности для всего живого....
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"
Данный методическая разработка урока по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и составе....
Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»
Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...
Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"
Цели:· ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;·...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК России"
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и его охрана»Цели деятельности учителя: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и его охрана»Цели деятельности учителя: знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...