Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока.

  • Выяснить свойства воздуха опытным путем.
  • Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать культуру общения , умения работать в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира . 3 класс.

Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.

  • Выяснить свойства воздуха опытным путем.
  • Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать культуру общения , умения работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Урок – исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование.

  • Оборудование для проведения опытов.
  • Презентация ( приложение 1).
  • Видео фрагмент « Загрязнение воздуха» ( приложение 3).

                      План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 2 мин.
  3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1). Доказываем реальность воздуха. Опыты 5 мин.

2). Свойства воздуха. Опыты. 10 мин.

4. Физминутка 2 мин.

5. Продолжение знакомства с новым материалом.

1).Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 7 мин.

2). Охрана воздуха. 7 мин.

6. Защита проекта 7мин.

7. Подведение итогов. Рефлексия 3 мин.

8. Домашнее задание. 1мин.

                                    Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

  1. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

 Но не видим он для нас. Что это?

Приложение1. Слайд 1.

- Сформируйте тему урока.

- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

- А что бы вы ещё хотели узнать о воздухе?

- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

- А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

- Про воздух так говорят: « Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без Воды?

- Что же такое воздух?

- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2.

 - Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку- воздух.

 ( Мы продолжаем изучать тему воздух).

- Нужен ли нам вообще воздух? ( он нам жизненно необходим)

- Что такое воздух? ( смесь газов).

- Как обнаружить воздух?

- Какие свойства есть у воздуха?

- Отношение человека к воздуху, нужно ли ео охранять.

- Проведем опыты или исследования.

- Используем свой жизненный опыт.

- Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

( Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.)

( Смесь газов: кислорода, углевода, углекислового газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

  1. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1).  Доказываем реальность воздуха. Опыты.

- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

- Воздух  занимает место в пространстве?  Есть ли он вообще? Может его придумали?

- В реальности  существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

- Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет  ответ даже на самый трудный вопрос!

- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

Да.

Ответы детей.

  1. Работать дружно.
  2. Быть внимательным друг к другу.
  3. Быть вежливым.
  4. Помогать товарищу.
  5. Доброжелательно относиться друг другу.

Опыт 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегла, не вынимая из воды. Что увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод –из стакана начали выходить пузырьки воздуха.

Опыт 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р. Т. стр 20, задание 42.)

Проводят опыт.

Делают вывод- из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух.

Опыт показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахара есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2).Свойство воздуха. Опыты.

- Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

- Как нам это узнать?

- Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем таблицу. Приложение 2.

Будем проводить опыты.

Опыт 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотреть через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

-  А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

- О каком свойстве воздуха это говорит?  Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет.

Да. Заполняют таблицу.

 ( воздух прозрачен)

Опыт 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета?

- Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

- Какого цвета воздух?

- О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5.

Проводят опыт. ( зеленый)

Ответы детей.

Нет цвета.

Заполняют таблицу. Воздух бесцветен.

Опыт 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по – разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните третий столбик таблицы. Слайд6.

- давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыты.

Заполняют таблицу. Воздух не имеет запаха.

Проверка таблицы.

- У воздуха есть ещё одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и  снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

- Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим хвостом.

- И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапах у рыжей красавицы вырастает густая – прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

- Мыши – полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

- А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь.

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

- Какое свойство воздуха объясняет эти факты?

Слайд 7,8

- Заполните четвертый столбик таблицы.

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

( Воздух плохо проводит тепло)

- В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло вашего тела в холодную погоду.

- Почему  в таблице « Свойства воздуха» остался пустой столбик?

- Обратимся к учебнику стр 52

Есть еще свойства воздуха.

Опыт 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее.

Мы его не замечаем,

 Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

4.Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?

- Воздух поможет вам отдохнуть.

1. упражнение « Цветочная поляна».

- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной поляне, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всего. Понюхайте его.

- Какое слово выразит его душистый аромат?

- Сделайте глубокий вздох и скажите…( АХ).

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щёки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч « прокололи».

5.Продолжение знакомства с новым материалом.

1). Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

- Как  вы понимаете выражение: « Воздух должен быть чистым»? Слайд 9.

-  В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода         необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот,  на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

 - Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека.

- А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

- К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

- Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

- Ребята, от чего воздух может загрязняться?

- Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. Приложение 3.

- Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. Приложение 4.

- Какая играла музыка во время просмотра фильма?

- Источниками загрязнения воздуха могут быть:

- Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10.

( Загрязненный)

( Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.)

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

Очень тревожная.

- В городах строится много заводов. Из труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

- Выхлопные газы автомашин так же загрязняет воздух.

- Пожары.

- извержения вулканов

-загрязнение земли не переработанным мусором

( свалки).

2). Охрана воздуха.

 -Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на земле.

- Загрязненный  воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

- Что же делают люли, чтобы воздух был чистым?

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Приложение 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистительных сооружений? ( 10 раз).

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

 Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислород в год выделяет вяз? ( 14 лет).

- Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

- Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

- Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

- Сделайте вывод.

( На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые  газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..)

Работа в парах.

Установка очистительных сооружений.

Озеленение окружающей среды.

- Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест « Воздух. Охрана воздуха». Приложение 6.

Выбери правильный ответ. Из полученных букв составьте слово.

  1. О каком газе идет речь? Необходим  для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д)                                                   Азот ( М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б)                           Плохо проводит тепло (Р

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У)         Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П)                                                                 Нет(Г)

Проверка. (Воздух – друг)

- Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось у вас  слово?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Назовите тему урока одним словом.

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

 - Кто оценит работу на уроке на « отлично» и «хорошо»?

- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

- Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

Воздух.

Жизнь.

  1. Защита проекта « Чистый воздух в классе»
  2. Домашнее задание.
  3. Рабочая тетрадь. Стр 23 № 51, 52, 53 по выбору два  задания.  
  4. Задание по желанию. Рисунок на тему « Охрана воздуха».

Лялькина Анна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: ученица 3В класса МОУ «СОШ№32» Лялькина Аня ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ В КЛАССЕ - необходимое условие хорошего самочувствия школьников.

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха. 2.Узнать какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух в помещении был чистым.

Слайд 3

ЗАДАЧИ 1.Показать важность чистоты воздуха для здоровья школьников. 2.Установить причины загрязнения воздуха в помещении. 3.Предложить меры по сохранению чистоты воздуха.

Слайд 4

Кроме четырех океанов есть на свете еще один океан-самый большой из всех . И мы каждый день, каждую минуту купаемся в нем. Океан этот- воздух .

Слайд 7

ОПЫТ №2 воздух занимает пространство

Слайд 9

Воздух необходим для горения и дыхания ОПЫТ № 3

Слайд 10

Внутри нас находится воздух

Слайд 11

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней . Без пищи-несколько недель . А без воздуха лишь несколько мгновений. Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух . При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород , а выделяют углекислый газ . Значит человек не может жить без кислорода.

Слайд 14

При длительном прибывании в закрытом помещении у человека начинает болеть голова , ухудшается внимание , появляется сонливость, апатия . Вот почему необходимо следить за количеством углекислого газа в нем . Для нормальной работы во время урока необходим воздухообмен, или вентиляция.

Слайд 15

Для улучшения условий вентиляции в классе можно использовать следующее: 1.Не заклеивать на зиму одно окно ближайшее к доске. 2.Во время урока держать слегка приоткрытой дверь в классе. 3.Как можно чаще проветривать рекреативные помещения.

Слайд 17

ВЛИЯНИЕ СМЕННОЙ ОБУВИ НА СОСТОЯНИЕ ВОЗДУХА Вместе с обувью мы приносим в помещение грязь, которая потом превращается в пыль и поднимается в воздух. Этой пылью нам приходится дышать. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и , как на парашютах, находятся в воздухе. Там, где много пыли, много и микробов . Подсчитали, что в 1 м 3 воздуха школьного класса до начала занятий микробов 2600, а к концу занятий их число достигает 13500.

Слайд 18

ЧТОБЫ ВОЗДУХ В КЛАССЕ БЫЛ ЧИСТЫЙ: 1. Проветривание помещения 2.Влажная уборка 3.Наличие сменной обуви. 4.Наличие носового платка. 5.Комнатные растения.

Слайд 19

Цветы поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Комнатные растения увлажняют воздух, уничтожают микробов. Чем больше цветов, тем чище воздух! Если мы будем соблюдать эти меры, нам будет легко дышаться, появиться бодрость и прекрасное самочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства"

Открытый урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Гармония». Тема: Воздух и его свойства. Цель: Выявление свойств воздуха и его важности для всего живого....

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"

Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе....

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"

Цели:·         ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;·...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК России"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и  его охрана»Цели деятельности учителя:  знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и  его охрана»Цели деятельности учителя:  знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...