Урок по теме "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок знакомит с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; способствует формированию представлений о роли грибов в жизни растений и животных леса, умению распознавать съедобные и ядовитые грибы; знакомит с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Грибы»
Цели урока:
- ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов;
- формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса, умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения;
- воспитывать бережное отношение к природе и экологическую культуру;
- прививать любовь к лесу;
- развивать речь, память, воображение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, картина леса, макеты грибов, плакат “Съедобные и несъедобные грибы”, карточки для работы в парах, настольная игра “Помоги мишке”.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в лес (слайд 1)
Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? (Цветы, трава, грибы)
1. Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
- Что это? (гриб)
- Речь на уроке пойдет о грибах.
II. Изучение нового материала.
1. Строение грибов. (Слайд 2)
- Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Опята, подберезовики, сыроежки.)
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая)
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают...)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? ( Дети могут ответить: “К миру растений”)
- Почему? (Они растут на земле.)
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет ).
-А к миру животных? (Тоже нет).
- Так что же это такое - грибы? Оказывается, грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Существует 120 000 разновидностей грибов.
-А какие части гриба упоминались в загадке? (Слайд 3)
- Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей ).
-Как их можно назвать? (Надземная и подземная.)
- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).
- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Наверное, шляпка.)
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.
Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого цapcтвa употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещecтва.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).
А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница” (слайд 4). Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске.
- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)
Многие грибы очень “дружат” с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Такая “дружба” выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба, разрастаясь возле корней дерева, оплетая их своими нитями, начинает обмениваться питательными веществами с корнями дерева. Грибница забирает из почвы воду, минеральные соли и растворимые органические вещества. Часть этих веществ гриб использует для себя, а другую часть отдает корням дерева. Взамен же от корня гриб получает сахар, который он сам вырабатывать не может. (Слайд 5)
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину, опавшую листву, превращают их в перегной, очищают лес.(Слайд 6)
Есть старинная русская пословица: “Леса нет - гриб не растет”. Да и деревья на лесных делянках, где нет грибов, плохо растут.
2. Грибная поляна
- Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, а сейчас познакомимся поближе с часто встречающимися съедобными грибами и повторим их названия.
(Заранее подготовленные дети выходят к доске, загадывают загадку и кратко рассказывают о том или ином грибе. На экране появляется картинка. Затем картинку гриба прикрепляют на доску на “грибную поляну”).
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
с нежной, бархатной подкладкой. (Боровик)
Слайд 7
Назови его белым грибом или “полковником”, и никакое министерство обороны не в силах его разжаловать; так он и шагает в доблестном армейском чине. Белый гриб, боровик растет и в смешанных лесах, и в борах. Самый ценный, самый богатый витаминами А и Б и самый питательный из наших лесных съедобных грибов.
Серенькие шапки
Рябенькие ножки
под березою растут
как их зовут? (Подберезовик)
Слайд 8
Под березами ищите обыкновенные подберезовики. Тонкая стройная белоножка - свечка с темно-бурыми стружечками - чешуйками. Шляпка снизу чисто белая, сверху - бархатисто-коричневая. Растет в березняках, встречается и в заболоченных местах.
Средь молодых сосёнок
в блестящей темной шапочке
растет грибок... (Масленок)
Слайд 9
Растет, обычно, большими группами в сосновых лесах. У маслят головки маслянистые, словно маслом помазаны, золотистые. На них всегда много мусора и грязи. На ножке под шляпкой нарядные кружевные салфеточки. Ножки у маслят сухие, деревянистые, да никто этого не замечает. С маслятами уйма возни: чистить надо, скоблить, сдирать кожицу, да никто за труд это почему-то не считает. Вот что значит прославиться в маринованном виде!
Я в красной шапочке расту
среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (подосиновик)
Слайд 10
Любят грибы за нос водить грибников. Растет подосиновик не только под осинами, но и под березами, и в еловом и в сосновом лесах, а еще в папоротниках. А подосиновик называется он потому, что в сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках, всегда найдешь этот красноголовый гриб.
Нет грибов, дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята
называются ... (опята).
Слайд 11
Да это осенние опята. Заберется какой-нибудь буро-крапчатый проныра - долгоножка на теплый пенек, на высокое сытное местечко, глядишь - и тянет за собой ватагу чешуйчатых грибов. Растут во всех лесах на пнях, деревьях, вырубках, по склонам оврагов.
Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом золотистые…(Лисички)
Слайд 12
Вот подходим мы в березовой аллее к молоденьким лисичкам. Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком показаться. Распустились лисички яркими чашечками-цветами, словно колокольчики. Ну, прямо глаз нельзя оторвать от золотого дива. Золото не тускнеет, не боится ржавчины. Лисички тоже не тускнеют, не боятся червей. Они всегда крепкие, желтые, хоть и спутаны часто травой, листьями.
Вдоль лесных дорожек
много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
То в красной или сероватой
то в желтой, то в зеленоватой.
Собирай, не мешкай
это... (сыроежки)
Слайд 13
Как интересно в лесу, если придешь ранней зорькой. Вот выглянул из-за холма огненный краешек утреннего солнышка, и вмиг вспыхнули, загорелись шляпки от грибов. То красные, как рубины, то зеленые, как изумруды, то фиолетовые, как аметисты. Это сыроежки. Растут эти грибы всюду.
Можете ли вы, не зная гриба, представить по названию, как он выглядит?
Гриб – зонтик, слайд 14
Чернушка, слайд 15
Вороночник,слайд 16
Моховик, слайд 17
Сморчок, слайд 18
Ежовик, слайд 19
(Дети предлагают свои варианты ответов).
3. Съедобные и несъедобные грибы.
- Объясните пословицу: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».
(Слайд 20)
- Почему не все грибы можно использовать в пищу? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)
Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
- Несъедобные и ядовитые грибы очень хитрые. Они маскируются под съедобные грибы. Познакомимся с грибами – двойниками.
Плакат “Съедобные и несъедобные грибы”.
Презентация на экране.
Лесная смерть - бледная поганка - коварная отравительница (слайд 21). Бледную поганку путают с шампиньонами, зелеными сыроежками. Главное отличие – клубневидное утолщение у основания ножки, воротничок, булавовидная ножки. Гриб смертельно ядовит!
Ложные опята.Слайд 22.
Пластинки у съедобных опят белые или слегка золотистые. У поганок - ярко-желтые, зеленые, серые, пурпуровые, черно-оливковые. И, наконец, осенних опят вы всегда узнаете по пленчатому кольцу на ходульках. У ядовитых грибов ходульки гладкие.
- А этот гриб вам хорошо знаком.
Этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор) Слайд 23
Нам знаком мухомор красный, а есть еще мухомор вонючий, мухомор пантерный. Все они сильно ядовиты. А для сорок, лосей это лекарство.
Желчный гриб. Слайд 24
Желчный гриб имеет внешнее сходство с белым грибом, подберезовиком, но отличается от них – розоватым трубчатым слоем, темным сетчатым рисунком на ножке и горьким вкусом, но этот гриб не ядовит.
Сатанинский гриб. Слайд 25.
Сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, а людям нельзя.
Имеет внешнее сходство с белым грибом, поддубовиками, но отличается от них – окраской низа шляпки и изменением окраски мякоти на срезе: она сначала краснеет, а затем синеет.
Но не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Помни, что грибы очень нужны в природе, являются важным компонентом леса. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор является одним из самых красивых наших грибов.
Сосны, ели и дубы
и на них растут грибы!
Верить чуду нелегко -
Так залезли высоко!
Нет у них ни рук, ни ног -
Кто взобраться им помог
по стволам под облака?!
Непонятно нам пока!
Только вот примчались белки -
Это белкины проделки:
Сушат там грибы на сучьях.
Пусть идёт мороз трескучий,
Если полны закрома,
Не страшна тогда зима! (Слайд 26)
Иван Демьянов.
Белки, ежи и другие лесные животные охотно поедают грибы, а белки к тому же делают заготовки сушеных грибов. Слайд 27
Едят грибы северные олени, притом только их шляпки. Грибы любят кабаны, а из мелких зверьков - мышевидные грызуны, которым особенно нравятся сыроежки, подберезовики, реже рыжики и почему-то меньше всего подосиновики и белые грибы. Домашние животные - коровы, свиньи – тоже не обходят их стороной, если пасутся в лесу. Большим лакомством считают грибы и степные черепахи.
III. Физкультминутка.
Раз грибок, два грибок.
Мы по лесу шли, шли (маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками).
Раз – грибок, два – грибок (наклоняются)
Положили в кузовок (показывают руками).
4. Грибные приметы (Слайд 28)
Когда наступает грибное время года? Как узнать, не заходя в лес, есть там грибы или нет?
Надо раньше встать, чтоб грибов набрать.
Много мошек - готовь много лукошек.
Будет дождик - будут и грибки. А будут грибки - будут и кузовки.
5. Правила сбора грибов.
- Что это за объявление? Давайте прочитаем. (Слайд 29)
“Солите, варите и жарьте грибы,
Только грибницу не трогайте вы.
Она, словно нить, глубоко под землей,
Ее повредишь - и не будет другой”.
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).
Хорошо грибы собирать в чистом лесу, далеком от вредных веществ, выхлопных газов. Не собирайте в лукошко грибов перезрелых, дряблых и червивых. Можно отравиться даже боровиками, если они слишком перестарели, заплесневели.
IV. Занимательная минутка.
Игра “Корзина с грибами”. Слайд 30
- Давайте заглянем в корзину к мишке и назовем грибы, которые он собрал. Что его так озадачило?
V. Редкие и необычные грибы.
Все грибы, о которых мы говорили, имеют сходство – шляпку, поэтому их называют шляпочными.
Среди грибов есть грибы, плодовое тело которых имеет другую форму, например, гриб-баран (слайд 31), рогатики (слайд 32), трутовик (слайды 33 – 34) чага (слайд 35). Одни грибы - настоящие великаны, а другие – карлики, т. е. их можно увидеть только под микроскопом. Очень – очень маленькие, но необходимые человеку. С помощью дрожжевых грибков делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневелых добывают пенницилин – важное лекарство. (слайд36)
VI. Закрепление полученных знаний и подведение итогов. Слайд 37
- Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется “микология” - наука о грибах.
На доске: микология, микос - гриб, логос - наука.
Проведём тест
На вопросы отвечайте да , нет
1. Грибы – это растения?
2. Бледная поганка – несъедобный гриб?
3. Рыжик, лисичка – съедобные грибы?
4.Может ли гриб вырасти на дереве?
5. Животные едят несъедобные грибы?
6. Самый ядовитый гриб – мухомор?
VII. Домашнее задание.
С. 39 – 44, т. С. 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...