Рабочая программа. Окружающий мир. .УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области», Примерной программы начального общего образования по окружающему, Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию при реализации программ основного образования в ОУ в 2021-2022 уч.г., на основе авторской программы А. А.Плешакова «Окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 53.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»
Озинского района Саратовской области
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО ____________/Е.Н. Прокопьева / Протокол № ___ от «___» ___________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/Л.Г. Косолапова/ «____» ___________20____ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ р.п. Озинки» _______________/ О.В.Бибикова/ Приказ № _________
от «____» _________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__Прокопьевой Елены Николаевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории,____
Ф.И.О., категория
__________по окружающему миру, 2 «в» класс, УМК «Школа России» _______________
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании методического совета протокол № ________ «__»___________20_____ г. |
Название видов работ | Проекты | Практические работы | Проверочные работы | Экскурсии |
Кол-во в год | 6 | 4 | 6 | 3 |
р.п. Озинки, 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области», Примерной программы начального общего образования по окружающему, Федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию при реализации программ основного образования в ОУ в 2021-2022 уч.г., на основе авторской программы А. А.Плешакова «Окружающий мир».
Рабочая программа педагога полностью отражает содержание Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствует требованиям ФГОС НОО и является составной частью ООП НОО МОУ «СОШ р.п. Озинки».
В соответствии с учебным планом ООП НОО МОУ «СОШ р.п. Озинки» на 2021-2022 учебный год на изучение окружающего мира во 2-м классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса реализуется по УМК «Школа России» под редакцией автора А. А.Плешакова:
- Окружающий мир: А.А. Плешаков. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2016г
- Окружающий мир: А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение»,2016 г
- Окружающий мир: Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016г.
- Окружающий мир: Г.Т.Дьячкова. Поурочное планирование: технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. изд. «Просвещение».
В авторскую программу внесены следующие изменения за счёт 35 учебной недели:
- в раздел «Где мы живём?» добавлен 1 ч (план 4 ч, факт 5 ч)
- в раздел «Путешествия» добавлен 1 ч (план 18 ч, факт 19 ч)
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы и экскурсии, являющиеся этапами комбинированных уроков, оцениваются по усмотрению учителя. Проверка знаний проводится по окончанию изучения каждого раздела на отдельном уроке в тестовой форме и оценивается отдельно. Программой предусмотрена работа над проектами, что способствует развитию самостоятельной познавательной и поисковой деятельности.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию; • различать объекты и явления неживой и живой природы; • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс (70 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живем? | 5 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Обобщение | 7 |
6 | Путешествия | 19 |
Итого: | 70 |
Где мы живем? (5 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (10 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс (70ч)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Коррекция | Примечание |
I. | Где мы живем? | 5 | |||
1(1) | Родная страна. Семья народов России. | 1 | 2.09 | с. 4-7 р/т с.5-7 | |
2(2) | Город и село. Наш дом. | 1 | 8.09 | с. 8-11 р/т с.8-9 | |
3(3) | Проект «Родной город (село)» | 1 | 9.09 | с.12-13 р/т с.14-15 | |
4(4) | Природа и рукотворный мир. Наше отношение к миру. | 1 | 15.09 | с. 14-17 р/т с.10-13 | |
5(5) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | 16.09 | с.18-22 р/т с.16 | |
II. | Природа. | 20 | |||
6(1) | Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. | 1 | 22.09 | с.24-27 р/т с.17-19 | |
7(2) | Явления природы. Знакомство с устройством термометра. Практическая работа. | 1 | 23.09 | с.28-31 р/т с.20-23 | |
8(3) | Что такое погода. | 1 | 29.09 | с.32-35 р/т с.24-26 | |
9(4) | В гости к осени(урок-экскурсия) | 1 | 30.09 | с.36-39 р/т с.27-30 | |
10(5) | Звёздное небо. | 1 | 6.10 | с.40-43 р/т с.31 | |
11(6) | Заглянем в кладовые земли Практическая работа. Знакомство с горными породами и минералами. | 1 | 7.10 | с.44-47 р/т с.32-34 | |
12(7) | Про воздух …. | 1 | 13.10 | с.48-51 р/т с.35-36 | |
13(8) | И про воду. | 1 | 14.10 | с. 52-55 р/т с.37-38 | |
14(9) | Какие бывают растения. | 1 | 20.10 | с.56-59 р/т с.39-41 | |
15(10) | Какие бывают животные. | 1 | 21.10 | с.60-63 р/т с.42-45 | |
16(11) | Невидимые нити. | 1 | 27.10 | 10.11 | с.64-67 р/т с.46-47 |
17(12) | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | 28.10 | 10.11 | с.68-71 р/т с.48-49 |
18(13) | Дикие и домашние животные. | 1 | 10.11 | 11.11 | с.72-75 р/т с.50-52 |
19(14) | Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями» | 1 | 11.11 | 17.11 | с.76-79 р/т с.53-55 |
20(15) | Животные живого уголка Практическая работа «Правила ухода за животными живого уголка». | 1 | 17.11 | 11.11 | с.80-83 |
21(16) | Про кошек и собак. | 1 | 18.11 | с.84-87 р/т с.56-59 | |
22(17) | Красная книга. | 1 | 24.11 | с.88-91 р/т с.60-61 | |
23-24 (18-19) | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 2 | 25.11 1.12 | с.92-95 р/т с.62-63 с.96-97 р/т с.64-65 | |
25(20) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 2.12 | с.98-102 р/т с.66 | |
III. | Жизнь города и села. | 10ч | |||
26(1) | Что такое экономика. | 1 | 8.12 | с.104-107 р/т с.67-69 | |
27(2) | Из чего что сделано. | 1 | 9.12 | с.108-111 р/т с.70-71 | |
28(3) | Как построить дом. | 1 | 15.12 | с.112-115 р/т с.72 | |
29(4) | Какой бывает транспорт. | 1 | 16.12 | с.116-119 р/т с.73-77 | |
30(5) | Культура и образование | 1 | 22.12 | с.120-123 | |
31(6) | Все профессии важны. | 1 | 23.12 | с.124-127 р/т с.78-81 | |
32(7) | Проект «Профессии» | 1 | 12.01 | с.128-129 р/т с.86-87 | |
33(8) | В гости к зиме (урок-экскурсия) | 1 | 13.01 | с.130-133 р/т с.82-85 | |
34(9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 19.01 | с.134-139 р/т с.88 | |
35(10) | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | 20.01 | ||
IV. | Здоровье и безопасность. | 9 ч | |||
36(1) | Строение тела человека. | 1 | 26.01 | с.4-7 р/т с.3-4 | |
37(2) | Если хочешь быть здоров. | 1 | 27.01 | с.8-11 р/т с.5-7 | |
38(3) | Берегись автомобиля! | 1 | 2.02 | с.12-13 | |
39(4) | Школа пешехода. Практическая работа «Правила безопасности на дороге». | 1 | 3.02 | с.14-17 р/т с.8-9 | |
40(5) | Домашние опасности. | 1 | 9.02 | с.18-21 р/т с. 10-12 | |
41(6) | Пожар. | 1 | 10.02 | с.22-25 р/т с. 13-14 | |
42(7) | На воде и в лесу. | 1 | 16.02 | с.26 -29 р/т с.15-18 | |
43(8) | Опасные незнакомцы. | 1 | 17.02 | с. 30-35 р/т с.19 | |
44(9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 23.02 | 24.02 | с.36-40 р/т с.20-22 |
V. | Общение. | 7ч | |||
45(1) | Наша дружная семья. | 1 | 24.02 | 2.03 | с.42-45 р/т с.23-25 |
46(2) | Проект «Родословная» | 1 | 2.03 | 9.03 | с.46-47 р/т с.40-41 |
47(3) | В школе | 1 | 3.03 | с.48-51 р/т с. 26-30 | |
48(4) | Правила вежливости | 1 | 9.03 | с.52-55 р/т с. 31-32 | |
49(5) | Ты и твои друзья | 1 | 10.03 | с.56-59 р/т с. 33-38 | |
50(6) | Мы – зрители и пассажиры | 1 | 16.03 | с.60-63 р/т с.39 | |
51(7) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | 17.03 | 23.03 | с.64-68 р/т с.42 |
VI. | Путешествия. | 19 ч | |||
52(1) | Посмотри вокруг. | 1 | 23.03 | с.70-73 р/т с.43-44 | |
53(2) | Ориентирование на местности Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | 6.04 | с.74-77 р/т с.45-48 | |
54(3) | Формы земной поверхности. | 1 | 7.04 | с.78-81 р/т с.49-50 | |
55(4) | Водные богатства. | 1 | 13.04 | с.82-85 р/т с.51-53 | |
56(5) | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 14.04 | ||
57(6) | В гости к весне. | 1 | 20.04 | 14.04 | с.86-89 р/т с.54-58 |
58(7) | Россия на карте. | 1 | 21.04 | 20.04 | с.90-95 р/т с.59-61 |
59(8) | Проект «Города России» | 1 | 27.04 | 21.04 | с.96-97 р/т с.82-83 |
60(9) | Путешествие по Москве. | 1 | 28.04 | 27.04 | с.98-101 р/т с.62-64 |
61(10) | Московский Кремль. | 1 | 4.05 | 28.04 | с.102-107 р/т с.65-67 |
62(11) | Город на Неве. | 1 | 5.05 | 4.05 | с.108-113 р/т с.68-70 |
63(12) | Путешествие по планете. | 1 | 11.05 | 5.05 | с.114-117 р/т с.72-73 |
64(13) | Путешествие по материкам. | 1 | 12.05 | 12.05 | с.118-123 р/т с.74-76 |
65-66 (14-15) | Страны мира. Проект «Страны мира» | 2 | 18.05 19.05 | 18.05 | с.124-127 р/т с.77-79 с.128-129 р/т с.84-85 |
67(16) | Впереди лето Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | 25.05 | 19.05 | с.130-133 р/т с.80-81 |
68(17) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | 27.05 | 25.05 | с.134-139 р/т с.86 |
69(18) | Повторение. | 1 | 26.05 | ||
70(19) | Урок –игра «Природа вокруг нас» | 1 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»
1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" ФГОС
УМК "Школа России" 1-4класс ФГОС...
Рабочая программа Окружающий мир 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Окружающий мир "4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....