Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" А.А.Плешаков 1 класс, УМК "Перспектива", ФГОС
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС по УМК "Перспектива" для 1 класса. Автор учебника А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование "Окружающий мир" 1 класс А.А.Плешаков | 36.48 КБ |
tablica_planirovani_okruzhayushchego_mira.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана в соответствии:
С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
С рекомендациями Примерной программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
С возможностями УМК «Перспектива», программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М., «Просвещение», 2011 год;
С особенностями МОУ «СОШ №16», образовательных потребностей и запросов обучающихся.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и ЦЕЛИ изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
* формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
* духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного мира в его важнейших взаимосвязях. Основной ЗАДАЧЕЙ реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
Уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;
Понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
Модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений поводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры и помогает им определить свое место в мире природы как в жизненно важной сфере человеского бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
Природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
Природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психологического здоровья человека;
Мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А.Плешакова « Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П.Левитана «Твоя Вселенная». В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семье й, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни представляют в их единстве и тесной взаимной связи:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
Человечество как многообразие народов, культур, религий;
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
Здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в первом классе отводится 2 часа в неделю. В год 66 часов (33 учебных недели).
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее существования.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание курса
В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведёт к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищённо. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно ёмким.
В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов.
Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии.
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства.
Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойным этих имён.
В круг друзей ребята могут включить и литературных героев.
Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни.
Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания. Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры.
С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни
людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
Мы и наш мир (9 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (18 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (6 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»
1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.
3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
4. Семейный клуб.
5. Семейные праздники.
6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
7. Экскурсии.
8. Кодекс чести класса.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
«Мы и наш мир» (10 часов) |
1 | Мы и наш мир | Как безопасно дойти от дома до школы? Познакомить с правилами поведения на дороге и улице Что такое окружающий мир? Познакомить с широкой картиной современного окружающего мира | Улица, дорога, ПДД, окружающий мир, пешеходы, водители, светофор. Природа Вещи, сделанные человеком | Научится выбирать безопасный маршрут от дома к школе Научится различать объекты окружающего мира | Р - применять установленные правила П – перерабатывать полученную информацию К – задавать вопросы, обращаться за помощью Р - учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике П - перерабатывать полученную информацию К - слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Адекватная мотивация |
2 | Природа | Что такое природа? Познакомить с объектами природы, сезонными изменениями | Природа, окружающий мир, вещи, сделанные человеком | Научится определять объекты природы, окружающего мира, | Р – учиться высказывать свое предположение П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к природному миру |
3 | Неживая и живая природа | Как различить живую и неживую природу? Выявить признаки живой природы | Жизнь, дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание | Научится соотносить объекты природы: живая - неживая | Р – определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем П – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы К – донести свою позицию до других | Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура |
4 | Культура | Что относится к культуре? Выявить признаки культурного наследия | Предметы культуры, культура, явления культуры | Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше- теперь, давно - недавно» | Р – учиться высказывать свое предположение П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к культурному наследию |
5. | Культура (продолжение) | Чем отличаются предметы культуры от произведений культуры? Выявить признаки культурного наследия | Предметы культуры, культура, явления культуры, произведения культуры | Научиться различать различные виды культуры Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше- теперь, давно - недавно» | Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к культурному наследию |
6. | Природа в творчестве человека | Что знакомое видим мы в произведениях культуры? Научиться видеть образы природы в произведениях культуры | Образ, материал, произведение культуры | Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры, читать схему и мастерить по ней игрушку из природного материала | Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к культурному наследию и к продуктам собственного труда |
7. | Мы - люди | Что связывает людей в этом мире? | Человек, люди, Народный костюм, народные традиции, национапльность возраст, народные песни. Сказки, фольклор | Научиться определять подходящими словами привлекательные черты в облике любого человека | Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к культурному наследию |
8. | Как мы общаемся с миром | Какие помощники помогают нам мир узнавать? Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств | Зрение, слух, осязание, вкус, обоняние | Научиться определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью различных органов восприятия | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к своему собственному восприятию окружающего мира |
9. | Как мы общаемся с миром(продолжение) | Что отличает человека от других живых существ? | Человеческая речь, Память, мышление | Научиться контролировать свою речь, приступить к тренировке своей памяти, учиться анализировать репродукции картин | Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к речи |
10 | Люди – творцы культуры | Как человек своими делами украшает окружающий мир? Познакомить детей со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств | Правда Добро, Красота, Трудолюбие, наблюдательность, Смекалка, творчество, мастерство | Научиться работать в группе, определять подходящими словами красоту человеческого труда | Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем П – поиск и выделение необходимой информации К - задавать вопросы, обращаться за помощью Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к культурному наследию и окружающему миру |
«Наш класс» (12 часов) |
11 | Наш класс в школе | Каким образом класс является составной частью окружающего мира? Познакомить детей с образами класса в разные исторические эпохи. | Окружающий мир, предметы культуры, явления культуры, предметы культуры. | Научиться определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности. | Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. |
12 | Мы – дружный класс | Что помогает нам быть сплочённым и единым коллективом? Развивать чувство принадлежности к коллективу (классу). | Человек, люди, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться понимать необходимость товарищеского сотрудничества. | Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям. |
13 | Учитель- наставник и друг | Кто наш наставник и друг в школе? Раскрыть важность и необходимость сотрудничества с учителем, как великой духовной ценности. | Человек, люди, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться понимать (на конкретных примерах) необходимость культурной преемственности от старшего к младшему. | Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | Ценностное отношение к культурным традициям народов России и образу учителя. |
14 | Природа в классе | Как меняют вид класса растения? Показать разнообразие комнатных растений. | Окружающий мир, природа, вещи, сделанные руками человека. | Научиться распознавать комнатные растения, называть их. | Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям, как части живой природы. |
15 | Как ухаживать за комнатными растениями | Для чего люди выращивают комнатные растения? | Окружающий мир, живая природа, вещи, сделанные своими руками. | Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения. | Р. Учиться высказывать собственное предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. |
16 | Что растёт у школы (урок в классе) | Чем отличаются друг от друга растения на улице? Выявить существенные отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений. | Живая природа, окружающий мир, человек. | Научиться различать группы растений по существенным признакам. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к окружающему миру и живой природе. |
17 | Мир за стеклянным берегом | Что у нас в аквариуме? Показать, что аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками. | Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры. | Научиться распознавать обитателей аквариума. Познакомиться со способами и средствами ухода за аквариумом. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
18 | Кто ещё у нас живёт? | Каких животных мы знаем? Прививать любовь к животным и чувство ответственности. | Окружающий мир, живая природа, человек, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться различать наиболее распространённых обитателей живого уголка. Усвоить простейшие правила ухода за ними. | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
19 | Какие бывают животные | Каковы отличительные признаки каждой группы животных? Сформировать бережное отношение к животным. | Живая природа, окружающий мир, человек. | Научиться различать существенные признаки групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
20 | Делу - время | Что нужно сделать для того, чтобы помнить о своих делах? Сформировать правильное представление о режиме дня. | Предметы и явления культуры, вещи, сделанные руками человека, традиции. | Научиться планировать и контролировать свои действия. | Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь. | Адекватная мотивация. |
21 | Книга – друг и наставник | Как можно сохранить слово, мысль? Раскрыть важность и необходимость чтения книг. | Предметы и явления культуры, человек, традиции. | Научиться пониманию того, что книга – великая духовная ценность. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | Ценностное отношение к культурному наследию и традициям. |
22 | Потехе - час | Какие игры вы любите? Показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха. | Предметы и явления культуры, традиции. | Научиться соблюдать правила игрового поведения, как способа дружеского общения друг с другом. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Адекватная мотивация. |
«Наш дом и семья» (14 часов) |
23 | Мы в семье | Родословное дерево – что это значит? Раскрыть важность семьи (на конкретных примерах) для каждого её члена. | Человек, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться различать степень родства и оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи. | Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. |
24 | Моя семья – часть моего народа | Каковы традиции семьи? На конкретных примерах раскрыть важность культурных традиций каждой семьи. | Предметы и явления культуры, вещи, сделанные руками человека, традиции. | Научиться находить ласковые слова в колыбельной песне, узнать названия старинных предметов быта. | Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. |
25 | Природа в доме | Какие животные живут в нашем доме? Воспитывать чувство ответственности за жизнь живых существ в нашем доме. | Окружающий мир, природа, предметы и явления культуры. | Научиться понимать, что дом, как и класс, наполнен природой, осознать её значение для каждого члена семьи. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П.Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. |
26 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество? Обобщить имеющиеся у учащихся сведения о результатах труда человека, использующего богатства неживой природы. | Окружающий мир, природа, предметы и явления культуры. | Научиться понимать, как получают воду, газ и электричество. Запомнить правила безопасного общения с бытовыми приборами. | Р.Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П.Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. | Ценностное отношение к неживой природе, её богатствам и культурному наследию. |
27 | Красивые камни в нашем доме | Из каких камней сделаны поделки и украшения, имеющиеся у нас дома? Учить узнавать камень в изделии. | Неживая природа, предметы и явления культуры. | Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. | Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к неживой природе, культурному наследию, традициям. |
28 | Комнатные растения у нас дома | Какие комнатные растения в ваших домах? Продолжать знакомить с комнатными растениями. | Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры. | Научится распознавать растение на фотографии, рисунке и в натуральном виде. | Р. Учится высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. |
29 | Выйдем в сад | Как мы работаем в саду? Продолжать работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение». | Природа, предметы и явления культуры. | Научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево – кустарник - травянистое растение» | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию. |
30 | Овощи и фрукты на нашем столе | Откуда берутся витамины? Сформировать представление о витаминах и их пользе для организма. | Окружающий мир, живая природа, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться классифицировать овощи и фрукты и понимать, что они – основной источник витаминов на нашем столе. | Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию |
31 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе | Какие растения нас кормят? Формировать представления о труде людей, связанному с производством хлеба и других продуктов. | Природа, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться различать виды круп, усвоить из чего делают хлеб и каши, чай и кофе. | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природе, культурному наследию и традициям. |
32 | Дикорастущие и культурные растения | Для чего человек выводит новые сорта культурных растений? Формировать представление о сортах культурных растений. | Окружающий мир, живая природа, традиции. | Научиться различать культурные растения от дикорастущих, приводить примеры растений каждой группы. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
33 | Собака в нашем доме | Для чего нам нужны собаки? Формировать представления о наиболее распространённых породах, воспитывать любовь к домашним животным. | , Окружающий мир, живая природа, традиции. | Научиться различать некоторые породы собак и усвоить основные правила ухода за ними. | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Адекватная мотивация. |
34 | Кошка в нашем доме | Для чего нам нужны кошки? Формировать представления о наиболее распространённых породах, воспитывать любовь к домашним животным. | , Окружающий мир, живая природа, традиции. | Научиться различать некоторые породы кошек и усвоить основные правила ухода за ними. | Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью | Адекватная мотивация. |
35 | Дикие и домашние животные | Какие ещё бывают домашние животные? Раскрыть значение понятий «дикие» и «домашние» животные. | Окружающий мир, живая природа, традиции. | Научиться классифицировать животных по признаку «дикие – домашние», приводить примеры животных каждой группы. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью | Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. |
36 | С утра до вечера | Чему нас учит время? Сформировать образ повседневной жизни в семье как культурную ценность. | Человек, предметы и явления культуры, традиции. | Научиться соблюдению устойчивого распорядка дел в течении дня. | Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью | Адекватная мотивация. |
37 | Мы в городе | Кто такие «земляки»? | земляки | Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. | Р.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. овладение способами существования в городе и селе. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование личного отношения к малой родине |
38 | Мы в селе | Как называть жителей определенного села по его названию? | Земляки - односельчане | Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки-односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Формирование личного отношения к малой родине |
39 | Красота любимого города. | Чем интересен мой город? | город | Знать особенности ландшафта, где находится родной город. Знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. | Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | Адекватная мотивация. |
40 | Красота родного села. | Чем интересно село? | село | Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. | Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Адекватная мотивация. |
41 | Природа в городе | Почему природа в городе – это источник красоты и здоровья? | Усвоить, ч то природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. формулировать собственное мнение и позицию. П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Адекватная мотивация. |
42 | Что растет в городе? | Чем различаются лиственные и хвойные деревья? | Лиственные, хвойные деревья. | Умение различать час то встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и Р.хвойные деревья. | Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, а том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Адекватная мотивация. |
43 | Чудесные цветники | Почему растения цветника относятся к культурным растениям? | Культурные растения, цветник | Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям. | Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. формулировать собственное мнение и позицию. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Адекватная мотивация. |
44 | В ботаническом саду. | Что такое «ботанический сад»? | «ботанический сад» | Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. | Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Формирование эмоционально го отношения. |
45 | Животные парка | Кто живет в парке? | «парк» | Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушать их жизнь. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Адекватная мотивация |
46 | В зоопарке. | Кто живет в зоопарке? | «зоопарк» | Знать, что зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью | Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | Адекватная мотивация |
47 | Войдем в музей! | Почему люди ходят в музеи? | «музей», «памятники культуры» | Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Форсирование личного отношения к музею. |
48 | Мы помним наших земляков. | Почему улицы ТАК называются? | земляки | Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умением кратко объяснять, почему они удостоились такой чести. | Р.преобразовывать практическую задачу в познавательную К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | Адекватная мотивация |
49 | Все профессии важны. | Какие бывают профессии? | «профессии» | Использование своего словарного запаса, касающегося темы связи качеств человека и профессии , которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. | Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий и использованием учебной литературы | Адекватная мотивация |
50 | За страницами учебника («Город и село») | Знаменитые земляки нашего города | Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. | Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. формулировать собственное мнение и позицию П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | Адекватная мотивация |
51 | Россия – наша Родина | Как выглядит герб и флаг России? Как звучит и поется российский гимн? | Родина, Отчизна, страна, герб, флаг, гимн | Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядит герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. | Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина боль шой страны. |
52 | Россия – наша Родина | Как выглядит герб и флаг России? Как звучит и поется российский гимн? | Родина, флаг, гимн, герб | Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядит герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. | Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. |
53 | Москва – столица России | Что и почему является «сердцем» России? | «столица» | Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области). | Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. |
54 | Мы семья народов России. | Какие особенности традиционной культуры народа моего края? | Национальное достояние | Особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты,транспорт, праздники и обычаи – на выбор) | Р. Отвечать на поставленные вопросы К. формирование себя – как часть большой семьи народов. П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющий богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. |
55 | Природа России | Разнообразие природы России | Получить первоначальное представление о разнообразии природы России. | Р. Отвечать на поставленные вопросы К. формирование себя – как часть большой семьи народов. П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. | Адекватная мотивация |
56 | Охрана природы. | Зачем охранять природу? | Охрана природы | Формирование первоначального представления об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. | Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | Адекватная мотивация. |
57 | Красная книга России. | Какие растения и животные России и своего региона занесены в Красную книгу? | «Красная книга» | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. | Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем оирентиры действия в новом учебном материале К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | Адекватная мотивация |
58 | Заповедные тропинки (экскурсия в Приокско-Террасный заповедник) | Зачем нужны заповедники? | «заповедник» | Усвоить, что заповедник – это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование личного отношения к заповедникам |
59 | За страницами учебника («Родная страна). | Традиционная культура моего края. | Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи – на выбор). | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Формирование личного отношения к традиция своего края. |
60 | Взгляни на человека! | Образ человека как проявление внутреннего мира его культуры | Человек – творческая личность | Уметь устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета | Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы,культуры, окружающих людей. |
61 | Взгляни на человека! | Образ человека как проявление внутреннего мира его культуры | Человек – творческая личность | Уметь устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета | Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы,культуры, окружающих людей. |
62 | У каждого времени свой плод | Соотносить возрастные признаки во внешности и поведении с признаками, характерными для природы | «творческая личность человека» | Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям. | Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей |
63 | У каждого времени свой плод | Соотносить возрастные признаки во внешности и поведении с признаками, характерными для природы | «творческая личность человека», «внутренний мир», «внешний облик». | Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям | Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей |
64 | Я – часть мира | Формирование образа «Я», связанного с миром природы, культуры и окружающих людей | «творческая личность человека», «личное достоинство» | Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать идеалу. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем К.договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Адекватная мотивация |
65 | Я – часть мира | Формирование образа «Я», связанного с миром природы, культуры и окружающих людей | «личное достоинство» | Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать идеалу. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Адекватная мотивация |
66 | За страницами учебника (Человек и окружающий мир») | Способы выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов. | «Личное достоинство» | Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональномслове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Формирование личного достоинства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по математике для 1 класса по ФГОС
Развернутое календарно-тематическое планирование по новому стандарту для 1 класса по программе "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по ФГОС
Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС по учебнику М.И.Моро "Математика" 1 класс, УМК "Школа России"....
Календарно-тематическое планирование уроков математики во 2 классе по ФГОС
Данное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС по учебнику М.И.Моро "Математика" 2 класс, УМК "Школа России"....
Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класс по ФГОС. Автор - Т.М. Геронимус
В этой разработке представлен календарно-тематический план по технологии для 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России" . План составлен на основе авторской программы Т.М. Геронимус....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) по ФГОС
Надеюсь, что моё КТП по ИЗО поможет учителям в их нелёгкой работе....
Календарно- тематическое планирование по математике для 3 класса по ФГОС
КТП по математике с УУД для 3класса по ФГОС...