Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе
презентация к уроку (окружающий мир) на тему

Тапаева Халида Рашидовна

 

  Современные образовательные стандарты  в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют  приоритетные направления образования:
система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность, внедрение современных образовательных технологий;
воспитание социально – адаптированной личности.
      Обучение становится личностным. Обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится самостоятельно приобретать знания.
      Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
     Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.
       Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
      Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. В результате выполнения ребёнком теста учитель может определить не только «проблемную зону» учащегося, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу.
      Тестовая технология выступает в качестве современной здоровьесберегающей технологии контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое состояние.
    Из выше сказанного вытекает цель данной работы – раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Методическая разработка, которую я применяю в своей практике, содержит конкретные материалы, которые  я успешно использую в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.
Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.
     Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.
    Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.
        В  начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем  желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты своего  продвижения  вперёд.
     Наличие ответов в тестах поможет детям объективно оценивать свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом, становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т.д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только  как тренировочная практическая работа, но и как объект познания.
Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.
 
    Вспомним среди них основные функции тестов:
учетно-контрольную (информационную) - систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
контрольно-корректирующую (диагностическую) - обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения;
 обучающую - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;
воспитательную (мотивационную) - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
аттестационную - связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.
 
    Остановимся на некоторых аспектах составления и применения тестов  в начальной школе, в частности, при проверке знаний по предмету «Окружающий мир».
Для определения по результатам тестирования полноты воспроизведения, действенности и системности знаний полезно разделить задания, включенные в тест на следующие группы:
1.Задания, требующие воспроизведения изученного материала.
Напиши, как происходит разрушение камней.
 
2.Установление причинно-следственных связей.
В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками – песцы. Объясни, почему?
 
3.Практическое использование знаний.
Запишите числом температуру воздуха пять градусов ниже нуля.
Составь меню на завтрак.
 
4.Нестандартные, творческого характера задания.
У подошвы высокой горы альпинистам было жарко. Но когда они достигли вершины горы, им пришлось одеться. Почему?
 
     Я на своих уроках  использую  следующие типы заданий в тестовой форме:
закрытый
задания альтернативных ответов
задания множественного выбора
задания на восстановление соответствия
задания на установление правильной последовательности
открытый
задания свободного изложения
задания-дополнения.
Задания закрытого типа
1. Задания альтернативных ответов.
Форма задания: утверждение.    
Даётся только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – “да” - “нет”, “правильно” - “неправильно” и др.
Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.
Пример1.
Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)
Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.
Вопрос 2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.
Вопрос 3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.
Вопрос 4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.
Вопрос 5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.
Вопрос 6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.
Ответы. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.
 
2. Задания множественного выбора.
Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.
Оптимальное количество вариантов 3-4 (до 5). Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.
Пример.
Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.
Вопрос. Какие движения совершает Земля?
А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.
Ответ. А) и В).
3. Задание на восстановление соответствия.
Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.
Пример.
Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.
Вопрос. 
         Солнце.                                  Планета.
         Луна.                                     Созвездие
         Земля.                                   Звезда.
         Большая медведица                    Спутник
         Марс
Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета, Большая медведица – созвездие, Марс – планета.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.
Примеры.
1. Составь цепь питания
(  ) Волк                        (  ) жёлуди                (  ) кабан
 
2. Подпиши названия изображенных материков.   и т.д.
Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.
Пример.
Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.
1) бобер;
2) тушканчик;
3) песец.
Ответ: 3-1-2
В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.
При выполнении подобных заданий требуется проявить так же высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.
 
 
Задания открытого типа
1. Задания свободного изложения.
Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.
Пример.
Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена -  времён года, когда Земля вращается вокруг своей оси - времён суток.
Ответ. Времён года, времён суток.
 
2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом).
   В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).
Пример1.
Инструкция. Впиши пропущенное слово.
Вопрос. Растения, животные и человек – это  живая  природа.
Ответ. Живая.
        Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.
Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.
       Предлагаем следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.
    Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “^”).
 
Пример: Тема: « Температура воздуха»
1.Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.
2.Водяной термометр имеет шкалу от –15о до +15о
3.Знак (+) показывает число градусов тепла.
4.Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.
5.При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.
6.При нагревании воздух расширяется.
7.Воздух плохо проводит тепло.
8.Растения поглощают кислород.
9.Воздух имеет резкий запах.
10.Нужно заботиться о чистоте воздуха.
 
Ответ: 
 
    Для проверки задания учитель может приготовить шаблон с симметричным изображением ответов. Подставляя его к работе каждого ученика, учитель быстро проверяет правильность ответов.
 
Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы. Далее составляются группы, на которые можно разделить перечисляемые выше объекты. Можно творчески подойти к этому виду контроля: предложить ученикам самим разгруппировать эти объекты и указать названия этих групп – запись в тетрадях названия групп и номера объектов, принадлежащих к этим группам.
 
   Задания тезисного характера. Задание состоит из 8-10 тезисов, в которых говорится об объекте природы: перечисляются его свойства, описывается внешний вид, повадки и т.д. Ниже перечислены эти объекты. Читая и анализируя их, учащиеся должны узнать о ком или о чем идет речь. Задача ребят – расставить номера соответствующих тезисов. Свойства должны быть знакомы детям.
 
Пример: Тема: «Лес – природное сообщество»
1.Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах.
2.Нижний ярус леса.
3.Эту птицу зовут санитаром леса.
4.Особая группа живых организмов, состоящая из шляпки и ножки.
5.Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике является главным украшением.
6.Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.
7.Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.
8.Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.
9.Одна из самых крупных птиц леса, поёт-токует  - взята под охрану.
 
Ответ:           грибы – 4                                    мхи-лишайники – 2
                  лесная подстилка – 6, 8                     глухарь – 9
                  дятел – 3                                    мухомор – 7
                  лось – 1                                     сосна – 5
 
    В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).
Учитель должен помнить, что существуют требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут. Составлению заданий должен предшествовать мониторинг программы начальной школы по предметам. Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.),
· структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена); 
· формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);,
· должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста; 
· процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов)
· тестовые задания должны легко читаться;
· если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;
· тестовые задания должны быть независимыми;
· формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
· тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
· постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
· тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены
    В заключении следует отметить, что данная работа поможет нам, учителям начальной школы использовать тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.
       
      Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному написанию диагностических работ по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса.
   При  составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.
        
    Теоретические и практические результаты тестового контроля знаний учащихся  дают мне возможность сделать следующие выводы.
Использование тестовой формы контроля обеспечивает:
        -высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
        -воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
        -развивает память, логическое мышление;
        -умение делать правильный выбор;
        -снижает уровень тревожности;
        -помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.
        Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:
v в тестировании присутствует элемент случайности. 
Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
v большая вероятность выбора ответов наугад;
v невозможно проследить логику ученика;
v невозможно проследить за устной речью, убедительностью в ответах учащихся.
        Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Тулугановская СОШ»

Выступление ?????на районном МО

учителей начальных классов

Тапаевой Х.Р.

учителя начальных классов

 МБОУ «Тулугановская СОШ»

06.11.12 года в??????

2012 г.

«Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Современные образовательные тенденции обусловили необходимость обновления образовательного процесса в начальной школе. Указанные изменения предусматривают ориентацию на создание условий:

для развития у детей способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального и собственного опыта;

для формирования способностей объяснять явления социальной и духовной жизни;

для развития личностных качеств, обеспечивающих социализацию и самореализацию личности в условиях меняющегося общества.

Новые требования к выпускникам школ включают формирование умений самостоятельно определять цели, нормы и формы деятельности, делать выбор, оперативно находить необходимую информацию.

В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.

Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления.

Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.

Слайд 2: «Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата».

Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.

Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Слайд 3: «Подходы к созданию тестовых заданий:

нормативно-ориентированный

критериально-ориентированный»

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций.

Слайд 4: «Функции тестов:

социальная функция

образовательная функция

воспитательная функция

развивающая функция

контролирующая функция

занимательная функция

функция творческого роста учителя».

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартом.

Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения тревожности.

Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал, который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

На своих уроках я использую следующие виды тестов:

тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.

Слайд 5: «Тесты-правила».

Вставьте в правила пропущенные слова:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .

Заполните таблицы:

к

  5  

 12 

 43 

 50 

 37 

5 + к

 

 

 

 

 

50 - к

 

 

 

 

 

Слагаемое

6

3

 

Уменьшаемое

 13 

      

 12 

Слагаемое

4

 

7

Вычитаемое

6

9

 

Сумма

      

 11 

 15 

Разность

 

7

4

тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».

Слайд 6: «Верю – не верю».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.

выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.

1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.

Слайд 7: «Сделай свой выбор».

Ветер – это… 
А) воздушная оболочка Земли
Б) движение воздуха
В) прибор для определения давления воздушных масс
Г) бурное ненастье с громом и молнией

Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает    1.Б

2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.

Слайд 8: «Кто хочет стать отличником?».

       

  А  

  Б  

  В  

  Г  

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро «методом прокалывания».

3. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.

Слайд 9: «Найди меня!».

Найдите среди записей уравнения:

30 – х = 21

47 – 4 = 43

50 + х > 20

60 – а = 10

у – 4 = 9

16 – 8 < 54

а + в = 18

21 – х = 16

18 – 10 = 8

15 = к + 5

занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:

1. решение «круговых примеров»

Слайд 10: «Авиагонки».

2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием

Слайд 11: «Цветные карандаши».

3. расшифровывание слов

Слайд 12: «Дешифровщик».

Решите примеры и расшифруйте слово:

Л

17 – 9 + 3 =

      

О

17 – (38 - 30) =

 

И

(49 + 1) – 30 =

 

Б

28 – 20 + 5 =

 

В

72 – 2 + 0 =

 

Е

75 – 30 – 10 =

 

 Ш 

(14 - 8) + 40 =

 

Н

12 – 9 + 40 =

 

К

100 – 50 – 20=

 

      

 

      


70

9

11

46

35

13

43

20

30

      

      

      

      

      

      

      

      

      

4. нахождение и исправление ошибок

Слайд 13: «Мы – учителя».

Исправьте, где есть ошибки:

30 + 31 < 60 – 40

12 + 6 = 20 – 2

20 – 20 > 5 – 0

54 + 32 = 32 + 45

ягода, мишенька, Волга, петербург, Василий, иванович, кукушкин, собака, Дедушка

4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Установлении соответствие между предметов их двух списков

Слайды 14-17: «Установим связь».

Соедините стрелками название месяца и времени года:

март

              

осень

июль

 

зима

январь

 

лето

октябрь

 

весна

Соедините стрелками части задачи:

решение задачи

               

Бабушке 60 лет, а мама моложе ее на 30 лет

условие задачи

 

Сколько лет маме?

вопрос задачи

 

Маме 30 лет.

ответ

 

60 – 30 = 30 (лет)

5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда

Слайд 18: «Продолжи ряд».

Установите закономерность и продолжите ряд:

21 34 47 … … 86 …

Завод девочка арбуз ….. циркуль ….. абажур …..

\\\\\ * \\\\\

              

\\\ *** \\\

             

\ ***** \

6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном порядке

Слайд 20: «Перевертыши».

Расположите органы пищеварения в правильном порядке по ходу поступлению пищи в организм:

желудок

рот

кишечник

пищевод

кишка

7. восстановление записи

Слайд 19: «Резинка-хулиганка».

Вставьте в выражения пропущенные числа и знаки:

63 * 20 * 7 = 50

26 * 30 * 8 = 48

34 * 7 * 7 = 20

78 * 9 * 9 = 60

6 + 7 - * = 11

8 - * + 9 = 13

+ 7 + 8 = 20

3 + * - 7 = 5

8. восстановление схемы

Слайд 21: «Схема-прятки».

Тесты предполагают владение пользователем, определенным объемом информации, поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде математического диктанта. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

При конструировании тестов необходимо учитывать следующее:

тестовые задания должны легко читаться;

задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;

они должны быть независимыми;

формулировка задания не должна содержать двусмысленности;

тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа.

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.

Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.

Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

Слайд 20: «Творческих успехов в работе!»

Слайд 21: «Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках русского языка

Презентация к выступлению на семинаре учителей...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

мастер класс "Использование развивающих заданий на уроках в начальной школе"

Очень важно заинтересовать детей на уроке учебной деятельностью. Поэтому необходимы развивающие творческие задания, которые не только повышают интерес, развивают творческий потенциал , но и повышают к...

Использование тестовой технологии на уроках в начальных классах

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.  Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контрол...

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.

Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знани...

Мониторинг сформированности ключевых компетенций средствами использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе

Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий. Они позволяют существенно изменить урок через создание специально орган...

Использование эвристических заданий на уроках в начальной школе

В данной статье рассматриваются  возможности эвристических заданий для самореализации младших школьников на уроках. Приведены примеры эвристических заданий, показаны результаты учеников....