Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.
презентация к уроку
Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знаний: способность регулировать собственную деятельность, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретая при этом коммуникативные навыки общения. Знания, полученные детьми ранее, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Для этого учащимся предлагается работа с таблицей, моделями, картинками, работа по восстановлению текста и т.п.
В выступлении демонстрируются полная структура КОЗ, требования к его составлению. Предложены конструктор задач на развитие и оценку компетентности и варианты компетентностно-ориентированных заданий по четырём ключевым компетенциям: учебно-познавательной, самоорганизационной, информационной, коммуникативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koz_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc | 339 КБ |
koz_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование компетентностно-ориентированных заданий
на уроках в начальной школе
Слайд 1. Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом по созданию и использованию компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе.
Слайд 2. Известно, что компетентностно-ориентированное задание должно отвечать ряду требований. Как минимум выделяю следующие:
1) результат решения таких заданий должен представлять для обучающихся познавательную значимость, чтобы их деятельность была мотивированной;
2) условие задания формулируется как проблемная ситуация, которую необходимо разрешить средствами учебных дисциплин или знаний, приобретённых на практике;
3) в результате работы над заданием обучающиеся должны приобрести и продемонстрировать определенный набор умений;
4) цель решения должна заключаться не столько в получении ответа, сколько в приобретении нового знания, способа решения, приёма, с возможным переносом в другие аналогичные ситуации.
Слайд 3. Полная структура КОЗ включает в себя следующие компоненты: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк выполнения задания и инструмент проверки.
Стимул мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию и зависит от возрастных особенностей учащихся. Слайд 4. Так, например, в 1-2 классе я использую самые простые стимулы. Рассмотрим примеры: Для первоклассников при изучении темы «Кто когда спит» я предлагаю такой стимул: - Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить, почему только на некоторых клетках есть такой знак ? А при изучении «Числовых закономерностей» на математике в 1 классе можно взять такой стимул: Две подружки нашли во дворе дома ключи и решили вернуть их. Чтобы быстрее найти хозяина, девочки распределили между собой номера квартир. Лена: 1, 3, 5, … , … Маша: 2, 4, 6, … , …
А уже в 3-4 классах формулировки стимула усложняются. Например, стимул при изучении темы «Удвоенные согласные в корне слова» в 3 классе звучит так: Всем знакомо слово коллектив. У нас коллектив – это группа собранных вместе людей. Но мало кто задумывается, что от этого слова произошло много других слов, которые мы используем в речи. Ещё один пример стимула, который был задан при изучении темы «Новое время» на уроке окружающего мира в 4 классе: Новая история подарила миру великих творцов. На уроке вы получили задание - подготовить сообщение об одном из них. Вы решили найти материал для сообщения в библиотеке, где много залов и стеллажей.
Слайд 5. Переходим к задачной формулировке, которая точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания. Должна пониматься однозначно, чётко соотноситься с модельным ответом, быть значимой для обучающихся. В своей практике я использую «Конструктор условий задач». Слайд 6. В основу Конструктора положена таксономия Бенджамина Блума, в которой выделяется шесть категорий учебных целей. Они раскрываются через систему действий обучающегося. Эти действия представлены в виде клише для формулировки соответствующего задания. Цветом в конструкторе выделены задачи, которые далее я представлю в своих компетентностно-ориентированных заданиях.
Конструктор задач на развитие и оценку компетентности
воспроизведение | восприятие | применение | творчество | ||
знание Помнить – извлекать информацию из памяти. | понимание Понимать – выявлять сущность. | применение Применять – использовать на практике в других ситуациях. | анализ Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым. | синтез Создать новое – объединить элементы в целое. | оценка Создать суждения, основанные на критериях и эталонах. |
Назовите основные части… | Объясните причины того, что… | Изобразите информацию графически | Раскройте особенности… | Предложите новый (иной) вариант… | Ранжируйте… и обоснуйте … |
Сгруппируйте вместе все… | Обрисуйте шаги, необходимые для того, чтобы… | Предложите способ, позволяющий… | Проанализируйте структуру… с точки зрения… | Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… | Определите, какое из решений является оптимальным для… |
Составьте список понятий, касающихся… | Покажите связи, которые, существуют между… | Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | Составьте перечень основных свойств характеризующих с точки зрения… | Найдите необычный способ, позволяющий… | Оцените значимость… для... |
Расположите в определённом порядке… | Постройте прогноз развития… | Сравните… и…, а затем обоснуйте… | Постройте классификацию на основании… | Придумайте игру, которая… | Определите возможные критерии оценки… |
Изложите в форме текста… | Прокомментируйте положение о том, что… | Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий | Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… | Предложите новую (свою) классификацию… | Выскажите критические суждения о… |
Вспомните и напишите … | Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… | Проведите презентацию… | Сравните точки зрения… и … на… | Напишите возможный сценарий развития… | Оцените возможности… для… |
Прочитайте самостоятельно… | Приведите пример того, что (как, где)… | Рассчитайте на основании данных о… | Выявите принципы, лежащие в основе… | Изложите в форме… своё мнение (понимание)… | Проведите экспертизу состояния … |
Слайд 7. Следующий структурный элемент коипетентностно-ориентированного задания - источник информации. Он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, может быть представлен в виде текста, диаграммы, рисунка, таблицы, плана или карты. Давайте рассмотрим источник информации, заданный в виде рисунков.
Стимул: Винтик и Шпунтик договорились встретиться в книжном магазине в отделе с русскими народными сказками.
Задачная формулировка: Помоги Винтику быстро найти этот отдел по плакату.
Обведи букву выбранного ответа.
А | Б | В | Г |
Рассмотрим другой источник информации – диаграмму.
Стимул: В 3-а классе 12 человек занимаются в спортивных кружках школы. Это половина всех учеников класса. Остальные занимаются танцами, музыкой и творчеством, поровну в каждом кружке.
Задачная формулировка: изучите диаграммы и определите, на какой из них верно показано распределение учеников по кружкам.
Обведи букву выбранного ответа.
А | Б | В |
Слайд 8.
Очень актуальным источником информации в последнее время является таблица.
Стимул: вы планируете совершить поездку на природу. Первым делом нужно изучить прогноз погоды.
Задачная формулировка:
Сделайте верные выводы по временному отрезку 27 июня -10 июля.
Обведите три буквы выбранных ответов.
А. Со 2 по 10 июля каждый день будет гроза.
Б. С 27 июня по 1 июля дневная температура будет примерно одинаковой. В. 10 июля скорость ветра будет самой низкой.
Г. 3 июля осадков будет больше, чем 4 июля.
Д. Ночь с 30 июня на 1 июля будет самой холодной.
Еще один популярный источник информации – карта или план местности.
Стимул: вы хотите узнать, в какой местности пройдет ваш отдых.
Задачная формулировка: Рассмотрите карту, определите, какую информацию можно узнать из неё?
Обведи ДВЕ буквы выбранных ответов.
А. Рельеф территории
Б. Направление ветров
В. Расположение населённых пунктов
Г. Расположение полезных ископаемых
Перейдем к бланку для выполнения задания. Он задает структуру предъявления обучающимися результата своей деятельности по выполнению задания и зависит непосредственно от задачной формулировки.
Слайд 9. Последний структурный элемент КОЗ - инструмент проверки. Он может быть в виде ключа для тестовых заданий, предлагающих правильный выбор из нескольких вариантов ответа или нахождение соответствия. Перед вами пример такого ключа.
Стимул: Помоги Серёже разобраться с жанрами устного народного творчества.
А) Загадка Б) Скороговорка В) Пестушка Г) Пословица
1) Около речки колодца не копают.
2) Свиристель свиристит свирелью.
3) Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший ...
4) Ладушки, ладушки. С мылом моем, лапушки.
Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки.
Установите соответствие и заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.
1 | 2 | 3 | 4 |
Г | Б | А | В |
После сверки с предложенным мной эталоном, дети оценивают свою работу.
2 балла – таблица заполнена верно
1 балл – допущена 1 ошибка
0 баллов – допущено 2 и более ошибок
Слайд 10. Ещё одним инструментом проверки является модельный ответ. Он используется чаще всего для заданий с кратким ответом. В качестве примера:
Запишите в таблицу в порядке возрастания высоту вершин горных систем России:
горная система | горная вершина | высота вершины, м |
Уральские горы | г. Народная | 1895 м |
Алтай | г. Белуха | 4506 м |
Вулканы Камчатки | г. Ключевская Сопка | 4750 м |
Кавказские горы | г. Эльбрус | 5642 м |
В порядке возрастания указаны высота вершины и горная система – 3 балла
Верно указаны названия вершин и горных систем, но отсутствует порядок – 2 балла
Допущены 1-2 ошибки в заполнении таблицы – 1 балл
Таблица заполнена неверно – 0 баллов
Слайд 11. А уже для заданий с развёрнутым ответом я использую аналитическую шкалу, которая описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров.
Группа туристов ушла из лагеря в северо-восточном направлении. Компас потеряли.
Напиши как можно больше вариантов, по каким ориентирам можно определить направление, в котором надо вернуться в лагерь.
Параметры шкалы | Содержание параметров | Баллы |
содержание | Представлено 2-3 способа ориентирования. | |
Дан развёрнутый ответ. | ||
Грамотность письменной речи. |
* оценивание по трём уровням: ДА (2 балла), НЕ ВСЕГДА (1 балл), НЕТ (0 баллов).
Слайд 12. Таким образом, у меня выстраивается
алгоритм конструирования компетентностно-ориентированных заданий
1. На первом этапе я определяю ключевую компетенции, подлежащий формированию или оценке.
2. Затем составляю задачу на основе выбранного аспекта.
3. Подбираю источники, позволяющие реализовать планируемую деятельность.
4. Формулирую мотивы и стимул.
5. Создаю ключ, модельный ответ или шкалу, бланк и инструкции к предъявлению результата решения задачи.
6. На заключительном этапе провожу самоэкспертизу задания.
Слайд 13. Хочу представить разработанные мною компетентностно-ориентированные задания по четырём ключевым компетенциям, о которых говорила Светлана Анатольевна.
Итак, КОЗ по окружающему миру для 2-го класса по теме: «Многообразие животных». В процессе работы, учащиеся должны доказать, что для определения принадлежности животного к его группе недостаточно одного внешнего признака.
Стимул: Незнайка считает: все, кто летает – птицы, все, кто плавает – рыбы! Задачная формулировка: Установите соответствие, поставьте + в соответствующей графе. Обратите внимание, что я взяла эту задачу из конструктора. Её вы видите в правом верхнем углу слайда. На основе источника информации и результата работы с таблицей, учащиеся делают вывод: чтобы правильно определить группу животного, нужно знать несколько отличительных признаков. Какая компетенция будет ключевой при выполнении данного задания? Верный ответ - информационная компетенция.
Слайд 14. КОЗ по литературному чтению для 2-го класса по теме: «Обобщение раздела «Писатели детям»». Ключевая компетенция: коммуникативная. В процессе выполнения КОЗ, дети учатся работать с анаграммами и исключать лишнее на основе содержания произведений раздела. Стимул. Буквы пошутили – заняли не своё место! Отгадайте слова. Найдите среди них «шпиона». Задачная формулировка: Разгадайте анаграммы. Определите «лишнее» слово. Слайд 15. Сличая результат работы группы с эталоном, учащиеся приходят к выводу: чтобы выявить лишнее слово в этом задании, надо догадаться, какое произведение объединяет большинство слов в группе. Какой инструмент проверки используется для оценивания? Это, действительно, модельный ответ.
Слайд 16. КОЗ по математике для 4-го класса, по теме «Площадь прямоугольника». Ключевая компетенция: самоорганизационная. В процессе работы с КОЗ отрабатываются предметные умения: 1. Вычислять площади окрашиваемых поверхностей. 2. Рассчитывать расход краски. 3. Предлагать варианты покупки, если вес краски в банке - 1 кг или 3кг. Такой стимул мотивирует выбрать из нескольких возможных вариантов самый оптимальный. Слайд 17. Первая часть задания предполагает оценивание с помощью модельного ответа. А как вы думаете, какой инструмент проверки используется для второй части задания? Совершенно верно. Это аналитическая шкала. Её развёрнутый ответ помогает прийти к выводу, что выгоднее купить 2 банки краски по 3 кг и 2 – по 1 кг, чтобы сэкономить наибольшую сумму денег.
Слайд 18. по окружающему миру для 2-го класса по теме: «Многообразие животных». Ключевая компетенция: учебно-познавательная. В процессе работы с КОЗ дети учатся создавать кластер по содержанию текста. Стимул: 83 человека из ста лучше воспринимают информацию зрительно. Задачная формулировка: Создайте кластер «Птицы». Слайд 19. После работы над составлением кластера и его представления, учащиеся приходят к пониманию, что, если дополнить сообщение кластером результат работы имеет больший успех.
Слайд 20. Подводя итог, хочется отметить, что на начальном этапе использования компетентностно-ориентированных заданий, конечно, потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщённый характер. Это проявится в способности обучающихся видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, самостоятельно мыслить, действовать, применять свои знания на практике, успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.
Уважаемые коллеги, буду рада, если представленный мною опыт по конструированию компетентностно-ориентированных заданий пригодится в вашей практике. Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе
Современные образовательные стандарты в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют ...
Выступление на КМО учителей начальных классов по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Что такое ИКТ - технологии и каково их значение для учителя начальных классов и учеников...
мастер класс "Использование развивающих заданий на уроках в начальной школе"
Очень важно заинтересовать детей на уроке учебной деятельностью. Поэтому необходимы развивающие творческие задания, которые не только повышают интерес, развивают творческий потенциал , но и повышают к...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...
Мониторинг сформированности ключевых компетенций средствами использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе
Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий. Они позволяют существенно изменить урок через создание специально орган...
Использование эвристических заданий на уроках в начальной школе
В данной статье рассматриваются возможности эвристических заданий для самореализации младших школьников на уроках. Приведены примеры эвристических заданий, показаны результаты учеников....