Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе.
презентация к уроку

Шоронихина Инна Александровна

Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знаний: способность регулировать собственную деятельность,  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретая при этом коммуникативные навыки общения. Знания, полученные детьми ранее, закрепляются в процессе выполне­ния различных практических работ. Для этого  учащимся предлагается работа с таблицей, моделями,  картинками, работа по восстановлению текста и т.п.

В выступлении демонстрируются полная структура КОЗ, требования к его составлению. Предложены конструктор задач на развитие и оценку компетентности и варианты компетентностно-ориентированных заданий по четырём ключевым компетенциям: учебно-познавательной, самоорганизационной, информационной, коммуникативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koz_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc339 КБ
Office presentation icon koz_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Использование компетентностно-ориентированных заданий

на уроках в начальной школе

Слайд 1. Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом по созданию и использованию компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе.

Слайд 2. Известно, что компетентностно-ориентированное задание должно отвечать ряду требований. Как минимум выделяю следующие:

1) результат решения таких заданий должен представлять для обучающихся познавательную значимость, чтобы их деятельность была мотивированной;

2) условие задания формулируется как проблемная ситуация, которую необходимо разрешить средствами учебных дисциплин или знаний, приобретённых на практике;

3) в результате работы над заданием обучающиеся должны приобрести и продемонстрировать определенный набор умений;

4) цель решения должна заключаться не столько в получении ответа, сколько в приобретении нового знания, способа решения, приёма, с возможным переносом в другие аналогичные ситуации.

Слайд 3. Полная структура КОЗ включает в себя следующие компоненты: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк выполнения задания и инструмент проверки.

Стимул мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию и зависит от возрастных особенностей учащихся. Слайд 4. Так, например, в 1-2 классе я использую самые простые стимулы. Рассмотрим примеры: Для первоклассников при изучении темы «Кто когда спит» я предлагаю такой стимул: - Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить, почему только на некоторых клетках есть такой знак ? А при изучении «Числовых закономерностей» на математике в 1 классе можно взять такой стимул: Две подружки нашли во дворе дома ключи и решили вернуть их. Чтобы быстрее найти хозяина, девочки распределили между собой номера квартир. Лена: 1, 3, 5, … , …         Маша: 2, 4, 6, … , …

А уже в 3-4 классах формулировки стимула усложняются. Например, стимул при изучении темы «Удвоенные согласные в корне слова» в 3 классе звучит так: Всем знакомо слово коллектив. У нас коллектив –  это группа собранных вместе людей. Но мало кто задумывается, что от этого слова произошло много других слов, которые мы используем в речи. Ещё один пример стимула, который был задан при изучении темы «Новое время» на уроке окружающего мира в 4 классе: Новая история подарила миру великих творцов. На уроке вы получили задание - подготовить сообщение об одном из них. Вы решили найти материал для сообщения в библиотеке, где много залов и стеллажей.  

Слайд 5. Переходим к задачной формулировке, которая точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания. Должна пониматься однозначно, чётко соотноситься с модельным ответом, быть значимой для обучающихся. В своей практике я использую «Конструктор условий задач». Слайд 6. В основу Конструктора положена таксономия Бенджамина Блума, в которой выделяется шесть категорий учебных целей. Они раскрываются через систему действий обучающегося. Эти действия представлены в виде клише для формулировки соответствующего задания. Цветом в конструкторе выделены задачи, которые далее я представлю в своих компетентностно-ориентированных заданиях.

Конструктор задач на развитие и оценку компетентности

воспроизведение

восприятие

применение

творчество

знание

Помнить – извлекать информацию из памяти.

понимание

Понимать – выявлять сущность.

применение

Применять – использовать на практике в других ситуациях.

анализ

Анализировать – вычленять из понятия части и описывать как части соотносятся с целым.

синтез

Создать новое – объединить элементы в целое.

оценка

Создать суждения, основанные на критериях и эталонах.

Назовите основные части…

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию графически

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Ранжируйте… и обоснуйте …

Сгруппируйте вместе все…

Обрисуйте шаги, необходимые для того, чтобы…

Предложите способ, позволяющий…

Проанализируйте структуру… с точки зрения…

Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

Определите, какое из решений является оптимальным для…

Составьте список понятий, касающихся…

Покажите связи, которые, существуют между…

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

Составьте перечень основных свойств характеризующих с точки зрения…

Найдите необычный способ, позволяющий…

Оцените значимость… для...

Расположите в определённом порядке…

Постройте прогноз развития…

Сравните… и…, а затем обоснуйте…

Постройте классификацию на основании…

Придумайте игру, которая…

Определите возможные критерии оценки…

Изложите в форме текста…

Прокомментируйте положение о том, что…

Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

Предложите новую (свою) классификацию…

Выскажите критические суждения о…

Вспомните и напишите …

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

Проведите презентацию…

Сравните точки зрения… и … на…

Напишите возможный сценарий развития…

Оцените возможности… для…

Прочитайте самостоятельно…

Приведите пример того, что (как, где)…

Рассчитайте на основании данных о…

Выявите принципы, лежащие в основе…

Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

Проведите экспертизу состояния …

Слайд 7. Следующий структурный элемент коипетентностно-ориентированного задания - источник информации. Он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, может быть представлен в виде текста, диаграммы, рисунка, таблицы, плана или карты. Давайте рассмотрим источник информации, заданный  в виде рисунков.

Стимул: Винтик и Шпунтик договорились встретиться в книжном магазине в отделе с русскими народными сказками.

Задачная формулировка:  Помоги   Винтику быстро найти этот отдел по плакату.

Обведи букву выбранного ответа.

А

Б

В

Г

Рассмотрим другой источник информации – диаграмму.

Стимул: В 3-а классе 12 человек занимаются в спортивных кружках школы. Это половина всех учеников класса. Остальные занимаются танцами, музыкой и творчеством, поровну в каждом кружке.

Задачная формулировка: изучите диаграммы и определите, на какой из них верно показано распределение учеников по кружкам.

Обведи букву выбранного ответа.

А

Б

В

Слайд 8.

Очень актуальным источником информации в последнее время является таблица.

Стимул: вы планируете совершить поездку на природу. Первым делом нужно изучить прогноз погоды.

Задачная формулировка:

Сделайте верные выводы по временному отрезку 27 июня -10 июля.

Обведите три буквы выбранных ответов.

А. Со 2 по 10 июля каждый день будет гроза.

Б. С 27 июня по 1 июля дневная температура будет примерно одинаковой. В. 10 июля скорость ветра будет самой низкой.

Г. 3 июля осадков будет больше, чем 4 июля.

Д. Ночь с 30 июня на 1 июля будет самой холодной.

Еще один популярный источник информации – карта или план местности.

Стимул: вы хотите узнать, в какой местности пройдет ваш отдых.

Задачная формулировка: Рассмотрите карту, определите, какую информацию можно узнать из неё?

Обведи ДВЕ буквы выбранных ответов.

А. Рельеф территории

Б. Направление ветров

В. Расположение населённых пунктов

Г. Расположение полезных ископаемых

Перейдем к бланку для выполнения задания. Он задает структуру предъявления обучающимися результата своей деятельности по выполнению задания и зависит непосредственно от задачной формулировки.

Слайд 9. Последний структурный элемент КОЗ - инструмент проверки. Он может быть в виде ключа для тестовых заданий, предлагающих правильный выбор из нескольких вариантов ответа или нахождение соответствия. Перед вами пример  такого ключа.

Стимул: Помоги Серёже разобраться с жанрами устного народного творчества.

А) Загадка                  Б) Скороговорка                  В) Пестушка          Г) Пословица

1) Около речки колодца не копают.

2) Свиристель свиристит свирелью.

3) Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший ...

4) Ладушки, ладушки. С мылом моем, лапушки.

Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки.

Установите соответствие и заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

1

2

3

4

Г

Б

А

В

После сверки с предложенным мной эталоном, дети оценивают свою работу.

2 балла – таблица заполнена верно

1 балл – допущена 1 ошибка

0 баллов – допущено 2 и более ошибок

Слайд 10. Ещё одним инструментом проверки является модельный ответ. Он используется чаще всего для заданий с кратким ответом.   В качестве примера:

Запишите в таблицу в порядке возрастания высоту вершин горных систем России:

горная система

горная вершина

высота вершины, м

Уральские горы

г. Народная

1895 м

Алтай

г. Белуха

4506 м

Вулканы Камчатки

г. Ключевская Сопка

4750 м

Кавказские горы

г. Эльбрус

5642 м

В порядке возрастания указаны высота вершины и горная система – 3 балла

Верно указаны названия вершин и горных систем, но отсутствует порядок – 2 балла

Допущены 1-2 ошибки в заполнении таблицы – 1 балл

Таблица заполнена неверно – 0 баллов

Слайд 11. А уже для заданий с развёрнутым ответом я использую аналитическую шкалу, которая описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров.  

Группа туристов ушла из лагеря в северо-восточном направлении. Компас потеряли.

Напиши как можно больше вариантов, по каким ориентирам можно определить направление, в котором надо вернуться в лагерь.

Параметры шкалы

Содержание параметров

Баллы

содержание

Представлено 2-3 способа ориентирования.

Дан развёрнутый ответ.

Грамотность письменной речи.

* оценивание по трём уровням: ДА (2 балла), НЕ ВСЕГДА (1 балл), НЕТ (0 баллов).

Слайд 12. Таким образом, у меня выстраивается

алгоритм конструирования компетентностно-ориентированных заданий

1. На первом этапе я определяю ключевую компетенции, подлежащий формированию или оценке.

2. Затем составляю задачу на основе выбранного аспекта.

3. Подбираю источники, позволяющие реализовать планируемую деятельность.

4. Формулирую мотивы и стимул.

5. Создаю ключ, модельный ответ или шкалу, бланк и инструкции к предъявлению результата решения задачи.

6. На заключительном этапе провожу самоэкспертизу задания.

Слайд 13. Хочу представить разработанные мною компетентностно-ориентированные задания по четырём ключевым компетенциям, о которых говорила Светлана Анатольевна.

Итак, КОЗ по окружающему миру для 2-го класса по теме: «Многообразие животных». В процессе работы, учащиеся должны доказать, что для определения принадлежности животного к его группе недостаточно одного внешнего признака.

Стимул: Незнайка считает: все, кто летает – птицы, все, кто плавает – рыбы! Задачная формулировка: Установите соответствие, поставьте + в соответствующей графе. Обратите внимание, что я взяла эту задачу из конструктора. Её вы видите в правом верхнем углу слайда. На основе источника информации и результата работы с таблицей, учащиеся делают вывод: чтобы правильно определить группу животного, нужно знать несколько отличительных признаков. Какая компетенция будет ключевой при выполнении данного задания?  Верный ответ - информационная компетенция.

Слайд 14. КОЗ по литературному чтению для 2-го класса по теме: «Обобщение раздела «Писатели детям»». Ключевая компетенция: коммуникативная. В процессе выполнения КОЗ, дети учатся работать с анаграммами и исключать лишнее на основе содержания произведений раздела. Стимул.  Буквы пошутили – заняли не своё место! Отгадайте слова. Найдите среди них «шпиона». Задачная формулировка: Разгадайте анаграммы. Определите «лишнее» слово. Слайд 15. Сличая результат работы группы с эталоном, учащиеся приходят к выводу: чтобы выявить лишнее слово в этом задании, надо догадаться, какое произведение объединяет большинство слов в группе. Какой инструмент проверки используется для оценивания? Это, действительно, модельный ответ.

Слайд 16. КОЗ по математике для 4-го класса, по теме «Площадь прямоугольника». Ключевая компетенция: самоорганизационная. В процессе работы с КОЗ отрабатываются предметные умения: 1. Вычислять площади окрашиваемых поверхностей. 2. Рассчитывать расход краски. 3. Предлагать варианты покупки, если вес краски в банке - 1 кг или 3кг. Такой стимул мотивирует выбрать из нескольких возможных вариантов самый оптимальный.  Слайд 17. Первая часть задания предполагает оценивание с помощью модельного ответа. А как вы думаете, какой инструмент проверки используется для второй части задания? Совершенно верно. Это аналитическая шкала. Её развёрнутый ответ помогает прийти к выводу, что выгоднее купить 2 банки краски по 3 кг и 2 – по 1 кг, чтобы сэкономить наибольшую сумму денег.

Слайд 18. по окружающему миру для 2-го класса по теме: «Многообразие животных». Ключевая компетенция: учебно-познавательная. В процессе работы с КОЗ дети учатся создавать кластер по содержанию текста. Стимул: 83 человека из ста лучше воспринимают информацию зрительно. Задачная формулировка: Создайте кластер «Птицы». Слайд 19. После работы над составлением кластера и его представления, учащиеся приходят к пониманию, что, если дополнить сообщение кластером результат работы имеет больший успех.  

Слайд 20. Подводя итог, хочется отметить, что на начальном этапе использования компетентностно-ориентированных заданий, конечно, потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщённый характер. Это проявится в способности обучающихся видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, самостоятельно мыслить, действовать, применять свои знания на практике, успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Уважаемые коллеги, буду рада, если представленный мною опыт по конструированию компетентностно-ориентированных заданий пригодится в вашей практике. Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе

Современные образовательные стандарты  в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют ...

мастер класс "Использование развивающих заданий на уроках в начальной школе"

Очень важно заинтересовать детей на уроке учебной деятельностью. Поэтому необходимы развивающие творческие задания, которые не только повышают интерес, развивают творческий потенциал , но и повышают к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Мониторинг сформированности ключевых компетенций средствами использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе

Одним из способов формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий. Они позволяют существенно изменить урок через создание специально орган...

Использование эвристических заданий на уроках в начальной школе

В данной статье рассматриваются  возможности эвристических заданий для самореализации младших школьников на уроках. Приведены примеры эвристических заданий, показаны результаты учеников....