окружающий мир "Насекомые и птицы весной"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Гаенко Татьяна Анатольевна

Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц. Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду можно увидеть бабочек- лимонниц. Затем прилетают к нам грачи. Это вестники весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mir.rar10.94 КБ

Предварительный просмотр:

Гаенко  Татьяна  Анатольевна  МБОУ  СОШ № 10

станица Новопокровская  Краснодарский  край  учитель  начальных  классов

Урок  окружающего  мира  во  2  классе  по  теме: «Насекомые  и  птицы  весной»

Цель:  * дать  представление  об  изменениях  в  жизни  насекомых  и  птиц  

             весной;

          * показать  связь  этих  изменений  с  изменением  неживой  и  живой  

             природы;

           * обучать выделять существенные  признаки  предметов, развивать  память,  

             внимание, речь;

           * воспитывать  бережное  отношение  к  птицам  и  насекомым, прививать  

              любовь  ко  всему  живому;

            *содействовать  развитию  у  учащихся  любознательности.

Оборудование: раздаточный  материал (гербарий, термометр), мультимедийный  

                        проектор, телевизор, видеоролик «Голоса  птиц весной».

                                        Ход  урока

1.Организационный момент.

2.Повторение домашнего задания.

- Ребята, сегодня почтальон принёс нам конверт. На конверте написано:

«Ученикам 2 класса». Давайте откроем его. Ой, да здесь письмо, послушайте его:

«Дорогие ребята! Пишет вам старичок- лесовичок. Я хочу, чтобы вы отгадали загадки, и тогда вы узнаете какое время года пришло к нам».

Дует тёплый южный ветер

Снег чернеет,  мокнет, тает

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?  (март)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришёл?   (апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц? Это  (май)

- Какое время года наступило? (весна). Молодцы, ребята.

Посмотрите за окно. Какая температура сейчас на улице. Возьмите термометры и покажите. (На партах лежат термометры, дети показывают температуру)

- А теперь, ребята, давайте вспомним какие изменения произошли в неживой природе.(Дети отвечают на вопросы учителя)

                        - Как изменилась  погода с приходом весны?

                        - Какое стало небо?

                        - Какое стало небо? Земля?

                        - Есть ли снег на улице? (слайд №2)

- Давайте запишем первый пункт нашего плана:

                        1.Изменения в неживой природе.

- А теперь подумаем и скажем, какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны (Ответы детей на вопросы учителя).

- С чем это связано?

-Как называются растения, которые цветут рано весной?

- Почему эти растения цветут раньше других?

- Сравните раннецветущие растения с растениями, которые цветут летом и скажите, чем они отличаются. Дети на партах имеют гербарии раннецветущих растений и летних растений. Они их сравнивают и видят, что у раннецветущих растений ещё с осени в корневище скапливаются питательные вещества, которыми растения питаются весной. (слайд №3)

- Теперь запишем второй пункт нашего плана.

                        2.Раннецветущие растения.

- Ребята, мы составили с вами план рассказа о изменениях в неживой природе и в жизни растений с приходом весны, а теперь расскажите нам об этом.

(Дети смотрят на план и отвечают)

3.Физическая минутка.

- Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц.

Это и будет следующим пунктом нашего плана и темой нашего урока.

3.Насекомые и птицы весной.

4. Новый материал.

- Раз на улице стало тепло, появились цветы, трава, проснулись и насекомые.

-Каких насекомых вы уже видели?

-Рассказ учителя:

Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду можно увидеть бабочек- лимонниц.(слайд №4)

Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейники.

Затем появляются мухи, комары, стрекозы, просыпаются и вылетают осы, шмели, пчёлы.

А в мае появляются майские жуки и божьи коровки.(слайд №5, 6)

-Ребята, а почему осенью птицы улетают от нас?

(Ответы детей- не было насекомых)

- Раз на улице стало тепло, появились насекомые, то и в жизни птиц должны произойти изменения. Какие? (Прилетят к нам весной)

- Как  называют этих  птиц? (Перелётные)

- А кто уже видел птиц, которые к нам прилетели и какие это птицы? Где они строят свои  гнёзда? (Дети называют грачей, скворцов)

- Да, действительно, первыми прилетают к нам грачи. Только сойдёт первый снег с полей, они уже важно прогуливаются по полям в поисках жучков и червей. Гнёзда строят на деревьях.(слайд №7)

Затем к нам прилетают скворцы. Они в основном селятся в скворечниках и вскоре выводят там птенцов. До 300 раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых и их личинок.(слайд № 8)

Затем прилетают жаворонки и среди полей начинают вить гнёзда.(слайд №9)

Дрозды, зяблики, коршуны прилетают в разгар весны.(слайд №10)

Во второй период весны в леса прилетают горихвостки, пеночки, мухоловки, соловьи, иволги.(слайд № 11)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. Ласточки лепят свои гнёзда из комочков глины.(слайд № 12)

Птицы приносят огромную пользу человеку. Они охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. Ласточка за лето ловит до одного миллиона мошек и комаров.

- А сейчас познакомимся с жизнью кукушки. (Выступление ученика)(слайд №13)

- О кукушке говорят разное. Одни считают её вредной, другие полезной. Ведь она не вьёт своего гнезда.  Выследит кукушка какую- нибудь птичку, снесёт недалеко от её гнезда яйцо, возьмёт его в клюв и как только улетит птичка из гнезда на минутку  попить водички, кукушка и положит своё яичко ей в гнездо(слайд № 14).  Прилетит птичка и сядет на гнездо, будет продолжать высиживать птенцов. А когда появится на свет кукушонок, он всех других птенцов из гнезда выбросит- они погибнут, а птички будут кормит его одного.(слайд №15)

Конечно, жалко нам маленьких птенцов, которых выбрасывает кукушонок. И вроде вред приносит кукушка, разоряя гнёзда птиц. Но нужно учесть самое главное – кукушка поедает ядовитых гусениц. Птицы этих гусениц не едят, ими питается только кукушка и этим самым приносит огромную пользу.

- Птицы приносят огромную пользу, поэтому человек заботится о них. Например, люди перед прилётом скворцов развешивают скворечники. Если вы,  ребята, случайно, найдёте птичье гнездо, то постарайтесь тихонько отойти от него. Нельзя брать яйца в руки, т. к. птицы после этого бросают свои гнёзда и не возвращаются туда никогда(слайд №16).

- А теперь давайте послушаем,  как поют птицы весной, когда возвращаются к себе домой(«Голоса весеннего леса») (слайд №17)

- Ребята, а кто из вас знает стихотворения о птицах, которые прилетают к нам весной.

5. Итог: -  Какие изменения происходят в жизни насекомых с приходом весны?

        - С чем это связано?

        -  Влияют ли эти изменения на жизнь птиц?

        - Кто из птиц прилетает к нам первым?

6. Дом. задание: - Подготовить рассказ о изменениях в жизни насекомых и птиц с приходом весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок познания мира для 1 класса "Уход за домашними птицами весной"

урок формирования новых знаний о домашней птице, уходе за ней и пользе домашней птицы для человека...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Праздник Птицы весной

Праздник познакомит с перелетными птицами...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...