урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_-_kopiya.docx | 22.93 КБ |
pticy_zimoy_no1.ppt | 810 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира .
Тема: «Зима в природе». 1 класc.
Цель урока: познакомить учащихся с зимними явлениями в природе, научить отличать признаки зимы через поисковую и исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
- Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
- При знакомстве с каждым объектом природы определить основные признаки их состояния в зимнее время.
- Сформировать умение фиксировать результаты наблюдений в маленьких исследованиях.
4. Повышать интерес к предмету и развивать мотивы учебной
деятельности.
Оборудование: карточки для исследовательского и демонстрационного проекта, детские проекты – презентации, карточки – пазлы по этапам урока, тест ( набор карточек), компьютер, диапроектор.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
- увидеть все многообразие зимних явлений ;
- иметь представление об отличительных особенностях признаков зимы в живой и неживой природе.
Проект урока:
- Сообщение темы урока.
Учитель читает загадку: Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? ( зимой)
Сегодня, ребята, нам с вами предстоит открыть дверь в прекрасный мир зимней природы, узнать зимние признаки, подвести итоги ваших исследований и наблюдений. Прочитаем в учебнике название темы урока.
- Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Вспомним признаки зимы. А что такое зима?
а) Свободные высказывания детей;
б) Проект – презентация ученическая « Что такое зима?»
в) Вывод –обобщение: зимой природа одевается в теплый наряд, льдом скованы пруды и реки, земля покрылась снежным ковром. Но есть еще и другие признаки зимы, мы о них можем узнать, если будем наблюдать за погодой: похолодание, осадки в виде снега. А кроме того, изменилась жизнь растений и животных. Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
3. Совместное открытие знаний.
а) Тест продуктивности формирования понятий о зимних явлениях.
- Расположите карточки из набора №1 по порядку:
* Стало холодно, начались морозы.
* Небо часто покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега.
* Водоемы замерзли, земля покрылась снежным покровом.
* Большинство деревьев сбросили листья и находятся в состоянии зимнего покоя.
* Насекомоядные птицы улетели в теплые края.
( Этот тест условный . На парту дается весь набор)
- Прочитайте, признаки какого времени года перечислены?
- Разложите карточки перед собой ( основополагающая фраза, в ней отсутствует намек на порядок.)
- Сделай так, как пожелаешь.
( Разложенные карточки дадут ответ: оперирует ученик отдельными признаками как случайными и не связанными никакой логикой. Или воспринимает в хаотическом наборе признаков систему.)
Правильный расклад карточек:
4
1--- 2---3--- 5 б) Загадка: Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, |
А возьмешь – вода в руке? ( снежинки)
Учитель: Снег – что это такое? Как образуются снежинки?
( Свободные высказывания детей).
-Рассказ учителя с опорой на сказку Х. К. Андерсена « Снежная Королева» :
- Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся все больше и больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы.
Если разрезать сугроб лопаткой, мы увидим, что он слоистый. Сугроб может нам рассказать историю зимней погоды ( белый снег – свежий, серый слой – снег не выпадал, но загрязнился, ледяная корочка – оттепель).
4. Неживая природа зимой.
а) Работа в парах (набор карточек №2). Сложите картинку – пазл. Что получилось? Растения зимой.
б) Игра «Угадай». Дети представляют загадку о растении с характерными признаками.
в) Работа с учебником. Рассмотрите рисунки на стр. 64 – 65. Расскажите, как выглядят растения и попытайтесь определить, какие деревья изображены на рисунках. Какие вы видели на экскурсии?
г) Вывод – обобщение. Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном. Это так и не так. Деревья почти спят, вернее, они « дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам. Под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы пищи.
Но не все деревья сбрасывают листья. Мы сегодня слушали загадку – исследование про ель. Так же и сосна не сбрасывает иголки – хвоинки, в отличие от листьев, иголочкам не страшен мороз – вот почему они « зимой и летом – одним цветом».
5.Птицы зимой.
а) Работа в парах ( набор карточек №3). Сложите картинку – пазл. Что получилось? Птицы.
б) Проект – презентация « Загадки, угадай, что за птица?»( детская)
в) Исследование – перевоплощение « Это интересно» . Учащиеся перевоплощаются в оляпку и клеста.
г) Проект – презентация « Как зимуют птицы» ( детский)
д) Вывод – обобщение. Многие птицы улетели осенью в теплые края: грачи, стрижи, дрозды, утки, гуси. Птицы хорошо переносят холод, т. к. перья и пух – очень теплое платье, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм.
И все – таки некоторые птицы остаются зимовать. Только чаще посещают города и села, ждут помощи от человека. Как мы им можем помочь?
е) Показ фоторяда учащихся и рассказы, какие кормушки можно сделать.
6. Животные зимой.
а) Работа в парах ( набор карточек №4 ). Сложите картинку – пазл. Что получилось? Животные.
б) Работа с учебником.( стр. 64 – 65).
- Какие животные есть в зимнем лесу? Сколько зверей спряталось?
- Рассмотри животных и их следы. Какие следы ты видел и знаешь?
в) Игра « Угадай». Дети представляют загадку о животном с характерными признаками.
г) Исследовательские проекты – перевоплощения « Мое любимое животное»,выполненные по материалам бесед, экскурсии, поисковой деятельности на 1 этапе. На 2 этапе – дети получили задание на развитие образного мышления: «нарисуй» словесные портреты животных, где используется элементы драматизации. 3 этап – обобщение. 4 этап – выступление – перевоплощение – защита исследовательского проекта.
7. Охрана и укрепление здоровья людей зимой.
а) Работа с пословицами и поговорками о зиме. Дети объясняют смысл .
б) Проект – презентация « Зимние виды спорта» ( детская).
8. Подведение итогов исследований и наблюдений.
а) Маленькое исследование на тему « Признаки зимы»( карточки).
- Задание №1. Определи, какая погода, и отметь галочками признаки зимней погоды.
Тепло | |
Холодно | |
Морозно | |
Ясно | |
Облачно |
Осадки :
|
Задание №2. Определи, чем покрыта земля, река.
снегом | |
льдом |
Задание №3. Определи, как выглядят деревья. Запиши названия.
стоят без листьев | |
Такие же, как летом | |
Покрыты инеем | |
Покрыты снегом |
Задание №4. Определи, каких встретил птиц.
ворона | |
голубь | |
воробей | |
синица | |
Другие (укажи) |
Задание №5. Отметь, какие игры детей наблюдал.
Катание на санках | |
Катание на лыжах | |
Катание на коньках |
Задание №6.
На солнце снег сверкает, серебрится | |
Деревья стоят под снежным покрывалом | |
Кругом белым - бело |
б) Задание на включение воображения. Мы поговорили о красоте зимней природы. Одно из зимних чудес – морозные узоры на оконном стекле. На что могут быть похожи эти узоры? Придумайте к следующему занятию рассказы – миниатюры» Морозный узор на окне».
Вы молодцы, многие сегодня показали себя настоящими исследователями родной природы. Продолжайте наблюдения, ищите необычное в обычном, творите, фантазируйте. Мы на следующих занятиях познакомимся с вашими новыми фантастическими проектами. Любите и уважайте природу, берегите ее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЯТЕЛ Кто в беретке ярко красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит.
СИНИЦА Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка, И полоска шарфика.
СОВА Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в дупло.
КУКУШКА Не ворона, не синица Как зовется эта птица? Примостилась на суку Раздалось в лесу «ку-ку»!
СНЕГИРЬ Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут!
Работу выполнила Круглова Алевтина февраль 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."
На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...
Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"
Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....
Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"
Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....
Урок окружающего мира "Где зимуют птицы"? 1 класс
Урок окружающего мира по программе "Школа России" А.А. Плешаков с использованием атласа-определителя.Цели урока: дать представление о зимующих и перелетных птицах.Задачи:расширить знания дет...
Урок окружающего мира "Птицы зимой" 2 класс
Создание информационного проекта...