Времена года. Зима - покой природы
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Синенченко Мария Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda._zima_-_pokoy_prirody.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Времена года. Зима -  покой природы».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новыми понятиями «зима», «сезонные изменения в природе».

Цели: Предметные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формировать умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

        Метапредметные:

        - познавательные: воспитывать уважительное отношение к живой природе, желание помогать животным в зимнее время, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

 - коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;  осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками;  работать в паре (распределение работы, умение договориться);

        - регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке, работать по инструкции, контролировать и оценивать свои действия.

        Личностные: учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников

Методы обучения:

        По характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные методы обучения, проблемно-поисковые (продуктивные) методы.

        По способам организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

        По степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации

        Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

        Средства обучения: для учителя – презентация, для учащихся – карточки-пазлы, веточки ели и сосны, учебно-методический комплект, сигнальные карточки, стаканчики со снегом, иллюстрации зимних месяцев.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организует направленное внимание на начало урока

- Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись,

Начинается урок!

Проверяют наличие учебника, прописей, письменных принадлежностей,  сигнальных карточек.

Познавательные УУД:

  1. Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  2. Формировать умение представлять информацию в виде схемы;
  3. Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
  4. Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  6. Формировать умение устанавливать аналогии;
  7. Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
  8. Формировать умение ориентироваться в  учебнике;
  9. Формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. Формировать умение работать в группе;
  5. Формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  2. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. Формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
  4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  5. Формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Личностные УУД:

  1. Формировать умение высказывать свое отношение, выражать эмоции;
  2. Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  1. Воспитание трудолюбия, способности к познанию;
  2. Эстетическое воспитание;
  3. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
  4. Экологическое воспитание;
  5. Гражданско-патриотическое воспитание.

Этап мотивации и целеполагания

Предлагает разбиться на группы, собрав разрезные картинки.

- Будем работать в группах. У каждого есть кусочек картинки. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы разбиться на группы?

Демонстрирует на слайде картинки – пазлы.

-Какое время года изображено на картинках, которые вы собрали?

Работа в группах.

Собирают картинки. Разбиваются на группы. Проверяют правильность сложения.

Отвечают на вопрос учителя.

 Актуализация знаний

Предлагает отгадать рифмованные загадки.

Отвечайте все вместе и дружно.

  1. Какой это мастер
    На стекла нанес
    И листья, и травы
    И заросли роз? (мороз)
  2. Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам … (мороз)
  3. Одеяло белое
    Не руками сделано.
    Не ткалось и не кроилось,
    С неба на землю свалилось. (снег)

У вас на столах стоит стакан, что в нем? Сегодня он нам понадобится.

  1. Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (снежинка)
  2. Рассыпала Лукерья
    Серебряные перья,
    Закрутила, замела,
    Стала улица бела. (метель)
  3. И не снег, и не лед,
    А серебром деревья уберет. (иней)

Предлагает оценить свою работу: «Как отвечали?»

Фронтальная работа.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопрос учителя.

Оценивают свою работу по отгадыванию загадок.

Постановка учебной проблемы

- Скажите, с каким словом у вас ассоциируются эти слова? Когда это бывает?

Откройте свои учебники  на странице 84. Посмотрите на картинку.

– По каким признакам можно догадаться, что это зима?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Повторяет наиболее правильные ответы детей.

Главный вопрос урока: «Что происходит только зимой?» Давайте попытаемся на него сегодня ответить.

– Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года.

Обобщает сказанное детьми.

На слайде появляется примерный план.   

                План.

1. Знакомство с признаками зимы.

2. Знакомство с погодой.

3. Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4. Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Составляют план урока, формулируют основной вопрос урока.

Открывают учебники

Перечисляют признаки зимы.        

Предлагают варианты ответов о чем будем говорить на уроке (что происходит с погодой, с природой,  с животными, с людьми)

Опираются на картинку в учебнике.

Открытие нового знания

Применение нового знания

Просит вспомнить названия зимних месяцев, показывает на слайдах.

Рассказывает об особенностях зимних месяцев:

 Переступает порог белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства. Она устанавливает свои правила:

Декабрь радует нас все меньшими днями и все более долгими становятся холодные ночи. Солнце встает поздно и ложится рано.

С выпадением большого количества снега, наступают первые морозы. Природа зимой надевает белую шубу. Погода в декабре еще не самая зимняя и суровая. Солнце светит ярко, наполняя кристально чистый воздух светом холодного зимнего утра. Декабрь – это последний месяц года.

Январь: Трещат крещенские морозы. Небосвод ясный и чистый, снег слепит глаза от яркого солнечного света. Солнце светит ярко, но не греет. Чем ярче солнце, тем холодней день. Январь это самый зимний месяц, самый холодный. Мороз щиплет за нос и щеки. Дни становятся длиннее. Снег под ногами хрустит. Это первый месяц в году.

Февраль: солнце начинает чаще пробиваться сквозь белую дымку и пригревать руки, щеки и обнаженные коричневые ветви деревьев. Начинают звенеть сосульки, говоря о приближении весны. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Поэтому часто мы видим  Поземку, Вьюгу, Метель, Пургу.

Проводит физкультминутку:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише…

Деревцо все ниже, ниже.

Предлагает каждой группе рассмотреть иллюстрации и назвать зимний месяц к которому можно отнести иллюстрацию и почему так решили (1 группа – январь, 2 – февраль, 3 - декабрь).

- Какие  признаки зимней погоды вы обнаружили на иллюстрациях?

Предлагает от каждой группы выбрать отвечающего.

Предлагает оценить работу каждой команды.

Обобщает ответы детей.

Беседа о снеге. 

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом

-Что такое снег?

Предлагает каждой группе свой эксперимент:

1 гр. Определить свойство снега – он белый и непрозрачный.

2 гр. Снег – тает

3 гр.Снег - легкий

Рассматривают, что происходит со снегом. Делают вывод.

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Работа по  слайду. 

Сравните картинки и придумайте рассказ, почему замёрзла река, и пошёл снег?

Спрашивает: Что нужно было сделать? Удалось ли составить рассказ? Вы составили интересные рассказы или были недочеты?

Просит оценить рассказ каждой группы.

Рассказывает о снежинках.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!

Упражнение на развитие наблюдательности «Найдите  настоящую снежинку».

Работа по слайду.

Рассмотрите зимний  лес.

- Что вы видите?

- Что в них необычного?

Таковы особенности жизни деревьев зимой.

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

 

- Но не все деревья сбрасывают листья.

-Какие деревья не сбрасывают листья?

 Демонстрирует веточки сосны и ели.

- Как отличить сосну от ели?

- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Физкультминутка.

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

 

Продолжают работать по слайду.  

Рассмотрите зимний  лес.

-Назовите, где спрятались звери и птицы.

- От чего прячутся звери и птицы?

 - Какие трудности они испытывают зимой?

 – Где прячутся звери и птицы?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

- Почему становится мало птиц?

Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

 – Вспомните, какие из них улетели. Демонстрирует слайд с перелётными птицами.

– Почему птицы улетают?

 Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – в голоде. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки,  некоторые из них остаются зимовать.

– Какие птицы остаются зимовать?

– Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

– Как мы им можем помочь?

Демонстрация на слайде фото детей с кормушками.

– Как вы думаете, птицы поют зимой?  Почему?

Проводит беседу  об одежде людей.

– Мы с вами отправляемся в зимний лес.

Что мы оденем? Почему?

– Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное  в природе наступает покой.

Проводит игру «Светофор».

Задаёт вопросы:

-Прячутся ли насекомые зимой? (+)

-Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

-Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

-Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

-Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Игра  «Четвертый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки

Работа в парах. Обсуждают зимние месяцы.

Выполняют физкультминутку под показ одного из учащихся.

Работа в группе. Определяют зимний месяц по иллюстрации, признаки зимней погоды.

Представитель от каждой команды рассказывает о признаках зимней погоды своего месяца.

Оценивают работу своей и других команд.

 Выполняют практическую работу в группа

Выкладывают снег на красный картон, прикладывают белый лист бумаги.

Кладут снег на ладонь.

Кладут во второй стакан такое же количество песка как снега и сравнивают, что тяжелее.

Делают вывод, что снег – это замерзшая вода.

Оценивают, чей рассказ оказался интереснее.

Называют снежинки под номерами 1,6.

Рассматривают на слайде зимний лес.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают веточки сосны и ели, слайд с изображением ели и сосны зимой и делают вывод (по длине иголок, по шишкам)

Выполняют движения все вместе.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса -  за деревом, белка –  в дупле, мышь - под  деревом, заяц – за кустом, снегирь на  ветке дерева.

От холода и голода.

 Звери и птицы голодают.

Не хватает корма.

В норах. Под кустом. За деревом.

Читают вывод по учебнику стр. 87. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Они улетели в тёплые края.

Называют перелётных птиц. Ласточка, стриж, соловей, зяблик,  трясогузка.

Им холодно. Мало корма .

Дятел, синица, воробей, голубь. Мало корма.

Построить кормушки и подкармливать их.

В лесу зимой тихо.

Им холодно и мало корма.

Называют зимние вещи, санки, лыжи.

Фронтальный опрос.

Сентябрь. Это осенний месяц.

Ель. Остаётся с иголками на зиму.

Зяблик. Перелётная птица.

Платье.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Подведение итогов

Рефлексия

В течение всего урока

- Что мы сегодня узнали на уроке нового?

- Какая главная особенность зимы? - Перечислите основные признаки зимы.

– А как бы вы оценили свою работу?

–Всё ли у вас получалось на уроке?

- Кто вам помогал? (если получалось не всё)

– Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.

- Какие открытия  вы сегодня  сделали?

- Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?

Жизнь растений замирает.

 Становится холодно.

Похолодание. Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

«Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)» ОС «Школа 2100»

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проводится в форме викторины, с использованием групповой работы учащихся. К уроку прилагается презентация с изображением зимних кар...