Времена года. Зима - покой природы
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda._zima_-_pokoy_prirody.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема: «Времена года. Зима - покой природы».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Дидактическая задача урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью знакомства с новыми понятиями «зима», «сезонные изменения в природе».
Цели: Предметные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формировать умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Метапредметные:
- познавательные: воспитывать уважительное отношение к живой природе, желание помогать животным в зимнее время, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
- коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками; работать в паре (распределение работы, умение договориться);
- регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке, работать по инструкции, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные: учить принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные методы обучения, проблемно-поисковые (продуктивные) методы.
По способам организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
По степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения: для учителя – презентация, для учащихся – карточки-пазлы, веточки ели и сосны, учебно-методический комплект, сигнальные карточки, стаканчики со снегом, иллюстрации зимних месяцев.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Организует направленное внимание на начало урока - Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Повернулись, улыбнулись, Начинается урок! | Проверяют наличие учебника, прописей, письменных принадлежностей, сигнальных карточек. | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
|
Этап мотивации и целеполагания | Предлагает разбиться на группы, собрав разрезные картинки. - Будем работать в группах. У каждого есть кусочек картинки. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы разбиться на группы? Демонстрирует на слайде картинки – пазлы. -Какое время года изображено на картинках, которые вы собрали? | Работа в группах. Собирают картинки. Разбиваются на группы. Проверяют правильность сложения. Отвечают на вопрос учителя. | |
Актуализация знаний | Предлагает отгадать рифмованные загадки. Отвечайте все вместе и дружно.
У вас на столах стоит стакан, что в нем? Сегодня он нам понадобится.
Предлагает оценить свою работу: «Как отвечали?» | Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Отвечают на вопрос учителя. Оценивают свою работу по отгадыванию загадок. | |
Постановка учебной проблемы | - Скажите, с каким словом у вас ассоциируются эти слова? Когда это бывает? Откройте свои учебники на странице 84. Посмотрите на картинку. – По каким признакам можно догадаться, что это зима? – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Повторяет наиболее правильные ответы детей. Главный вопрос урока: «Что происходит только зимой?» Давайте попытаемся на него сегодня ответить. – Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми. На слайде появляется примерный план. План. 1. Знакомство с признаками зимы. 2. Знакомство с погодой. 3. Знакомство с жизнью растений и животных зимой. 4. Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда). | Составляют план урока, формулируют основной вопрос урока. Открывают учебники Перечисляют признаки зимы. Предлагают варианты ответов о чем будем говорить на уроке (что происходит с погодой, с природой, с животными, с людьми) Опираются на картинку в учебнике. | |
Открытие нового знания Применение нового знания | Просит вспомнить названия зимних месяцев, показывает на слайдах. Рассказывает об особенностях зимних месяцев: Переступает порог белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства. Она устанавливает свои правила: Декабрь радует нас все меньшими днями и все более долгими становятся холодные ночи. Солнце встает поздно и ложится рано. С выпадением большого количества снега, наступают первые морозы. Природа зимой надевает белую шубу. Погода в декабре еще не самая зимняя и суровая. Солнце светит ярко, наполняя кристально чистый воздух светом холодного зимнего утра. Декабрь – это последний месяц года. Январь: Трещат крещенские морозы. Небосвод ясный и чистый, снег слепит глаза от яркого солнечного света. Солнце светит ярко, но не греет. Чем ярче солнце, тем холодней день. Январь это самый зимний месяц, самый холодный. Мороз щиплет за нос и щеки. Дни становятся длиннее. Снег под ногами хрустит. Это первый месяц в году. Февраль: солнце начинает чаще пробиваться сквозь белую дымку и пригревать руки, щеки и обнаженные коричневые ветви деревьев. Начинают звенеть сосульки, говоря о приближении весны. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Поэтому часто мы видим Поземку, Вьюгу, Метель, Пургу. Проводит физкультминутку: Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише… Деревцо все ниже, ниже. Предлагает каждой группе рассмотреть иллюстрации и назвать зимний месяц к которому можно отнести иллюстрацию и почему так решили (1 группа – январь, 2 – февраль, 3 - декабрь). - Какие признаки зимней погоды вы обнаружили на иллюстрациях? Предлагает от каждой группы выбрать отвечающего. Предлагает оценить работу каждой команды. Обобщает ответы детей. Беседа о снеге. В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом -Что такое снег? Предлагает каждой группе свой эксперимент: 1 гр. Определить свойство снега – он белый и непрозрачный. 2 гр. Снег – тает 3 гр.Снег - легкий Рассматривают, что происходит со снегом. Делают вывод. – Почему зимой выпадают осадки в виде снега? Работа по слайду. Сравните картинки и придумайте рассказ, почему замёрзла река, и пошёл снег? Спрашивает: Что нужно было сделать? Удалось ли составить рассказ? Вы составили интересные рассказы или были недочеты? Просит оценить рассказ каждой группы. Рассказывает о снежинках. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы! Упражнение на развитие наблюдательности «Найдите настоящую снежинку». Работа по слайду. Рассмотрите зимний лес. - Что вы видите? - Что в них необычного? Таковы особенности жизни деревьев зимой. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Но не все деревья сбрасывают листья. -Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели. - Как отличить сосну от ели? - Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз. Физкультминутка. Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу. Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злиться, Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Продолжают работать по слайду. Рассмотрите зимний лес. -Назовите, где спрятались звери и птицы. - От чего прячутся звери и птицы? - Какие трудности они испытывают зимой? – Где прячутся звери и птицы? Прочитайте, как об этом говорится в учебнике. - Почему становится мало птиц? Многие птицы осенью улетели в тёплые края. – Вспомните, какие из них улетели. Демонстрирует слайд с перелётными птицами. – Почему птицы улетают? Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – в голоде. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки, некоторые из них остаются зимовать. – Какие птицы остаются зимовать? – Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? – Как мы им можем помочь? Демонстрация на слайде фото детей с кормушками. – Как вы думаете, птицы поют зимой? Почему? Проводит беседу об одежде людей. – Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? – Что можно взять с собой в зимний лес? Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой. Проводит игру «Светофор». Задаёт вопросы: -Прячутся ли насекомые зимой? (+) -Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0) -Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) -Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0) -Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) -Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) -Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) -Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) Игра «Четвертый лишний». Выдели лишнее слово и объясни свой выбор. Декабрь, январь, февраль, сентябрь. Береза, клен, ель, дуб. Воробей, синица, зяблик, снегирь. Шуба, рукавицы, платье, валенки | Работа в парах. Обсуждают зимние месяцы. Выполняют физкультминутку под показ одного из учащихся. Работа в группе. Определяют зимний месяц по иллюстрации, признаки зимней погоды. Представитель от каждой команды рассказывает о признаках зимней погоды своего месяца. Оценивают работу своей и других команд. Выполняют практическую работу в группа Выкладывают снег на красный картон, прикладывают белый лист бумаги. Кладут снег на ладонь. Кладут во второй стакан такое же количество песка как снега и сравнивают, что тяжелее. Делают вывод, что снег – это замерзшая вода. Оценивают, чей рассказ оказался интереснее. Называют снежинки под номерами 1,6. Рассматривают на слайде зимний лес. Разные деревья. Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев. Рассматривают веточки сосны и ели, слайд с изображением ели и сосны зимой и делают вывод (по длине иголок, по шишкам) Выполняют движения все вместе. Рассматривают иллюстрацию. Лиса - за деревом, белка – в дупле, мышь - под деревом, заяц – за кустом, снегирь на ветке дерева. От холода и голода. Звери и птицы голодают. Не хватает корма. В норах. Под кустом. За деревом. Читают вывод по учебнику стр. 87. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Они улетели в тёплые края. Называют перелётных птиц. Ласточка, стриж, соловей, зяблик, трясогузка. Им холодно. Мало корма . Дятел, синица, воробей, голубь. Мало корма. Построить кормушки и подкармливать их. В лесу зимой тихо. Им холодно и мало корма. Называют зимние вещи, санки, лыжи. Фронтальный опрос. Сентябрь. Это осенний месяц. Ель. Остаётся с иголками на зиму. Зяблик. Перелётная птица. Платье. | |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Подведение итогов Рефлексия | В течение всего урока - Что мы сегодня узнали на уроке нового? - Какая главная особенность зимы? - Перечислите основные признаки зимы. – А как бы вы оценили свою работу? –Всё ли у вас получалось на уроке? - Кто вам помогал? (если получалось не всё) – Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке. - Какие открытия вы сегодня сделали? - Что было интересного, познавательного на уроке? -Какие трудности вы испытывали на уроке? | Жизнь растений замирает. Становится холодно. Похолодание. Идёт снег. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Зима- покой природы. Решение задач.
Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".
Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...
Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....
Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
Цели: ознакомить учащихся с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать стремления к познанию окружающего мира;воспи...
«Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)» ОС «Школа 2100»
Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС, проводится в форме викторины, с использованием групповой работы учащихся. К уроку прилагается презентация с изображением зимних кар...