Урок окружающего мира по теме "Опасные незнакомцы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Герасимова Т. В.

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnye_neznakomcy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

Г. СЫКТЫВКАРА

Урок окружающего мира во 2 классе

по теме «Опасные незнакомцы».

По учебнику Плешакова А. А.

 

                                                 Учитель начальных классов

                                                                Герасимова Татьяна Вячеславовна

Цели урока:

1. Закрепление знаний по теме «Лесные опасности».

2. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.

3. Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами.

Ход урока

1. Закрепление пройденного

-На прошлом уроки мы познакомились с лесными опасностями. Перечислите их.

-Брусника, черника, морошка, голубика, вороний глаз, клюква. Какая ягода лишняя и почему. За что она получила такое название? Что интересного вы об этой ягоде вы запомнили?

-Какие ещё ядовитые ягоды вы знаете?

-Сатанинский гриб, бледная поганка, мухомор, сыроежка, свинушка. Какой гриб лишний и почему?

- Какой из ядовитых грибов является саамы ядовитым?

- Настой из какого гриба убивает мух? Что ещё вы узнали об этом грибе?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какое правило сбора ягод и грибов является самым главным?

- Можно ли уничтожать ядовитые грибы и растения?

-Так же опасность представляют жалящие насекомые

 Игра в хлопки (стоя), если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.
 Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень.

-Как надо себя надо вести, чтобы насекомые не жалили?

-Какую первую помощь надо себе оказать?

2. Введение в тему

Не каждый встречный-друг сердечный.

-Как вы понимаете эту поговорку?

Народ давно это подметил и родители часто через сказки хотят  донести до детей, что нельзя доверять незнакомцам.

-Какие сказки вы знаете, где нарушение правил привело к печальным последствиям?

«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снежная королева»

Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми. Темы нашего урока «Опасные незнакомцы»

3. Работа над новым материалом.

- Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек? «Незнакомый человек - это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты».

- С. 38. Рассмотрите рисунки. Что может произойти при встрече с незнакомцами?

Правила личной безопасности

Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – «НЕ» (Я начну фразу, а вы её закончите):
- НЕ задерживаться на улице по дороге из школы.
- НЕ играть на улице с наступлением темноты.
- НЕ впускать незнакомца в дом.
- НЕ ходить никуда с незнакомыми людьми.
- НЕ садиться в машину с незнакомцем.

Стратегия действий

Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.

        Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.

        В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов».

Шаг 1. Оценка ситуации  (на доске)

Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково.
          Шаг 2. Держи дистанцию! 

Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить.
         Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.

Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время).
            Шаг 4. Уходи в безопасное место. 

Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям»

Давайте рассмотрим пример такой ситуации:

- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи от него на 2 метра).
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
- Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии, дословно пересказывая разговор).


4. Формирование и развитие навыка, отношения.

        Давайте поработаем в парах и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к безопасности». Каждая пара получила для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член пары будет «незнакомцем», цель которого «заговорить зубы»  «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.

Ситуации – задания для пар (Приложение 1).

Лучшие из них можно потом показать всему классу.

5. Применение навыка на практике, приобретение опыта.

- Как можно отличить преступника от честного человека?

После обсуждения темы, выясняется, что этого сделать практически невозможно. Преступники выглядят как обычные люди и даже более ласковыми и добрыми.

- Какие незнакомые взрослые кажутся вам более безопасными?

Незнакомые женщины, заговорившие с ними в школе, кажутся им совсем безопасными, они выглядят как учительницы. Но это не всегда так. Нужно быть внимательным. На улице наиболее безопасны женщины с маленькими детьми, продавцы в магазине или аптеке, милиционеры в форме.

С. 40 разбор ситуации в учебнике

Обезопасить себя от «заманивающих» преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!».

- Давайте еще потренируемся с вами в поиске наиболее эффективного поведения в различных ситуациях. Для этого поработаем в четвёрках и получим новые задания.

Задания для групп: составьте, пожалуйста, правила безопасного поведения в различных ситуациях:

  1. Вас уводят силой. (Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: «Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут… Мой телефон… позвоните моим родителям!» При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони, стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!».
  2. За  тобой идет незнакомый человек. (Во-первых, нельзя заходить в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл, и задержись на улице. Если странный человек стоит возле подъезда, лучше пережди или попроси знакомых, соседей, чтобы проводили. Во-вторых, не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Уйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
  3. Незнакомец представился работником милиции и предлагает тебе пройти с ним для выяснения обстоятельств дела. (Потребуй, чтобы лицо, представившееся работником милиции, позвонило родителям. Если он таковым является, то сможет это сделать из любого магазина или учреждения, если у него нет мобильного телефона. Если он откажется это сделать и будет пытаться увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь, то есть действуй так, как рекомендовано при нападении незнакомых людей.)

  1. За тобой в школу пришел незнакомый человек и говорит, что его прислали твои родители. (Откажись, сославшись, что тебя не предупредили. Скажи об этом учителю, охраннику в школе. Позвони родителям.
  2. По дороге в школу и домой ты каждый день стал встречать одного и того же человека. (Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя, а сам смени маршрут. Стараясь избавиться от навязчивого незнакомца, не заходи в дома или незнакомые дворы, зайди в магазин или кинотеатр, обратись к администратору с просьбой позвонить, и сообщи родителям, где ты находишься, пусть они придут за тобой.)

Вместе

  1. Тебе нужно срочно и неожиданно уйти из дома. (Позвони родителям, оставь записку с адресом и телефоном, по которому ты будешь находиться, укажи время возвращения.)
  2. Тебе предлагают пойти что-то посмотреть или попробоваться в кино- фотосъемке. (Следует отказаться пойти сейчас и спросить, куда ты должен придти с родителями.
  3. Ты задержался и поздно возвращаешься домой. (Договорись, чтобы тебя встретили. Прежде чем выезжать, позвони родителям и предупреди их.  Не надевай золотых украшений или слишком открытых нарядов, которые могут спровоцировать преступника.)
  4. Если тебе предлагают что-то на улице. (Даже если это то, о чем давно мечтал, скажи: «Нет!» Если тебя угощают мороженым или соками, вежливо откажись или купи сам.)

Работа с учебником, С. 42.

6. Работа с памятками (Приложение 2)

7. Рефлексия.

        -Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?

- Что нового вы узнали о своей личной безопасности? О том, насколько грамотно вы ведете себя при контактах с незнакомыми людьми?

Приложение 1.

Ситуации для работы в парах.

Незнакомый мужчина:

Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.

Незнакомый мужчина:
Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
Незнакомый мужчина:

На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?

Незнакомый мужчина:
У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.

Незнакомый мужчина:

Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти.
Незнакомая женщина:
Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
Незнакомая женщина:

Мальчик (или девочка), посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Незнакомая женщина:
 

Мальчик (или девочка), ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
Незнакомая женщина: 

Мальчик (или девочка), ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

Водитель остановившегося рядом автомобиля:

Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю.

Водитель остановившегося рядом автомобиля:
Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!

Водитель остановившегося рядом автомобиля:

Мальчик (или девочка), а как мне проехать? А не хочешь ли ты прокатиться?
Ровесник:

Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим.
Добрая бабушка или дедушка:
Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!
Добрая бабушка или дедушка:

Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!

Приложение 2.

Памятка «Правила безопасного поведения»

  1. Я всегда буду спрашивать разрешение у родителей. Я никогда не буду делать то, что родители мне не разрешают делать, даже если мне очень этого хочется сейчас.
  2. Я всегда буду играть или гулять с родителями, родственниками или с кем-то из моих старых друзей. Я никогда не буду делать это один.
  3. Я буду доверять своим чувствам. Если я чувствую, что делаю что-то плохое – значит, я не должен этого делать, потому что это может нанести мне вред.
  4. Я умею говорить «нет». Если я чувствую, что делаю что-то плохое, то я скажу «нет» и убегу домой.
  5. Я всегда буду держаться на расстоянии о того, что заставляет меня чувствовать себя плохо.
  6. Я знаю, что некоторые незнакомые мне люди, могут помочь мне выбраться из опасных ситуаций. Это женщины, мамы с детьми, дети, полицейские в форме, продавцы в магазине и аптеке.
  7. Я знаю, что мое тело принадлежит только мне. Я никому не позволю ко мне прикасаться без разрешения родителей.
  8. Я играю и гуляю только в тех местах, в которых мне разрешили мои родители. Я буду избегать мест, в которых мало света и мало людей.
  9. Я не буду разговаривать с посторонними людьми, принимать подарки от взрослых, соглашаться садиться к ним в машину, гулять с ними или ходить к ним в гости, без разрешения моих родителей.
  10. Я всегда буду закрывать свой дом и не открою его никому кроме своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опасные незнакомцы" 2 класс. Презентация к уроку окружающего мира.

Данная презентация выполнена для учащихся 2 класса, но ее можно использовать и для ребят других возрастных категорий.УМК "Школа России"...

План урока окружающего мира во 2 классе по теме "Опасные незнакомцы"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Материал содержит подробный конспект урокапо теме "Опасные незнакомцы"....

Урок окружающего мира «Опасные незнакомцы» 2 класс

Урок "Опасные незнакомцы"  входит в раздел "Здоровье и безопасность".  На уроке учащиеся знакомятся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми, как правильно ...

Урок окружающего мира. Тема урока: Опасные незнакомцы .

Цели деятельности учителя:Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно действовать при встрече с незнакомцем....

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

"Опасные незнакомцы" - Урок окружающего мира во 2 классе ("Школа России")

Урок ознакомления учащихся с опасностями,  которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учит  правильно  действовать при встрече с незнакомцем....