пояснительная записка по окр.миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
статья по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
4 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) разработана в соответствии с:
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
- примерной программой начального образования по чтению базового уровня.
Количество часов: в неделю - 2 часа (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 68 часа (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).
УМК
Учебник: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин
Рабочая тетрадь: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин
Пояснительная записка
Главная цель учебного предмета окружающего мира и ОБЖ 4 класс:
- Формирование социального опыта школьника
Задачи:
- осознания элементарно взаимодействия в системе «человек – природа – общество»
- Восприятие отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
- Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей; освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамически развивающемся мире;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных методов, знаний и умений
- формирование ключевых компетентностей - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных наний и умений, а также полученной информации
В календарно-тематическое планирование рабочей программы были внесены изменения.
В курс 4 класса введены следующие темы:
«Город, в котором мы живем,опасные ситуации
«Правила поведения на улице»,
«Транспорт и дорожное движение»,
«Мы-пассажиры»,
«Дорожные знаки»,
«Светофор-наш друг»,
«Дорожно-транспортные происшествия»
«Велосипедист-водитель ТС»
«Дети и проблемы дорожной безопасности»
«Законы дорожного движения»
Так как изучение раздела «Основы безопасности жизнедеятельности» предусматривается в ФК ГСОО и примерной программе. На этот раздел выделено 10 часов. В рабочей программе также выделено время для обобщающего повторения отдельных тем.
Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:
- технологии развивающего обучения,
- технология информационно – коммуникативного обучения,
- технология личностно-ориентированного развивающего обучения,
- коммуникативно-развивающая технология,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Методы обучения.
- методы организации и осуществления образовательной деятельности.
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности
Средства обучения:
- комплект наглядных пособий
- УМК по окружащему миру;
- Рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2011;
- информационно-коммуникационные средства обучения;
- технические средства обучения;
- библиотечный фонд
- Содержание программы
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Человек и его строение (13 ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч)
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяет увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение изученного материала – 7 ч.
Часы по выбору учителя – 2 ч.
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Человек и его внутренний мир (5 ч)
Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных.
Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.
Эмоции – их значение для человека и правила их проявления.
Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.
Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Человек и общество (4 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.
Человек и история человечества (5 ч)
История человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
Человек и многоликое человечество (3–4 ч)
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира – религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Организация Объединенных Наций – как сообщество почти всех государств планеты. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.
Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Повторение изученного материала – 6 ч.
Часы по выбору учителя – 6 ч.
Требования к уровню подготовки.
1) знать (приводить примеры):
— признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
— основные органы и системы органов человека и их функции;
— правила здорового образа жизни;
— права гражданина и ребенка в России;
— основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
— народы, населяющие Россию;
2) различать (соотносить):
— год и век, арабские и римские цифры;
— искусственные тела (изделия) и тела природы;
— полезные и вредные привычки;
— эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
— события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
— раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
— применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
— узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
— составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
— объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
— в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
— работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
—телефоны служб спасения;
—правила поведения в экстремальных ситуациях;
—переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения;
дорожные знаки, знаки регулировщика;
—правила безопасной езды на велосипеде.
—признаки живого организма;
—основные органы и системы органов человека и их функции;
—правила здорового образа жизни;
—основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
Уметь:
– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– ухаживать за своим телом;
– составлять правильный режим дня;
– оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета; правильной оценки событий жизни,
- понимания важности изучения материала в условиях глобализации, различных видов человеческого общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Дополнительная литература для учителя:
Дополнительная литература для ученика:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка по окружающему миру
Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....
Планирование с пояснительной запиской по окружающему миру
А.А. Плешаков...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 2 класс
рабочая программа по окружающему миру 2 класс...
рабочая программа по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по окружающему миру 3 класс...