Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
рабочая программа по окружающему миру по теме
Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.1-4_kl.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Панфиловская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы
начальных классов
_________ /Хлопонина Т. В./ _________ /Копотилова Н. Н./ ________ /Волкова О. Н./
Протокол № 1 Приказ № ___
от «28» августа 2012 г. «28» августа 2012 г. от «31» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1-4 классы
учителя начальных классов Мерзляковой Е. А.
(первая квалификационная категория)
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы для 1-4 классов
общеобразовательных учреждений «Окружающий мир».
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол «№ ___ от «___» _________ 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (УМК «Перспективная начальная школа») без изменений.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Ценностные ориентиры содержания предмета. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является:
- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.
Задачи изучения курса:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
- формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- освоение доступных способов изучения природы и общества.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
- различать предметы и выделять их признаки;
- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
-объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; - Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями. Такими как смена дня и ночи, смена времен года;
- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
- называть органы чувств человека и их основные функции;
- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
- оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;
- называть имя своего города, улицы;
- называть столицу России, приводить примеры её достопримечательностей;
- узнавать российский Государственный флаг и герб;
- выполнять правила поведения при прослушивании гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;
- подготавливаться к уроку и помогать готовиться одноклассникам;
- называть имя своего края, города, название своей школы, её адрес;
- называть столицу России, рассказывать о её достопримечательностях;
- узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
-выполнять правила перехода проезжей части улицы;
- выполнять и оценивать правила безопасного поведения на улице;
- выполнять и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул;
- приводить примеры распространенных несъедобных грибов своего края;
- рассказывать о правилах сбора лекарственных трав и оказания первой помощи при укусе пчелы или осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;
- использовать мобильный телефон для связи с родителями;
- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
- соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице;
- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул;
- соблюдать правила сбора лекарственных трав
- оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать особенности планет и звезд;
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей;
- объяснять движение Земли относительно Солнца;
- сравнивать внешний вид и особенности насекомых, птиц, рыб;
- группировать объекты природы по признакам;
- отличать домашних животных от диких;
- ставить простейшие опыты, анализировать результаты, делать выводы;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- на основе опытов выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- выращивать растения в группе;
- использовать оглавление, словарь, тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска информации;
- определять характер взаимоотношений человека с природой;
-понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- извлекать информацию из дополнительных источников знаний;
- осознавать ценность природы необходимость нести ответственность за её сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- выполнять правила безопасного поведения в природе.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
- называть профессии взрослых и оценивать их важность;
- различать государственную символику;
- ориентироваться и принимать участие в важных для страны и личности событиях;
- описывать достопримечательность Кремля;
- использовать дополнительные источники информации;
- работать с оглавлением учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности в семье, в классном и школьном коллективах;
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, выполнять режим дня;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план;
- находить на карте и глобусе географические объекты;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- моделировать формы земной поверхности из пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсий;
-ориентироваться на местности по компасу, карты;
- приводить примеры веществ;
- проводить простейшие опыты в группах при изучении свойств воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых;
- характеризовать кругооборот в природе;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой;
- различать полезные ископаемые;
- характеризовать природные сообщества;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- использовать готовые модели для объяснения явлений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- осознать ценность природы и ответственность за её сохранение;
- выполнять правила безопасного поведения в природе. Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- находить место изученного события на ленте времени;
- на карте РФ города «Золотого кольца», Санкт – Петербург;
- описывать достопримечательности городов «Золотого кольца», Санкт – Петербурга;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников о достопримечательностях города Санкт – Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
- находить место изученного события на ленте времени;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет – адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;
- осознать ценность природы и ответственность за её сохранение.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.
Выпускники приобретут:
- возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности, опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Выпускники научаться:
- осознавать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
- соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Выпускники овладеют:
- некоторыми способами изучения природы и общества,
- начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
- научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, на материале природы и культуры родного края, поиск информации в электронных источниках.
У выпускников будут развиты действия:
-экологическая и культурологическая грамотность, элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускники научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускники научатся:
- знавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
- находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....
Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония...
Пояснительная записка по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"
Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс.
Пояснительнаязаписка к рабочей программе по окружающему миру 4 класс разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...