Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Мхитарян Анна Карленовна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn.zapiska_okruzh.mir_4_kl..docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету окружающий мир (человек, природа, общество) с  элементами ОБЖ составлена на основе авторской программы по окружающему миру в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы),авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. – М.: «Баласс», 2010.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)

Учебник  «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009.

Уровень программы - базовый стандарт.

 Программа составлена для обучающихся разного уровня ( «мини-макс»).

УМК учителя: учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов.  Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский,  Москва, изд. «Баласс»,2009. Методические рекомендации для учителя, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, – М. : Баласс,2009. Электронные издания: СД «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 УМК обучающегося: учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов.  Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский,  Москва, изд. «Баласс»,2009.

Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской

Цели и задачи курса 

Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:

1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.

2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Достижение этой цели предполагает решение  следующих задач:

1. Умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;

2.Приобретение личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми;  

3. Формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
период
:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

*вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

*отделять новое от известного;

*выделять главное;

*составлять план.

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

- отбирать источники информации среди предложенных учителем

-находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.

-сравнивать и группировать факты и явления

- делать выводы на основе обобщения знаний

-обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем

-составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем

- в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.

УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе

является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

Практическая   деятельность: комментированное чтение и диалог с  автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; творческие задания; составление схем и таблиц; проектная деятельность; доклады; экскурсии.

Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов, блицопроса, практической деятельности учащихся на уроках, проверочных работ, тестирования, докладов, творческих заданий.

Критерии оценивания различных видов работ:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах.

 2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.  

Критерии отметки в соответствии с методическим письмом №1561/14-15 от 19.11.98 Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и рекомендациями авторов программы интегрированного курса «Окружающего мира (человек, природа, общество) с  элементами ОБЖ»  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты

 Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического  обучения, проектная технология, оценочная и  здоровьесберегающая технология.  Ведущая технология: технология проблемно-диалогического  обучения. Цель:  научить учащихся самостоятельно  « открывать»  знания.  Задачи: уметь объяснять мир, уметь определять своё отношение к миру. Ожидаемые результаты  - сформированные  УУД.

Основные методы работы на уроке: диалогический (побуждающий и подводящий диалог), игровой, информационный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по окружающему миру

Пояснительная записка по окружающему миру УМК  "Школа 2100"...

Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ

Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка  по  окружающему  миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....