Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету окружающий мир (человек, природа, общество) с элементами ОБЖ составлена на основе авторской программы по окружающему миру в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы),авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. – М.: «Баласс», 2010.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)
Учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин, Москва, изд. «Баласс», 2009.
Уровень программы - базовый стандарт.
Программа составлена для обучающихся разного уровня ( «мини-макс»).
УМК учителя: учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин, Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, Москва, изд. «Баласс»,2009. Методические рекомендации для учителя, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, – М. : Баласс,2009. Электронные издания: СД «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
УМК обучающегося: учебник «Окружающий мир» для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин, Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, Москва, изд. «Баласс»,2009.
Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:
1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.
2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;
2.Приобретение личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми;
3. Формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
период:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
*вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
*отделять новое от известного;
*выделять главное;
*составлять план.
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
- отбирать источники информации среди предложенных учителем
-находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.
-сравнивать и группировать факты и явления
- делать выводы на основе обобщения знаний
-обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем
-составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем
- в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.
УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе
является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
Практическая деятельность: комментированное чтение и диалог с автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; творческие задания; составление схем и таблиц; проектная деятельность; доклады; экскурсии.
Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов, блицопроса, практической деятельности учащихся на уроках, проверочных работ, тестирования, докладов, творческих заданий.
Критерии оценивания различных видов работ:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.
Критерии отметки в соответствии с методическим письмом №1561/14-15 от 19.11.98 Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и рекомендациями авторов программы интегрированного курса «Окружающего мира (человек, природа, общество) с элементами ОБЖ» А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты
Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология, оценочная и здоровьесберегающая технология. Ведущая технология: технология проблемно-диалогического обучения. Цель: научить учащихся самостоятельно « открывать» знания. Задачи: уметь объяснять мир, уметь определять своё отношение к миру. Ожидаемые результаты - сформированные УУД.
Основные методы работы на уроке: диалогический (побуждающий и подводящий диалог), игровой, информационный.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру
Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....
Планирование с пояснительной запиской по окружающему миру
А.А. Плешаков...
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....
Пояснительная записка к КТП по окружающему миру (2 класс "Школа России")
2 класс "Школа России" Окружающий мир...