Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Учебный предмет: Окружающий мир
УМК: Школа России
Авторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.
Тема урока: Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.
Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей природной зоны пустыни.
Задачи урока:
1.Обобщить знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.
2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
3.Организовать работу в группах.
4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.
5.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.
6. Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе
7.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Тип урока: Открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Формы организации учебной деятельности: Урок- исследование. Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся
Методы: Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorshkovoy_n.i.rar | 69.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока окружающего мира в 4 классе
Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.
УМК «Школа России»
Подготовила учитель начальных классов МКОУ Глуховской СОШ
Полисадова Ольга Игоревна
2013 г.
Проект урока
Учебный предмет: Окружающий мир
УМК: Школа России
Авторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.
Тема урока: Природные зоны России. Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.
Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей природной зоны пустыни.
Задачи урока:
1.Обобщить знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.
2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
3.Организовать работу в группах.
4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.
5.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.
6. Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе
7.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Тип урока: Открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Формы организации учебной деятельности: Урок- исследование. Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся
Методы: Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обобщить знания о ранее пройденных природных зонах. Узнать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.
Метапредметные:
Познавательные – оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах | «Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы» - Какой раздел в мире природы мы изучаем? - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. Поработаем в группах. О какой природной зоне идет речь? (Детям раздаются тексты с описанием природных зон) (Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей) | - Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края». Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. 1 группа - «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра) 2 группа - « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) 3 группа - «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни) 4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи) | Познавательные: Логические - извлекают необходимую информацию из текста Коммуникативные (работа в группе) Регулятивные (контроль) |
2.Целеполагание Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. | Игра «Кто где живёт?» – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. – Посмотрите, что у нас получилось – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой? –. Вы, конечно, догадались природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова цель нашего урока? - Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока. | Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). - Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия. - В пустыне. - Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей. -Узнать особенности природной зоны пустынь. 1)Природу пустыни будем исследовать по плану: 1.Климат; 2.Растительность; 3.Животный мир; 4.Занятия населения 2)Сделать вывод. 3)Оценить свою работу на уроке. | Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Регулятивные (принятие цели ) Регулятивные (постановка задач, планирование действий) |
3.Открытие новых знаний 1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги. 2)Узнать особенности растительного и животного мира. 3)Выяснить особенности труда и быта людей | Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. -Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе) -Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. 1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги. 2)гр. Узнать особенности растительного мира 3)гр. Узнать особенности животного мира. 4)гр. Узнать о занятиях населения -Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике? Просмотр видеосюжета об оазисах. Вывод об особенностях растений пустынь. - Какой вывод можно сделать? Просмотр видеосюжета о верблюде. Вывод об особенностях животных пустыни. - Какой вывод можно сделать? Итог: - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? -Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. | Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного. -Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, своими знаниями. Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации. (Примерные ответы детей) 1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта) -Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. 2гр.Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) . В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами. Особенность растений пустыни: -корни длинные - глубоко ищут влагу; -листья мелкие или колючки – меньше испарения. 3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называется их приспособленность к жизни в пустыни. (Показ иллюстраций с животными) -Особенности животных пустыни: -защитная окраска; -нетребовательность к пище; -Быстро бегают; -Могут впадать в спячку 4гр: Деятельность человека в пустыне: -Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники) -Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко) - Но человек также может и принести ущерб природе: В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут. - Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными. Вывод: Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе.
Ответы детей Растения пустыни очень интересны! Например, верблюжья колючка, ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Корни колосняка и джузгуна хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. -Животные пустыни могут подолгу находиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. -Нет. Самая главная особенность пустынь - недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (высказывания детей, сотрудничество в группе) Познавательные (поиск информации, преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи) Личностные (выражение своего отношения к фильму) |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля | Учитель читает высказывания 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. 2.Зона пустынь сменяет зону степей. 3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 5.Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. | Учащиеся слушают задание, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал. | Регулятивные (контроль) |
5.Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке. | -Все ли учебные задачи решены на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? – Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей. – Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям? Оцените себя по критериям: -я знаю особенности природной зоны пустыни; - я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины; -я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого; Домашнее задание. Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте. | Ответы детей. Ответы детей Ответы детей. Ответы детей. Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки | Регулятивные (удержание цели) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.
Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса, УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...
Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....
Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.
В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.
Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...