Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Пояснительная записка, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_kl.docx | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
"Согласовано" "Согласовано" "Утверждаю"
Руководитель МО Заместитель руководителя Руководитель МБОУ
_____/ / по УВР МБОУ "Гимназия №1" "Гимназия №1" имени
Протокол №___от имени Мусы Джалиля Мусы Джалиля
"___"______20__г. ______/Сафуанова Р.К./ ______/Ахметзянова А.С./
"___"________20___г. Приказ №_____от
"___"_________20___г.
Рабочая программа педагога
Султановой Зубарджат Фиркатовны,
учителя I категории МБОУ "Гимназия №1"
имени Мусы Джалиля по окружающему миру для 2 класса
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №______от
"_____"___________20_____г.
г. Нижнекамск
2012-2013 учебный год
Окружающий мир
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. («Наша планета Земля») 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 2 класс («Наша планета Земля») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. : Баласс, 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»
Структура курса
Введение.
Земля и солнце.
Практическая работа с глобусом.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
Формы земной поверхности.
Земля – наш общий дом.
Части света.
Наша маленькая планета Земля.
Повторение пройденного материала.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них во 2 классе по 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 70 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В том числе для проведения:
– контрольных работ – 4 часа;
– экскурсий (наблюдения, практические работы: опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей) – 1 час;
– для создания проектов (групповой, краткосрочный, монопредметный, творческий) – 2 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме далее.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно, ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Содержание учебного предмета
Введение.
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце.
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом.
Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности.
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом.
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». «Едоки» и «мусорщики» дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света.
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой для выводка. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике?
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала.
Часы по усмотрению учителя.
В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в другие предметы, в частности в «Окружающий мир» (в основном). Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир». Тем не менее постоянно в различных регионах предпринимаются местные попытки выделить содержание ОБЖ отдельно и заставить учителей сделать двойное планирование. С точки зрения Федерального центра, это не требуется, но регион имеет право на самостоятельность. В результате, например, в новых методических рекомендациях для дошкольников мы сделали двойное тематическое планирование: по ОМ и ОБЖ4 (см. Примечание).
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.
Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.
Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.
В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.
В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать целостную картину мира и формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.
На основании требований Государственного образовательного стандарта и с учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
∙ приобретение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
∙ овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
∙ освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных навыков, умений и способов деятельности; возможность осуществить межпредметные связи.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития естественнонаучных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к нравственным ценностям, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Предмет «Окружающий мир», как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по «Окружающему миру» отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной формах.
В зоне внимания также находится анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.
Результаты изучения учебного предмета
Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:
∙ Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
∙ Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
∙ Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
∙ В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
∙ Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
∙ Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
∙ Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
∙ Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
∙ Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
∙ Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
∙ Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
∙ Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
∙ Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
∙ Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
∙ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Выразительно читать и пересказывать текст.
∙ Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
∙ объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
∙ объяснять влияние притяжения Земли;
∙ связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
∙ наблюдать за погодой и описывать её;
∙ уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
∙ пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
∙ называть основные природные зоны и их особенности;
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
∙ оценивать правильность поведения людей в природе;
∙ уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру
.
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | ||
план | факт | ||||||||
Раздел 1. Земля и солнце (19часов) | |||||||||
1 | Подготовка к путешествию. Наша планета. | 1 | Вводный урок | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов неживой и живой природы | Знать: – элементарные сведения о трех состояниях веществ; – что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные те-ла, планеты, звезды); – закон всемирного тяготения; – связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы | ||||
2 | Из чего состоят все предметы | 1 | Урок изучения нового материала | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества | Текущий контроль. Устный опрос. | ||||
3 | Из чего состоят все предметы | 1 | Урок закрепления | Текущий контроль. Устный опрос. Сам. работа №1 | |||||
4 | Природные часы. Календарь и компас. | 1 | Урок введения новых знаний | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа с компасом | ||||
5-6 | Форма Земли – огромный шар | 2 | Урок изучения нового материала | Линии горизонта, глобус – модель Земли | Текущий контроль. Устный опрос. | ||||
7 | Земля в космосе | 1 | Урок введения новых знаний | Земля – планета Солнечной системы; глобус | Текущий контроль. Сам. работа №2 | ||||
8-9 | Мир космоса | 2 | Урок объяснения нового | Представление о звездах; затмение | Текущий контроль. Тест. Кроссворд. | ||||
10 | Всемирное тяготение | 1 | Урок введения новых знаний | Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | Уметь: – различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам; – пользоваться календарем и часами; – показывать линию горизонта; – определять стороны горизонта по компасу; – описывать погоду, определять температуру с помощью термометра. Знать: – закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток; – понятия воображаемая ось, земная ось; – значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси | Текущий контроль. Сам. работа№3 | |||
11 | Смена дня и ночи | 1 | Урок введения новых знаний | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | Текущий контроль. Задание №6 | ||||
12 | Времена года. Экскурсия. | 1 | Урок введения новых знаний | Особенности времен года | Текущий контроль. | ||||
13 | Смена времен года | 1 | Урок закрепления | Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | Текущий контроль. Сам. работа №4 | ||||
14 | Тепловые пояса | 1 | Урок введения новых знаний | Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | Текущий контроль. Кроссворд с.44 | ||||
15 | Погода и климат | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Задания № 6-7,с.49 | |||||
16 | Предсказываем погоду и климат | 1 | Урок закрепления | Текущий контроль. | |||||
17 | Обобщение по разделу «Земля и Солнце» | 1 | Урок обобщения | Тематический контроль. | |||||
18 | Проверочная работа по разделу «Земля и Солнце» | 1 | Урок контроля | Тематический контроль. Проверочная работа №1 | |||||
19 | Памятка для путешественника | 1 | Урок повторения | Тематический контроль. Тест. | |||||
Раздел 2. что изображают на глобусе и на карте (14 часов) | |||||||||
20 | План и карта | 1 | Урок введения новых знаний. | Элементарные приемы чтения карты | Знать: – что глобус – модель Земли; – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны | Текущий контроль. Устный опрос. Практическая работа «План класса» | |||
21 | План и карта. | 1 | Урок-практикум | ||||||
22 | Глобус и карта. Адрес на глобусе и карте. | 1 | Урок повторения | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) | Знать: – что глобус – модель Земли; – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны; – характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Уметь: – показывать на карте части света, материки и океаны; – находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны | Текущий контроль. Сам. работа №5 | |||
23 | Что изображают на карте. | 1 | Урок введения новых знаний | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | Текущий контроль. Задание №6 | ||||
24 | Учимся пользоваться картой | 1 | Урок-путешествие | Текущий контроль. Чтение маршрутной карты | |||||
25 | Части света. Материки и океаны | 1 | Урок введения новых знаний. | Материки, океаны (общее представление) | Текущий контроль. | ||||
26 | Реки | 1 | Урок введения новых знаний. | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Текущий контроль. Сам. работа № 6 (2) | ||||
27 | Озера | 1 | Комбинирован. | ||||||
28 | Равнины | 1 | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. Взаимоконтроль | |||||
29 | Горы | 1 | Текущий контроль. Сам. работа №7 | ||||||
30 | Как рождаются горы. Вулканы и землетрясения. | 1 | Комбинирован. | Формы поверхности равнины, горы | Знать: – что глобус – модель Земли; – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны; – характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. | Текущий контроль. | |||
31 | Полуострова и острова | 1 | Комбинирован. | Особенности островов и полуостровов, морей нахождение их на карте | Текущий контроль. Сам. работа №8 | ||||
32 | Моря. Обитатели морей. | 1 | Комбинирован. | Текущий контроль. | |||||
33 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Урок проверки знаний | Тематический контроль. Проверочная работа №2 | |||||
Раздел 3. многообразие земли (14 часов) | |||||||||
34 | Экологические системы | 1 | Урок введения новых знаний. | Иметь представление о законах экосистемы | Знать понятие экосистемы | Текущий контроль. Фронтальный опрос | |||
35 | Как живет экосистема | 1 | Комбинирован. | Иметь представление о законах экосистемы | Знать основные природные зоны, смену природных зон на поверхности земли. Уметь: – показывать по карте природные зоны; – распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения | Текущий контроль. Тест | |||
36 | Природная зональность | 1 | Урок введения новых знаний. | Природные зоны России, растительный и животный мир | Текущий контроль. Фронтальный опрос | ||||
37 | Природные зоны холодного пояса | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности зон холодного пояса | Текущий контроль. Индивидуальный опрос | ||||
38 | Леса умеренного пояса | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса | Уметь: – называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; – объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них | Текущий контроль. Тест | |||
39 | Лес – это интересно. Наша природная зона. | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль. Блиц-опрос | |||||
40 | Засушливые зоны умеренного пояса | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. Последствия нарушения экосистемы | Текущий контроль. Составление памятки | ||||
41 | Хрупкая природа степей и пустынь | 1 | Урок введения новых знаний | Текущий контроль. Тест | |||||
42 | Засушливые зоны жаркого пояса | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности климата, животного мира зон жаркого пояса | Текущий контроль. Работа в группах | ||||
43 | Тропические леса | 1 | Урок введения новых знаний. | Текущий контроль. | |||||
44 | Горные экосистемы | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности климата, животного мира | Текущий контроль. Фронтальный опрос | ||||
45 | Природные катастрофы. | 1 | Комбинирован. | Признаки землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др. | Текущий контроль. | ||||
46 | Обобщающий урок по разделу «Многообразие Земли» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический контроль | |||||
47 | Проверочная работа по теме «Многообразие Земли» | 1 | Урок контроля | Тематический контроль | |||||
Раздел 4. части света (23 часа) | |||||||||
48 | Человечество | 1 | Урок введения новых знаний. | Человек – член общества | Текущий контроль. | ||||
49 | Города и страны | 1 | Урок усвоения знаний | Влияние деятельности человека на природу | Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города | Текущий контроль. | |||
50 | Путешествие тучки по Европе | 1 | Урок введения новых знаний | Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной город (село, регион), на звание,достопримечательности | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Текущий контроль. | |||
51 | Путешествие второй тучки по Европе. | 1 | Урок - путешествие | Текущий контроль. Практическая работа. | |||||
52 | Знакомство со странами Европы | 1 | Урок-отчет | Страны и население Европы; достижения и достопримеча -тельности этих стран | Уметь находить и показывать на политической карте основные страны и города, части света | Текущий контроль. Сам. работа | |||
53 | Азия | 1 | Урок введения новых знаний | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности; работа с разными видами карт | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте Азию | Текущий контроль. Показ по карте. | |||
54 | Азия: поиски Северного морского пути в Индию | 1 | Комбинирован. | Текущий контроль. Показ по карте. | |||||
55 | Африка | 1 | Урок введения новых знаний | Природа и страны Африки; населяющие их народы | Уметь приводить при-меры животных, обитающих в Африке | Текущий контроль. Показ по карте. | |||
56 | Путешествие к африканским животным | 1 | Урок - путешествие | Животный мир Африки | Уметь показывать континент и части света | Текущий контроль. Тест. | |||
57 | Америка | 1 | Урок введения новых знаний | Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации | Знать представителей животного и растительного мира Северной и Южной Америки | Текущий контроль. Тест. | |||
58 | Северная Америка | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
59 | Южная Америка | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Работа с картой. | |||||
60 | Кто открыл Америку? | 1 | Урок-дискуссия | Текущий контроль. | |||||
61 | Австралия и Антарктида | 1 | Комбинированный урок | Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир | Знать природу Австралии и Антарктиды, животный и растительный мир. Уметь узнавать животных по рисункам | Текущий контроль. Практическая работа. | |||
62 | Животный мир Австралии и Антарктиды | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | |||||
63 | Россия – наша Родина | 1 | Урок введения новых знаний | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации | Текущий контроль. Работа с картой. | |||
64 | Моя Родина | 1 | Комбинированный урок | Тематический контроль сам. работа. | |||||
65 | Обобщение по разделу «Части света» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тематический контроль | |||||
66 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля | Тематический контроль | |||||
67 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | Урок повторения | ||||||
68 | Наша маленькая планета Земля. | 1 | Урок-дискуссия | Расширение знаний о родной планете | Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни | Текущий контроль. | |||
69-70 | Твой маршрут в Страну знаний. Здравствуй, лето! | 2 | Обобщающий урок | Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи | Тематический контроль. Блиц-опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев
Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"...
рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС"Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"...