Окружающий мир.4 класс . Образовательная система "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса . Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6      

  с.Гофицкое  Петровского района Ставропольского края

«Утверждаю»                                  «Согласовано»                                        «Рассмотрено»

 директор ОУ                                  зам.директора по УВР                               на заседании МО                            

_____________________                _______________________                       протокол №  _____                        

 «___»  __________2011 г.              «__»  ___________2011 г                         «___»  ____________2011 г.                                                                                                                                                                                      

.

Рабочая программа по окружающему миру 

для 4 класса  начального общего образования

образовательная система  «Школа 2100»

Разработчик:

Манаенко З.Ю., учитель начальных классов

квалификационная категория:

первая по должности «учитель»

с.Гофицкое, 2011г.

      Пояснительная записка

   Образовательный курс «Окружающий мир»   направлена на формирование представлений о мире, на воспитание человека, осознающего свою роль в обществе и природе. В процессе освоения курса  учащиеся получают   навыки овладения определенными  приёмами исследования процессов и явлений,  учатся анализировать жизненные ситуации, создавать представление  о научной  картине мира.  

 Цели образовательного курса «Окружающий мир»:

  1. знакомство  учащихся с целостной научной  картиной   мира, с ролью человека в этом мире;
  2. воспитание гуманно, творческой, социально активной  личности, бережно относящейся к богатствам природы  и общества

Задачи Программы: через гуманистическое, экологическое, гражданское и патриотическое воспитание

  1. приобщать учащихся к познанию мира, людей, культур;
  2. расширять   кругозор;
  3. осваивать учебный материал через продуктивную совместную деятельность;
  4. воспитывать уважение к   культуре народов России, чувство патриотизма,
  5.  обогащать словарный запас;
  6. формировать креативную, информационную, рефлексивную компетентность учащихся;
  7. воспитывать социально – активную, творческую личность;
  8. воспитывать бережное отношение к природе, человеку;
  9. учить решать экологические проблемы;
  10. развивать качества творческой личности, которая умеет:
  1. ставить цель и находить приёмы и средства её решения;
  2. осознавать и оценивать отношения «человек – природа»,  «человек –  общество»;
  3. активно участвовать в преобразовании окружающего мира.

  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД:
  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  3. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД:
  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

  1. Коммуникативные УУД:
  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  1. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

         

 Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Блок 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  2. применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  3. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  4. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  5. объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  6. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  2. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Блок 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  2. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  3. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  1. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  2. замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Рабочая программа по «Окружающему миру»  составлена на основе:

  1. авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010).
  2. учебного плана образовательного учреждения.

Особенности организации учебного процесса :

 На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится:

  1.  всего  70 часов в учебный год (2 часа в неделю).

I четверть-18ч

II четверть-16ч

III четверть-20ч

IV четверть-16ч

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  1. – Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
  2. – Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

Принципы организации деятельности: 

  1. личностно – ориентированный,  
  2. деятельностный,  
  3. социокультурный,  
  4. принцип   минимакса.

В основе построения курса лежат дидактические принципы: 

  1. ведущая роль теоретических знаний;
  2. осознание школьниками процесса обучения;
  3. целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.

Формы и методы организации деятельности учащихся:

  1. фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;
  2. «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;
  3. уроки в классе, библиотеке, на улице;
  4. экскурсии и походы в природу, музеи, на выставки;
  5. практические работы по картам;
  6. проведение опытов;
  7. участие в школьных, региональных, российских конкурсах ;
  8.  просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;
  9. блиц-опросы;
  10. работа с понятиями, словарями;

Методы обучения:

  1. метод проблемного изложения;
  2. частично-поисковый метод;
  3. деятельностный метод;
  1. техника развития критического мышления;
  2. учебные диалоги.

Материал программы развивает следующие умения:

  1. умение анализировать;
  2. умение сопоставлять;
  3. умение классифицировать;
  4. умение обобщать.

Содержание учебного предмета.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

  1. Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
  2. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
  3. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
  4. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
  5. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  6. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  7. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
  8. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
  9. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  10. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  11. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  12. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Содержание  образовательного курса «Окружающий мир»

Название

 блока

Название темы

Количество часов в рабочей программе

Количество часов по авторской программе

Блок 1

«Человек и природа»

/ 35ч./

Человек  и его строение.

Происхождение человека.

Рукотворная природа.

Повторение.

Резерв.

14ч

13ч

13ч

10ч

    В разделе   «Человек и природа» рассматривается устройство человека, основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.  Предлагается одна из версий происхождения человека. Большое внимание уделено сохранению здоровья человека, даётся представление о микробах и бактериях, о прививках и их роли в спасении человечества. Проведён экскурс в прошлое человека: от появления человека разумного , приручения диких животных ,первых орудий труда до человека современного, овладевшего новыми орудиями труда, технологиями, приборами и машинами

Блок 2

«Человек и человечество», /35 ч./

Человек и его внутренний мир.

Человек и общество.

Человек и история человечества.

Человек и многоликое человечество.

Человек и единое человечество.

Повторение.

Резерв

5 ч

4 ч

5 ч

6 ч

9 ч

       В разделе «Человек и человечество»   рассматривается человек и его окружающий мир, основные психологические отличия человека от животных. Знакомимся с историей человечества от Первобытного мира до Новейшего времени. Изучаем религии мира и атеизм. Знакомимся с общечеловеческими достижениями в области науки, техники, отношений

Итого

70

68

В рабочую программу внесены следующие изменения:

 БЛОК 1:

  1. Тема «Человек и его строение» увеличена на 1ч в связи с подробным изучением данной темы.
  2. Тема «Рукотворная природа»  расширена для изучения  с 10ч до 13ч в за счет резерва времени и 1 ч из темы «Повторение», в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
  3. Тема «Повторение» сокращена с 7 ч  до 6ч.

БЛОК 2:

  1. Тема «Человек и многоликое человечество» увеличена на 2ч в связи с подробным изучением данной темы.
  2. Тема «Человек и единое человечество» увеличена с 4 ч до 9ч  связи с подробным изучением данной темы за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.

ОБЖ в курсе «Окружающий мир»

   В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в  Окружающий мир.

ПДД в курсе « Окружающий мир»

    Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр.  «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства  образования Ставропольского края ГОУ ДПО  «Ставропольского краевого института  повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования»)  проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения.

Тематический план (10 часов)

№ п/п

Тема

Всего, академических часов

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1 ч

Дорожная разметка.

1 ч

Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.

1 ч

Что надо знать о перекрестках?

1 ч

Когда ты становишься водителем.

1 ч

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.

1 ч

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)

1 ч

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.

1 ч

Итоговое занятие по разделу.

2 ч

Региональный компонент по курсу:

региональный компонент составляет не более 10% от общего количества часов по курсу за год.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 К концу изучения темы «Человек и природа» учащиеся  должны знать:

  1. об изготовлении орудий труда  и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;
  2. об основных органах и системах органов человека, их функциях;
  3. о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
  4. об основных этапах становления человека и его разума;
  5. важность воды для живых организмов и человека;
  6. основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
  7. основные свойства воздуха (как газа);
  8. применение важнейших полезных ископаемых;
  9. об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
  10. о   стратегии выживания человечества.

                                                                                                      должны уметь:

  1. находить противоречия между хозяйством, человеком, природой и предлагать способы их устранения;
  2. объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения т.п.;
  3. ухаживать за своим телом;
  4. составлять правильный режим дня;
  5. оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
  6. объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

К концу изучения темы «Человек и человечество» учащиеся  должны знать:

  1. личность, характер, эмоции, чувства;
  2. совесть, мораль, право;
  3. эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  4. расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности;
  5. основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.

                                                                                                        должны уметь:

  1. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  2. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  3. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан  разных государств; национальность человека и его расы; верующих разных религий и атеистов;
  4. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  5. замечать и объяснять, какие проступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Ожидаемые результаты.

  В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир»     учащийся должен овладеть:

  1.  познавательной компетенцией;
  2.  информационно-коммуникативной компетенцией;
  3.  рефлексивной компетенцией;
  4.  креативной компетенцией;
  5.  коммуникативной компетенцией

Контроль предметных результатов освоения: 

Вид контроля

Количество часов

Контрольных работ

Проверочных работ

  1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках , в проверочных и контрольных работах .
  2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил

               Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Таким образом,  учащиеся  оцениваются  по следующим критериям:

  1. качество  устных ответов;
  2. качество работы в целом (рефераты, сообщения, проекты);
  3. уровень контрольных, проверочных и самостоятельных работ;
  4. степень самостоятельности;
  5. характер деятельности (продуктивный или репродуктивный);
  6. приёмы оформления творческих работ;
  7. участие в проектах;
  8. презентации работ;
  9. творческие поиски и находки.

Оценка деятельности учащихся.

Результаты  усвоения знаний проводится в соответствии с принципом минимакса по уровням:

  1. необходимый;
  2. программный;
  3. максимальный

Особенности организации контроля по «Окружающему миру»

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивиду альная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого отве та с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделя ми, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель под готавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные от веты. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, вы брать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего ми ра, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные при меры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для про верки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления ис пользуются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление вы сказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполня ют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесо образно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуаль ный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, являет ся работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» со ответствуют общим требованиям.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не бо лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
  2. гербарии; коллекции насекомых; 
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.,
  7.  приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
  8. компьютер и медиапроектор.
  9. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые  линейки, мензурками.

Список    литературы:

  1. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
  2. Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
  3.  Вахрушев, А. А, Раутиан А.С. Человек и природа .4 класс. Методические рекомендации для учителя. –М.: Баласс,2009
  4. ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах(интегрированный курс). Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» . Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс - Ставрополь, 2010 г.
  5. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под  науч.  ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир», 4класс

Образовательная система: «Школа 2100»

Тема

р/к

ПДД

Планируемые результаты

ЦОР

Виды деятель

ности

Кол-во

часов

Стр. учебника

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Блок 1 «Человек и природа» / 35ч./

I четверть /8ч./

1.

Человек и его строение

8ч.

1.1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Знать:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– определять температуру тела человека с помощью термометра;

– распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Презентация на  тему «Человек – живое существо»

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

проведение опытов;

 просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

8-11

6.09

1.2.

Кожа. Строение кожи.

Знать:

 анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция.

Уметь :

соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека

1

12-15

13.09

1.3.

Опорно-двигательная система.

Остановоч-

ный и тормозной путь автомобиля.

Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника

1

16-19

20.09

1.4.

Пищеварение. Органы пищеварения.

Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения.

Понимать связь строения и роли органов человека.

Уметь выбирать продукты, полезные для организма

Презентация на  тему «Органы пищеварения»

1

20-22

27.09

1.5.

Органы выделения.

Знать органы выделения

и их функции.

Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности

в организме человека

1

26-27

4.10

1.6.

Органы дыхания.

Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях.

Уметь применять правила гигиены органов дыхания

1

28-31

11.10

1.7.

Круги кровообращения.

Дорожная разметка

Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.

Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце

1

32-35

18.10

1.8.

Кровь и её транспортная функция внутри организма.

Знать о клеточном строении крови

Уметь работать с учебником

Презентация на  тему «Значение крови в организме»

1

36-37

25.10

II четверть/9ч./

1.

Человек и его строение

6ч.

1.1.

Мозг – орган управления. Нервная система.

Презентация на  тему «Головной мозг»

1

38-40

8.11

1.2.

Органы чувств.

Глаза – органы зрения

Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.

Уметь применять правила гигиены зрения

Личностные: Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Презентация на  тему «Органы чувств»

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

проведение опытов;

 просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

42-45

15.11

1.3.

Органы слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания.

Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

Уметь применять правила гигиены слуха

Презентация на  тему «Органы чувств»

46-49

22.11

1.4.

Размножение.

Виды транспорта. Опознавательные знаки транспорт

ных средств.

Знать о размножении как свойстве живых организмов.

Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи

1

50-53

29.11

1.5.

Контрольная работа по теме « Человек и его строение»

Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения.

Уметь:

– оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);

– применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка)

1

6.12

1.6

Травмы. Микробы. Бактерии и вирусы. 

Что надо знать о перекрестках

Уметь использовать приобретенные знания и умения

в повседневной жизни

1

54-57

13.12

2

Происхождение человека

2ч.

2.1.

Предки человека.

Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны.

Уметь работать с учебником

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

проведение опытов;

 просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

58-61

20.12

2.2.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества.

Знать понятие эволюция.

Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного

Презентация на  тему «История человечества»

1

62-65

26.12

3

Рукотворная природа

1ч.

3.1.

Домашние животные и культурные растения.

Сельско

хозяй-ственная деятель

ность  в

с.Гофицкое

Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека.

Понимать связи неживой

и живой природы

Презентация на  тему «Домашние животные»

«Культурные растения»

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

проведение опытов;

 просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

68-71

27.12

III четверть/10ч./

3

Рукотворная природа

10ч.

3.1.

Животноводство и растениеводство.

 

Когда ты становишься водителем.

Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека.

Иметь представление 

о способах повышения

объемов продукции

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Экскурсия

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

проведение опытов;

 просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

72-77

3.2.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.

Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным.

Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни

1

78-81

3.3.

Вода, её свойства.

Водоемы Ставрополь

ского края.

Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ.

Уметь различать разные состояния воды.

Понимать значение бережного отношения к воде

1

82-87

3.4.

Воздух, его состав и свойства.

Знать понятие воздух, его состав и свойства.

Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха

Презентация на  тему: «Вода и воздух на Земле»

1

88-91

3.5.

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые Старополья

Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования.

Уметь применять полученные знания в жизни

Презентация на  тему: «Горные породы и минералы»

1

92-97

3.6.

Металлы, их свойства.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедис

там.

Знать понятие металл.

Иметь представление о многообразии металлов.

Уметь работать с учебником

1

98-103

3.7.

Ископаемое топливо, его происхождение.

Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива.

Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий

1

104-107

3.8.

Электричество в природе.

Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека.

Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов

Презентация на  тему: «Электричество

в природе».

1

108-111

3.9.

Звук, его свойства. Свет, его свойства.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)

Знать понятие волна, природу звука и света.

Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты

1

112-117

3.10.

Современные технологии на службе у человека.

Знать о тенденциях развития человеческого общества.

Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении

Презентация на  тему: «Современные технологии»

экскурсия

1

118-121

IV четверть/8ч./

3

Рукотворная природа

2ч.

3.1

Присваивающее и производящее хозяйство.

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

1

122-125

3.2

Экология.

Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.

1

122-125

4

Повторение

6

4.1.

Природа, вещества, явления.

Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

128-129

4.2.

Земля – планета жизни.

Итоговое занятие по разделу.

Презентация на  тему: «Земля – планета Солнечной системы»

1

130-131

4.3.

Растения и животные.

Красная книга Ставрополь

ского края

1

132-133

4.4.

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа»

1

5.5.

Экосистемы.

Итоговое занятие по разделу.

Презентация на  тему: «Природные зоны»

1

134-135

5.6

Жизненные задачи

1

Блок 2. «Человек и человечество» /35 ч./

I четверть /9ч./

1

Человек и его внутренний мир

5

1.1.

Человек – дитя природы и общества.

Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.

Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

просмотр презентаций; блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

8-11

3.09

1.2.

Основные качества личности.

Знать, что такое личность и какими признаками она определяется.

Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его

1

12-15

10.09

1.3.

Эмоции.

Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления.

Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога

1

16-19

17.09

1.4.

Чувства и эмоции.

Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица.

Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами

Презентация на  тему: «Чувства и эмоции»

1

20-23

24.09

1.5.

Характер.

Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист.

Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера

1

24-27

30.09

2

Человек и общество

4

2.1.

Общество Проверочная работа по теме:

«Человек и его внутренний мир».

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

28-31

8.10

2.2.

Правила поведения людей в обществе.

Государственные праздники на Ставрополье

Знать понятия: совесть, мораль, право.

Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе

Презентация на  тему: «Правила поведения»

1

32-35

15.10

2.3.

Права человека в обществе.

Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.

Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них

1

36-39

22.10

2.4.

Круги общения и социальные группы

Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении.

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях

Презентация на  тему: «Права человека»

1

40-44

29.10

II четверть/8ч./

3

Человек и история человечества

5

3.1.

Первобытный мир.

Проверочная работа по теме:

«Человек и общество».

Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.

Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Презентация на  тему: «История человечества»

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

47-51

12.11

3.2.

Древний мир.

Ставрополье в древности

Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация.

Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение

1

52-59

19.11

3.3.

Средние века.

Знать об эпохе Средних веков.

Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (энциклопедической) литературой

Презентация на  тему: «Становление человека»

1

60-67

26.11

3.4.

Новое время.

Знать об эпохе Нового времени.

Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение

1

68-73

3.12

3.5.

Новейшее время.

Герб и флаг Ставрополь

ского края

Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях.

Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся

Презентация на  тему: «Современная Россия»

1

74-79

10.12

4

Человек и многоликое человечество

3

4.1.

Многообразие государств планеты. 

Знать о существовании различных по формам правления

и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей.

Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;;

 просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

80-83

17.12

4.2.

Демократия и диктатура.

Проверочная работа по теме:

«Человек и история человечества».

Презентация на  тему: «Государства»

1

84-85

24.12

4.3.

Расы и народы Земли.

Знать понятия: раса, народ, национальность.

Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности

1

86-87

28.12

III четверть/10ч./

4

Человек и многоликое человечество

3

4.1.

Национальность человека.

Националь

ность Ставрополь

ского края

Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения.

Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

просмотр презентаций;;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

88-89

4.2.

Верующие, приверженцы разных религий и атеисты.

1

90-93

4.3.

Религии мира.

Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека.

Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям

с другим мировоззрением

Презентация на  тему: «Религии мира»

1

94-97

5

Человек и единое человечество

7

5.1.

Трудовая деятельность человека.

Проверочная работа по теме: «Человек и многоликое человечество».

Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

«открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

практические работы;

просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

98-101

5.2.

Обмен и деньги.

98-101

5.3.

Производство и торговля

98-101

5.4.

Организация Объединённых Наций.

Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

Презентация на  тему: «Современная Россия»

1

102-105

5.5.

Декларация прав человека.

1

102-105

5.6.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности.

Памятники архитекту-

ры на Ставрополье

Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге

1

106-109

5.7.

Современное  олимпийское движение

Презентация на  тему: «Олимпиада»

1

106-109

IV четверть/8ч./

5

Человек и единое человечество

2

 5.1.

Глобальные проблемы современности.

Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

диалоги;

практические работы;

просмотр презентаций;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

110-115

5.2.

Путь человечества в XXI век.

1

110-115

6

Повторение

6

6.1.

Человек и его внутренний мир. Проверочная работа по теме:

«Человек и единое человечество»

Знать основные понятия, изученные в рамках курса.

Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям

Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

диалоги;

блиц-опросы;

работа с понятиями, словарями;

1

6.2.

Человек и мир людей.

экскурсия

1

6.3.

Человек и прошлое человечества.

экскурсия

1

6.4.

Человек и многоликое человечество.

Работа: фронтальная и индивидуаль

ная, в группах и парах;

просмотр презентаций;

1

6.5.

Человек и единое человечество.

1

6.6

Мое человечество

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"

В тематическом планировании по окружающему миру отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.  Е.В...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....

Окружающий мир. 2 класс . Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по математике  составлены  в соответствии с ФГОС на 2012-2013 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса Образовательная Система 2100

Пояснительная запискаТехнологии,используемые на уроках ОС 2100Требования к результатам освоения учебного курса "Русский язык"Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (170 часов, 5 ча...