Окружающий мир.4 класс . Образовательная система "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса . Образовательная система "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
с.Гофицкое Петровского района Ставропольского края
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
директор ОУ зам.директора по УВР на заседании МО
_____________________ _______________________ протокол № _____
«___» __________2011 г. «__» ___________2011 г «___» ____________2011 г.
.
Рабочая программа по окружающему миру
для 4 класса начального общего образования
образовательная система «Школа 2100»
Разработчик: | Манаенко З.Ю., учитель начальных классов |
квалификационная категория: | первая по должности «учитель» |
с.Гофицкое, 2011г.
Пояснительная записка
Образовательный курс «Окружающий мир» направлена на формирование представлений о мире, на воспитание человека, осознающего свою роль в обществе и природе. В процессе освоения курса учащиеся получают навыки овладения определенными приёмами исследования процессов и явлений, учатся анализировать жизненные ситуации, создавать представление о научной картине мира.
Цели образовательного курса «Окружающий мир»:
- знакомство учащихся с целостной научной картиной мира, с ролью человека в этом мире;
- воспитание гуманно, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества
Задачи Программы: через гуманистическое, экологическое, гражданское и патриотическое воспитание
- приобщать учащихся к познанию мира, людей, культур;
- расширять кругозор;
- осваивать учебный материал через продуктивную совместную деятельность;
- воспитывать уважение к культуре народов России, чувство патриотизма,
- обогащать словарный запас;
- формировать креативную, информационную, рефлексивную компетентность учащихся;
- воспитывать социально – активную, творческую личность;
- воспитывать бережное отношение к природе, человеку;
- учить решать экологические проблемы;
- развивать качества творческой личности, которая умеет:
- ставить цель и находить приёмы и средства её решения;
- осознавать и оценивать отношения «человек – природа», «человек – общество»;
- активно участвовать в преобразовании окружающего мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
- Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
- Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Блок 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Блок 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе:
- авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010).
- учебного плана образовательного учреждения.
Особенности организации учебного процесса :
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится:
- всего 70 часов в учебный год (2 часа в неделю).
I четверть-18ч
II четверть-16ч
III четверть-20ч
IV четверть-16ч
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- – Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
- – Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
Принципы организации деятельности:
- личностно – ориентированный,
- деятельностный,
- социокультурный,
- принцип минимакса.
В основе построения курса лежат дидактические принципы:
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса обучения;
- целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.
Формы и методы организации деятельности учащихся:
- фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;
- «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;
- уроки в классе, библиотеке, на улице;
- экскурсии и походы в природу, музеи, на выставки;
- практические работы по картам;
- проведение опытов;
- участие в школьных, региональных, российских конкурсах ;
- просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;
- блиц-опросы;
- работа с понятиями, словарями;
Методы обучения:
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый метод;
- деятельностный метод;
- техника развития критического мышления;
- учебные диалоги.
Материал программы развивает следующие умения:
- умение анализировать;
- умение сопоставлять;
- умение классифицировать;
- умение обобщать.
Содержание учебного предмета.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание образовательного курса «Окружающий мир» | ||||
Название блока | Название темы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов по авторской программе | |
Блок 1 | ||||
«Человек и природа» / 35ч./ | Человек и его строение. Происхождение человека. Рукотворная природа. Повторение. Резерв. | 14ч 2ч 13ч 6ч | 13ч 2ч 10ч 7ч 2ч | В разделе «Человек и природа» рассматривается устройство человека, основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Предлагается одна из версий происхождения человека. Большое внимание уделено сохранению здоровья человека, даётся представление о микробах и бактериях, о прививках и их роли в спасении человечества. Проведён экскурс в прошлое человека: от появления человека разумного , приручения диких животных ,первых орудий труда до человека современного, овладевшего новыми орудиями труда, технологиями, приборами и машинами |
Блок 2 | ||||
«Человек и человечество», /35 ч./ | Человек и его внутренний мир. Человек и общество. Человек и история человечества. Человек и многоликое человечество. Человек и единое человечество. Повторение. Резерв | 5 ч 4 ч 5 ч 6 ч 9 ч 6ч | 5ч 4ч 5ч 4ч 4ч 6ч 6ч | В разделе «Человек и человечество» рассматривается человек и его окружающий мир, основные психологические отличия человека от животных. Знакомимся с историей человечества от Первобытного мира до Новейшего времени. Изучаем религии мира и атеизм. Знакомимся с общечеловеческими достижениями в области науки, техники, отношений |
Итого | 70 | 68 |
В рабочую программу внесены следующие изменения:
БЛОК 1:
- Тема «Человек и его строение» увеличена на 1ч в связи с подробным изучением данной темы.
- Тема «Рукотворная природа» расширена для изучения с 10ч до 13ч в за счет резерва времени и 1 ч из темы «Повторение», в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
- Тема «Повторение» сокращена с 7 ч до 6ч.
БЛОК 2:
- Тема «Человек и многоликое человечество» увеличена на 2ч в связи с подробным изучением данной темы.
- Тема «Человек и единое человечество» увеличена с 4 ч до 9ч связи с подробным изучением данной темы за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
ОБЖ в курсе «Окружающий мир»
В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в Окружающий мир.
ПДД в курсе « Окружающий мир»
Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр. «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства образования Ставропольского края ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования») проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения.
Тематический план (10 часов) | ||
№ п/п | Тема | Всего, академических часов |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 ч | |
Дорожная разметка. | 1 ч | |
Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 ч | |
Что надо знать о перекрестках? | 1 ч | |
Когда ты становишься водителем. | 1 ч | |
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1 ч | |
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | 1 ч | |
Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 ч | |
Итоговое занятие по разделу. | 2 ч |
Региональный компонент по курсу:
региональный компонент составляет не более 10% от общего количества часов по курсу за год.
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу изучения темы «Человек и природа» учащиеся должны знать:
- об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;
- об основных органах и системах органов человека, их функциях;
- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;
- об основных этапах становления человека и его разума;
- важность воды для живых организмов и человека;
- основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);
- основные свойства воздуха (как газа);
- применение важнейших полезных ископаемых;
- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;
- о стратегии выживания человечества.
должны уметь:
- находить противоречия между хозяйством, человеком, природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения т.п.;
- ухаживать за своим телом;
- составлять правильный режим дня;
- оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
К концу изучения темы «Человек и человечество» учащиеся должны знать:
- личность, характер, эмоции, чувства;
- совесть, мораль, право;
- эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности;
- основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.
должны уметь:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека и его расы; верующих разных религий и атеистов;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие проступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» учащийся должен овладеть:
- познавательной компетенцией;
- информационно-коммуникативной компетенцией;
- рефлексивной компетенцией;
- креативной компетенцией;
- коммуникативной компетенцией
Контроль предметных результатов освоения:
Вид контроля | |
Количество часов | |
Контрольных работ | 2ч |
Проверочных работ | 5ч |
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках , в проверочных и контрольных работах .
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Таким образом, учащиеся оцениваются по следующим критериям:
- качество устных ответов;
- качество работы в целом (рефераты, сообщения, проекты);
- уровень контрольных, проверочных и самостоятельных работ;
- степень самостоятельности;
- характер деятельности (продуктивный или репродуктивный);
- приёмы оформления творческих работ;
- участие в проектах;
- презентации работ;
- творческие поиски и находки.
Оценка деятельности учащихся.
Результаты усвоения знаний проводится в соответствии с принципом минимакса по уровням:
- необходимый;
- программный;
- максимальный
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивиду альная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого отве та с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделя ми, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель под готавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные от веты. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, вы брать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего ми ра, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные при меры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для про верки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления ис пользуются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление вы сказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполня ют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесо образно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуаль ный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, являет ся работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» со ответствуют общим требованиям.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не бо лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны
- натуральные живые пособия – комнатные растения;
- гербарии; коллекции насекомых;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.,
- приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
- компьютер и медиапроектор.
- измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурками.
Список литературы:
- Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
- Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
- Вахрушев, А. А, Раутиан А.С. Человек и природа .4 класс. Методические рекомендации для учителя. –М.: Баласс,2009
- ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах(интегрированный курс). Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» . Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс - Ставрополь, 2010 г.
- Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир», 4класс Образовательная система: «Школа 2100» | |||||||||||
№ | Тема | р/к | ПДД | Планируемые результаты | ЦОР | Виды деятель ности | Кол-во часов | Стр. учебника | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||
Блок 1 «Человек и природа» / 35ч./ | |||||||||||
I четверть /8ч./ | |||||||||||
1. | Человек и его строение | 8ч. | |||||||||
1.1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | Знать: – строение тела человека; – органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; – определять температуру тела человека с помощью термометра; – распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Презентация на тему «Человек – живое существо» | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; проведение опытов; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 8-11 | 6.09 | |||
1.2. | Кожа. Строение кожи. | Знать: анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция. Уметь : соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека | 1 | 12-15 | 13.09 | ||||||
1.3. | Опорно-двигательная система. | Остановоч- ный и тормозной путь автомобиля. | Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц. Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника | 1 | 16-19 | 20.09 | |||||
1.4. | Пищеварение. Органы пищеварения. | Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения. Понимать связь строения и роли органов человека. Уметь выбирать продукты, полезные для организма | Презентация на тему «Органы пищеварения» | 1 | 20-22 | 27.09 | |||||
1.5. | Органы выделения. | Знать органы выделения и их функции. Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности в организме человека | 1 | 26-27 | 4.10 | ||||||
1.6. | Органы дыхания. | Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях. Уметь применять правила гигиены органов дыхания | 1 | 28-31 | 11.10 | ||||||
1.7. | Круги кровообращения. | Дорожная разметка | Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения. Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце | 1 | 32-35 | 18.10 | |||||
1.8. | Кровь и её транспортная функция внутри организма. | Знать о клеточном строении крови Уметь работать с учебником | Презентация на тему «Значение крови в организме» | 1 | 36-37 | 25.10 | |||||
II четверть/9ч./ | |||||||||||
1. | Человек и его строение | 6ч. | |||||||||
1.1. | Мозг – орган управления. Нервная система. | Презентация на тему «Головной мозг» | 1 | 38-40 | 8.11 | ||||||
1.2. | Органы чувств. Глаза – органы зрения | Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой. Уметь применять правила гигиены зрения | Личностные: Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Презентация на тему «Органы чувств» | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; проведение опытов; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 42-45 | 15.11 | |||
1.3. | Органы слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания. | Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса). Уметь применять правила гигиены слуха | Презентация на тему «Органы чувств» | 46-49 | 22.11 | ||||||
1.4. | Размножение. | Виды транспорта. Опознавательные знаки транспорт ных средств. | Знать о размножении как свойстве живых организмов. Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи | 1 | 50-53 | 29.11 | |||||
1.5. | Контрольная работа по теме « Человек и его строение» | Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения. Уметь: – оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах); – применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка) | 1 | 6.12 | |||||||
1.6 | Травмы. Микробы. Бактерии и вирусы. | Что надо знать о перекрестках | Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | 1 | 54-57 | 13.12 | |||||
2 | Происхождение человека | 2ч. | |||||||||
2.1. | Предки человека. | Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны. Уметь работать с учебником | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; проведение опытов; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 58-61 | 20.12 | |||||
2.2. | Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. | Знать понятие эволюция. Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного | Презентация на тему «История человечества» | 1 | 62-65 | 26.12 | |||||
3 | Рукотворная природа | 1ч. | |||||||||
3.1. | Домашние животные и культурные растения. | Сельско хозяй-ственная деятель ность в с.Гофицкое | Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя. Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека. Понимать связи неживой и живой природы | Презентация на тему «Домашние животные» «Культурные растения» | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; проведение опытов; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 68-71 | 27.12 | |||
III четверть/10ч./ | |||||||||||
3 | Рукотворная природа | 10ч. | |||||||||
3.1. | Животноводство и растениеводство. |
| Когда ты становишься водителем. | Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека. Иметь представление о способах повышения объемов продукции | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Экскурсия Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; проведение опытов; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 72-77 | |||
3.2. | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. | Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным. Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни | 1 | 78-81 | |||||||
3.3. | Вода, её свойства. | Водоемы Ставрополь ского края. | Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ. Уметь различать разные состояния воды. Понимать значение бережного отношения к воде | 1 | 82-87 | ||||||
3.4. | Воздух, его состав и свойства. | Знать понятие воздух, его состав и свойства. Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха | Презентация на тему: «Вода и воздух на Земле» | 1 | 88-91 | ||||||
3.5. | Горные породы и минералы. | Полезные ископаемые Старополья | Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования. Уметь применять полученные знания в жизни | Презентация на тему: «Горные породы и минералы» | 1 | 92-97 | |||||
3.6. | Металлы, их свойства. | Дорожные знаки, относящиеся к велосипедис там. | Знать понятие металл. Иметь представление о многообразии металлов. Уметь работать с учебником | 1 | 98-103 | ||||||
3.7. | Ископаемое топливо, его происхождение. | Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива. Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий | 1 | 104-107 | |||||||
3.8. | Электричество в природе. | Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека. Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов | Презентация на тему: «Электричество в природе». | 1 | 108-111 | ||||||
3.9. | Звук, его свойства. Свет, его свойства. | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | Знать понятие волна, природу звука и света. Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты | 1 | 112-117 | ||||||
3.10. | Современные технологии на службе у человека. | Знать о тенденциях развития человеческого общества. Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении | Презентация на тему: «Современные технологии» | экскурсия | 1 | 118-121 | |||||
IV четверть/8ч./ | |||||||||||
3 | Рукотворная природа | 2ч. | |||||||||
3.1 | Присваивающее и производящее хозяйство. | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | 1 | 122-125 | |||||||
3.2 | Экология. | Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 | 122-125 | |||||||
4 | Повторение | 6 | |||||||||
4.1. | Природа, вещества, явления. | Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 128-129 | |||||
4.2. | Земля – планета жизни. | Итоговое занятие по разделу. | Презентация на тему: «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | 130-131 | ||||||
4.3. | Растения и животные. | Красная книга Ставрополь ского края | 1 | 132-133 | |||||||
4.4. | Контрольная работа по теме «Рукотворная природа» | 1 | |||||||||
5.5. | Экосистемы. | Итоговое занятие по разделу. | Презентация на тему: «Природные зоны» | 1 | 134-135 | ||||||
5.6 | Жизненные задачи | 1 | |||||||||
Блок 2. «Человек и человечество» /35 ч./ | |||||||||||
I четверть /9ч./ | |||||||||||
1 | Человек и его внутренний мир | 5 | |||||||||
1.1. | Человек – дитя природы и общества. | Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека. Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 8-11 | 3.09 | ||||
1.2. | Основные качества личности. | Знать, что такое личность и какими признаками она определяется. Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его | 1 | 12-15 | 10.09 | ||||||
1.3. | Эмоции. | Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления. Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога | 1 | 16-19 | 17.09 | ||||||
1.4. | Чувства и эмоции. | Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами | Презентация на тему: «Чувства и эмоции» | 1 | 20-23 | 24.09 | |||||
1.5. | Характер. | Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист. Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера | 1 | 24-27 | 30.09 | ||||||
2 | Человек и общество | 4 | |||||||||
2.1. | Общество Проверочная работа по теме: «Человек и его внутренний мир». | Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа. Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 28-31 | 8.10 | ||||
2.2. | Правила поведения людей в обществе. | Государственные праздники на Ставрополье | Знать понятия: совесть, мораль, право. Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе | Презентация на тему: «Правила поведения» | 1 | 32-35 | 15.10 | ||||
2.3. | Права человека в обществе. | Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей. Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них | 1 | 36-39 | 22.10 | ||||||
2.4. | Круги общения и социальные группы | Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении. Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях | Презентация на тему: «Права человека» | 1 | 40-44 | 29.10 | |||||
II четверть/8ч./ | |||||||||||
3 | Человек и история человечества | 5 | |||||||||
3.1. | Первобытный мир. Проверочная работа по теме: «Человек и общество». | Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах. Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Презентация на тему: «История человечества» | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 47-51 | 12.11 | |||
3.2. | Древний мир. | Ставрополье в древности | Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация. Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение | 1 | 52-59 | 19.11 | |||||
3.3. | Средние века. | Знать об эпохе Средних веков. Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (энциклопедической) литературой | Презентация на тему: «Становление человека» | 1 | 60-67 | 26.11 | |||||
3.4. | Новое время. | Знать об эпохе Нового времени. Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение | 1 | 68-73 | 3.12 | ||||||
3.5. | Новейшее время. | Герб и флаг Ставрополь ского края | Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях. Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся | Презентация на тему: «Современная Россия» | 1 | 74-79 | 10.12 | ||||
4 | Человек и многоликое человечество | 3 | |||||||||
4.1. | Многообразие государств планеты. | Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей. Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 80-83 | 17.12 | ||||
4.2. | Демократия и диктатура. Проверочная работа по теме: «Человек и история человечества». | Презентация на тему: «Государства» | 1 | 84-85 | 24.12 | ||||||
4.3. | Расы и народы Земли. | Знать понятия: раса, народ, национальность. Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности | 1 | 86-87 | 28.12 | ||||||
III четверть/10ч./ | |||||||||||
4 | Человек и многоликое человечество | 3 | |||||||||
4.1. | Национальность человека. | Националь ность Ставрополь ского края | Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения. Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; просмотр презентаций;; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 88-89 | |||||
4.2. | Верующие, приверженцы разных религий и атеисты. | 1 | 90-93 | ||||||||
4.3. | Религии мира. | Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека. Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям с другим мировоззрением | Презентация на тему: «Религии мира» | 1 | 94-97 | ||||||
5 | Человек и единое человечество | 7 | |||||||||
5.1. | Трудовая деятельность человека. Проверочная работа по теме: «Человек и многоликое человечество». | Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; практические работы; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 98-101 | |||||
5.2. | Обмен и деньги. | 98-101 | |||||||||
5.3. | Производство и торговля | 98-101 | |||||||||
5.4. | Организация Объединённых Наций. | Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Презентация на тему: «Современная Россия» | 1 | 102-105 | ||||||
5.5. | Декларация прав человека. | 1 | 102-105 | ||||||||
5.6. | Общечеловеческие культурные достижения и ценности. | Памятники архитекту- ры на Ставрополье | Знать об общечеловеческих ценностях. Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге | 1 | 106-109 | ||||||
5.7. | Современное олимпийское движение | Презентация на тему: «Олимпиада» | 1 | 106-109 | |||||||
IV четверть/8ч./ | |||||||||||
5 | Человек и единое человечество | 2 | |||||||||
5.1. | Глобальные проблемы современности. | Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения. Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; диалоги; практические работы; просмотр презентаций; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | 110-115 | ||||||
5.2. | Путь человечества в XXI век. | 1 | 110-115 | ||||||||
6 | Повторение | 6 | |||||||||
6.1. | Человек и его внутренний мир. Проверочная работа по теме: «Человек и единое человечество» | Знать основные понятия, изученные в рамках курса. Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; диалоги; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; | 1 | ||||||
6.2. | Человек и мир людей. | экскурсия | 1 | ||||||||
6.3. | Человек и прошлое человечества. | экскурсия | 1 | ||||||||
6.4. | Человек и многоликое человечество. | Работа: фронтальная и индивидуаль ная, в группах и парах; просмотр презентаций; | 1 | ||||||||
6.5. | Человек и единое человечество. | 1 | |||||||||
6.6 | Мое человечество | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"
В тематическом планировании по окружающему миру отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Е.В...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100
Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....
Окружающий мир. 2 класс . Образовательная система "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по математике составлены в соответствии с ФГОС на 2012-2013 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса Образовательная Система 2100
Пояснительная запискаТехнологии,используемые на уроках ОС 2100Требования к результатам освоения учебного курса "Русский язык"Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (170 часов, 5 ча...