Экологический проект "Телеканал "Лесные тропинки"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино
Белгородской области»
экологический проект
«Телеканал «Лесные тропинки»
« Погляди на поля и леса,
Погляди, как прекрасна Земля.
Кроны сосен и птиц голоса,
Здесь на каждом шагу чудеса!
Этот зелёный, этот волшебный мир
Он мне навеки мил.»
Ю. Полухина
Выполнили учащиеся 4 «А» класса
2011 год
1. Обоснование проекта.
В течение 1, 2, 3 годов обучения учащиеся получили фундаментальные знания по экологическому образованию. На данном этапе работы считаю необходимым научить детей добывать знания самостоятельно, выделять в подобранной информации главное, делать выводы и представлять их другим так, чтобы изложенные факты вызывали интерес, а проделанная работа имела продолжение.
Открытый урок- конференция по предмету «Окружающий мир» в 4 классе по теме: «Лес и человек» показал, что дети заинтересовались проблемами охраны лесов и их обитателей. Это было отмечено в ходе самого урока и во внеурочной деятельности.
Решение данных вопросов вижу в проектной деятельности, которая строится на значительном повышении интеллектуального и творческого потенциала.
Благодаря элементам игры в данном проекте, сам процесс работы становится увлекательным и интересным. Дети должны наблюдать за природой в зимнее и весеннее время: изменениями в живой и неживой природе, в жизни людей и животных.
Путём совместного обсуждения будут выявлены проблемы лесных жителей, найдены ответы на вопрос: «Как им помочь?», рассмотрены стороны, пути и методы охраны своего здоровья.
Итогом работы будет «прямой эфир» телепередачи «Лесные тропинки», где выступят редакции программ «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье». Зрители смогут задать вопросы по интересующим их темам.
А сам проект и его реализация должны расширить знания детей о природе, вызвать интерес и бережное отношение к ней.
Считаю, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.
2. Общая модель реализации проекта.
Ожидаемый
результат
Способ
реализации
Цель
Задачи
Проект
3. Цели:
1. На основе расширяющихся и углубляющихся знаний способствовать формированию у детей восприятию мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты.
2. Помочь осознать роль человека как сына природы и её главной преобразующей силы, значимой для микро-и-макросоциальных процессов.
3. Обучать выражению своего отношения к изучаемой природной системе методом проектирования через изобразительную и практическо- поисковую деятельность.
4. Задачи:
1. Знакомить со взаимосвязями между растениями и животными в лесу; условиями приспособления живых организмов к окружающей среде и влиянии неживой природы на живой организм.
2. В рамках проектной деятельности дать возможность каждому ученику реализовать творческие замыслы, учить работать в команде, проявляя познавательный интерес.
3. Воспитывать стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе, желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения; соблюдать правила охраны здоровья.
5. Характеристика проекта:
- интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
- долгосрочный, состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых может реализовываться автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов (что мы и осуществили, разработав и выполнив проект по блокам: зима и весна);
- предполагает работу творческих групп по интересам;
- совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса природоведения;
- комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий);
- применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
6. Способы решения проекта.
1. Составить план работы над проектом.
2. Определить сроки его реализации.
3. Провести основные мероприятия проекта.
4. Подвести итоги проекта.
7. Участники и партнёры проекта.
родители
учитель
Программа «Здоровье»
1. Луцев В.
2. Стрючков Т.
3. Шатова Ю.
4. Шименёв В.
Программа «Диалоги о животных»
1. Калашников А.
2. Струков А.
3. Жданова К.
4. Цапков П.
Программа «Клуб путешественни-
ков»
1. Будченко К.
2. Симонян М.
3. Ковалёв А.
4. Тонких А.
Программа «Прогноз погоды»
1. Азиатцев А.
2. Савёлова А.
3. Терских А.
4. Чугаёв В.
инициативные группы
школьный врач и медсестра
участники и партнёры проекта
школьный библиотекарь
8. Структура проекта:
- эколого- фенологический компонент:
блок «Зима в лесу»: выявление признаков наступления зимы в лесу и в природе, предсказание погоды по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц;
блок «Весна в лесу»: определение основных признаков весенних изменений в лесу и в природе, предсказание погоды по народным приметам; наблюдение за ростом растений (развитием почек, облиствением, цветением), встреча перелётных птиц (изготовление скворечников), природоохранная акция «Защитим первоцветы»;
- валеологический компонент:
блок «Зима в лесу»: поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья (о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний и пр.), соблюдение мер безопасности на зимних водоёмах;
блок «Весна в лесу»: подбор информации об использовании целительных свойств растений (подорожник, чистотел и др.), отработка умений в оказании первой медицинской помощи при ушибах, порезах, укусах животных, закрепление представлений о правилах гигиены: правильном выборе одежды.
9. Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный) – целеполагание, погружение в проект.
№ п\п | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Что нужно? |
1. | Беседа «Я выполняю проект» (что такое проект, этапы, продукт, презентация) | 14.11.07. | Учитель | Методические материалы по проектной деятельности. |
2. | Знакомство со структурой проекта. | 21.11.07. | Учитель, дети. | План-схема проекта. |
3. | Родительское собрание: - ознакомление с методикой организации проектной деятельности детей; - оптимальные формы возможного участия родителей. | 28.11.07. | Учитель, родители. | Обсуждение возможных препятствий в ходе реализации проекта и пути их преодоления. |
Второй этап (планирование деятельности).
1. | Деление на творческие группы. Определение задач каждой. | 29.11.07. | Учитель, дети. | Обозначить круг интересующих вопросов. |
Третий этап (практически-деятельностный).
1. | Выделение направлений поиска информации. | 29.11.07. | Учитель, дети. | Выступления ответственных групп по плану сбора информации. |
2. | Зимняя и весенняя экскурсии в лес. | 12.12.07. 12.03.08. | Учитель,дети, родители. | Фотоаппарат. |
3. | Работа в читальном зале библиотеки: - составление картотеки народных примет «Шкатулка зимних примет»; - оформление «Букета весенних примет»; - подготовка репортажей из леса. | Декабрь- февраль. Март- апрель. | Инициативная группа «Прогноз погоды» | 1. Собрать материал. 2. Красочно оформить собранную информацию. 3. Написать статьи. |
4. | Подготовка фотоальбома «Зимушка-зима». | Декабрь- февраль. | Инициативная группа «Клуб путешественников» | Оформить фотоальбом, подобрать комментарии. |
5. | Выполнение рисунков на тему «Приход весны» | Март. | Инициативная группа «Клуб путешественников» | Организовать выставку рисунков. |
6. | Наблюдение за ростом растений с выводами об экологических проблемах. | Март-апрель. | Инициативная группа «Клуб путешественников» | Сделать знаки для «Книги жалоб леса». |
7. | Работа в читальном зале библиотеки: - организация выставки детских книг «Как зимуют животные»; - подготовка сообщений о необходимой помощи человека животным. | Январь. Январь. | Инициативная группа «Диалоги о животных» | 1.Сделать кормушки для птиц. 2. Выпустить листовки «Птичья столовая». 3. Организовать акцию «Покормите птиц зимой». |
8. | Подготовка сообщений «Жизнь зверей весной», «Встреча птиц», «Насекомые весной». | Март- Апрель. | Инициативная группа «Диалоги о животных». | 1. Оформить альбом. 2. Сделать скворечники. |
9. | Беседа со школьным врачом и медсестрой о здоровьесберегающих факторах. | 19.12.07. | Инициативная группа «Здоровье», врач, медсестра. | Подготовить вопросы по заданной проблеме. |
10. | Оформление журнала «Здоровье» (выпуск «Зима», «Весна»). | Декабрь- апрель. | Инициативная группа «Здоровье». | Оформить альбом. |
11. | Презентация проекта в « прямом эфире» телепередачи «Лесные тропинки». | 29.04.08. | Все инициативные группы, родители, учитель, гости-учащиеся 2-х классов. | Представить весь собранный материал. |
10. Возможные препятствия и пути их преодоления.
1. | Низкая активность уч-ся в работе над проектом. | Проводить экскурсии в лес, парк, на луг. Посетить зоопарк в г. Белгороде. Рассмотреть коллекцию цветов в цветочных магазинах нашего города. |
2. | Затруднения в отборе материала и его оформлении. | Использовать помощь родителей. |
3. | Слабые знания уч-ся о том, как нужно укреплять своё здоровье. | Использовать дополнительную литературу об укреплении здоровья, посетить спортивный комплекс. |
4. | Неуверенность, боязнь детей в ходе подготовки к презентации. | Провести занятия с психологом школы. |
11. Экономическое обоснование проекта.
- Необходимо закупить:
1. | Два альбома для рисования | 40 рублей |
2. | Краски оформительские | 25 рублей |
3. | Белая печатная бумага (30 листов) | 20 рублей |
4. | Файлы (30 штук) | 30 рублей |
5. | Папки- скоросшиватели (4 штуки) | 25 рублей |
6. | Распечатка фотографий | 70 рублей |
ИТОГО | 210 рублей |
- Материалы к презентации подготовить силами членов инициативных групп и родителей.
- Источники финансовых средств:
- средства от проведения ярмарки- продажи печёных изделий «Зелёная Планета»;
- спонсорская помощь родителей.
11. Ожидаемый результат.
- Активизация экологического образования и воспитания среди учащихся начальной школы:
- системы экологических знаний;
- экологического мышления;
- культуры чувств;
- культуры поведения;
2. Переход от теории к практике: учащиеся должны не только знать, что нужно беречь природу, но и пытаться ей помочь.
3. Формирование основ краеведения.
4. Систематизация проведения экологических акций в школе.
12. Последействие проекта.
- В 2008 – 2009 учебном году продолжить экологическую работу, вовлекая в неё учащихся 1-х, 2-х классов.
- В рамках экологических недель проводить акции: «Берегите ёлочку», «Покормите птиц», « Каждой пичужке – своя избушка», «Сиреневая аллея», «Берегите первоцветы»; праздники: «Эти забавные животные», «Мир птиц», «Встречай с любовью стаи птичьи».
- Оформить сборник творческих работ младших школьников на экологическую тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...
Экологический марафон «Тропинками родного края»
Цель привлечь внимания к актуальным экологическим проблемам своего края Основные задачи:1) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;2) воспитание экологической культуры;3) развит...
Экологический проект Тропинка доброты
В течение всего года ребята первого класса работали над проектом Тропинка в тундру. Они сделали кормушки для птиц, принимали участие в уборке прибрежной терртории села Салемал, и еще много очень нужны...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...
Экологический квест «Тропа эколога»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию младших школьников (возраст 7-11 лет). Методи...