Экологический квест «Тропа эколога»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию младших  школьников (возраст 7-11 лет). Методический материал экологический квест «Тропа здоровья», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды.

Потенциальными пользователями данной разработки могут стать классные руководители.

Данная разработка рассчитана на обучающихся младшего и младшего подросткового возраста с привлечением старшеклассников.

Мероприятие проводится в нетрадиционной форме - экологический квест на коллективной прогулке, однодневном походе, экскурсии, в помещениях, имеет игровую форму с элементами поисково – исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРАЛЬСКАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка по экологическому воспитанию

для начальных классов

Тема: Экологический квест «Тропа эколога»

Работу выполнила:

Учитель начальных классов

                                                                        МОУ «Уральская школа»

                                                                           Новикова Елена Витальевна

Аннотация

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной, внеурочной и внешкольной работы по экологическому образованию младших  школьников (возраст 7-11 лет). Методический материал экологический квест «Тропа здоровья», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды.

Потенциальными пользователями данной разработки могут стать классные руководители.

Данная разработка рассчитана на обучающихся младшего и младшего подросткового возраста с привлечением старшеклассников.

Мероприятие проводится в нетрадиционной форме - экологический квест на коллективной прогулке, однодневном походе, экскурсии, в помещениях, имеет игровую форму с элементами поисково – исследовательской деятельности.

Статья 58 Конституции РФ гласит «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Методический материал экологический квест «Тропа эколога», посвящен Дню эколога в России и Всемирному дню окружающей среды, который отмечается 5 июня. Это профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды. Данный праздник сопровождается проведением различных «зеленых» акций и пикетов, в школах – конкурсами детского рисунка и мероприятиями на тему защиты природы. Но День эколога – это не только профессиональный праздник, это праздник всех неравнодушных к будущему своей планеты. Поэтому просто необходимо призвать население еще больше внимания уделять вопросам сохранения благоприятной природной среды, охране всего живого и нашему экологическому будущему!

Особенность данного методического материала экологический квест «Тропа эколога» в том, что он направлен на экологическое воспитание и получение дополнительных знаний в области естественных наук не только детей младшего школьного возраста, но и старшеклассников, ведь мероприятие могут проводить обучающиеся старших классов.

Новизна в том, что формой проведения используется квест – технология. Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию в целом широкого спектра участников. В данной разработке используется линейная квест – технология, когда задачи решаются последовательно, одна за другой. В этом случае команда участников стартуют с одной точки, и идет по своему пути к финишу.

В процессе самостоятельной поисково – исследовательской деятельности у ребят увеличивается интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем.

Уникальность в том, что методическую разработку можно использовать неоднократно для широкого спектра участников, используя небольшую коррекцию заданий. В результате привлечения к участию обучающихся старших классов в проведении этого мероприятия, увеличивается их гражданская активность и повышается экологическая культура школьников, а так же проводится и профориентационная работа.

На основе данного методического материала может быть разработана дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня естественнонаучной направленности по модулям «Воздух», «Почва», «Животные, «Растительность», «Человек» на летний период.

Актуальность методической разработки

Актуальность методической разработки «Тропа эколога», в том что, сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости уважительного и рационального отношения к природе и обеспечения экологического воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Многие люди утратили уважение к природе, поэтому необходимо с раннего детского возраста прививать любовь к животным, растениям, то есть проводить экологическое воспитание. Проблема экологического воспитания вечная. Изменения небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Наиболее актуальные из них:

– разрушение озонового слоя

– загрязнение Мирового океана

– разрушение и загрязнение почвы

– загрязнение биосферы

– глобальное потепление

– выпадение кислотных дождей

Загрязнение окружающей среды причина 40% смертей в мире.

Цель

Создать условия для развития экологической культуры детей и молодежи, формирование умения работать в команде через самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи

– освоить квест - технологию обучающимися старших классов на экологическую тему

– изучить природное наследие своего края в процессе совместной практической деятельности

– провести учебную и пропагандистскую работу по вопросам охраны природы в форме квеста.

Возможные сложности и риски

Мероприятие можно проводить в форме путешествия по станциям в помещении при плохой погоде и путешествия по тропе при хороших погодных условиях, поэтому при подготовке к мероприятию необходимо посмотреть прогноз погоды и продумать, сколько человек будет привлечено к проведению, продумать маршрут путешествия и определить контрольные точки. Этих точек должно быть несколько (в нашем случае их 6). Может быть и несколько маршрутов. При этом участие в мероприятии могут принимать как минимальное, так и максимальное количество старшеклассников.

Предварительная работа

Коллективные прогулки, походы, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, здорового образа жизни, глубокого понимания моральных ценностей и экологического воспитания. Во время них ребята знакомятся с окружающей природой и закономерностями ее развития, узнают много нового об истории родного края. Однако и прогулки, и походы, и экскурсии станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями. Для этого воспитателям надо проделать некоторую предварительную работу. В частности, очень полезно заранее познакомиться с маршрутом, с окружающей его природой. Полученные во время такого знакомства знания пригодятся в дальнейшем при подготовке заданий. Все поисковые и исследовательские задания связаны с природой и правилами поведения в ней.

Данное мероприятие подразумевает коллективную деятельность, но можно усложнить задачу и поделить коллектив на несколько команд, тогда мероприятие примет соревновательный характер (придумать название команды, речевку, выбрать капитана).

Экологический квест «Тропа эколога» можно проводить не только 5 июня, но и в другие дни, так как в течение всего учебного года отмечаются дни экологических знаний, такие как:

22 марта – Всемирный день воды,

1 апреля – Международный день птиц,

15 апреля – 5 июня – Общероссийские Дни защиты экологической опасности, 18 – 22 апреля – Марш Парков,

22 апреля – Всемирный День Земли,

5 июня – День эколога и Всемирный день окружающей среды,

8 июня - Всемирный день океанов,

27 сентября – Всемирный День моря,

4 октября – Всемирный день защиты животных,

29 декабря – Международный день биологического разнообразия.

Сценарий экологического квеста «Тропа эколога»

Для проведения квеста необходимо:

– ведущий,

– контролеры – старшеклассники с эмблемой эколога на груди.

– учащиеся начальных классов

– контрольные точки на местности при хорошей погоде (6 объектов),

– контрольные точки при плохой погоде (в здании 6 помещений - классов),

– маршрутный лист,

– листы бумаги,

– воздушный шар,

– различные предметы (веточка ивы, березы, еловые, сосновые шишки, пластиковая бутылка и др.),- картинки с изображением животных и обитателей воды.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность
обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 5 июня в России отмечается День эколога и Всемирный день окружающей среды, и мы с вами станем сегодня экологами и отправимся в путешествие по тропе. Получите маршрутный лист и ознакомьтесь с маршрутом.

Ребята знакомятся с маршрутом

Введение

Ребята! День эколога – праздник сравнительно молодой, который в России стал отмечаться совсем недавно. Официально День эколога введен приказом президента в 2007 году.

Впервые термин «экология» применил германский биолог Эрнст Геккель в 1866 около 150 лет назад, определив экологию, как отрасль биологии. Впоследствии экологии был присвоен статус науки, определяющей живых организмов и растительных компонентов в среде, измененной человеком (либо оставленной им без изменений). Неразрывно связаны понятия «экология» и «здоровье». Ведь загрязненные выбросами атмосферный воздух или грунтовая вода, часто становятся причиной различных заболеваний. А в обиходе обывателей данные понятия часто употребляются в словосочетаниях подобного рода: «экология виновата» или «плохая экология». Здесь экология определяется как совокупность условий обитания, окружающая среда. И меняется эта среда не в лучшую сторону, привлекая тем самым внимание общественности, которая проявляет свою гражданскую активность проведением различных митингов и пикетов. Поэтому наиболее популярной становиться профессия эколога. Работа эколога – не из легких, ведь не все граждане понимают, что будущее нашей планеты зависит от каждого жителя.

– Кто такой эколог?

– Что такое экология?

– Что такое окружающая среда?

– А что нас окружает?

Правильно, когда говорят окружающая среда, подразумевают, как правило, природу. Природа – это естественная материальная среда, включающая объекты, не созданные руками человека. Это почва, воздух, растительный и животный мир. В маршрутном листе вы видите точки – это наши остановки, на которых мы будем выполнять определенные задания и в конце путешествия найдем ответ на вопрос: «Что должен делать человек, чтобы сохранить окружающую среду?» и составим свод правил.

Итак, путешествие начинается.

Эколог – это человек, который защищает окружающую среду

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. «Экос» - дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме.

Окружающая среда – все, что окружает живое существо и с чем оно связано.

Нас окружают солнце, воздух, вода, животные, почва, растения, человек.

Контрольная точка «Воздух» (на площадке )

Ребята, отгадайте загадку. Что в комнате не увидишь, а жить без него нельзя?

Правильно воздух.

Какой воздух должен окружать человека?

Ваше задание: сделать из бумаги самолетик и запустить его в небо, у кого дальше улетит, тот и победитель. (При плохой погоде задание: удержать как можно дольше воздушный шар в воздухе, не касаясь руками.)

Воздух

Чистый

Складывают самолетики и запускают

Контрольная точка «Почва» (здесь же)

Ребята, запустив самолетики, навредили ли мы почве?

Бумага разлагается – 2 года

Картон – 2 месяца

Батарейки – 100 лет

Пластиковые бутылки – 450 лет и более

Алюминивая банка – 500 лет

Стекло – более миллиона лет

Полиэтиленовая пленка – 200 лет

Пенопласт – не разлагается

Давайте соберем мусор и выбросим его в контейнер по пути нашего следования.

При плохой погоде задание: попасть в корзину заранее разбросанным мусором.

Да, мы намусорили

Собирают мусор

Контрольная точка «Растения» (в лесополосе)

Игра «Чего здесь не должно быть?» На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что – либо такое, чего там не должно быть. Например, к сосне прикрепили веточку ивы, к березе – еловую шишку, под куст положили пластиковую бутылку, и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так сажайте – ка, повсюду

Вы растения, друзья!

Находят несоответствия

Контрольная точка «Животные»

(на лугу)

Игра «Найди животное».

Нужно найти 24 картинки с изображением животных. За поимку каждого зверя полагается определенное количество очков. Задача игроков: как можно быстрее найти животных и заработать больше очков. Игра «Покажи пойманное животное без слов», все остальные угадывают.

Ищут картинки и показывают их пантомимой

Контрольная точка «Вода»

(на водоёме)

Я и тучка, и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

Правильно вода.

Какая должна быть вода, чтобы в ней водились рыбы?

В последнее время стала актуальной проблема чистоты наших вод. Один литр нефти (после мытья машины) загрязняет миллионы литров воды. Определить качество воды можно по виду рыб и личинок некоторых насекомых. У чистой воды под камнями будут личинки поденок и веснянок. Даже при небольшом загрязнении эти личинки исчезают, зато появляются личинки ручейника, плоских червей и пиявок. Там, где вода загрязнена еще больше, можно найти лишь пиявок, и то не всегда.

Задание: исследовать мелководье и определить чистоту воды

При плохой погоде: в помещении под условными «камнями» найти картинки с обитателями воды (различные рыбы, лягушка озерная, рак речной, жемчужница пресноводная, беззубка обыкновенная, прудовик обыкновенный, янтарка, блоха и др.) Эти же картинки можно использовать и на природе в игре «Назови обитателей воды»

Вода

Чистой, прозрачной

Приподнимают камни, лежащие на мелководье, и по наличию там насекомых определяли чистоту воды.

Контрольная точка «Человек»

Каждый человек может внести свой вклад в улучшение условий обитания. Сегодня такой специалист, как эколог, необходим на каждом предприятии и в большинстве организаций. Цель данной должности – наблюдение за соблюдением природоохранного законодательства в подразделения предприятия и контакт с контролирующими органами. Кроме того, множество экологов – волонтеров участвуют в проведении различных акций (таких, как очистка морской воды и спасении животных от разлитой нефти или экологическое просвещение жителей). На благо охраны окружающей среды сегодня трудятся целые ведомства и министерства. Это, в частности, Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор,

Природоохранительная прокуратура, Комитет и Департамент природопользования. День эколога отмечается 5 июня. Именно в этот день ООН проводила первую конференцию по вопросам окружающей среды. Было это в 1972 году, а со следующего года эта дата стала Всемирным днем окружающей среды. Учреждение этого праздника – способ привлечения внимания людей к вопросам и проблемам экологии.

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья - нуль!

Зато у матушки природы

Полным – полно других даров

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды –

И ты практически здоров! (Ю.С.Энтин)

Что должен делать человек, чтобы сохранить природу и улучшить экологию?

Не мусорить.

Экономить воду.

Экономить электричество. Сдавать макулатуру.

Сажать деревья и растения.

Заключение

Ребята, давай запишем наш свод правил и будем их выполнять.

1. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

2. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

3. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

4. Охраняй чистоту вод.

5. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

6. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

В этот день хочется пожелать всем свежего воздуха, прозрачной воды и чистой земли.

На поляне ребята составляют свой свод правил поведения в природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического объединения "Тропинка"

Предлагаю вашему вниманию Рабочую  программу  экологического объединения "Тропинка" для учащихся 3-4 классов...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Разработка «Супер - квеста по экологии»

Разработка открытого городского конкурса для младших школьников . Цель: развитие исследовательских способностей, познавательных потребностей, творческого потенциала путем привлечения  учащихся...

Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.Задачи:- формировать систему знани...

Квест - игра "Экология вокруг нас" для детей 1-4 классов.

в игре 3 блока заданий по категория, в каждой категории по 5 вопросов. Ребята поочередно выбирают категорию и номер вопроса....

Квест "По тропам экологии"

Форма мероприятияКвестТема мероприятия«По тропам экологии»Цель мероприятия повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с пр...

Квест "По тропам экологии".

Форма мероприятияКвестТема мероприятия«По тропам экологии»Цель мероприятия повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с пр...


 

Комментарии

очень хорошая разработка