План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Ульяник Мария Андреевна

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему

3 класс

Продукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО обучающихся Трунова Валерия Юрьевна и Ульяник Мария Андреевна

Класс  3

Предмет – Окружающий мир

Тема – «Экология».

Тема проекта – «Природные связи».

Исследуемый объект – экологическая обстановка на планете.

Цель проекта: формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете.

Продукт проекта – памятка «Мы - хранители и защитники нашей планеты Земля»

Планируемые         результаты         :
Личностные         УУД:         
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках;
 
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;                                                        
Метапредметные         результаты: 
Регулятивные         УУД: 
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь;
 
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
 
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий.
 
Познавательные УУД: 
- осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами,
 
- строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

 Коммуникативные УУД: 
- принимать участие в работе группами;
 
- допускать существование различных точек зрения;
 
- уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
 
- использовать в общении правила вежливости.        

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Вывешивает на доску фотографии природных объектов нашей планеты.

Дает определение слову экология.

Задает наводящие вопросы: «Нужно ли охранять природу?», «Зачем нужна экология?», «Что МЫ можем сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку на планете?». 

Рассказывает о природных связях и показывает схем природных связей.

История оригами.

На основании ответов, спрашивает: «Важна ли это наука-экология»?

«Так какая же тема нашего проекта?»

Слушают загадку. Записывают понятие «Экология» и его определение.

Отвечают на вопросы учителя.

Слово «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука.

Слушают о природных связях.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Экология нашей планеты».

Сформулирована тема: «Природные связи».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где где есть примеры нарушения природных связей(что будет, если исчезнут пчёлы/пауки/гиены).
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете, важно поддерживать в порядке природные связи? Почему?»

«Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы,  задает вопрос:

 «Что мы можем сделать, чтобы проверить гипотезу? Почему так важно осознавать, что сохранять природные связи охранять природу в общем?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить».

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Из-за исчезновения пчёл пропадут цветы и т.д.».

Затем определяют проблему проекта: «Люди не задумываются о важности сохранения природных связей»

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете».

Определена проблема проекта: «Люди не задумываются о важности сохранения природных связей». Сформулирована цель: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете».

1.3 Постановка задач

Задает вопрос: «Какие задачи мы перед собой поставим, чтобы достичь цели?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

  1. Изучить важность экологии в жизни человека.
  2. Выяснить, сохранение природных связей очень важно для экологической обстановки.  
  3. Научиться сохранять природные связи, бережно относиться к природе на практике и просвещать других по этой теме.
  4. Выполнить памятку по теме проекта.

1.4 Формулировка гипотезы

(На слайде плакаты и памятки по другим экологическим темам и этой.)

Что вы видите на слайде? Что вы можете сказать о них?

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Поможет ли сохранение экологических связей и просвещение себя и других по этой теме спасти природу нашей планеты»

Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

На слайде плакаты и памятки по другим экологическим темам и этой. Здесь изображены экологические катастрофы и пути их решения.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Сохранение экологических связей поможет улучшению экологической обстановки планеты» или «Если просвещать себя и других об экологии, то можно спасти природу нашей планеты»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно об экологии? Об экологии нашей планеты? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Экология нашей планеты».

2. Провести исследование связи природных связей и экологической обстановки на нашей планете  записать выводы.

3. Оформить результаты проекта (памятка «Сохраним природу на нашей планеты»)

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет  список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), наблюдение, ее анализ, обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.  

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование:

  1. Для сбора информации: раздаточный материал.
  2. Для исследования взаимосвязи природных связей и экологической обстановки на планете используются следующие материалы для памятки: бумага формата А4, фломастеры, карандаши, ножницы, клей-карандаш и подготовленные вырезки.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

1. Напоминает ученикам, на какие вопросы об экологии  они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2. Предлагает ученикам ознакомиться со способами сохранения природы, запомнить их для последующего заполнения памятки.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1. Что такое экология?

2. Какие экологические катастрофы/беды бывают?

3. Зачем нужна экология?

3.2 Проведение исследования

1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации способ сохранения эко-ситуаций в местах, где были экологические катастрофы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования.

2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опыта, наблюдения, фиксации результатов.

3. Помогает разделиться на группы.

4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на выполнения опыта: «Какие экологические катастрофы бывают и как их решать?»

5. Помогает сформулировать и записать выводы.

1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2. Делятся на группы по 3 человека.

3. Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт: Выполняют памятку. По ходу проведения опыта,  выявляют связь природных связей и экологии, отмечают, как можно сохранить природу

 

1. Определена цель исследования: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете».

2 Поставлены задачи исследования:

- Узнать, что такое экология.

- Определить связи и виды эко-катастроф.

- Сделать выводы.

- Определить, помогает ли сохранение природных связей и знание способов решения эко-катастроф спасать экологическую обстановку на планете.

3. Определена гипотеза: природные связи важно сохранять для улучшения эко-обстановки планеты.  

4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение.

5. Проведено исследование, сделаны выводы:

- С помощью сохранения природных связей можно спасти планеты.

- Мы должны знать какие есть сейчас эко- проблемы и пытаться их решать .

6. Общий вывод: сохранение природных связей и решение экологических катастроф различными способами поможет спасти природу родной планеты, улучшить окружающую нас эко-обстановку. 

3.3 Формулировка выводов

1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица,  стикеры, схемы и т.д.).

2. Помогает сформулировать общий вывод.

1. Делятся результатами и выводами.

2. Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Сохранение природных связей и решение экологических катастроф различными способами поможет спасти природу родной планеты, улучшить окружающую нас эко-обстановку». 

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1. Помогает в оформлении изделия.

2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1. Оформляют изделие.

2. Готовятся к защите.

1. Изделие.

2. Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Представлено изделие.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
  6. Будете ли вы беречь природу и всех обитателей живого/неживого мира от мала до велика?

7. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1. Оценены результаты работы.

2. Проведен самоанализ.

3. Подведены итоги, определены перспективы.

 



Предварительный просмотр:

Тема: Экология.

Тема проекта: Природные связи.

Цель: формирование у обучающихся осознанно-правильного отношения к

природе.

Задачи:

Обучающая:

- формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;

- актуализировать знания по теме «Экология»;

- активизировать словарный запас за счет повторения недавно изученных слов слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);

Развивающая:

- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения,

- развивать коммуникативные умения;

- расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;

Планируемые УУД: 
Личностные УУД: 
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках; 
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей;                                                        
Метапредметные результаты: 
Регулятивные УУД: 
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь; 
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов; 
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий. 
Познавательные УУД: 
- осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами, 
- строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

 Коммуникативные УУД: 
- принимать участие в работе группами; 
- допускать существование различных точек зрения; 
- уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); 
- использовать в общении правила вежливости.        

Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.

Ход урока

1.Организационно-мотивационный момент.

У - Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие по окружающему миру проведём у вас мы: Валерия Юрьевна и Мария Андреевна.

Мы с вами займёмся настоящим геройским спасением нашей планеты. Давайте же начнём.

2. Самоопределение к деятельности.

(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.(Вывешиваются картинки))

Одному из обучающихся(тому, кто хорошо и выразительно читает) выдаётся лист с текстом(стихотворение):

- Прочитай стихотворение вслух, чтобы все слышали

О - Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

У -О чём говориться в стихотворении?

О - Что природу нужно беречь

У – Почему необходимо беречь Землю и окружающую нас природу?

О - Потому что  Земля дарит нам огромное количество ресурсов. Радует наш взор и даёт простор для жизни.

3. Работа по теме урока.

У - Ребята, а знаете ли вы как называется отдельная наука, изучающая взаимодействие человека и природы, а также охрану окружающей нас природы?

О - Природоведение

У - Вы были близки. Природоведение –это комплекс знаний о природе. Это начальные сведения по наукам: биология, география, геология, экология, астрономия, физика и химия. А наука о природе и её охране называется экология.

У - Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?

У– Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?

(Наука о доме.)

У - О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?

О - О нашей планете

У - Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.  Значит, экологи - это учёные, которые охраняют нашу планету, а именно её природу.

(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.

(На доску вывешиваются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)

У - Посмотрите на первую схему. А ней показана взаимосвязь живой и неживой природы. Назовите компоненты неживой природы.

О - Солнце, вода, воздух и земля – то есть, внешняя, окружающая нас и влияющая на нас с вами среда.

У - Верно. Теперь назовите объекты живой природы.

О - Человек, животные, грибы, растения и микроорганизмы(например: бактерии и вирусы).

У - Отлично. Ребята, а как вы думаете, как же связаны живые и неживые объекты природы?

У - Они зависят друг от друга. Все объекты неживой природы нужны объектам живой природы для жизни. Ровно также как и объекты живой природы влияют на объекты неживой. Можем представить на наглядном примере: семья бобров построила огромную плотину и перекрыла тем самым доступ речному течению к лесной лужайке и деревне. Как думаете, на что же повлияют такие действия бобров?

О - В деревне люди лишатся доступа к воде, им придётся либо переехать в другое место, либо крушить плотину. Также и животные, которые проживали на лесной тропинке, покинут её, и на ней нарушится баланс. В общем, семья бобров может повлиять на многое.

У - Верно. Мы рассмотрели пример взаимодействия живой и неживой природы. Бобры перекрыли доступ речному течению к деревне и лесной лужайке, испортив тем самым жизнь обитателям этих мест. В то же время река может начать течь совсем в другую сторону, попасть в лес и там в тупик, там она и стечёт в одно место – станет болотом.

- Теперь посмотрите на вторую схему. На ней изображена взаимосвязь растений и животных. Как же они связаны?

О -  Многие животные травоядны, то есть питаются растениями. Также, используют их как лекарства. Значит, растения нужны им для жизни. В то же время растения питаются животными, когда те погибают и уходят в землю. Ещё животные полезны растениям тем, что они разносят на своей шерсти и мехе семена и ростки, тем самым помогая растениям расти в разных местах.

У -  Отлично. Приведите пример такой взаимосвязи.

О -  Птица тетерев разносит на своих перьях семена можжевельника и помогает ему расти на разных местах. В то же время, эти птицы питаются плодами можжевельника, когда болеют.

У - Верно. Теперь посмотрите на третью схему и расскажите о связи человека и природы.

О - Мы не можем жить без компонентов неживой природы: солнца, воздуха, воды и земли. А также мы все очень зависим от животных. Животные – наши друзья  и мы должны беречь их всех.

У - В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?

(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)

Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.

- Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.

(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)

- В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?

 (Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)

У - Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?

(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)

У - Почему исчезли шмели?

(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)

Физминутка.

У - В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?

(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)

У - Какие связи в природе были нарушены?

О – Связь между грызунами и насекомыми, между растениями и млекопитающими и между млекопитающими и человеком.

У - Выслушав все сказанное, попробуйте в своей группе заполнить схему, изображающую данные связи.

Карточка:

Заполните ячейки, обозначающие природные связи, по порядку.

Корова, шмели, клевер, мыши, молоко.

(Пример заполненной карточки:)

   

У - Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Разделимся на группы и обсудим.

- Каковы же будут ваши предложения?

(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)

Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.

У- Какие связи вы установили?

(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)

Выход на тему составления памятки:

У - Ребята, как вы думаете, а какие ещё факторы влияют на окружающую нас среду?

О - Выброс мусора в океан портит нашу воду, загрязнение  фабриками воздуха не позволяет нам нормально дышать. Уменьшение количества лесов также портит наш воздух, ведь растения дают нам кислород, а их становится всё меньше. Истребление различных видов животных также влияет на нашу экологию, ведь все мы взаимосвязаны.

У - Молодцы, ребята, именно такими вопросами занимаются учёные-экологи. Они стараются придумать иные способы избавления от мусора, использования древесины и так далее.

- Так давайте же мы сейчас поможем друг другу понять, как можно позаботиться о природе. Мы составим памятки и в них запишем то, как нельзя вести себя на природе и как наоборот нужно её оберегать. Работаем в паре, друг другу не мешаем, а помогаем.

(Представление и защита работ)

Рефлексия. Подведение итогов.

У - Теперь внимательно послушайте стихотворение. Затем будете отвечать на вопросы.

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

У - Что такое окружающая среда? (Природные условия нашей планеты и её экологическое состояние. Это понятие включает в себя объекты живой и неживой природы.

У - Что такое экологические связи? (взаимоотношения между различными организмами и их влияние друг на друга)

У - Что такое экология? (наука о природе и её охране)

У - Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом? (чтобы осознавать важно сохранения окружающей среды и брать на себя ответственность за улучшение её состояния)

У - Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?(да, теперь мы осознаём как важно сохранять природу. Нам понравилось быть экологами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

Урок-конференции по окружающему миру "Экология Волгоградской области", 4 класс.

Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля.  Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельч...

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе.

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе "Мышь - дикое или домашнее животное?"...

Технологическая карта внеурочного занятия во 2-3 классе. Тема: «Правила дорожного движения достойны уважения».

Направление внеурочной деятельности: общекультурноеЦель: создание условий для усвоения правил дорожного движенияЗадачи:1. Обучающие:Учить основным правилам дорожного движения; учить правильному п...

Проект по окружающему миру "Экология"

Может ли планета заболеть? Да, может. Именно это и произошло с Землёй по вине человека.  На земле возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.   Охра...

Технологическая карта урока окружающего мира "Экология и экономика " 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизирование и расширение знания учащихся о состоянии природы ...

Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"

Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"...