План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему
3 класс
Продукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дорожная карта внеурочного проектного задания(окр. мир 3 кл) | 92.5 КБ |
План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО обучающихся Трунова Валерия Юрьевна и Ульяник Мария Андреевна
Класс 3
Предмет – Окружающий мир
Тема – «Экология».
Тема проекта – «Природные связи».
Исследуемый объект – экологическая обстановка на планете.
Цель проекта: формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете.
Продукт проекта – памятка «Мы - хранители и защитники нашей планеты Земля»
Планируемые результаты :
Личностные УУД:
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках;
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей; Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами,
- строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
- использовать в общении правила вежливости.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Подготовительный / мотивационный | |||
1.1 Выбор и формулировка темы | Вывешивает на доску фотографии природных объектов нашей планеты. Дает определение слову экология. Задает наводящие вопросы: «Нужно ли охранять природу?», «Зачем нужна экология?», «Что МЫ можем сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку на планете?». Рассказывает о природных связях и показывает схем природных связей. История оригами. На основании ответов, спрашивает: «Важна ли это наука-экология»? «Так какая же тема нашего проекта?» | Слушают загадку. Записывают понятие «Экология» и его определение. Отвечают на вопросы учителя. Слово «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Слушают о природных связях. Формулируют на основании своих ответов тему: «Экология нашей планеты». | Сформулирована тема: «Природные связи». |
1.2 Определение проблемы и формулировка цели | Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где где есть примеры нарушения природных связей(что будет, если исчезнут пчёлы/пауки/гиены). «Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?» После формулирования проблемы, задает вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы проверить гипотезу? Почему так важно осознавать, что сохранять природные связи охранять природу в общем?» Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?» Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран): «узнать», «выяснить», «обобщить». | Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Из-за исчезновения пчёл пропадут цветы и т.д.». Затем определяют проблему проекта: «Люди не задумываются о важности сохранения природных связей» На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете». | Определена проблема проекта: «Люди не задумываются о важности сохранения природных связей». Сформулирована цель: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете». |
1.3 Постановка задач | Задает вопрос: «Какие задачи мы перед собой поставим, чтобы достичь цели?» Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран): «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод». | С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. | Поставлены задачи:
|
1.4 Формулировка гипотезы | (На слайде плакаты и памятки по другим экологическим темам и этой.) Что вы видите на слайде? Что вы можете сказать о них? Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса: «Поможет ли сохранение экологических связей и просвещение себя и других по этой теме спасти природу нашей планеты» Записывает ответы учеников на доске. Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта. | На слайде плакаты и памятки по другим экологическим темам и этой. Здесь изображены экологические катастрофы и пути их решения. Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу. | Сформулирована гипотеза проекта: «Сохранение экологических связей поможет улучшению экологической обстановки планеты» или «Если просвещать себя и других об экологии, то можно спасти природу нашей планеты» |
2. Организационный / подготовительно-планирующий | |||
2.1 Планирование деятельности | 1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно об экологии? Об экологии нашей планеты? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?» 2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. | 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. 2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать. 3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. | Составлен план реализации проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Экология нашей планеты». 2. Провести исследование связи природных связей и экологической обстановки на нашей планете записать выводы. 3. Оформить результаты проекта (памятка «Сохраним природу на нашей планеты») 4. Защитить и оценить проект. |
2.2 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. | Выбирают наиболее подходящие методы исследования. | Выбраны методы исследования: поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), наблюдение, ее анализ, обобщение. |
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. | Выбирают инструменты и оборудование для исследования. | Выбраны необходимые инструменты и оборудование:
|
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический | |||
3.1 Сбор необходимой информации | 1. Напоминает ученикам, на какие вопросы об экологии они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. 2. Предлагает ученикам ознакомиться со способами сохранения природы, запомнить их для последующего заполнения памятки. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают и фиксируют информацию. | Найдены и записаны ответы на вопросы: 1. Что такое экология? 2. Какие экологические катастрофы/беды бывают? 3. Зачем нужна экология? |
3.2 Проведение исследования | 1. Мотивирует учеников на проведение исследования, с помощью демонстрации способ сохранения эко-ситуаций в местах, где были экологические катастрофы, помогает сформулировать цель исследования, задачи, гипотезу, методы исследования. 2. Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опыта, наблюдения, фиксации результатов. 3. Помогает разделиться на группы. 4. Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на выполнения опыта: «Какие экологические катастрофы бывают и как их решать?» 5. Помогает сформулировать и записать выводы. | 1. Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу. 2. Делятся на группы по 3 человека. 3. Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы: Опыт: Выполняют памятку. По ходу проведения опыта, выявляют связь природных связей и экологии, отмечают, как можно сохранить природу
| 1. Определена цель исследования: «Формирование осознанно-правильного отношения к экологической обстановке на планете». 2 Поставлены задачи исследования: - Узнать, что такое экология. - Определить связи и виды эко-катастроф. - Сделать выводы. - Определить, помогает ли сохранение природных связей и знание способов решения эко-катастроф спасать экологическую обстановку на планете. 3. Определена гипотеза: природные связи важно сохранять для улучшения эко-обстановки планеты. 4. Определены методы исследования: наблюдение, анализ результатов, обобщение. 5. Проведено исследование, сделаны выводы: - С помощью сохранения природных связей можно спасти планеты. - Мы должны знать какие есть сейчас эко- проблемы и пытаться их решать . 6. Общий вывод: сохранение природных связей и решение экологических катастроф различными способами поможет спасти природу родной планеты, улучшить окружающую нас эко-обстановку. |
3.3 Формулировка выводов | 1. Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица, стикеры, схемы и т.д.). 2. Помогает сформулировать общий вывод. | 1. Делятся результатами и выводами. 2. Формулируют общий вывод. | Сформулирован вывод: «Сохранение природных связей и решение экологических катастроф различными способами поможет спасти природу родной планеты, улучшить окружающую нас эко-обстановку». |
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите | 1. Помогает в оформлении изделия. 2. Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. | 1. Оформляют изделие. 2. Готовятся к защите. | 1. Изделие. 2. Конспект выступления на защите. |
4. Рефлексивно-оценочный | |||
4.1 Защита проекта | Выслушивает выступления учеников. | Публично представляют полученные результаты. | Проведена защита. Представлено изделие. |
4.2 Рефлексия и самоанализ | 1. Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. 2. Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:
7. Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. | 1. Оценены результаты работы. 2. Проведен самоанализ. 3. Подведены итоги, определены перспективы.
|
Предварительный просмотр:
Тема: Экология.
Тема проекта: Природные связи.
Цель: формирование у обучающихся осознанно-правильного отношения к
природе.
Задачи:
Обучающая:
- формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
- актуализировать знания по теме «Экология»;
- активизировать словарный запас за счет повторения недавно изученных слов слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);
Развивающая:
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения,
- развивать коммуникативные умения;
- расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
Планируемые УУД:
Личностные УУД:
- формировать интерес к познанию экологических проблем окружающего мира, в том числе к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и дополнительных источниках;
- формировать ориентацию в поведении на принятые моральные нормы; понимать нравственное содержание поступков окружающих людей; Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
- оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации, понимать информацию, представленную различными способами,
- строить небольшие сообщения в устной форме, анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
- использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: интерактивная доска; документ-камера; презентация; карточки с изображением схем природных связей; ножницы; клей.
Ход урока
1.Организационно-мотивационный момент.
У - Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие по окружающему миру проведём у вас мы: Валерия Юрьевна и Мария Андреевна.
Мы с вами займёмся настоящим геройским спасением нашей планеты. Давайте же начнём.
2. Самоопределение к деятельности.
(На доске появляется изображение разных уголков нашей планеты.(Вывешиваются картинки))
Одному из обучающихся(тому, кто хорошо и выразительно читает) выдаётся лист с текстом(стихотворение):
- Прочитай стихотворение вслух, чтобы все слышали
О - Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
У -О чём говориться в стихотворении?
О - Что природу нужно беречь
У – Почему необходимо беречь Землю и окружающую нас природу?
О - Потому что Земля дарит нам огромное количество ресурсов. Радует наш взор и даёт простор для жизни.
3. Работа по теме урока.
У - Ребята, а знаете ли вы как называется отдельная наука, изучающая взаимодействие человека и природы, а также охрану окружающей нас природы?
О - Природоведение
У - Вы были близки. Природоведение –это комплекс знаний о природе. Это начальные сведения по наукам: биология, география, геология, экология, астрономия, физика и химия. А наука о природе и её охране называется экология.
У - Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
У– Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
(Наука о доме.)
У - О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
О - О нашей планете
У - Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме. Значит, экологи - это учёные, которые охраняют нашу планету, а именно её природу.
(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить, заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доску вывешиваются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.)
У - Посмотрите на первую схему. А ней показана взаимосвязь живой и неживой природы. Назовите компоненты неживой природы.
О - Солнце, вода, воздух и земля – то есть, внешняя, окружающая нас и влияющая на нас с вами среда.
У - Верно. Теперь назовите объекты живой природы.
О - Человек, животные, грибы, растения и микроорганизмы(например: бактерии и вирусы).
У - Отлично. Ребята, а как вы думаете, как же связаны живые и неживые объекты природы?
У - Они зависят друг от друга. Все объекты неживой природы нужны объектам живой природы для жизни. Ровно также как и объекты живой природы влияют на объекты неживой. Можем представить на наглядном примере: семья бобров построила огромную плотину и перекрыла тем самым доступ речному течению к лесной лужайке и деревне. Как думаете, на что же повлияют такие действия бобров?
О - В деревне люди лишатся доступа к воде, им придётся либо переехать в другое место, либо крушить плотину. Также и животные, которые проживали на лесной тропинке, покинут её, и на ней нарушится баланс. В общем, семья бобров может повлиять на многое.
У - Верно. Мы рассмотрели пример взаимодействия живой и неживой природы. Бобры перекрыли доступ речному течению к деревне и лесной лужайке, испортив тем самым жизнь обитателям этих мест. В то же время река может начать течь совсем в другую сторону, попасть в лес и там в тупик, там она и стечёт в одно место – станет болотом.
- Теперь посмотрите на вторую схему. На ней изображена взаимосвязь растений и животных. Как же они связаны?
О - Многие животные травоядны, то есть питаются растениями. Также, используют их как лекарства. Значит, растения нужны им для жизни. В то же время растения питаются животными, когда те погибают и уходят в землю. Ещё животные полезны растениям тем, что они разносят на своей шерсти и мехе семена и ростки, тем самым помогая растениям расти в разных местах.
У - Отлично. Приведите пример такой взаимосвязи.
О - Птица тетерев разносит на своих перьях семена можжевельника и помогает ему расти на разных местах. В то же время, эти птицы питаются плодами можжевельника, когда болеют.
У - Верно. Теперь посмотрите на третью схему и расскажите о связи человека и природы.
О - Мы не можем жить без компонентов неживой природы: солнца, воздуха, воды и земли. А также мы все очень зависим от животных. Животные – наши друзья и мы должны беречь их всех.
У - В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводят учащихся к выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
- Предлагаю проверить правильность этого вывода на следующем примере.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелей и их гнезд, мышей и кошек.)
- В одном хозяйстве почему-то плохо стали доиться коровы: мало молока они стали давать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужно корове, чтобы она давала много жирного молока?
(Нужно много клевера, самого полезного, сытного корма для скота, а его, видимо, недостаточно.)
У - Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вас сможет объяснить?
(Чтобы клевер уродился, его цветки должны опылять шмели, а шмели пропали с поля.)
У - Почему исчезли шмели?
(Свои гнёзда шмели устраивают в земле, а мыши расплодились в большом количестве и разорили шмелиные гнезда.)
Физминутка.
У - В чем мы еще раз убедились на примере этой ситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушится вся цепь.)
У - Какие связи в природе были нарушены?
О – Связь между грызунами и насекомыми, между растениями и млекопитающими и между млекопитающими и человеком.
У - Выслушав все сказанное, попробуйте в своей группе заполнить схему, изображающую данные связи.
Карточка:
Заполните ячейки, обозначающие природные связи, по порядку.
Корова, шмели, клевер, мыши, молоко.
(Пример заполненной карточки:)
У - Предлагаю вам обсудить меры по исправлению этой ситуации. Разделимся на группы и обсудим.
- Каковы же будут ваши предложения?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идет обсуждение и дополнение сказанного представителями других групп. На основе этого делается общий вывод.)
Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своих гнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. И будет у людей вдоволь вкусного, жирного молока.
У- Какие связи вы установили?
(Связь между растениями и животными, связь животных друг с другом.)
Выход на тему составления памятки:
У - Ребята, как вы думаете, а какие ещё факторы влияют на окружающую нас среду?
О - Выброс мусора в океан портит нашу воду, загрязнение фабриками воздуха не позволяет нам нормально дышать. Уменьшение количества лесов также портит наш воздух, ведь растения дают нам кислород, а их становится всё меньше. Истребление различных видов животных также влияет на нашу экологию, ведь все мы взаимосвязаны.
У - Молодцы, ребята, именно такими вопросами занимаются учёные-экологи. Они стараются придумать иные способы избавления от мусора, использования древесины и так далее.
- Так давайте же мы сейчас поможем друг другу понять, как можно позаботиться о природе. Мы составим памятки и в них запишем то, как нельзя вести себя на природе и как наоборот нужно её оберегать. Работаем в паре, друг другу не мешаем, а помогаем.
(Представление и защита работ)
Рефлексия. Подведение итогов.
У - Теперь внимательно послушайте стихотворение. Затем будете отвечать на вопросы.
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
У - Что такое окружающая среда? (Природные условия нашей планеты и её экологическое состояние. Это понятие включает в себя объекты живой и неживой природы.
У - Что такое экологические связи? (взаимоотношения между различными организмами и их влияние друг на друга)
У - Что такое экология? (наука о природе и её охране)
У - Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом? (чтобы осознавать важно сохранения окружающей среды и брать на себя ответственность за улучшение её состояния)
У - Удалось ли вам сделать сегодня на уроке правильные выводы?(да, теперь мы осознаём как важно сохранять природу. Нам понравилось быть экологами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...
Урок-конференции по окружающему миру "Экология Волгоградской области", 4 класс.
Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельч...
Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе.
Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе "Мышь - дикое или домашнее животное?"...
Технологическая карта внеурочного занятия во 2-3 классе. Тема: «Правила дорожного движения достойны уважения».
Направление внеурочной деятельности: общекультурноеЦель: создание условий для усвоения правил дорожного движенияЗадачи:1. Обучающие:Учить основным правилам дорожного движения; учить правильному п...
Проект по окружающему миру "Экология"
Может ли планета заболеть? Да, может. Именно это и произошло с Землёй по вине человека. На земле возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Охра...
Технологическая карта урока окружающего мира "Экология и экономика " 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной; систематизирование и расширение знания учащихся о состоянии природы ...
Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"
Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"...