программа Мой край родной
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_rodnoy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Мой край родной»
Программа курса «Мой край родной» (1 класс)
Пояснительная записка
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края необходимо донести до обучающихся.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Не дублируя уроки окружающего мира, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Основная цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Программа «Мой край родной» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение» и на внеурочной деятельности. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Программа «Мой край родной» рассчитана на 33 занятия (1 ч в неделю).
Она призвана решать следую щие задачи:
воспитывать любовь к своей малой родине, её прошлому и настоящему;
приобщать к культурным традициям родного края;
воспитывать бережное отношения к природе;
приобщать детей к участию в жизни посёлка.
В целом, выполнение программы позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потен циал образовательного компонента «Окружающий мир».
Педагогические условия реализации программы:
В основе работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.
На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Оценка результативности:
- Подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха).
- Участие в различных конкурсах.
- Проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- Индивидуальные встречи с родителями в течение года.
- Посещение родителями различных выставок, мероприятий.
- Проведение занятий совместно с родителями.
Прогнозируемые результаты.
Личностные результаты: воспитание таких качеств личности как
любознательность;
усидчивость;
коммуникабельность;
организованность;
ответственность.
Предметные результаты: обучающиеся будут знать
историю своей семьи;
культурные традиции родного края;
экологическую ситуацию в своем посёлке;
лекарственные растения своей местности;
правила поведения в природе.
Метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь
работать со справочной литературой;
вести наблюдения в природе;
выполнять правила поведения в природе;
оформлять результаты своей деятельности.
Программа курса «Мой край родной»
1. Откуда я родом (8 ч)
Что обозначает моё имя. Моя семья.
Формы проведения: беседа «Редкие имена», Праздник имени, научно-познавательная деятельность «Откуда появилось имя», составление генеалогического дерева, встречи с родителями, бабушками и дедушками: «Профессии моих родителей», «Традиции моей семьи», классный час «Бабушки и внуки».
2.Преданья старины глубокой (7 ч)
Сбор народных песен, фольклорные праздники, выставки творчества детей и взрослых.
Формы проведения: разучивание народных игр, поисковые задания: народные песни родного края, классный час «Игрушки наших бабушек», утренник «Русские народные сказки», выставки творчества детей и родителей.
3.Наш друг – природа (9 ч)
Лекарственные травы нашего края. Народный лечебник. Советы бабушки.
Формы проведения: научно-познавательная деятельность (лекарственные травы нашего края), экскурсии в лес; изготовление поделок из природного материала; составление народных лечебников; конкурс пословиц и загадок о цветах; конкурс рисунков «Цветы в орнаменте», изучение народных примет.
4.Мой посёлок (9 ч)
Знакомство с историей посёлка, работа по благоустройству школы, школьного двора. Формы проведения: экскурсии, посещение выставок, музеев, субботники, трудовые десанты, встречи с интересными людьми посёлка.
Литература
1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: Просвещение, 2009. – 24 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]: / [сост. Е.С.Савинов].— М: Просвещение, 2010. — 204 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст]: // Вестник образования. - 2009. - № 3. — С. 3 - 44.
Литература
1. Джежелей, О.В., Сергеева, В.А., Емец, А.А., Тихонова, Л.И., Ильчук Н.П. Российская школьная хрестоматия. 1-4 т. (1-3),(1-4) [Текст]: / О.В. Джежелей, В.А.Сергеева, А.А. Емец, Л.И.Тихонова, Н.П.Ильчук. – М: Просвещение, 2009. – 324 с.
2. Родничок. Учебные хрестоматии по литературному образованию. 1-4 т. (1-3),(1-4) [Текст]: / сост. В.А.Сергеева. – М: Просвещение, 2009. – 267 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]: / [сост. Е.С.Савинов].— М: Просвещение, 2010. — 204 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст]: // Вестник образования. - 2009. - № 3. — С. 3 - 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа " Мой край родной"
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истори...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Программа кружка "Край родной"
Программа кружка краеведения "Край родной" для 2 класса....
Рабочая программа "Ставрополье- край родной!"
Рабочая программапо внеурочной деятельности« Ставрополье - край родной!» Программу составила учитель начальных классов:Прокудина Ольга Леонидовнас. КОЧУБЕЕВСКОЕ...
Рабочая программа факультатива "Край родной"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Край родной" на ступени начального образования в 3-4 классах с пояснительной запиской, УУД, приложением....
Дополнительная образовательная программа "Мой край родной
Рабочая программа "Мой край родной"...
Игровая программа «Мой край родной Ямал»
Цель: формирование интереса и любви к родному краю.Задачи:Образовательные:- закрепить знания о традициях народов севера;- познакомить с играми народов севера.Развивающие:- продолжать развивать мышлени...