Программа " Мой край родной"
элективный курс по окружающему миру (2,3,4 класс) на тему
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.
Программа курса рассчитана на 3года, 2-4 класс начальной школы 102 часа. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Усть-Удинский районный
Дом детского творчества
Утверждена:___2011г___________________
______________________
______________________
Авторская программа
«Мой край родной»
Педагог дополнительного образования
Литвина Светлана Анатольевна
Усть-Уда-2010 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 5-7 |
3. | Учебно-тематический план | 8-12 |
4. | Содержание программы | 14-16 |
5. | Методические рекомендации | 17 |
6. | Список литературы | 18 |
Программа « Мой край родной»
Пояснительная записка
«Любовь к родным местам… начинается еще у детей в форме любви к своему двору, к тихой речке, к веселым рощам- местам игр и таинственных происшествий. Она вырастает в любовь к родному городу, к родному краю, ко всей нашей прекрасной Родине….»
К.Г. Паустовский.
Каждо му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоя щим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.
Программа курса рассчитана на 3года, 2-4 класс начальной школы 102 часа. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность курса в том, что историко-краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьника. Знание своих национальных культур ных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-насто ящему уважать и ценить общечелове ческие этические и эстетические нор мы. Изучение культуры предков фор мирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость за свой край, стремле ние стать патриотом России Воспита ние национальной памяти предполага ет формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, ува жения к его историческому прошлому.
Новизна: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основные цели:
- воспитывать гражданское само сознание через ознакомление с истори ей своей семьи с историей, природой и культурой родного края и поселка.
- создать условия для духовно-цен ностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;
-воспитывать экологически грамотного поведения в природе -формировать интерес к проблеме « диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и межрегиональном пространстве.
-расширить представление о жизненной системе ценностей
Мониторинг освоения курса предполагает следующие формы контроля: творческие задания, тестирования, викторины, конкурсы, олимпиады, проектные работы, исследовательские работы, творческие работы.
Виды деятельности: познавательная, ценностно- ориентационная, коммуникативная, трудовая природоохранительная, художественно-эстетическая.
Методы: метод проектов, исследовательский метод, аналитическая и эвристическая беседа, наблюдения в природе, экскурсия, экологические сказки, интеллектуальные игры, учебные спектакли, целевые прогулки. ИКТ (видеофильмы, CD-диски, Ин тернет содержит огромное количество иллюстративного материала - фото графий, схем, карт, рисунков )
Ожидаемые результаты:
- расширение историко- краеведческого кругозора - повышение интереса к родному краю
- развитие способностей учеников
-знание форм охраны природы
Весь материал разбит на темы , с определенными задачами. Отбор мате риала по темам произведен с учетом возрастных и психологических особен ностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окруже ние, близок ребенку и личностно зна чим для него.
Основные задачи:
-способствовать осознанию нераз рывной связи истории своей семьи с историей родного края с историей страны;
-формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родо словной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов. Семейные традиции. - формирование личного отношения к дому как ценности и части культур ного наследия;
- знакомить с картой области и Усть-Удинского района, с городами и населен ными пунктами области;
- расширять знания о природе, рас тительном и животном мире края;
- знакомить с лекарственными рас тениями и редкими видами животных и птиц, занесенных в Красную книгу Иркутской области;
- раскрыть уникальные и природ ные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;
- показать важность охраны при родной среды от загрязнения, разру шения и истощения, жизненную необ ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохра нения ее уникальности.
-пробудить эмоционально-ценност ное отношение к культурному и при родному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и обе регающих это наследие;
- продолжать знакомить с народны ми традициями и обычаями; создание условий для осознания своей принадлежности к националь ной культуре и нераздельности нацио нальных культур;
- расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны, знакомить с учеными - исследова телями Иркутской области;
- расширять знания об истории род ного поселка, областного города, его достопримечательнос тях, улицах и площадях;
- формировать представление о при родном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
- осознание себя россиянином;
- осознание неразрывной связи ис тории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства. - способствовать выработке устой чивого интереса к изучению истори и, природы и культуры родного поселка, края.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе ленных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти тельного мира края; природные ресур сы края; охраняемые территории; па мятники природы.
Экология: важность охраны при родной среды от загрязнения, разру шения и истощения, жизненная необ ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные пред приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс порта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се ле;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
1 год обучения
«Мои корни»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
| Введение | 1 | 1 | - |
1 | Моя родословная | 3 | 1 | 2 |
2 | « Имя русское, простое, как яичко золотое» | 3 | 2 | 1 |
3 | Моя семья | 10 | 3 | 7 |
4 | Мой дом | 6 | 2 | 4 |
5 | Мой поселок | 5 | 2 | 3 |
6 | Твои люди село | 5 | 1 | 4 |
7 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
| Введение | 1 | 1 | - |
1 | Растительный мир нашего края | 8 | 3 | 5 |
2 | Птицы родного края | 4 | 1 | 3 |
3 | Рыбы, обитающие в реках Иркутской области | 2 | 1 | 1 |
4 | Мир насекомых области | 2 | 1 | 1 |
5 | Звери, обитающие на территории области | 4 | 2 | 2 |
6 | Охрана природы родного края. Заповедники, заказники. | 2 | 1 | 1 |
7 | Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала | 4 | 2 | 2 |
8 | Экологическое состояние окружающей среды области | 5 | 2 | 3 |
9 | Экологическая тропа | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
3 год обучения
« Мой край: история, культура»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
1 | Прошлое и настоящее Иркутской области | 3 | 2 | 1 |
2 | Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области. Наш край на карте России. | 4 | 2 | 2 |
3 | Культура и искусство | 5 | 2 | 3 |
4 | Памятники истории культуры Приангарья | 1 | 1 | - |
5 | Сибирские писатели детям | 9 | 4 | 5 |
6 | Немного экономики. Чем богат нашей край. | 1 | 1 | - |
7 | Иркутск -современный центр области. | 6 | 3 | 3 |
8 | Байкал - объект Всемирного наследия | 4 | 2 | 2 |
9 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
1 год обучения
«Мои корни»
Учебно-тематический план
'■ ■ '■ — ■ ' Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | |
Моя родословная.Генеалогия. «Кто я? Где живу?» | 1 | 2 | 3 |
« Имя русское, простое, как яичко золотое» Я и мое имя. | 1 | 1 | 2 |
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии? | 1 | 1 | |
Моя семья. Мои родители, бабушки и дедушки и т.д. Кто, кому и кем в семье доводится. Фамильный герб и девиз. | 1 | 1 | 2 |
Проект «Профессии моих родителей» | 2 | 2 | |
Любимые занятия бабушек и дедушек. Оформление выставки «Ба бушкина кукла». | 1 | 1 | 2 |
Проект « Моя любимая игрушка» | 2 | 2 | |
Праздник « Мой род - моя крепость» | 1 | 1 | |
« Дом держат крепкие венцы» Дом, в котором я живу. | 1 | 1 | 2 |
Проект « Какие бывают дома" | 3 | 3 | |
Дом, в котором я учусь; традиции школы | 1 | 1 | |
Мой поселок Усть-Уда. | 1 | 1 | |
«Улицы поселка рассказывают»; Путешествие по плану-схеме поселка. Игра «Где эта улица? Где этот дом?» | 1 | 1 | |
Путешествие по памят ным местам нашего поселка и района. « Сталинская беседка» ( п.Новая - Уда) | 2 | 2 | |
Населенные пункты Усть- Удинского района; Соседи нашего района. | 1 | 1 | |
Боевые и трудовые подвиги усть-удинцев в годы ВОВ. След войны в моей семье. Книга Памяти. | 1 | 2 | 3 |
Экскурсия в краеведческий музей. «Письма с фронта» | 1 | 1 | |
Экскурсия в музей. Выставка «Ими гордится район» | 1 | 1 | |
Праздник « Для меня же Россия - это ты Усть-Уда.» | 1 | 1 | |
Итого: | 12 | 22 | 34 |
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие: Природа и мы.. Правила поведния в природе. | 1 | - | 1 |
Растительный мир нашего края) Растения нашей области Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев на осно ве собранного материала) | 1 | 2 | 3 |
Леса родного края. Акция « Посади дерево» (озеленение, уход за парками) | 1 | 1 | 2 |
Комнатные растения; Разведение. Уход за ними. Проект « Комнатные растения» | 1 | 2 | 3 |
Птицы родного края. Зимующие птицы: подкормка, и наблюдение. Изготовление кормушек, скворечников. Проект «Перелетные птицы» | 1 | 3 | 4 |
Рыбы, обитающие в реках области. Экскурсия к реке Ангаре. Акция «Чистый берег» | 1 | 1 | 2 |
Мир насекомых области. Энтомологическая коллекция | 1 | 1 | 2 |
Звери, обитающие на территории области. | 1 | 1 | 2 |
Роль животных в жизни человека. Все о домашних животных. Викторина « Знаешь ли ты животных?» | 1 | 1 | 2 |
Охрана природы родного края. Охраняемые природные территории(заповедники, заказники(Баргузинский, Байкальский и т.д. ) | 1 | 1 | 2 |
Охрана о.Байкал. Экологическая система о.Байкал. Эндемики. Информационный проект. | 2 | 2 | 4 |
Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области. Влияние человека на окр. среду | 1 | 1 | 2 |
Ознакомление с природой ближайшего окружения. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы. | 1 | 2 | 3 |
Экологическая тропа. | 2 | 2 | |
Итого: | 14 | 20 | 34 |
3 год обучения
« Мой край: история, культура»
Учебно-тематический план
— ■ ' Название темы | Количество часов | Дата | |
теория | практика | 1гр 2гр | |
Иркутская земля в глубокой древности. Начало Иркутской губернии. | 1 | - | 2 сентябрь 3 |
Коренное население земли Иркутской. | 1 | 9 сен. 10 | |
Рождение Иркутской области. Герб и флаг. | 1 | 16 сен. 17 | |
Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области. | 2 | 2 | 23, 30 сен 24 сен.1 7,14 окт. 8,15 окт |
Культура и искусство Народные промыслы . Иркутские художники | 1 | 1 | 21. 28 22,29 Окт. |
Легенды, сказки, танцы, пес ни местного населения Экскурсия в краеведческий музей «Лейся песня народная» | 1 | 2 | 11,18,25 12,19,26 Ноябрь |
Памятники истории Приангарья Музей часов в Ангарске и др. | 1 | 2 декабрь 3 | |
Сибирские писатели детям. Детский журнал «Сибирячок». | 1 | 2 | 16,23 д 17,24 д. 13 янв. 14 янв |
Наш земляк - Валентин Распутин Экскурсия в музей « Край Распутина белых берез» | 1 | 2 | 20,27.ян 14,21 ян 3 фев 4 фев. |
Творчество иркутского сказочника В.П.Стародумова | 1 | 10 фев. 11 фев. | |
Проект «Поэты родного края. | 1 | 1 | 17,24.фев 18,25фев |
Немного экономики. Чем богат наш край. | 1 | - | 3 март 4 март |
Иркутск- современный центр области. | 1 | 1 | 10,17 март 11,18 |
Заочное путешествие по музеям г.Иркутска. Фотовыставка | 1 | 1 | 1 ,7 апрель 1,8 |
Откройте для себя прекрасный мир путешествий. Иркутск. | 2 | 14,21 апрель 15,22 | |
Байкал-объект Всемирного наследия Озеро Байкал в легендах и былях. Проект «Байкал» | 2 | 2 | 28, 5,12,19 май 29,6 ,13,20 май |
Заключение Праздник « Мой край родной» | 1 | 27 май 28май | |
Итого: | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения «Мои корни»
Введение
1. Моя родословная
Понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родствен ники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». 2. « Имя русское, простое, как яичко золотое»
Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. История возникновения имен и фамилий. Имя и Ангел –Хранитель. Именины 3. Моя семья Степени родства в семье. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные ре ликвии. Фамильный герб, девиз семьи.
Профессии родителей. Любимые занятия бабушек и дедушек
4. Мой дом
Человек и его жилище. Русская изба. Внутреннее убранство русской избы.
Современные жилые дома. Дом, в котором я учусь. Школа ее традиции.
5. Мой поселок
Понятие поселок. В каком поселке, районе, стране ты живешь? Соседи нашего района. Название улиц рассказывают о прошлом.Путешествие по памятным местам нашего поселка и района.
6. Твои люди, поселок.
Боевые и трудовые подвиги усть- удинцев в годы Великой Отечественной войны. След войны в моей семье. Книга Памяти.
Ими гордится район.
7. Заключение
Праздник « Нет на свете Родины милее, чем моя родная Усть-Уда»
Содержание программы
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
1 Растительный мир нашего края
Растительный мир ( общее понятие»). Растения области. Видовой состав растений. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
2 Птицы родного края
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
3 Рыбы, обитающие в реках Иркутской области.
Рыбы. Обитатели озера Байкала. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыбных хозяйств.
4 Мир насекомых области.
Насекомые: виды, места обитания. Охрана полезных насекомых.
5 Звери, обитающие на территории области.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга)
6 Охрана природы родного края. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Работа «Зеленого патруля».
7 Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала.
Уникальность экологической системы озера Байкал. Флора и фауна. Эндемики. Постановления , законы об охране о.Байкал.
8 Экологическое состояние окружающей среды области
Загрязнение атмосферного воздуха. Вредное влияние на все живое и на здоровье человека. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.
9 Экологическая тропа.
Содержание программы
3 год обучения
«Мой край: история, культура»»
1. Прошлое и настоящее Иркутской области.
Иркутская земля в глубокой древности. Археологические памятники. Коренное население Иркутской области. Рождение Иркутской области.
Герб и флаг.
2. Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области.
Название и объяснение географических названий. 3. Культура и искусство
Легенды, сказки, танцы, пес ни местного населения. Народные промыслы.
Иркутские художники
4. Памятники истории культуры Приангарья. Архитектурные творения 17-20 в. В Иркутске и в старинных селах Урике, Усть-Куде, Тельме, Бельске. Музей часов в Ангарске и др.
5. Сибирские писатели детям Знакомство с творчеством писателей и поэтов нашего края. В.Г.Распутин, Трофимов, В.П. Стародумов, М. Сергеев. В. Хайрюзов, С.Устинов. Ю.Черных Детский журнал «Сибирячок».
6. Немного экономики. Чем богат наш край. Природные ресурсы края, их исполь зовании и значении для промышлен ности края и страны.
7. Иркутск-современный центр области. История род ного города, его достопримечательнос ти, улицы и площади, учебные заведения города. Связь истории и развития родного города с историей и развитием края и всего на шего государства;
8. Байкал- объект Всемирного природного наследия. Уникальность природных ценностей Байкала. Важность охраны и бережного от ношения к природе Байкала для жизни будущих поколений. 9. Заключение
Методические рекомендации
Программа будет успешно реализована, если: - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся
- будут проведены все теоретические и практические занятия
- будут осуществляться внешние связи: тес ный контакт с библиотеками, краеведческим и школьными музеями, встречи с ветеранами ВОВ и труда.
-будет использована проектная и исследовательская деятельность.
Список литературы
1 АшурковВ.Г.. «Историческое краеве дение». -М., 1980.
2 Исторический атлас Иркутская область Москва , 2000
3 Акимушкин И.И. Мир животных
4 Брянский В.П. Памятники природы. Иркутск 1983
5 Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва Слово АСТ1998
6 Галазий ГИ. Байкал в вопросах и ответах .- Иркутск 1987 Иванова ТС. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- М.. 2003
7 М.Н. Мельхеев Происхождение географических названий Иркутской области.
8 Гурулев СА. Реки Байкала, происхождение названий, Иркутск 1989
9 Маленькая энциклопедия Сибирячка « Удивительное путешествие сибирячка по Байкалу» Иркутск 2002
10 Иванова ТС. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- М.. 2003 Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу…( Занимательный материал)
11 Сонин В.Д. Редкие животные Иркутской области.- Иркутск 1993
12 Дулов А.В. Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск 1990
13 Калинина Т.А. Православные храмы Иркутской епархии 17-20 В
14 Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу…( Занимательный материал)Брянский В.П. Памятники природы. Иркутск 1983
15 Сладков Н.А. Азбука леса.- Детская литература 1986
16 Савинов В.П. Звери и птицы Детская литература 1975
17 Смирнов В.М. Звери в природе.- М 1991
18 Сибирячок № 2 Восточно-Сибирское издательство 1989 19 Устинов С. Заповедник на Байкале.- Иркутск 1979
20 Ларева Т.Г. Художники Иркутска 1994
21 Детские журналы « Сибирячок»
22 Краеведческий материал по Усть- Удинскому району.
23 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...