Программа " Мой край родной"
элективный курс по окружающему миру (2,3,4 класс) на тему
Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.
Программа курса рассчитана на 3года, 2-4 класс начальной школы 102 часа. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma1.doc | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Усть-Удинский районный
Дом детского творчества
Утверждена:___2011г___________________
______________________
______________________
Авторская программа
«Мой край родной»
Педагог дополнительного образования
Литвина Светлана Анатольевна
Усть-Уда-2010 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 5-7 |
3. | Учебно-тематический план | 8-12 |
4. | Содержание программы | 14-16 |
5. | Методические рекомендации | 17 |
6. | Список литературы | 18 |
Программа « Мой край родной»
Пояснительная записка
«Любовь к родным местам… начинается еще у детей в форме любви к своему двору, к тихой речке, к веселым рощам- местам игр и таинственных происшествий. Она вырастает в любовь к родному городу, к родному краю, ко всей нашей прекрасной Родине….»
К.Г. Паустовский.
Каждо му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоя щим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.
Программа курса рассчитана на 3года, 2-4 класс начальной школы 102 часа. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность курса в том, что историко-краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьника. Знание своих национальных культур ных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-насто ящему уважать и ценить общечелове ческие этические и эстетические нор мы. Изучение культуры предков фор мирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость за свой край, стремле ние стать патриотом России Воспита ние национальной памяти предполага ет формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, ува жения к его историческому прошлому.
Новизна: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основные цели:
- воспитывать гражданское само сознание через ознакомление с истори ей своей семьи с историей, природой и культурой родного края и поселка.
- создать условия для духовно-цен ностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;
-воспитывать экологически грамотного поведения в природе -формировать интерес к проблеме « диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и межрегиональном пространстве.
-расширить представление о жизненной системе ценностей
Мониторинг освоения курса предполагает следующие формы контроля: творческие задания, тестирования, викторины, конкурсы, олимпиады, проектные работы, исследовательские работы, творческие работы.
Виды деятельности: познавательная, ценностно- ориентационная, коммуникативная, трудовая природоохранительная, художественно-эстетическая.
Методы: метод проектов, исследовательский метод, аналитическая и эвристическая беседа, наблюдения в природе, экскурсия, экологические сказки, интеллектуальные игры, учебные спектакли, целевые прогулки. ИКТ (видеофильмы, CD-диски, Ин тернет содержит огромное количество иллюстративного материала - фото графий, схем, карт, рисунков )
Ожидаемые результаты:
- расширение историко- краеведческого кругозора - повышение интереса к родному краю
- развитие способностей учеников
-знание форм охраны природы
Весь материал разбит на темы , с определенными задачами. Отбор мате риала по темам произведен с учетом возрастных и психологических особен ностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окруже ние, близок ребенку и личностно зна чим для него.
Основные задачи:
-способствовать осознанию нераз рывной связи истории своей семьи с историей родного края с историей страны;
-формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родо словной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов. Семейные традиции. - формирование личного отношения к дому как ценности и части культур ного наследия;
- знакомить с картой области и Усть-Удинского района, с городами и населен ными пунктами области;
- расширять знания о природе, рас тительном и животном мире края;
- знакомить с лекарственными рас тениями и редкими видами животных и птиц, занесенных в Красную книгу Иркутской области;
- раскрыть уникальные и природ ные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;
- показать важность охраны при родной среды от загрязнения, разру шения и истощения, жизненную необ ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей, побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохра нения ее уникальности.
-пробудить эмоционально-ценност ное отношение к культурному и при родному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и обе регающих это наследие;
- продолжать знакомить с народны ми традициями и обычаями; создание условий для осознания своей принадлежности к националь ной культуре и нераздельности нацио нальных культур;
- расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны, знакомить с учеными - исследова телями Иркутской области;
- расширять знания об истории род ного поселка, областного города, его достопримечательнос тях, улицах и площадях;
- формировать представление о при родном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
- осознание себя россиянином;
- осознание неразрывной связи ис тории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства. - способствовать выработке устой чивого интереса к изучению истори и, природы и культуры родного поселка, края.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе ленных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти тельного мира края; природные ресур сы края; охраняемые территории; па мятники природы.
Экология: важность охраны при родной среды от загрязнения, разру шения и истощения, жизненная необ ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные пред приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс порта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се ле;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис кусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
1 год обучения
«Мои корни»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
| Введение | 1 | 1 | - |
1 | Моя родословная | 3 | 1 | 2 |
2 | « Имя русское, простое, как яичко золотое» | 3 | 2 | 1 |
3 | Моя семья | 10 | 3 | 7 |
4 | Мой дом | 6 | 2 | 4 |
5 | Мой поселок | 5 | 2 | 3 |
6 | Твои люди село | 5 | 1 | 4 |
7 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
| Введение | 1 | 1 | - |
1 | Растительный мир нашего края | 8 | 3 | 5 |
2 | Птицы родного края | 4 | 1 | 3 |
3 | Рыбы, обитающие в реках Иркутской области | 2 | 1 | 1 |
4 | Мир насекомых области | 2 | 1 | 1 |
5 | Звери, обитающие на территории области | 4 | 2 | 2 |
6 | Охрана природы родного края. Заповедники, заказники. | 2 | 1 | 1 |
7 | Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала | 4 | 2 | 2 |
8 | Экологическое состояние окружающей среды области | 5 | 2 | 3 |
9 | Экологическая тропа | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 14 | 20 |
3 год обучения
« Мой край: история, культура»
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов всего теория практика | ||
1 | Прошлое и настоящее Иркутской области | 3 | 2 | 1 |
2 | Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области. Наш край на карте России. | 4 | 2 | 2 |
3 | Культура и искусство | 5 | 2 | 3 |
4 | Памятники истории культуры Приангарья | 1 | 1 | - |
5 | Сибирские писатели детям | 9 | 4 | 5 |
6 | Немного экономики. Чем богат нашей край. | 1 | 1 | - |
7 | Иркутск -современный центр области. | 6 | 3 | 3 |
8 | Байкал - объект Всемирного наследия | 4 | 2 | 2 |
9 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
1 год обучения
«Мои корни»
Учебно-тематический план
'■ ■ '■ — ■ ' Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 1 | |
Моя родословная.Генеалогия. «Кто я? Где живу?» | 1 | 2 | 3 |
« Имя русское, простое, как яичко золотое» Я и мое имя. | 1 | 1 | 2 |
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии? | 1 | 1 | |
Моя семья. Мои родители, бабушки и дедушки и т.д. Кто, кому и кем в семье доводится. Фамильный герб и девиз. | 1 | 1 | 2 |
Проект «Профессии моих родителей» | 2 | 2 | |
Любимые занятия бабушек и дедушек. Оформление выставки «Ба бушкина кукла». | 1 | 1 | 2 |
Проект « Моя любимая игрушка» | 2 | 2 | |
Праздник « Мой род - моя крепость» | 1 | 1 | |
« Дом держат крепкие венцы» Дом, в котором я живу. | 1 | 1 | 2 |
Проект « Какие бывают дома" | 3 | 3 | |
Дом, в котором я учусь; традиции школы | 1 | 1 | |
Мой поселок Усть-Уда. | 1 | 1 | |
«Улицы поселка рассказывают»; Путешествие по плану-схеме поселка. Игра «Где эта улица? Где этот дом?» | 1 | 1 | |
Путешествие по памят ным местам нашего поселка и района. « Сталинская беседка» ( п.Новая - Уда) | 2 | 2 | |
Населенные пункты Усть- Удинского района; Соседи нашего района. | 1 | 1 | |
Боевые и трудовые подвиги усть-удинцев в годы ВОВ. След войны в моей семье. Книга Памяти. | 1 | 2 | 3 |
Экскурсия в краеведческий музей. «Письма с фронта» | 1 | 1 | |
Экскурсия в музей. Выставка «Ими гордится район» | 1 | 1 | |
Праздник « Для меня же Россия - это ты Усть-Уда.» | 1 | 1 | |
Итого: | 12 | 22 | 34 |
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие: Природа и мы.. Правила поведния в природе. | 1 | - | 1 |
Растительный мир нашего края) Растения нашей области Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев на осно ве собранного материала) | 1 | 2 | 3 |
Леса родного края. Акция « Посади дерево» (озеленение, уход за парками) | 1 | 1 | 2 |
Комнатные растения; Разведение. Уход за ними. Проект « Комнатные растения» | 1 | 2 | 3 |
Птицы родного края. Зимующие птицы: подкормка, и наблюдение. Изготовление кормушек, скворечников. Проект «Перелетные птицы» | 1 | 3 | 4 |
Рыбы, обитающие в реках области. Экскурсия к реке Ангаре. Акция «Чистый берег» | 1 | 1 | 2 |
Мир насекомых области. Энтомологическая коллекция | 1 | 1 | 2 |
Звери, обитающие на территории области. | 1 | 1 | 2 |
Роль животных в жизни человека. Все о домашних животных. Викторина « Знаешь ли ты животных?» | 1 | 1 | 2 |
Охрана природы родного края. Охраняемые природные территории(заповедники, заказники(Баргузинский, Байкальский и т.д. ) | 1 | 1 | 2 |
Охрана о.Байкал. Экологическая система о.Байкал. Эндемики. Информационный проект. | 2 | 2 | 4 |
Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области. Влияние человека на окр. среду | 1 | 1 | 2 |
Ознакомление с природой ближайшего окружения. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы. | 1 | 2 | 3 |
Экологическая тропа. | 2 | 2 | |
Итого: | 14 | 20 | 34 |
3 год обучения
« Мой край: история, культура»
Учебно-тематический план
— ■ ' Название темы | Количество часов | Дата | |
теория | практика | 1гр 2гр | |
Иркутская земля в глубокой древности. Начало Иркутской губернии. | 1 | - | 2 сентябрь 3 |
Коренное население земли Иркутской. | 1 | 9 сен. 10 | |
Рождение Иркутской области. Герб и флаг. | 1 | 16 сен. 17 | |
Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области. | 2 | 2 | 23, 30 сен 24 сен.1 7,14 окт. 8,15 окт |
Культура и искусство Народные промыслы . Иркутские художники | 1 | 1 | 21. 28 22,29 Окт. |
Легенды, сказки, танцы, пес ни местного населения Экскурсия в краеведческий музей «Лейся песня народная» | 1 | 2 | 11,18,25 12,19,26 Ноябрь |
Памятники истории Приангарья Музей часов в Ангарске и др. | 1 | 2 декабрь 3 | |
Сибирские писатели детям. Детский журнал «Сибирячок». | 1 | 2 | 16,23 д 17,24 д. 13 янв. 14 янв |
Наш земляк - Валентин Распутин Экскурсия в музей « Край Распутина белых берез» | 1 | 2 | 20,27.ян 14,21 ян 3 фев 4 фев. |
Творчество иркутского сказочника В.П.Стародумова | 1 | 10 фев. 11 фев. | |
Проект «Поэты родного края. | 1 | 1 | 17,24.фев 18,25фев |
Немного экономики. Чем богат наш край. | 1 | - | 3 март 4 март |
Иркутск- современный центр области. | 1 | 1 | 10,17 март 11,18 |
Заочное путешествие по музеям г.Иркутска. Фотовыставка | 1 | 1 | 1 ,7 апрель 1,8 |
Откройте для себя прекрасный мир путешествий. Иркутск. | 2 | 14,21 апрель 15,22 | |
Байкал-объект Всемирного наследия Озеро Байкал в легендах и былях. Проект «Байкал» | 2 | 2 | 28, 5,12,19 май 29,6 ,13,20 май |
Заключение Праздник « Мой край родной» | 1 | 27 май 28май | |
Итого: | 17 | 17 | 34 |
Содержание программы
1 год обучения «Мои корни»
Введение
1. Моя родословная
Понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родствен ники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». 2. « Имя русское, простое, как яичко золотое»
Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. История возникновения имен и фамилий. Имя и Ангел –Хранитель. Именины 3. Моя семья Степени родства в семье. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные ре ликвии. Фамильный герб, девиз семьи.
Профессии родителей. Любимые занятия бабушек и дедушек
4. Мой дом
Человек и его жилище. Русская изба. Внутреннее убранство русской избы.
Современные жилые дома. Дом, в котором я учусь. Школа ее традиции.
5. Мой поселок
Понятие поселок. В каком поселке, районе, стране ты живешь? Соседи нашего района. Название улиц рассказывают о прошлом.Путешествие по памятным местам нашего поселка и района.
6. Твои люди, поселок.
Боевые и трудовые подвиги усть- удинцев в годы Великой Отечественной войны. След войны в моей семье. Книга Памяти.
Ими гордится район.
7. Заключение
Праздник « Нет на свете Родины милее, чем моя родная Усть-Уда»
Содержание программы
2 год обучения
«Природа и экология родного края»
1 Растительный мир нашего края
Растительный мир ( общее понятие»). Растения области. Видовой состав растений. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
2 Птицы родного края
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
3 Рыбы, обитающие в реках Иркутской области.
Рыбы. Обитатели озера Байкала. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыбных хозяйств.
4 Мир насекомых области.
Насекомые: виды, места обитания. Охрана полезных насекомых.
5 Звери, обитающие на территории области.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга)
6 Охрана природы родного края. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Работа «Зеленого патруля».
7 Охрана о. Байкал. Уникальность экосистемы Байкала.
Уникальность экологической системы озера Байкал. Флора и фауна. Эндемики. Постановления , законы об охране о.Байкал.
8 Экологическое состояние окружающей среды области
Загрязнение атмосферного воздуха. Вредное влияние на все живое и на здоровье человека. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.
9 Экологическая тропа.
Содержание программы
3 год обучения
«Мой край: история, культура»»
1. Прошлое и настоящее Иркутской области.
Иркутская земля в глубокой древности. Археологические памятники. Коренное население Иркутской области. Рождение Иркутской области.
Герб и флаг.
2. Топонимика. Путешествие по карте Иркутской области.
Название и объяснение географических названий. 3. Культура и искусство
Легенды, сказки, танцы, пес ни местного населения. Народные промыслы.
Иркутские художники
4. Памятники истории культуры Приангарья. Архитектурные творения 17-20 в. В Иркутске и в старинных селах Урике, Усть-Куде, Тельме, Бельске. Музей часов в Ангарске и др.
5. Сибирские писатели детям Знакомство с творчеством писателей и поэтов нашего края. В.Г.Распутин, Трофимов, В.П. Стародумов, М. Сергеев. В. Хайрюзов, С.Устинов. Ю.Черных Детский журнал «Сибирячок».
6. Немного экономики. Чем богат наш край. Природные ресурсы края, их исполь зовании и значении для промышлен ности края и страны.
7. Иркутск-современный центр области. История род ного города, его достопримечательнос ти, улицы и площади, учебные заведения города. Связь истории и развития родного города с историей и развитием края и всего на шего государства;
8. Байкал- объект Всемирного природного наследия. Уникальность природных ценностей Байкала. Важность охраны и бережного от ношения к природе Байкала для жизни будущих поколений. 9. Заключение
Методические рекомендации
Программа будет успешно реализована, если: - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся
- будут проведены все теоретические и практические занятия
- будут осуществляться внешние связи: тес ный контакт с библиотеками, краеведческим и школьными музеями, встречи с ветеранами ВОВ и труда.
-будет использована проектная и исследовательская деятельность.
Список литературы
1 АшурковВ.Г.. «Историческое краеве дение». -М., 1980.
2 Исторический атлас Иркутская область Москва , 2000
3 Акимушкин И.И. Мир животных
4 Брянский В.П. Памятники природы. Иркутск 1983
5 Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва Слово АСТ1998
6 Галазий ГИ. Байкал в вопросах и ответах .- Иркутск 1987 Иванова ТС. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- М.. 2003
7 М.Н. Мельхеев Происхождение географических названий Иркутской области.
8 Гурулев СА. Реки Байкала, происхождение названий, Иркутск 1989
9 Маленькая энциклопедия Сибирячка « Удивительное путешествие сибирячка по Байкалу» Иркутск 2002
10 Иванова ТС. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- М.. 2003 Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу…( Занимательный материал)
11 Сонин В.Д. Редкие животные Иркутской области.- Иркутск 1993
12 Дулов А.В. Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск 1990
13 Калинина Т.А. Православные храмы Иркутской епархии 17-20 В
14 Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу…( Занимательный материал)Брянский В.П. Памятники природы. Иркутск 1983
15 Сладков Н.А. Азбука леса.- Детская литература 1986
16 Савинов В.П. Звери и птицы Детская литература 1975
17 Смирнов В.М. Звери в природе.- М 1991
18 Сибирячок № 2 Восточно-Сибирское издательство 1989 19 Устинов С. Заповедник на Байкале.- Иркутск 1979
20 Ларева Т.Г. Художники Иркутска 1994
21 Детские журналы « Сибирячок»
22 Краеведческий материал по Усть- Удинскому району.
23 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...