Тема: "Лес и человек."
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
4 класс. Программа "Школа России".Знакомство с экологическими проблемами леса, возникшими по вине человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_i_chelovek.pptx | 2.31 МБ |
razrabotka_uroka_les_i_chelovek.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Ознакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельность людей в зоне лесов. Развивать познавательный интерес . Воспитывать любовь к природе.
Цепи питания Кора олень Желудь мышь Желудь мышь
Виды лесов Осины – осинник. Липы – липовый. Сосны – сосновый бор.
Виды лесов Дубы – дубрава. Ель – ельник. Березы – березняк.
Лесная аптека В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе. Шиповник Применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле. Подорожник большой Применяют при возбуждении аппетита. Одуванчик лекарственный Применяется при простудных заболеваниях. Липа В медицине применяют в виде настоя, сиропов при гриппе. Шиповник Применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле. Подорожник большой Применяют при возбуждении аппетита. Одуванчик лекарственный Применяется при простудных заболеваниях. Липа
Подумай! Мы были соснами и пихтами, Теперь лежим, в коробку впихнуты, Мы были гордостью тайги, Ну а теперь мы ей – враги .
Значения леса дом для растений и животных защитник воздуха, водоемов место отдыха для человека источник ягод, грибов, лекарственных растений источник древесины
Лес и человек «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». Н.И.Сладков.
Ф И Т О НЦ И ДЫ - это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев.
Интернет ресурсы: http : //russian-church.ru
Предварительный просмотр:
Тема : Лес и человек.
Цели:1.Ознакомить с экологическими проблемами
леса, которые возникли по вине человека,
с охранной деятельностью людей в зоне
лесов.
2.Развивать познавательный интерес.
3.Воспитывать любовь к природе, культуру
поведения.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,
мультимедийный проектор,
презентацмя к уроку.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Введение в урок.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои!
( С. Погореловский)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока: «Лес и человек».
- Сегодня вы познакомитесь с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
IV. Проверка знаний и умений.
а) Блиц-турнир «Я знаю лес».
- Какой лес мы называем тайгой?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
-Какое особое отличие есть у лиственницы?
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
-Какое дерево является символом России?
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- У какого животного 5 чёрных полос на спине?
- Плодами какого дерева являются жёлуди?
-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
б) Напишите 2-3 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.
Слайд 2.
в) Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта тайга
Берёза
Кедровая сосна
Липа смешанный лес
Ольха
Лиственница
Дуб
Клён широколиственный лес
Слайд 2 - 3.
V. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам.
- Чем является лес для человека? ( Лес- это место отдыха человека).
- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений.Лесной воздух тоже лечит.)
Слайд 4.
- А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)
Слайд 5.
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
( Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят дома.)
- А что ждёт человека в лесу? (Рябина, орехи, цветы, грибы, чистые роднички.)
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)
-Чем для них является лес? (Это их дом.)
- Для кого ещё лес является домом? (Для животных, насекомых.)
Слайд 6.
- Чем является лес для воздуха? ( Для воздуха лес- защитник. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.)
-Чему ещё лес является защитником? ( Лес- защитник водоёмов и почв.)
Слайд 7 - 9.
Значение леса.
Место отдыха.
Аптека.
Источник чистой воды и пищи.
Источник древесины.
Источник топлива.
Дом для растений, животных, грибов.
Защитник воздуха, водоёмов, почв.
Слайд 10.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы). Людям казалось, что лесов так много, что их не возможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
- Браконьерство- это тоже экологическая проблема леса. Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. В Красную книгу занесены:
жук-короед, дровосек реликтовый, жук- олень;
женьшень, венерин башмачок;
зубр, амурский тигр.
Слайд 11.
VI Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
VII Работа по теме.
- Мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас.
- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед
соловушкой»
Читает ученик:
Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые
дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки
хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали
обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные
прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и
бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу
и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. –Брось под
куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыд но перед соловушкой, -тихо ответила Лида.
- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
- Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то
консервные банки, пластиковые бутылки и стеклянные ни в
коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых
бутылок могут пораниться животные.
Ещё один поступок человека- разведение костров в лесу.
Уходя многие забывают погасить костёр. Это приводит к пожару.
2. Проблемы леса.
- Назовите экологические проблемы леса.
Слайд 12 -13.
Экологические проблемы леса.
Вырубка.
Незаконная охота- браконьерство.
Загрязнение лесов бытовыми отходами.
Разведение костров в лесу.
3. Работа по учебнику.
- Используя текст учебника, сформулируйте определение.
Что такое фитонциды? ( Фитонциды- это вещества, которые
выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные
бактерии.)
Слайд 14.
4. Работа в рабочей тетради.
Стр. 35 №2, №3.
VIII Закрепление.
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей.)
- Придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Вырубка деревьев на
берегах водоёмов. Вырубка деревьев и груды мусора. Костры .)
-О чём должны помнить люди, приходя в лес?
(коллективная работа)
Лес- наше богатство.
Лес- «лёгкие нашей планеты».
Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.
Слайд 15 – 16.
IX Выставление мотивированных оценок.
X Домашнее задание.
- Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 106- 113).
Выполнить задание в рабочей тетради (с.36) №4.
Прочитать рассказы из книги «Великан на поляне».
XI Итог урока.
- Назовите значение леса для человека.
XII Организация на перемену.
- Наш урок закончен. Вы были внимательны и активны.
Молодцы! Можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)
Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
Конспект урока на тему: «Лес и человек.Значение леса для жизнедеятельности человека».
конспект урока для 4 класса,по программе Школа России...
Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...