Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В атмосферном воздухе содержится газ кислород. Кислород участвует в химических реакциях, в результате которых наш организм высвобождает из пищи энергию. Совокупность органов, обеспечивающих поступление воздуха в организм и поглощение из него кислорода, называется дыхательной системой
Мы дышим, потому что каждая клетка нашего тела постоянно нуждается в кислороде. Он нужен клеткам для того, чтобы извлекать энергию из глюкозы – вещества, поступающего в кровь в результате расщепления пищи. Этот процесс ученые называют клеточным дыханием
Легкие пронизаны тысячами ветвящихся трубочек – бронхов и бронхиол. На концах самых тонких из них сидят грозди микроскопических пузырьков – лёгочных альвеол. Каждая альвеола оплетена тончайшими кровеносными сосудами – капиллярами Когда альвеола заполняется воздухом, кислород проникает через ее стенки внутрь капилляра и разносится кровью по всему телу Воздушные мешочки легких
Лёгкое некурящего человека Лёгкое курящего человека Так выглядит флюорографический снимок лёгких
Дыхательная система Какие органы входят в дыхательную систему? (1группа) Как устроена и работает дыхательная система? (2 группа) Что мы выдыхаем? Что выделяем при выдохе? (3 группа) Что происходит с воздухом в носовой полости? (4 группа) Почему при плохой осанке у человека хуже работает сердце, лёгкие и другие внутренние органы? ( 5 группа)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
*Дементьева Наталья Владимировна, учитель начальных классов.
Тема урока: Дыхательная система
Педагогическая цель: Способствовать формированию у обучающихся знаний о дыхательной системе, расширению знаний о значении чистого воздуха для организма человека; создать условия для ознакомления с гигиеной дыхания.
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты (предметные): Узнают органы дыхательной системы, научатся бережному отношению к дыхательной системе.
Личностные результаты: Знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, чтение, анализ, обобщение, оформление вывода, «чтение» информации, представленной на рисунках – схемах; составляют текст рассуждение.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают оценку учебной деятельности.
Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Основное содержание темы, понятия и термины: Система органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях.
Образовательные ресурсы: тест учебника, презентация «Дыхательная система человека».
Оборудование: Таблица «Дыхательная система человека», учебник, тетрадь на печатной основе.
Содержание урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
-Ребята, посмотрите на тех, кто сидит справа и улыбнитесь, а теперь кто слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем. Все знают – улыбка говорит о хорошем настроении, а значит и о хорошей работоспособности. Ребята, я улыбаюсь все вам, у меня хорошее настроение, я полна оптимизма и работоспособности и надеюсь, что и вы тоже.
II. Актуализация имеющихся знаний (у обучающихся на столе лежит лист в клетку)
- Ребята, нарисуйте прямоугольник следующего размера: три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду называть привычки, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном - прочерк. Заполнение клеток выполняется по горизонтали.
Тест «Полезные и вредные привычки».
- Я чищу зубы два раза в день.
- Я использую пасту с фтором.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я не грызу ручки и карандаши.
- Я часто ем сладкое.
-Я люблю сосать палец.
- Я дышу через нос.
- Два раза в год мне надо ходить к стоматологу.
- Я стараюсь дышать ртом.
- Я люблю перекусывать конфетами.
- Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы.
-Я стараюсь произносить звуки правильно.
- Я не прикусываю губу.
- Я сплю на низкой подушке.
- За партой я стараюсь сидеть прямо.
- Ребята возьмите красный карандаш и последовательно соедините крестики. Что получилось? (ответы детей) – Верно, должна получиться цифра пять, если у вас здоровые привычки. Поднимите руку, у кого ещё получилась цифра пять. Остальным ребятам стоит пересмотреть свои привычки и исправить их.
III. Постановка учебной задачи
В жизни всякое случается и бывают непредвиденные ситуации. Давайте вспомним кинофильмы, мультфильмы или произведения литературы, даже может быть, предлагаю вспомнить случаи, когда человек обходился некоторое время без пищи и воды. (ответы детей из жизненного опыта, из литературы из фильмов)
- Верно, прожить без пищи и воды некоторое время можно.
- А сейчас я попрошу вас плотно закрыть рот, затем пальчиками зажмите нос. Кто сколько выдержит. Получается в таком состоянии можно выдержать небольшой промежуток времени. Чего не хватает для нашего комфортного пребывания? (ответы детей)
- Конечно, вы верно догадались, не хватает воздуха и человек не может обходиться без воздуха, он не может не дышать. Значит, о чём будем вести разговор?
- Верно, говорить сегодня мы будем о дыхании.
IV.Изучение нового материала
1.Вводная беседа о дыхании.
Человек постоянно дышит, поочерёдно делая вдох и выдох, мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 и даже 6 минут, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. В нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идёт непрерывно, поэтому кислород должен поступать в организм постоянно. Человек дышит всегда – и когда работает, и когда гуляет, и когда спит.
А) опыт – наблюдение.
- Что входит в понятие «дыхание»? (ответы детей).
-Итак, давайте понаблюдаем за своим дыханием. Сядьте прямо- спину выпрямите, плечи расправьте. Положите руки на грудь – вздохните, теперь выдохните. Проделайте это ещё раз. Ваши рёбра и живот то поднимаются, то опускаются. Это вдох и выдох . Что происходит при вдохе и выдохе? (ответы детей).
-Верно, при вдохе мы набираем в себя воздух в грудь, т.е. в лёгкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу. В обмен кровь отдаёт лёгким переработанный воздух, который выделяется во время работы мышцами, мозгом и другими органами. При выдохе грудная клетка сжимается и переработанный воздух выталкивается наружу, т.е. наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающим.
Продолжим опыт. Теперь сядьте так чтобы плечи были опущены, спина прогнулась дугой. Вздохните – выдохните, повторите ещё раз. Опишите свои ощущения.
-Верно, дышать стало труднее. А по какой причине, кто-то догадался? (ответы детей)
- Верный вывод сделали – дышится легко при ровной спине, воздух поступает свободно в лёгкие, а значит необходимо соблюдать правильную осанку.
- Что же такое воздух? (ответы детей).
Б) опыт (практическое задание)
- Проведём опыт и попробуем обнаружить воздух:
1) подуйте на руку или лицо товарища.
2) помашите перед собой тетрадкой на лицо – мы ощущаем ветерок, хотя не видим его. Имеет ли он вкус, запах? (ответы детей)
- Сделаем вывод: да, это и есть воздух. Воздух – это газ, бесцветный, без вкуса и запаха.
- Посмотрим и убедимся – правы мы или нет. (слайд2)
-Зачем организму воздух? (ответы детей)
- Посмотрим и убедимся – правы мы или нет. (слайд3)
- Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемый и выдыхаемый человеком.
Учитель показывает изображения на таблице «Дыхательная система» (слайд 4)
- Когда мы делаем вдох, воздух поступает в носовую полость. На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль и разнообразные мелкие частицы. Кроме того, здесь воздух обогревается.
В) опыт-наблюдение.
- Зажмите нос пальчиками, губы свободны, не закрыты. Пальцы перекрывают доступ воздуха в наш организм, а мы свободно себя чувствуем. Как вы думаете, что происходит? (ответы детей)
- Верно, в нашей дыхательной системе есть специальные органы, которые пропускают воздух через рот. Но вы заметили, что ртом дышать труднее,
- Подумайте, почему надо дышать через нос, а не через рот (ответы детей).
- Верно, в носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.
- Дальше воздух попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в лёгкие. Из лёгких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очередь приносит в лёгкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем (слайд 4)
- Но вернёмся к лёгким. В них совершается газообмен между воздухом и кровью. Представьте себе виноградную гроздь из 300 миллионов ягод. Она была бы не меньше большого дома величиной. Несколько труднее представить себе, что такое количество «ягодок», только крошечных, находиться в «грозди», умещающееся в одном лёгочном мешке. Эта картинка схематично иллюстрирует всю мощь газообменного лёгочного аппарата, насыщающего нашу кровь кислородом. (Слайд 5)
- Человеку приходиться много времени проводить в помещениях, где он учится, работает, питается, спит. Нужно заботиться, чтобы в них всегда был чистый и свежий воздух.
- Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? (ответы детей)
- Почему полы нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой? ( ответы детей)
- Приходилось ли вам бывать в душном помещении? Как вы себя чувствовали себя там? (ответы детей)
-Всё верно, помещение необходимо проветривать часто, делать влажную уборку.
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно глубоко .
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
V. Работа по учебнику (с.23, (самостоятельно и в паре)
- Самостоятельно прочитайте требования, на стр.23 в учебнике.
- Объясните как вы их понимаете (работа в паре)
-какие болезни органов дыхания вы можете перечислить? (ответы детей)
- Верно, простуда (ОРЗ), грипп, воспаление лёгких.
-Как бороться с болезнями? (ответы детей)
- Хочу добавить, необходимо выполнять рекомендации врачей. И не забывать про растения, которые нам помогают при болезни: липовый цвет, малина, мать – и - мачеха, пчелиный мёд и прополис. Ещё до приёма врача отвар трав с ложкой мёда поможет понизить температуру, смягчить кашель, снизить воспалительный процесс. Правильно сделать отвар вам помогут родители.
- Есть ещё опасный враг для органов дыхания. Что это? (ответы детей)
- Верно - враг здоровья человека- курение.
Организм быстро привыкает к никотину, содержащемуся в табаке, и уже не может без него обходиться. Бросить курить очень трудно, поэтому лучше не начинать. В последние годы на Земле очень часто стала встречаться опаснейшая болезнь-рак. Формы рака различны. Очень часто встречаются рак лёгких и рак трахеи. Именно эти заболевания чаще всего и вызваны курением. Особенно опасно курение для детского организма, т.к. организм ещё не сформирован и не может в полной мере противостоять никотину. Замедляется рост, нарушается функционирование всех систем детского организма. (слайд 6)
- Что ещё, кроме курения, представляет опасность для дыхательной системы? (ответы детей)
- Верно, в воздухе вместе с пылью всегда содержаться бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся в подвешенном состоянии. Там, где в воздухе много пыли, много и микробов. Подсчитано, что в 1 куб. м. воздуха школьного класса до начала занятий – 2600 микробов, а к концу занятий их количество достигает 13500! И причём бактерии быстро размножаются в тёплый период года, зимой их рост замедляется. Губительно действуют на микробы солнечные лучи. «Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач», - гласит итальянская поговорка.
VI. Практическая деятельность
а) - В рабочих тетрадях выполняется задание №22 на с.9 с последующей коллективной проверкой.
- Что происходит с воздухом в носовой полости? (ответы детей)
- Что мы вдыхаем? Что выделяем при выдохе? (ответы детей)
б) - В рабочих тетрадях выполняется задание №23 на с.9 с последующей проверкой.
- Какое из выражений не относится к правилам защиты организма? Почему?
в) Проектная деятельность. Объединитесь в группы по 4 - 5 человек. Каждая группа получает вопрос для повторения темы. Группе необходимо коллективно ответить на данный вопрос. Кроме этого, необходимо написать правила для памятки «Как беречь дыхательную систему» для дальнейшего прикрепления на доску..
- Какие органы входят в дыхательную систему? (1группа)
-_Как устроена и работает дыхательная система? (2 группа)
- Что мы выдыхаем? Что выделяем при выдохе? (3 группа)
- Что происходит с воздухом в носовой полости? (4 группа)
- Почему при плохой осанке у человека хуже работает сердце, лёгкие и другие внутренние органы? (5 группа) (слайд 6)
(В каждой группе дети, формулируют ответ на свой вопрос. На отдельных листах записывают правила и рекомендации сохранения здоровой дыхательной системы для составления общей памятки и защищают свой мини – проект).
VII. Итоги урока. Рефлексия
-Какую полезную информацию вы получили по теме «Дыхательная система»? (ответы детей)
- Насколько важно соблюдать правила здорового дыхания? (ответы детей)
VIII. Домашнее задание (по выбору)
- Учебник: с. 21-24, задание с.24; тетрадь с.10,задание 25.
- Выполнить мини - проект (стр.11, раздел «Поработаем над проектом»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Нервная система человека " по программе "Гармония"
В презентации рассматриваются разные участки невной системы человека. Определяется термин "нерв" и его составляющие. На анимационных примерах демонстрируется связь НС с органами чувств. Представленны ...
урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "
Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...
Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")
Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...
Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...