Урок по программе "Основы религиозной культуры и светской этики". Тема:"Дружба"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема урока: "Дружба"
Цель: Формирование у младших школьников понятие "дружба", "друг", "приятель", "дружеские отношения"; ознакомление с понятием "служебные отношения".
Задачи урока:
1. выявить уровень понятия основных определений "друг", "дружба";
2. учить различать понятия "друг-товарищ-приятель-знакомый";
3. развивать способности к общению и творческие способности;
4. воспитывать у школьников активную жизненную позицию, потребность в самовыражении, умение ценить дружбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по программе ОРКСЭ | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по программе «Основы религиозной культуры и светской этики»
Автор: Пудова Светлана Ивановна
Учитель начальных классов
ГБОУ Гимназии №63
Тема: Дружба.
Цель: формирование у младших школьников понятие «дружба», «друг», «дружеские отношения»; ознакомление с понятием «служебные и добродетельные отношения».
Задачи:
- выявить уровень понятия основных определений «друг», «дружба»;
- учить различать понятия «друг – товарищ- приятель – знакомый»;
- развивать способности к общению и творческие способности;
- воспитывать у школьников активную жизненную позицию, потребность в самовыражении, умение ценить дружбу.
Основные понятия:
отношения между людьми – служебные, добродетельные отношения, дружба, настоящий друг.
Оборудование: мультимедиа, презентация, толковые словари, конверты с заданиями для групп, памятка «Правила дружбы», тест «Какой я друг», листы с надписями «Правила дружбы», аудиозапись песни «Песня о дружбе».
Ход урока
Этап урока | Учитель | Учащиеся |
1. Организационный момент | Формирование групп Проверка готовности к уроку. | При входе учащиеся выбирают кружок определенного цвета и садятся на место данной группы. Ученики проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах. |
2.Постановка проблемного вопроса 1 стадия – Вызов | На доске слово «ДРУЖБА» -Назовите слова по данной теме. Учитель на доске составляет «Кластер»: одноклассник приятель товарищ знакомый дружба Звучит песня о дружбе. - От какого слова произошло слово «дружба»? - Что такое дружба? -Как отличить понятия «друг – товарищ- приятель – знакомый» - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Можно ли выбрать себе друга. | Товарищ, знакомый. приятель, одноклассник… (уч-ся называют слова и обосновывают свой выбор) Друг Отношения |
3.Работа с информацией, ее получение 2 стадия- осмысление 4.Включение в обсуждение дополнительных фактов 5. Рефлексия 3 стадия - рефлексия | 1.Запишите в тетрадях слово «дружба». -подберите к нему как можно больше однокоренных слов -разберите по составу слова -от какого слова произошло это слово? -что обозначает это слово? Определите его лексическое значение по толковому словарю. (Каждая группа находит заданную информацию) 2. Чтение статьи учебника
( На доске слайд – 10 вопросов. Дети знакомятся с ними до чтения ) 1) Как называются отношения между детьми и родителями? 2) Как называются отношения между учителем и учениками, между одноклассниками? 3)Как называются отношения между соседями? 4) Какие отношения между соседями называются добрососедскими? 5)На какой основе должны строиться все отношения между людьми? 6)Что такое дружба? 7) На чём основывается прочная дружба? 8)Назовите черты дружбы? 9) Как поступают настоящие друзья? 10) Можно ли выбрать друга?
3. Работа с пословицами о дружбе.
Задание: собери пословицу и объясни их смысл. Далее каждая группа представляет свой результат работы. -Ребята, послушайте еще одну поговорку: Чтобы иметь хороших друзей, надо и самому быть хорошим другом. -Как вы понимаете это высказывание? 4.Работа в группах Составление памятки «Правила дружбы» - Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом. ( Выслушивается мнение каждой группы. На слайде появляется обобщенная памятка). 5. Анализ ситуации - Какими качествами должен обладать настоящий друг? 6.Чтение текста ситуации. ( На столах лежат листы с текстом ситуацией. Дети в группах читают, обсуждают) «Сашу пригласил его любимый друг Иван на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть, совсем не пойти, раз нет подарка?» Учитель выслушивает каждую группу. Ситуация анализируется и уч-ся делают вывод. 7. Тест: «Какой я друг» (При ответе «да» поставьте себе один балл.) 1) Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? 2)Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? 3) Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? 4)Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? 5) Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься? Сосчитайте количество баллов: 4-5 баллов - ты хороший друг. 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится. 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам. -Кто может назвать себя хорошим другом? Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы составили в начале урока. (Кластер) - Что такое дружба? Вернемся к вопросу, который я задала в начале урока: -Как отличить понятия «друг – товарищ- приятель – знакомый» -Составьте СИНКВЕЙН на тему «Дружба», «Друг» | Дружба, дружить, дружеские (отношения), друг, дружелюбный… Друг Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов Близкие, дружеские, семейные Доверительные, дружеские, служебные Соседские, Взаимопонимание, дружеские Понимание, толерантности, Взаимопонимание на взаимопонимании и уважении, доверии понимание, доверие, общие интересы всегда готовы оказать любую помощь, друг не оставит в беде да 1.Друг познается в беде. 2.Старый друг лучше новых двух 3. Сам погибай, а друга выручай. 4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Надо самому быть всегда готовым прийти на помощь другу, быть добрым, толерантным, интересоваться интересами человека, с которым дружишь. Памятка. 1.не ссориться 2.уступать друг другу 3.быть вежливым 4.не жадничать 5.помогать друг другу 6.быть честным 7.быть внимательным 8. не обижать своего друга 9.если обидел, то не бояться просить прощение Вежливый, нежадный, честный, внимательный, добрый… Вывод: Не важен подарок, а дорога дружба. Дружба – это … Дружба. Настоящая, крепкая. Зарождается, крепнет, продолжается. Великий дар человека! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по Основам религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Дружба», 4 класс.
Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики. Количество часов: 1 час. Класс: 4 классБазовый: учебник: Основы религиозных культур и светс...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"
Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»
Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные: Углубить пре...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...