Конспект урока по окружающему миру и математике
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Иванова Наталья Вячеславовна

Урок с элементами интегрирования по теме: "Дикие животные. Бурый медведь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr.mir_i_matematika.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей экономики и основ предпринимательства № 10» г. Псков

Учитель начальных классов Иванова Наталья Вячеславовна

Урок по ознакомлению с окружающим миром для 2 класса

Тема урока: «Дикие животные. Бурый медведь»

Цели урока:

Обучающие:

- сформировать представление о буром медведе;

- закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса за счёт получения знаний об окружающем мире на стыке двух учебных дисциплин;

- обогащению словарного запаса;

- выработки общеучебных и специальных умений;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом;

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

Оборудование урока:

индивидуальные информационные листы, рабочие листы, маркеры-выделители, слайды, предметные картинки для определения рефлексии настроения и рефлексии результативности (солнышко, солнышко за облаком, дерево, медвежонок), конверты, карточки со словами, индивидуальные эмблемы и таблички с названиями групп, маска медведя, мягкая игрушка медведя, ленточки, выставка книг

использование средств ИКТ: компьютер, интерактивная доска

Выставка книг

Тема урока.

Информационный лист

Хотим узнать:

(карточки с вопросами)

Оформление доски

Ход урока:

I. Организация урока

(звучит музыка)

- деление на группы

Перед началом урока раздаю детям эмблемы с изображением шишки, ореха, ягодки, рыбки. Таким образом, делю детей на 4 группы. Дети самостоятельно выбирают капитана группы.

- рассаживание по группам

На столах стоят таблички с названием групп.

- приветствие

Добрый день, дорогие дети и уважаемые гости! Я рада вас приветствовать в этой школе и в этой аудитории.

- рефлексия настроения

Я пришла к вам с прекрасным настроением (показываю улыбающееся солнышко). Ребята, ас каким настроением вы пришли на урок, я сейчас узнаю. У вас на столах находятсядвасолнышка, одно весёлое, а другое солнышко спряталось за облачко, оно немножко грустное.Покажите ваше солнышко.

Ребята, я очень рада, что вы в прекрасном настроении и хочу, чтобы вы сохранили этот настрой до конца урока.

II. Введение в тему урока  

- «экскурсия» по лесу (видео)

У нас урок ознакомления с окружающим миром. И куда же нам отправиться? А может прогуляемся по лесу? Ведь в лесу живёт столько животных! Интересно, кого мы там встретим?

- определение группы животных

Ребята, мы с вами увидели разных животных. А в какую одну группу можно их отнести? (дикие животные).

Правильно. И тема нашего урока «Дикие животные» (учитель открывает тему урока, записанную на доске). Но сегодня мы будем говорить только об одном диком животном. А о каком? Может ответить на этот вопрос нам поможет загадка компьютера? Послушайте внимательно.

- «загадка компьютера» (видеоролик)

Ребята, помог нам компьютер узнать это животное? (не помог).

А может нам обратиться за помощью к математике?

III. Сообщение темы и целей урока

а) индивидуальная работа

Ребята, у каждого из вас на столах лежат листочки в клетку, назовём их рабочими листами. На них вы будете производить вычисления.

Слайд 1.Узнавать название этого животного будет каждый из вас. Чтобы узнать это загадочное  животное, вам необходимо найти значения данных выражений. На листочках записывайте только результаты.  (вызываю к доске одного ученика из 3 группы с рабочим листом)

У каждого числового выражения свой результат, которому соответствует определённая буква. Соедини линией выражение и результат. Если вы выполнили вычисления правильно, то и узнаете название животного, о котором и пойдёт речь сегодня на уроке.

Кого сегодня мы будем изучать?

Слово медведь - словарное, написание его надо запомнить.

У вас на столах лежит конверт. В нём находятся листы разного цвета. Цвет листа обозначает определённое задание, которое вы будете выполнять.

Сейчас достаньте жёлтый лист. Это информационный лист, который вы будете заполнять в течение урока. В верхнюю рамку впишите слово медведь (учитель одновременно с детьми заполняет заготовленный заранее на доске  информационный лист).

б) беседа с опорой на знания детей

Ребята, а где вы можете увидеть медведя?

Слайд 2. А где ещё можно увидеть изображение медведя?

(В Европе, где не было львов, медведь считался «царём зверей», его изображали на гербах многих городов.А это Олимпийский мишка – символ олимпиады 1980 года. Есть и «звёздные медведи»  -  созвездия Большой и Малой Медведиц, на белорусских деньгах изображён медведь. Наверное, у многих есть мягкие игрушки. Художники изображают медведей на картинах.С медведями связаны многие произведения: рассказы, басни, стихотворения, сказки.

Узнайте название одной сказки: «Возле леса на опушке трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки». Что это за сказка?

Какие сказки про медведявы ещё знаете?(“Маша и медведь”, “Теремок”, “Маугли”, “Колобок”)

Вы знаете, ребята, в природе встречаются разные виды медведей.

Охота на медведей привела к тому, что сейчас повсюду численность этих могучих зверей сильно уменьшилась и многие виды медведей включены в Красную книгу.

Какие виды медведей вы знаете?

Слайды 3-7. (барибал, гризли, очковый медведь, белый медведь, гималайский медведь,малайский, панда, губач)

Слайд 8. Сегодня мы будем говорить о буром медведе.

- определение детьми конкретных задач (что дети хотят узнать о медведе)

Что бы вы хотите узнать о буром медведе?

(заготовки вывешиваю на доску)

(Мы и будем узнавать о медведето, что вы перечислили и даже больше).

V. Изучение нового материала

а) сообщение учителя

Слайд 9. (ареал)

Ребята, мы с вами не случайно в начале урока отправились в лес. Правда, медведя мы там не встретили. Но медведь обитает и в лиственных, и хвойных лесах нашей страны. Его можно встретить и в Европе, и на некоторой территории Азии и Северной Америки.

б) беседа учителя(о внешнем облике бурого медведя)с опорой на знания учащихся

Ребята, кто видел живого медведя, поднимите руку? Какой он?

в) рассказ учителя(о внешнем облике бурого медведя)

Слайд 10.Голова крупная с удлинённым лицевым отделом, выпуклый лоб, глаза небольшие, уши округлые. Нос имеет хорошо развитое обоняние. Медведь за несколько километров чувствует запахи.

Слайд 11.Клыки у медведя очень мощные, а другие зубы-резцы плоские и широкие.

Слайд 12.Шея у медведя толстая, обычно длинная. Мех густой.

Обратите внимание на лапы медведя. Лапы у него сильные, когда он идёт, то опирается на всю стопу и все 5 пальцев касаются земли.

Лапы вооружены длинными, крепкими, изогнутыми когтями. Когти прекрасно видны на отпечатке медвежьего следа. А в длину след медведя бывает 20 см, а может быть и – 30 см, в зависимости от того, какого размера медведь.

Ребята, вспомните,как в сказках называют медведя?

Наши предки называли его дедом, дядюшкой, лесным хозяином, Мишей, Топтыгином, МихайломПотапычем, Косолапым.

Медведя не зря называют косолапым: он ходит, опираясь на всю стопу, и ставит лапы немного внутрь «носками».

г) физкультурная минутка

(один ребёнок одевает маску, другой ребёнок берёт мягкую игрушку)

Вот сейчас и мы попробуем пройтись так, как ходит этот лесной хозяин.

Мишка Косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка Мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Мы сердиться не будем, улыбнёмся друг другу. И продолжим работу.

д) 1 работа по группам

Ребята, а сейчас мы будем работать в группах.Каждая группа имеет своё название. Капитаны, сообщите нам названия своих групп, 1 группа … и т.д..

Подумайте, как название команд связано с медведем?

Каждая группа будет выполнять своё задание. Каждый из вас достаньте из конверта голубой лист. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению.

На выполнение заданий я вам даю 2 минуты. Определить время нам помогут песочные часы.

1 группа«Шишки» (узнаёт, чем питается медведь)

Слайд 13.2 группа «Орешки» (узнают зашифрованное слово (работают по интерактивной доске)

3 группа «Ягодки» (работают с текстом, находят предложения по теме «Сон бурого медведя»

4 группа «Рыбки» (узнают, сколько суток может пребывать медведь в спячке)

е) проверка работы по группам

Слайд 14.Ребята, мы узнали, что медведь питается шишками, орехами, ягодами и рыбами. А что ещё он ест? Это выясняла 1 группа «Шишки».

Капитан (имя), прочитай, пожалуйста.

2 группа   Как называются животные, которые питаются растительной и животной пищей, нам скажет капитан группы «Орешки»? (слайд 15)

Запишите в свой информационный лист слово «всеядный».

Летом и ранней осенью медведь активно питается и пополняет свои жировые запасы для того, чтобы постепенно расходовать их зимой.

3 группа  

А как же ещё медведь готовится к зиме? Об этом сообщение готовила группа «Ягодки».

4 группаРебята, группа «Рыбки» сообщит нам, сколько суток может длиться сон медведя?

Запишите это данное в информационный листок.

ж) сообщение учителя

У медведя неглубокий сон. От лая собаки охотника, от громкого шума в лесу он может сразу проснуться. В связи с изменением погодных условий (зимы стали теплее), очень часто медведь сам просыпается.

Если медведю не удалось уснуть или его разбудили, он превращается в очень опасного зверя. Такие медведи имеют особое название. Это название будет узнавать 1 группа «Шишки». 1 группа работает у интерактивной доски.

Слайд  16.Вы вместе  совещаетесь, а на доске пишет один ученик.                               (Шатун)

з) 2 работа по группам

Остальные ребята достаньте из конверта розовый лист. Каждой группе дано определённое задание.На выполнение задание даю вам 2 минуты.

2 группа «Орешки»готовите материал об этом опасном звере, который по каким-то причинам не заснул.

«Ягодки» и «Рыбки» готовят свой материал.(Инструктаж по выполнению задания: на что вам надо обратить внимание? (форма стрелок, цвет стрелок, направление стрелок).

и) проверка работы по группам

1 группа «Шишки»  Как называются медведи, которые зимой не спят?

Запишите в ваш информационный лист слово «шатун».

Медведи, которые зимой не спят, а бродят, шатаются по лесу, отсюда и название шатун.

(слайд 17)

2 группа «Орешки» Прочитайте материал, который вы подготовили.

Однако замечено, что среди шатунов не бывает медведиц с медвежатами. В лесу надо быть очень осторожным и не показываться зверю на глаза. Если же встреча с медведем неизбежна, то лучше дать знать о себе зверю заранее. Отпугивает медведя громкий крик.

Бурый медведь – тяжеловес. Какова масса медведя? Ответ на этот вопрос находилагруппа «Ягодки».

Запишите в информационный лист.

У медведицы есть детёныш. Как он называется?

Группа «Рыбки» Каков вес новорожденного медвежонка?Почувствуйте его вес (даю мешочек весом 500 г) И вы представляете, из такого маленького и лёгкого медвежонка вырастает целый «великан».

Запишите в информационный лист.

Слайд 18.Медвежата рождаются один раз в два года, длиной до 25 см, а этот маленький медвежонок длиной всего 14 см. (смотрят по своим линейкам). Обратите внимание, они рождаются с закрытыми глазками, как котята. Только через месяц они открывают глаза. И два года находятся под постоянным присмотром мамы-медведицы. За непослушание медведица может крепко шлёпнуть своего медвежонка. Медведицы – строгие мамы, но они очень заботятся о своих малышах.

Слайд 19. Маленькие медвежата под руководством мамы проходят целую школу. Она показывает им, какие корешки съедобные и как их выкапывать, где искать различные ягоды, как добывать из полусгнившего пня личинки и «яйца» из муравейника, как поймать рыбу. И учит многим охотничьим премудростям. Медвежата постигают, что надо избегать змей и колючих ежей, избегать человека, не связываться с волком и собакой.

к) фронтальная работа

Слайд 20.Медведи – одиночные животные. Они охраняют свою территорию. Встают на задние лапы и царапают когтями кору крупных деревьев на границах своего участка. По этим меткам можно определить длину  медведя.

Интересно, какова длина медведя?

Будем работать все вместе.

Слайд 21.Чтобы ответить на данный вопрос, записывайте на рабочих листках ответы на мои вопросы.

Из первого столбика выпишите наименьшее число. Какое число выписали? (показываю)

Из второго столбика выпишите наибольшее число. Какое это число? (показываю)

Из третьего столбика выпишите наименьшее из двух наибольших (читаю 2 раза). Какое число выписали? (показываю)

Из четвёртого столбика выпишите наибольшее число из двух наименьших.Какое число?  (читаю 2 раза) (показываю).

Слайд 22.Найдите сумму этих чисел и вы узнаете длину тела медведя. Сколько метров?

Есть ли хвостик у медведя? Конечно, у всех млекопитающих он есть. А чтобы узнать  длину хвостика, для этого вычислите это выражение.Чему равна длина хвостика?

Чему равна длина тела медведя с хвостиком?

Запишите в свой информационный лист.

Сейчас мы покажем длину медведя с помощью ленточек. (вызываю 3 человека).Почти пол класса занимает наш медведь.

VI. Закрепление изученного материала

- разгадывание кроссворда

Ребята, вы молодцы! Много узнали о медведе. И теперь вы сможете разгадать кроссворд (кроссворд у каждого ученика с обратной стороны информационного листа)  (4 гр. работает по доске).

Слайд 22.

VII. Подведение итогов урока

 (звучит музыка)

- рефлексия результативности

Ребята, у вас на столах в конвертах лежат картинки с изображением медведя. Капитаны, достаньте эти карточки и раздайте каждому члену вашей группы.

Как дерево своими ветвями тянется к солнцу, так и человек стремится к знаниям. Медвежонок – это ваши знания. Вы на уроке узнали новое, как вы считаете, на какую высоту за урок вам удалось подняться? Пусть ваш медвежонок заберётся на такую высоту дерева, которую вы достигли сегодня на уроке.

- рефлексия настроение

Ребята, я начала свой урок в хорошем настроении и к концу урока моё настроение только улучшилось (показываю солнышко). Покажите, с каким настроением вы подошли к концу урока? Я хочу, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас на весь день.

VIII. Домашнее задание

Информации о медведе много. Её можно найти в разных источниках. Посмотрите на выставку книг, разнообразие энциклопедий, где вы можете узнать интересные факты и события о медведе, да и о других животных. И к следующему уроку подготовьте интересное сообщение о медведе.

Используя свой информационный лист, составьте задачу про медведя или медвежонка. Это и будет вашим домашним заданием.

Ребята, в знак благодарности за хорошую работу я хочу вас угостить этой конфеткой, на которой изображён медведь.

Спасибо за урок!

Использованная литература:

Энциклопедия про животных

О.И. Перькова, Л.И. Сазонова «Математический паноптикум», 1993 г., Псков

DVDКоллекция лучших современных программ «Знания обо всём».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...