План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема урока:
ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ
Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Задачи:изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_31.doc | 58.5 КБ |
prezentaciya1.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель: Харрасова Наиля Индусовна
Класс:
4 класс
Предмет:
Окружающий мир
Тема урока:
ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ
Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас
Эпиграф к уроку:
Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день , ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
- Введение Звучит музыка песни «Голубой вагон» (музыка. Р. Паулса).
Учитель читает стих.
Постарели мои старики
-Незаметно как это бывает
И уже с чьей-то легкой руки
Маму бабушкой все называют.
И все чаще тревожит отец,
Хоть и делает вид, что здоров...
Для меня нет дороже сердец,
Чем сердца этих двух стариков.
– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?
Ответы уч-ся
-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.
II. Формирование новых знаний.
1. Введение в тему урока.
– У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите оба руки.
- Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.
Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.
Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам.
-Ребята, как мы должны относиться к старым людям.
Ответы уч-ся:
Молодцы. А еще я хочу добавить, что:
Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.
- А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.
Ответы уч-ся:
- Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки, ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.
III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался…
2.Проверка первичного восприятия текста.
-Продолжи первое предложение, написанное на доске.
Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».
-Продолжи второе предложение.
Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
3.Определение поучения рассказа
-Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?
Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
-Какова идея этого произведения?
Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»
IV. А теперь , ребята , давайте поработаем с карточками.
У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.
Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.
В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.
Молодой работает …. старый ум дает.
У молодых дерзанье……. у стариков опыт
Физкультминутка
V. Чтение стихотворений учащимися.
*** Я вам загадку загадаю, А вы отгадайте ее. Кто ставит на пятку заплатку, Кто чинит и гладит белье. Чьи волосы снега белее, А руки желты и сухи. Кого я люблю и жалею, О ком сочиняю стихи? | *** Очень бабушку свою, Маму мамину люблю. У нее морщинок много И на лбу седая прядь. Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. |
***
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. | Так вкусно жарят гренки, Так густо сыплют мак, Так грубо трут ступеньки, Ласкают нежно так. |
Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней. | Настанет вечер – тени Сплетают на стене И сказки-сновиденья Рассказывают мне. |
Ах, сколько руки эти Чудесного творят! То рвут, то шьют, то метят, То что-то мастерят. | Ко сну ночник засветят – И тут замолкнут вдруг, Умней их нет на свете, И нет добрее рук. |
***
А у бабушки моей Волосы седые. А у бабушки моей Руки золотые. То печет грибной пирог, Если день субботний. Ни одной минуты нет У нее свободной. И в заботах целый день Рук не покладая, | То на спицах вяжет шарф, То костюм латает. То идет стирать белье На мостиках у брода, То гоняет глупых кур С грядок огорода. Я без дела не сижу, Помогаю тоже. Потому, что быть хочу На нее похожим. |
***
4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)
– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».
– Какое время года изображено на картине?
– Кто на ней изображен?
– Как они одеты?
– Какие у них с собой вещи?
– Какие чувства вы испытываете к ним?
– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить
– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?
IV.
1. Разыгрывание сценок.
Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – « ».
2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.
V. Итог урока.
Учитель.
– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?
Домашнее задание:
1.– Представьте себе, что вы – депутаты Государственной думы. Напишите в тетрадях о том, какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?
2. А еще к следующему уроку попробуйте найти значение слов «доброта», «справедливость».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"
Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....
План - конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Все профессии важны"
Открытый урок по окружающему миру...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
План конспект урока по окружающему миру 1 класс. Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: Изучение нового материала.Технология урока: информационно-коммуникативные, игровые.Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1 класс, А.А. Плешаков, учебник " Окружающий мир" ...
План - конспект урока по окружающему миру. 1 класс.
Конспект урока на тему: "Родная страна"...
План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"
Урок по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...
План-конспект урока по Окружающему Миру 2 класс "Рельеф"
План-конспект урока по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 .Тема урока "Рельеф" 2 класс. УМК "Гармония"...