План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

ХАРРАСОВА НАИЛЯ ИНДУСОВНА

 

 

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Задачи:изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_31.doc58.5 КБ
Файл prezentaciya1.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Уровень образования: 

 начальное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель:  Харрасова Наиля Индусовна

Класс:

 4 класс

Предмет: 

 Окружающий мир

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

 

Эпиграф к  уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас. 
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день , ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я очень рада знакомству с вами. И очень надеюсь, что это будет взаимно. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

  1. Введение Звучит музыка песни «Голубой вагон» (музыка. Р. Паулса).

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

-Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

 Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

 Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

– Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людей пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

II. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

– У кого из  вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы,  поднимите оба руки.  

- Как нас, оказывается, много.  У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов)  Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет.  Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

 Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер)на высоту 227 (расстояние с азн до наб челнов и обратно)километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и татарского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. 

-Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к  бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать  у них, не нужна ли помощь. Помните  еще и о том, что им уже трудно играть долго  с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать.  Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

- А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?.  

Ответы уч-ся:

- Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста  люди начинают получать социальные пособия –пенсии. За одинокими стариками,  которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки, ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

III. 1.Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после  прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

2.Проверка первичного восприятия текста.

-Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

-Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

3.Определение поучения рассказа

-Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

-Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV. А теперь , ребята , давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение.  Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать   рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, …                               беды не страшны.

В семье согласно, так и…..                                              дело идет прекрасно.    

Молодой работает  ….                                                       старый ум дает.  

У молодых дерзанье…….                                                  у стариков опыт                                     

  Физкультминутка

V. Чтение стихотворений учащимися.

                 ***

Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

                ***

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

***

4. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

– Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

– Какое время года изображено на картине?

– Кто на ней изображен?

– Как они одеты?

– Какие у них с собой вещи?

– Какие чувства вы испытываете к ним?

– Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

– Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

IV.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая – «Дедушка и внук мастерят стул», третья – «                                                ».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.

V. Итог урока.

Учитель.

– А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: 

1.– Представьте себе, что вы – депутаты Государственной думы. Напишите в тетрадях о том, какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

2. А еще к следующему уроку попробуйте найти значение слов «доброта», «справедливость».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

План конспект урока по окружающему миру 1 класс. Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: Изучение нового материала.Технология урока: информационно-коммуникативные, игровые.Методический материал: Уроки по окружающему миру, 1 класс, А.А.  Плешаков, учебник " Окружающий мир" ...

План - конспект урока по окружающему миру. 1 класс.

Конспект урока на тему: "Родная страна"...

План-конспект урока по Окружающему Миру 4 класс "Полезные ископаемые"

Урок  по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону...

План-конспект урока по Окружающему Миру 2 класс "Рельеф"

План-конспект урока по О.М. в соответствии с требованиями ФГОС-2 .Тема урока "Рельеф" 2 класс. УМК "Гармония"...