Ядовитые растения Краснодарского края
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) по теме

Луганцева Галина Викторовна

Урок кубановедения по теме "Ядовитые растения Краснодарского края" + презентация к уроку (18 слайдов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yadovitye_rasteniya_krasnodarskogo_kraya.pptx2.06 МБ
Файл yadovitye_rasteniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ядовитые растения Краснодарского края Подготовила учитель начальных классов БОУСОШ № 1 ст. Динской Краснодарского края Луганцева Г.В.

Слайд 3

Русский лес – Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых.

Слайд 4

Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. С.Никулиной Русский лес

Слайд 5

Тема урока: Лесные опасности

Слайд 6

Вкусный суп. Ведьма суп варить решила. Змей сушеных покрошила Развела большой костер И поставила котел Между сосен и полянок Собрала ведро поганок, Поскакала за бугор – Отыскала мухомор Для приправы – бузины, Для отравы - белены, Волчьих ягод полкорзины И отличной свежей тины Супчик вышел – то что надо: Целых двадцать литров яда!

Слайд 7

Мухомор ГРИБНАЯ ПОЛЯНА Посмотри, какой хороший! Шляпка красная в горошек, Кружевной воротничок Он в лесу не новичок.

Слайд 8

Бледная поганка ГРИБНАЯ ПОЛЯНА Есть старуха вредная, На ней шляпа бледная, А нога в ботинке, На чулке – пестринки .

Слайд 9

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА съедобные не съедобные

Слайд 10

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА съедобные не съедобные

Слайд 11

Остановка «Неопознанные растения» Волчье лыко 3 гр Вороний глаз 1гр Ландыш майский 2гр Красавка ( беладонна ) 4 гр

Слайд 12

Вороний глаз 1 группа Трава близкая родственница ландыша. Название растение получило из-за черной блестящей ягоды на кончике стебля. Всегда один плод на целый низкий кустик, черного цвета с сизой поволокой. Конечно плод растения несъедобный. Растение содержит ядовитый сапонин парастифин . Плод повреждает сердечную деятельность, листья имеют антиспазматическое действие, корень может вызвать рвоту.

Слайд 13

Ландыш майский 2 группа . Замечательное симпатичное растение активно используется в медицине. Капли приготовленные из растения успокаивают, укрепляют сердце. Но ландыш тоже ядовитое растение. Особенно опасны его несъедобные красные плоды, которые часто попадаются на глаза в августовском лесу. Растение обладает дурманящим запахом, как бы предупреждая: опасен, не подходи.

Слайд 14

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО Мелкий кустарник, мало ветвистый, с желтовато-серой слегка морщинистой корой и прямыми стеблями от 0,5 до 1,5 м. высотой. Цветет в апреле-мае до распускания листьев. Цветки розовато-сиреневые или темно-розовые . По форме очень похожи на цветки сирени — те же четыре лепестка, с нежным ароматом, напоминающим запах гиацинта. Но долго вдыхать этот запах нежелательно, так как он может вызывать головную боль. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито! При соприкосновении с влажной корой могут появляться волдыри и язвы. Одновременно наступает общее отравление организма. Очень сильный запах волчьего лыка иногда вызывает насморк, чихание и кашель. 3 группа .

Слайд 15

КРАСАВКА (БЕЛЛАДОННА) Красавка — одна из самых ядовитых трав. «Бешеная вишня», «сонная дурь» — так называют ее в народе.Это многолетнее травянистое растение семейства пасленовых с прямостоячим толстым зеленым или фиолетово окрашенным стеблем, достигающим 1,5—2 м высоты. Листья крупные и заостренные. Цветки одиночные, довольно крупные, темно-пурпуровые (изредка венчик бывает желтым), невзрачные на вид. Цветет растение в июне—августе, плодоносит в июле-сентябре. Плод —блестящая черно-синяя ягода, величиной с вишню. Корневище толстое. Осенью дает черную с фиолетовым оттенком ядовитую ягоду, которая вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками. 4 группа .

Слайд 16

Правила поведения в лесу: Правила обращения с опасными грибами: 1. Собирай только знакомые тебе грибы! 2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы! 3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах! 4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!

Слайд 17

Правила обращения с ядовитыми растениями: 1. Не срывай незнакомые тебе ягоды. 2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется. 3. Обязательно мой руки вернувшись из леса. Правила поведения в лесу:

Слайд 18

Я узнал … Меня удивило … Я задумался над … Я научился … Мне пригодится … Я смогу … Сегодня на уроке



Предварительный просмотр:

Конспект урока по кубановедению «Ядовитые растения»

Планируемые результаты: 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Осуществлять поиск информации с использованием энциклопедий.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Ход урока.

I. Организационный момент.  

1. Психологический настрой.  

Настроить учащихся на восприятие нового материала.  

– Когда ты идёшь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно “почему” меж деревьями мчится,

 Летит по пятам, за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

 А третье – лягушкой скок в ручеек.

 “Что” мышью шныряет под листьями в норах.

 “Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит “отчего” на зеленом листе,

 “Куда” полетело верхом на жуке,

 “Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,

 Вопрос за вопросом и так целый день.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Определение темы .

– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию.

– Хорошая погода будет помощником в нашей экспедиции. А где мы будем проводить

исследования, вы скажите сами, послушав стихотворение С.Никулиной.  

Чтение стихотворения С.Никулиной “Русский лес” на фоне музыки Е.Доги. (Читают учащиеся.)

– Нет ничего милее

 Бродить и думать здесь.

 Излечит, обогреет,

 Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –  

 То мне лесовичок

 Средь зарослей колючих

 Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

 Течет вода-водица,

 Вкусна и холодна.

 

Нас ждут в лесу рябина,

 Орехи и цветы,

 Душистая малина

 На кустиках густых.

 

Ищу грибов поляну

 Я, не жалея ног,

 А если и устану –

 Присяду на пенек.

 

Лес очень любит пеших,

 Для них совсем он свой.

 Здесь где-то бродит леший

 С зеленой бородой.

 

Жизнь кажется иною,

 И сердце не болит,

 Когда над головою,

 Как вечность, лес шумит.

 

– Где же нам предстоит побывать? (В лесу)

– Чем является лес для человека? (место отдыха, лес человека кормит, дает ему топливо)

– Может ли такая красота таить в себе опасность? ( да, может)

 – И тема сегодняшнего урока… (учитель показывает слайд, дети читают)

2. Мотивация

 – Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (Лесные ягоды, грибы,

насекомые)

–  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

 1. Мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они.

 2. Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и разработать правила

безопасного поведения в лесу. 

3. Прогнозирование задач урока

 – Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти

знания в жизни, расширить свой кругозор)

– Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!

 – Первая встреча в лесу. Кто это?

 – В ступе летаю,

 Детей похищаю. В избе на куриной

 Ноге проживаю,

 Красавица златокудрая,

 А зовут меня...

 Василиса Премудрая (Баба Яга)

Чтение стихотворения «Вкусный суп»  (читает учитель)

Ведьма суп варить решила.

Змей сушеных покрошила

Развела большой костер

И поставила котел

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор –  

Отыскала мухомор

Для приправы – бузины,

Для отравы  - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины

Супчик вышел – то что надо:

Целых двадцать литров яда!

- Хотелось ли вам попробовать этого супчика?

– Яга считает себя хозяйкой леса и все лесные опасности дело её рук. А настоящий хозяин леса –

Лесовик, он нам будет хорошим помощником в экспедиции.  

  1. Остановка “Грибная поляна”

Первым пунктом на нашем маршруте обозначена “Грибная поляна”.   

– А все ли грибы являются нашими друзьями?

– Посмотри, какой хороший!

Шляпка красная в горошек,

 Кружевной воротничок

 Он в лесу не новичок.

(Мухомор)

– А так ли хорош мухомор?

(Сообщение детей)

(Мухомор очень красив, но в нем содержится яд, который опасен не только для насекомых, но и

для человека)

– Есть старуха вредная,

 На ней шляпа бледная,

 А нога в ботинке,

 На чулке – пестринки.

(Бледная поганка)

– Почему она вредная?

(Ответы детей)

Сообщение детей о съедобных и несъедобных грибах.

5. Релаксация

6. Практическая работа

– На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Определите, какие ядовитые, а какие

съедобные? Какие положите в корзину Бабы-Яги, а какие в корзину Лесовика? (Дети собирают

грибы, определяют названия, кладут в нужную корзину.)

Обобщение:

– Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съесть их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть. В нашей стране около 200 видов грибов,

грибники собирают 15–25 видов.

7. Разработка правил обращения с опасными грибами.

 – Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых.)

– А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать

незнакомый гриб.)

8.Физминутка

Дима шел, шел, шел и гибок нашел. Раз грибок, два грибок. Положили в кузовок.

9. Остановка "Неопознанные растения"

– Наша экспедиция продолжается. Мы направляемся к пункту “Неопознанные растения”. Эти

растения Яга сушит и варит из них зелье. Вам предстоит выяснить, какие растения собирает Яга и почему? (Учащиеся делятся на группы, каждая группа готовит сообщение о растении, пользуясь энциклопедиями.)

Вывод:

У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли и кора.  

 10. Работа в группах

Работа в группах. Дети разрабатывают правила  поведения в лесу.  

Группа № 1.

Правила обращения с опасными грибами:

1. Собирай только знакомые тебе грибы!

 2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы!

3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах!

 4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!

Группа № 2.

Правила обращения с ядовитыми растениями:

1. Не срывай незнакомые тебе ягоды.

2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.

3. Обязательно мой руки вернувшись из леса.

IV . Закрепление

Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.

 – Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.

 – Смородина, малина, вороний глаз, черника.

– Наша экспедиция завершается.

– Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?

– Выполнили мы задачи урока?

– Молодцы! Лесовик спокоен за вас, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу. 

V. Итог урока

 VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекарственные растения Краснодарского края

Урок по кубановедению для 2 класса. Конспект + презентация. Тема: "Лекарственные растения Краснодарского края". Презентация состоит из 15 слайдов....

Ядовитые растения Краснодарского края

Материал можно использовать на уроках кубановедения во 2 классе...

Лекарственные растения Краснодарского края

Для урока кубановедения во 2 классе...

Урок-презентация по Кубановедению на тему: "Лекарственные растения Краснодарского края", 3 класс

Презентация выполнена к уроку Кубановедения в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Краснодарского края".Цели урока:1. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях  Краснода...

Конспект урока по кубановедению "Растения Краснодарского края"

Цели урока: изучить растения, произрастающие в Краснодарском крае, соотнести их с особенностями природных зон....

Буклет к уроку кубановедения "Лекарственные растения Краснодарского края"

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....

Ядовитые растения Краснодарского края

Презентация содержит материал об остории использования человеком ядовитых растений, их описании и первой помощи при отравлении ядовитыми растениями....