Урок-презентация по Кубановедению на тему: "Лекарственные растения Краснодарского края", 3 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Презентация выполнена к уроку Кубановедения в 3 классе по теме: "Лекарственные растения Краснодарского края".
Цели урока:
1. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснодарского края.
2. Научить учащихся распознавать лекарственные растения и их использовать.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска
муниципального образования Крымский район
Урок-презентация по кубановедению на тему:
«Лекарственные растения Краснодарского края»
для учащихся 3 класса
Подготовила:
учитель начальных классов
Качура Светлана Васильевна
г. Крымск
2013
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и их использовать.
3.Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Реквизит к сценке: корзинка с травами, костюм травницы.
4.Рецепты приготовления фито чая, салатов, витаминных чаёв и др.
5.Компьютер, медиапроектор, колонки, экран.
6.Аудиозапись звуков природы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы погрузимся в таинственный и удивительный мир растений.
2. Актуализация знаний.
Учитель: « …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание. Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: - « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной»
Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?
Примерные ответы уч-ся:
- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: - «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать», так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны».
3. Изучение нового материала.
Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
ТЕМА УРОКА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» (проговаривается), запись в тетрадях темы урока.
Эпиграфом к уроку послужат такие слова:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать, заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Инсценировка (учащиеся в роли травницы и прохожего)
Слайд №2
Звучит музыка (звуки леса, пение птиц).
Травница собирает растения, кладёт их в корзину.
Прохожий: ( удивлённо)
Что делает эта девочка? Подойду поближе…. Хорошая погода сегодня, не правда ли?
Травница: Да, хорошая для того, чтобы травы собирать.
Прохожий: Травы собирать?
Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.
Прохожий: А что за траву вы собираете и как её используете?
Травница: (подойдя к доске, показывает иллюстрации лекарственных растений).
Корни валерианы от болезней сердца.
Трава крапивы для блеска волос.
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей.
Плоды шиповника от гриппа.
Учитель: И действительно ребята, слушая эти высказывания, вспоминается такое выражение «Подобное лечится подобным». И это выражение справедливо в буквальном смысле. Ведь на самом деле ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, а грецкий орех, так похожий на головной мозг, улучшает его работу.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас.
Кроме того, учёные давно заметили, что человеку полезнее те растения, которые его окружают. Поэтому нам полезнее использовать растения, которые растут у нас в крае.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 3 минуты)
Задание:
Вы должны за 3 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Лекарственные растения, которые вы знаете. | |
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше список.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет.
4.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.
Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану?
( 4примера).
Слайд №3
План рассказа.
-О каком растении ты хочешь рассказать?
-Его внешний вид.
-Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
Слайд №4 Мать-и-мачеха
Слайд №5 Валериана
Слайд №6 Одуванчик
Слайд №7 Ландыш
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд №8
Лекарственные растения кустарники деревья травы |
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд №9
Части растений, используемые для лечения:
-корни, корневища, клубни
-почки, листья
-кора, цветы
-плоды, семена
5. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник)
Слайд №10
Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
Почему подорожник назван великим путешественником?
Вы знаете, как пользоваться подорожником для залечивания ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?
Хоть и жжётся,
Но красива,
Всем известная ….. ( крапива)
Слайд №11
Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
-А почему крапива обжигает?
-Каковы целебные свойства крапивы?
Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат, т.к. в крапиве содержится много витаминов.
6. Работа в парах
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений.
Карточка№1
р | о | м | а | ш | к | а | ч |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани
Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд №12
Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка.
И при ангине используют ромашку.
Слайд №13
Мята
Мята перечная – из неё делают многие лекарства. И ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и конфетах.
Слайд №14
Кукуруза - лечебное растение. Цветёт в июне-июле. Растёт в южных районах. С лечебной целью собирают женские цветки - кукурузные рыльца (столбики). Кукурузные рыльца как часть лечебного растения обладают желчегонным, мочегонным, противовоспалительным (при воспалении желчного или мочевого пузыря) свойствами. Используют в программах снижения веса как средство, понижающее аппетит.
Слайд №15
Лопух как лекарственное растение известен с глубокой древности. Это двулетнее травянистое растение высотой до 1,5 м. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья.
При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья.
В косметике используется главным образом корень лопуха.
Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №16
Чистотел большой
Используют для прижигания бородавок, добавляют в воду, в которой купают маленьких детей, чтобы не было никаких кожных заболеваний.
Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение?
Слайд №17
Правила заготовки лекарственных растений.
Собирать утром, когда высохла роса.
Растения должны быть чистыми.
Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
Цветки – в начале цветения.
Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
Корни, корневища – весной и осенью.
Кору – весной, в самом начале сокодвижения.
Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав.
А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д.
Слайд №18
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: А что ещё можно приготовить из лекарственных растений?
Ответы учащихся: Чтобы быть здоровым нужно ещё употреблять в пищу салаты из лекарственных трав.
Учитель:
Молодые листья одуванчика практически лишены горечи и с успехом используются для приготовления салатов, супов и вторых блюд. Из цветков одуванчика можно также приготовить полезные и красивые блюда.
Ученик зачитывает рецепт салата из одуванчиков.
Салат из одуванчиков
На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо.
Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом.
Раздача рецептов салатов из лекарственных растений.
Слайд №19
Учитель: Хотелось бы сказать ребята о том, что узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека.
Лучше всего воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках.
8. Итог урока
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу.
Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений
Название лекарственного растения | Использование |
Учитель: Вернёмся к эпиграфу:
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…
Учитель: А какую тайну мы сегодня разгадали с вами?
Ответы учащихся: Тайна заключается том, что все растения, нас окружающие, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют.
Слайд №20
9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке:
1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок.
Домашнее задание (по выбору учащегося)
- Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
- Рецепт фиточая или же салата из лекарственных трав.
- Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
Использованные материалы:
- Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
- Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
- Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
Интернет - ресурсы:
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
Лекарственные растения, которые вы знаете. | |
Приложение №2
Карточка№1
р | о | м | а | ш | к | а | ч |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
Приложение №3
Карточка№2
Использование лекарственных растений
Название лекарственного растения | Использование |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
Чистотел | для прижигания бородавок |
Приложение №4
Фито чай «Витаминный» Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами. |
Фито чай от простуды Цветки липы — 1 часть. Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть. 2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь. Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела. |
Приложение №5
Салат из одуванчиков На 100 г листьев одуванчика 50 г зелёного лука, 25 г петрушки, 15 г растительного масла, соль, уксус, перец, укроп по вкусу, яйцо. Листья одуванчика подержите 30 минут в подсоленной воде, выньте, отожмите, измельчите. Соедините с нарезанными петрушкой и зелёным луком, заправьте маслом, уксусом, поперчите, посолите, перемешайте, посыпьте сверху нашинкованным укропом, украсьте измельчённым варёным яйцом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по кубановедению по теме "Путешествие по Краснодарскому краю"
Путешествие проводится по станциям...
Лекарственные растения Краснодарского края
Урок по кубановедению для 2 класса. Конспект + презентация. Тема: "Лекарственные растения Краснодарского края". Презентация состоит из 15 слайдов....
Ядовитые растения Краснодарского края
Урок кубановедения по теме "Ядовитые растения Краснодарского края" + презентация к уроку (18 слайдов)....
урок кубановедения "Растительный и животный мир Краснодарского края"
урок кубановедения для начальной школы...
Конспект урока по кубановедению "Растения Краснодарского края"
Цели урока: изучить растения, произрастающие в Краснодарском крае, соотнести их с особенностями природных зон....
Буклет к уроку кубановедения "Лекарственные растения Краснодарского края"
Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....
Проект Опасные растения Краснодарского края 1 класс для детей с ТНР
Проект позволяет увеличить словарный запас детей с ТНР, улучшить коммуникативные навыки....
Комментарии
Очень полезный материал для
Очень полезный материал для урока.