Конспект урока по кубановедению "Растения Краснодарского края"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Шепова Елена Викторовна

Цели урока: изучить растения, произрастающие в Краснодарском крае, соотнести их с особенностями природных зон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_rasteniya_krasnodarskogo_kraya0.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Открытый урок по кубановедению 3 класс

      Тема: Растительность Краснодарского края.

      Цели: 1.Проверить усвоение темы «Почвы Краснодарского края».

                  2.Познакомить с растительностью Краснодарского края.

                  3.Прививать любовь к природе.

                  4.Учить бережному отношению к природе.

    1.Проверка домашнего задания.

   Раздаю карточки с заданием.

     Соедини стрелками названия видов почв с их особенностями.

    Черноземные                                     Во влажном виде эти почвы черные, а когда

         почвы                                            высыхают, становятся ржаво-бурыми. Содер-

                                                                жат большое количество перегноя.

    Подзолистые                                     Они имеют темный почти черный цвет. В них

         почвы                                            содержится большое количество перегноя. На

                                                                них выращивают большие урожаи.

    Луговые и                                           Они серого цвета. В них перегноя не очень много.

    Болотные                                            Но люди научились получать высокие урожаи за  

       почвы                                               счет хорошей обработки почвы и внедрения необ-

                                                                 ходимого количества удобрений.

    Работа с классом.

    Разгадайте кроссворд. Каждое слово начинается с буквы П.

   

   

     П    

1.

2.

3.

4.

 

   1.Верхний слой земли, в котором растут растения  (Почва).

   2.Одна из составных частей почвы (Песок).

   3.Вещество, повышающее плодородие почвы (Перегной).

   4.Основное свойство почвы (Плодородие).

        

Каковы причины разрушения почвы? Свои ответы подтвердите рисунками.

Выставка рисунков, призывающих к охране почв. (Причины разрушения: засоление,

ветровые и водные эрозии, неправильная распашка, использование тяжелой техники,

ядохимикаты).

Покажите на карте расположение разных видов почвы в Краснодарском крае.

2. НОВАЯ ТЕМА.

Разгадайте ребусы :

1).                                                 2).                                                    3).Загадка :

О       А        Мои розовые цветочки

                                                                                                            Не сорвешь ты на кусточке.

                                                                                                            Потому, что весь в шипах

                                                                                                            Не люблю я забияк.

                                                                                                                (шиповник)

                        

На доске слова:  дерево              трава                  кустарник

Как можно назвать одним словом?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Растительность Краснодарского края).

В каких природных зонах расположен Краснодарский край?

(степь, лесостепь, лес, горы, побережье)

1.Откройте карту-схему растительности Краснодарского края.

Рассмотрите, какие растения распространены в степной части Кубани.

Для степной части характерна травянистая растительность : дикий шалфей,

ежевика, ромашка, зверобой, щавель конский, алтей, подорожник, полынь горькая.

2. Какие растения характерны для лесостепи и леса?

В этой зоне растут кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена,

Орешника, кизила, крушины, каштана.

3.Какие растения растут в горах?

Эти леса состоят из кленов, дубов, граба, орешника, яблонь, груш, алычи,  дикого винограда.

Выше 1 тыс.метров над уровнем моря растут буковые леса. Ветки у этих деревьев изогнутые.Причина этого- глубокий снег, достигающий 6 метров. Таяние снега в  этих лесах начинается только поздней весной, листья и цветы на этих деревьях распускаются под снегом.

В горах на западном Кавказе располагается Кавказский заповедник.

А для чего создают заповедники?

В состав заповедника входит тисо-самшитовая роща.

Второе название тиса – негнойное дерево, так как древесина не гниет в воде. Продолжительность жизни доходит до 4 тыс. лет. Растет тис очень медленно, прибавляя в год всего 10-20 см. Вырастает до 25 метров, диаметр ствола до 1,5 метров. Вместо шишек у тиса красные ягода- это его семена. Но для того,чтобы семена проросли нужно 1,5 – 2 года.И конечно же, хорошая влажность, рассеянный свет, рыхлая почва.

Самшит растет до 400 лет и достигает высоты 10 метров. Самшит является бактерицидным растением ( убивающим бактерии) и поэтому раньше из этого растения делали мебель для царских особ.

4.Какие растения растут на Черноморском побережье?

Бук (чинар) живет до 400 лет и достигает высоты 40 метров. Из орешков бука делают масло для начинки конфет.

Каштан – живет до 120 лет, вырастает до 20 метров. Плоды питательны и вкусны.

Дуб- живет до 400 лет, ствол может достигать диаметра 2 метров.

Из древесины делают мебель, из коры – красители, из желудей – суррогат кофе. А есть еще и вид дуба, у которого образуется пробковый слой.

Между с.Дивноморским и хутором Джанхот расположена роща пицундской сосны. Живут эти деревья 70-80 лет, достигают высоты 15 метров.

А везде ли одинаковая растительность на Черноморском побережье ?

Какая растительность в районе Сочи?

В районе г.Сочи тропическая растительность. Там растут пальмы, цитрусовые деревья,

Хурма, агавы, юкка. Отдельно хочу рассказать о необычном растении – бамбуке. Он за сутки вырастает до 1 метра.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево,взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Работа по учебнику.

     1)Каждой паре розданы свои вопросы, нужно найти в учебнике ответы.

Вопросы:

1.Какие растения растут в степи?

2.Какие растения растут в лесостепи и лесах?

3.Какие растения растут в горах?

4.Какие растения растут на Черноморском побережье?

Задание: определи, какие растения относятся к вашей природной зоне.

На доске таблицы: нужно растения соединить со своей природной зоной.

Алтей                                 дуб                          тис                                пицундская сосна

Зверобой                           граб                          самшит                        пальмы

Подорожник                     клен                         бук                                бамбук

Степь                            лесостепь, лес               горы                             Черноморское

                                                                                                                       побережье

    2) Игра « Третий лишний».

 Зачеркни растение, которое не растет в Краснодарском крае.

1.Бук, карликовая береза, дуб.

2.Граб, пицундская сосна, кактусы.

3.Каштан, ягель, алтей.

4.Баобаб,подорожник,зверобой.

5.Норвежская ель, ромашка, самшит.

6.Тис, сандаловое дерево, полынь горькая.

7.Ясень, шиповник, какао.

8.Фикус, бамбук, пальма.

 Проверка: чтение  лишних растений, ответ.

В нашем крае произрастают лекарственные растения. А что это за растения?

Какие лекарственные растения вы знаете?

Отгадайте загадки:

1.Он везде произрастает, его даже дети знают,

  Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

                                               (одуванчик)

2.Лепестки у них сорвите, потом горло полощите.

   При ангине, при простуде лучше доктора не будет.

   По цветкам есть знатоки? Что же это? (ноготки)

3.Путника, друг он, невзрачный листок,

   Он на порезанный палец заплаткою лег.

   Многим из нас невдомек,

   Что отыскалось лекарство на топке, у ног.

                                               (подорожник)

А вы, ребята, правы

У нас аптека тут.

Лекарственные травы

Повсюду здесь растут.

В лесу, в траве несмятой

Найдем цветок любой

Ромашка здесь и мята,

И травка зверобой.

Везде шиповник дикий

В лесу у нас растет,

А ландыш сердце лечит

Весной он здесь цветет.

А станут кашлять дети

Смотри и примечай:

Из липового цвета

Заварит мама чай.

НО, помимо лекарственных растений в нашем лесу встречаются и ядовитые растения.

Вы можете рассмотреть их на плакате.

В заключении я хочу прочитать небольшое стихотворение :

Я сорвал цветок- и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

ИТОГ: Посмотрите на плакаты и выберите себе один из вариантов ответа.

(ответы детей)

Домашнее задание: кресс-кросс (найти названия растений 7 шт.)

По желанию: найти ответы к викторине:

1.Из какого дерева делают спички?

2.У каких деревьев листья красные?

3.Из какого дерева делают пианино?

4.Какие дрова самые жаркие?

5.Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения "Моря Краснодарского края"

Презентация знакомит учащихся с географическим положением, флорой, фауной Черного и Азовского морей. Может быть использована, как на уроках кубановедения, так и во внеурочной деятельности....

Урок кубановедения "Символика Краснодарского края"

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Тип урока: комбинированный.Цели: Познакомить учащихся с символикой края, с историей их становления и развития.Развивать творческое ...

Презентация к уроку кубановедения "Водоемы Краснодарского края"

Презентация к уроку кубановедения "Водоемы  Краснодарского края"...

урок кубановедения "Почвы Краснодарского края"

урок кубановедения для начальной школы...

Урок кубановедения "Водоёмы Краснодарского края. Использование их человеком".

На предыдущих уроках ребята узнали о природе родного края, о формах поверхности своей местности и об особенностях времён года и погоды.   Тема урока «Водоёмы Краснодарского края. Использован...

Урок по теме: «Краснодарскому краю 80 лет: история и современность»

Форма проведения: урок – «лента времени»Цель урока: вызвать интерес к изучению истории своей малой родины – Кубани; воспитывать   любовь  и уважительное отношени...