Разработка технологической карты по окружающему миру. 1 класс.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: Дикие и домашние животные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тех.карта окруж. мир | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
для работы по УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 класс
Учитель: Завидова Ирина Валерьевна
на 2010-2011 уч. год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 3, 13 ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Тема | Дикие и домашние животные | |
Цель темы | Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Дикие и домашние животные. Значение домашних животных для человека. Дикие и домашние животные, сельскохозяйственные животные, ульи, курятник, коровник, конюшня, коллекция, коллекционер. | |
Планируемый результат Усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приводить примеры животных каждой группы. | Предметные умения | УУД |
Знать и правильно употреблять термины и понятия. Понимать взаимосвязь домашних животных с человеком. Уметь позитивно взаимодействовать с животными, используя правила бережного отношения к «братьям нашим меньшим». | Личностные: формирование позитивного отношения к животным, чувства любви, заботы, сострадания к «братьям нашим меньшим». Регулятивные: приобретение умения осознавать ценность мира животных и необходимость нести ответственность за его сохранение; формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи человека с миром животных; осознание своей роли, как человека, в жизни домашних животных; осмысление понятий, связанных с темой «Дикие и домашние животные». Коммуникативные: формирование умения общаться с дикими и домашними животными; умение выражать личное восприятие и настроение; участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать в реализации поставленной задачи. |
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Обучение грамоте. ИЗО. Технология (формирование представления о взаимосвязи человека с природой; формирование ответственного отношения к природе). | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с.80-83. Рабочая тетрадь №1, с.64-65. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал по теме «Дикие и домашние животные». Видеоматериал о диких и домашних животных. Молочные продукты и мед для дегустации (распознавания по вкусу). Магнитофонная запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных». Фигурки различных животных, принесенные учащимися из дома. |
I этап. Мотивация к деятельности | |||
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы « Дикие и домашние животные». | Проблемная ситуация. Звучит музыкальная фонограмма к телепередаче «В мире животных». Учитель читает загадки, предлагая учащимся их отгадать: Сама пестрая, Ест зеленое, Дает белое. (Корова)
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)
У кого рога длиннее хвоста? (Коза) Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж) Хвост крючком, Нос пятачком. (Свинья)
Кто не прядет, не ткет, А людей одевает? (Баран, овца) Хитрая плутовка, Рыжая головка. (Лиса) (учитель выставляет карточки с изображением этих животных) | ||
II этап Учебно-познавательная деятельность | |||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У) | Диагностические задания (критерии диагностики — предметные и способов деятельности) | |
| |||
Цель – учить школьников различать диких и домашних животных, формировать их бережное отношение к «братьям нашим меньшим». | Проблемный вопрос -Разложите карточки с изображением этих животных на две группы. (Учитель вызывает к доске двух учащихся для выполнения задания.) Объясните, как выполняли это задание, как раскладывали карточки? (Договаривались, согласовывали свои действия, помогали друг другу.) -Как называются группы этих животных? (Дикие животные и домашние животные) - Подумайте, каких животных называют дикими, а каких - домашними? (Ответы детей.) На прошлых уроках мы уже встречались с домашними животными. Назовите их. (Собака, кошка.) Чем они отличаются от диких? Кто их дикие предки? (Волк, дикая африканская кошка.) -Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством, спасаются от врагов. А чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, ухаживают за ними, заботятся о потомстве.) -На сегодняшнем уроке мы изучим новую группу домашних животных – сельскохозяйственных животных. Что это за животные, как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся.) (учитель, к ранее выставленным карточкам домашних животных, выставляет новые карточки с изображением домашних животных: гусей, кур, коней) Уточняем понятие «сельскохозяйственные животные». -Как вы думаете, нужны ли дома животные? Задание 1 (З, П) Учебник, ч. 1, с. 80. (работа в парах, затем коллективное обсуждение) -Обоснуйте свои выводы: не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди. Рассмотрим пример воробья: он встречается вблизи жилья человека, но домашним животным не является. По рисунку дети осознают, что домашние животные – это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчёлы). Уточняем, как называются жилища домашних животных (ульи, коровник, курятник, конюшня и т.п.) -Приведите свои примеры диких и домашних животных. (Задание в игровой форме: передавая мяч друг другу, дети называют по очереди дикое или домашнее животное.) Задание 2(У) Рабочая тетрадь № 1, с. 64 (закончить ряд, приклеив картинку из Приложения) Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 64 (найти лишнее животное, обвести его, объяснить свое решение) Задание 4 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 65 (Отметить на рисунке какие это животные: дикие или домашние?) -Как вы считаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, заботу, внимание? (Ответы детей.) Задание 5 (З, П) Учебник, ч. 1, с. 81 (определить какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, назвать животное, от которого он получен) Обсудить, как сделаны эти продукты. Задание 6 (У): распознавание по вкусу молочных продуктов и меда. (Определяют с завязанными глазами и говорят, какой продукт не имеет отношения к корове.) Задание 7 (У) Учебник, ч. 1. с. 81 (по вопросам рассказать о домашних животных, имеющихся в семьях, об уходе за ними)
2. Моя коллекция (включает в себя 1ч. урочной деятельности и внеурочную деятельность учащихся). | Задание Закончите предложения:
Дайте совет другу, который хочет завести собаку.
Придумайте разрешающие и запрещающие знаки, относящиеся к уходу за домашними животными | |
Цель – формировать у учащихся интерес к коллекционированию; развивать фантазию и творческие способности детей; установить степень усвоения учащимися темы «Дикие и домашние животные». | Проблемный вопрос -Могут ли даже очень маленькие вещи, окружающие нас, рассказать о целом мире? Могут ли вещи доставлять радость? Задание 1 (З) Учебник, ч. 1, с. 60-61 Задание 2 (З , П) Учебник, ч. 1, с. 82-83( уточнить понятие « коллекция») Что это такое? Как называют людей, собирающих коллекцию? (коллекционер) - Кто из вас или ваших родных собирает коллекцию? (выявляем ребят класса, собирающих коллекцию марок, открыток, значков и т.п.) Какую коллекцию собираешь ты? (Продумать и подготовить проект на тему «Моя коллекция» для внеурочной деятельности.) - Какой бы совет ты дал (а) ребятам, желающим собирать свою коллекцию (с чего начать, где хранить, как собирать, как обмениваться с другими коллекционерами). Задание 3 (У): рассмотреть фигурки и игрушки, изображающие разных животных, которые дети принесли из дома; разделить их на две группы, назвать тех и других. | Задание Дополните и закончите предложение:
Дайте совет другу, который хочет собрать свою коллекцию.
| |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания. | Задания: Репродуктивное (по образцу): 1.Дикие животные - это животные… 2.В доме нужно иметь домашних животных… 3. «Правила друзей природы» гласят: не шуметь в лесу, не ломать деревья, не жечь костры, бережно и с любовью относиться к животным. Импровизационное: Предложите свой вариант правил по защите диких животных, который будет отличаться от образца. Эвристическое: .Предложите правила поведения при общении с животными. Самоорганизация в деятельности. -Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу. | ||
IV этап. Рефлексия деятельности Понравился ли вам урок? Чем понравился? Что нового и интересного узнали на уроке? О каких животных вели сегодня речь? Какие животные называются дикими, а какие домашними? Сможет ли человек жить без домашних животных? Что получает человек от домашних животных? Как должен человек относиться к животным? | |||
IV-1 Контроль деятельности ученика | |||
Формы контроля; контрольное задание | |||
Распределите по группам карточки с изображением животных. По какому признаку выполняли работу? Объясните и оцените поведение и поступки свои и других людей по отношению к животным. Объясните, как правильно обращаться с животными, как способствовать их защите. | |||
IV-2 Рефлексия деятельности учителя | |||
Самооценка учителя | Оценка деятельности учителя | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проектная деятельность во внеурочной деятельности
Тема: «Моя коллекция»
Тип проекта: исследовательский, информационный, индивидуальный, творческий.
Подготовка к созданию проекта.
Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой; можно пригласить на занятие взрослых, родных ребят, выступить со своим рассказом (с демонстрацией своей коллекции) по данной теме.
Воспроизведение основных этапов проекта.
1.Выбор темы.
2.Определение целей проекта.
3.Разработка основных этапов проекта.
4.Сборка.
Тема: «Моя коллекция»
Цель: провести опрос в классе; среди взрослых; познакомить одноклассников со своей коллекцией и коллекцией своих родных; формировать интерес одноклассников к коллекционированию; дать совет ребятам, желающим собирать свою коллекцию; подготовить выставку коллекций; сделать выводы.
План:
1.Чем тебя заинтересовала эта тема?
2.С чего началась твоя коллекция?
3.В чем ее особенность?
4.Твои исследования.
5.Самое интересное в твоей коллекции.
6.Что ты чувствуешь, собирая свою коллекцию?
7.Продемонстрируй свою коллекцию одноклассникам.
8.Дай совет другу, который хочет собрать свою коллекцию.
9.Сделай выводы. Каковы твои планы на будущее?
Продукт проектной деятельности.
Выставка коллекций ребят и их родных.
Итог.
- Сейчас любой из вас имеет возможность собирать любую коллекцию, ведь в продажу выходят прекрасные издания для начинающих коллекционеров (коллекция минералов и насекомых, модели машин и кораблей, сведения о великих полководцах, художниках, композиторах и т.п.), в которых содержится дополнительный материал, информация о том или ином предмете, явлении, животном, человеке.
- Подумайте, только ли радость и интерес доставляет собранная коллекция? (она позволяет быть разносторонне-развитым человеком, больше знать, уметь, разбираться в тонкостях данной темы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"
Класс 1УМК ПерспективаПредмет Окружающий мирТема Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте Планируемые ре...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику «Окружающий мир 2 класс». "Сутки.Неделя"
Тема:"Сутки.Неделя"...
Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...
Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...