Урок окружающего мира во 2 классе "Город на Неве"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_na_neve.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Макарова Елена Леонидовна

УМК: Школа России

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Продолжительность урока: 35 минут

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания. прививать любовь к  своей стране, уважение к памятникам старины.

Планируемые результаты:

Предметные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города;

- рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или фотографиям;

- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

- обсуждать в группе полученную информацию;

- составлять план выступления;

- подготовить рассказы о Санкт-Петербурге, используя дополнительную литературу.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

- читать и воспринимать нучно-познавательный текст и  свободно ориентироваться в нем,  

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков.

- ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу( целеполагание и планирование),

- создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы;

- корректировать собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учетом возникших трудностей и ошибок;

- планировать учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, умение вести учебный диалог;

Личностные: 

- владеть приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;

- проявлять интерес к учебному материалу;

- выражать готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний.

Методы: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оснащение: презентация, компьютер, экран, памятка для работы в группе, раздаточный материал (разрезные картинки, карта города), карта России, энциклопедический словарь, листы бумаги, ручки, ватман.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ технологии.

Планируемый сценарий урока.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний (возникновение проблемной ситуации)
  3. Постановка учебной задачи. (обсуждение затруднений)
  4. Открытие нового знания. (работа в группах)
  5. Физкультминутка
  6. Первичное закрепление. (проверка работы 3-й группы)
  7. Самостоятельная работа. (выполнение теста)
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка и хорошее настроение – это залог успеха в любой работе.

- Расположите строчки стихотворения в нужной последовательности, и вы узнаете девиз нашего сегодняшнего урока.

- Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на борту нашего корабля. Воздушный лайнер «А2» совершит путешествие в один из городов России. Наш полет будет проходить на уровне 2 этажа. Пристегивать ремни не обязательно. Командир корабля, Макарова Елена Леонидовна, желает вам приятного полета.

- Перед отправлением решите небольшую математическую задачку.

Чтобы добраться поездом до города в который мы летим, потребуется 26 часов. А если лететь самолетом, то на 24 часа меньше. Сколько часов летит самолет до нашего города?

26-24=2 (ч)

Ответ: самолет летит 2 часа.

Приветствуют друг друга, садятся.

Составляют на доске

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Коммуникативные, личностные

2.Актуализация знаний

- Куда же мы летим? Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать о каком городе идет речь.

300 лет тому назад

Был заложен этот град

В Невской дельте, средь болот

Здесь рождался русский флот.

- Верно, мы летим в Санкт – Петербург.

Итак, тема нашего урока «Город на Неве» (вывешиваю на доску)

- Мы снижаемся. Перед вами открывается панорама красивейшего города мира. (слайд 2) Он стоит на реке Неве. А знаете ли вы, где находится СПб? Покажите его на карте России.

- Время в полете пролетело быстро, и мы в аэропорту города СПб.

Знакомство с городом мы начнем с такого задания. У вас на партах лежит разрезанная картинка. Попробуйте её собрать вместе со своим соседом по парте.

- Что у вас получилось?

- Сравните его с образцом.

- Что такое герб?

- Это Санкт – Петербург.

Показывают расположение города на карте.

Дети собирают герб города и сверяют его с эталоном на экране.

- Герб

-Это символ, отличительный знак. У каждого города есть свой герб.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

3.Постановка учебной задачи.

- Ребята, а что вы хотите узнать про этот город? Какие у вас возникают вопросы?

- А откуда мы можем узнать ответы на эти вопросы?

Дети задают вопросы.

- Из книг, спросить у взрослых, посмотреть в интернете.

Регулятивные, коммуникативные, личностные

4.Открытие нового знания.

- Сейчас мы поработаем в группах.

Прежде чем начать работать, вспомним правила работы в группе. (вывешиваю на доску памятку)

- Первой группе я даю энциклопедический словарь. Ваша задача найти и выписать информацию о городе.

- 2 группа. Ваша задача узнать и записать информацию о СПб у взрослых, наших гостей.

- 3 группа. Включать интернет мы не будем. У меня есть картинки с изображением достопримечательностей разных городов. Выберите и приклейте на ватман те картинки, которые вы считаете относятся к Санкт – Петербургу.

- Давайте выслушаем какую информацию узнали наши группы.(1 и 2)

Рассаживаемся в группы.

Работа групп 3-5 минут.

Рассказывают полученную информацию.

5.Физкультминутка

Коммуникативные, личностные

6.Первичное закрепление.

- Мы начинаем путешествие по городу и проверим работу 3-ей группы. Вы туристы, а я – ваш экскурсовод. У вас на партах карта Санкт – Петербурга. Следите по ней за нашим передвижением. Мы начинаем двигаться от Московского вокзала по Невскому проспекту. Невский проспект – главная улица Санкт – Петербурга. Все здания здесь имеют одинаковую высоту, хотя имеют различные сроки постройки. После возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том, что все строящиеся каменные здания не должны быть выше дворца.  (к каждой картинке в коллаже приклеиваю надпись – название)

  • Аничков мост.

Свое название мост получил по фамилии строителя - подполковника-инженера М. О. Аничкова. Это поистине один из самых знаменитых мостов в Санкт-Петербурге. А известность Аничкову мосту в основном дала скульптурная группа «Укротитель коней» П. К. Клодта. Изображение укрощаемого коня стало одним из символов города.

  • Казанский собор.  

На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Несколько десятилетий здание занимал Музей религии и атеизма. Сейчас храм возвращен в лоно церкви. В соборе хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона Божьей Матери. Она была с Кутузовым в походах и на полях сражений, ею благословляли воинов перед Бородинской битвой.

  • Исакиевский собор.

– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно назвать образцами высокохудожественных  произведений искусства.

  • Памятник Петру 1

Петр 1 основатель города. В 1782 году на площади Декабристов (Сенатской площади) был воздвигнут памятник Петру I – первая конная статуя в Петербурге. В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.

  • Кунсткамера.

На Стрелке Васильевского острова находится здание Кунсткамеры – первого общественного музея. В его основу легли личные коллекции Петра I, включавшие редкие камни, чучела диковинных зверей, буддийские божества, анатомические препараты.

  • Дворцовая площадь.

Дворцовая площадь – архитектурная корона Северной столицы России.

  • Зимний дворец.

Свое название Дворцовая площадь получила в середине XVIII века, когда на берегу Невы возник Зимний дворец – резиденция российских императоров. Ныне он входит в комплекс Государственного Эрмитажа, состоящий из пяти зданий. Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций Екатерина II повелела возвести новое здание. К Зимнему дворцу был присоединен павильон, получивший название “Малый Эрмитаж”. Сейчас в Эрмитаже около трех миллионов экспонатов.

  • Александровская колонна.

В центре возвышается Александровская колонна (47,5 м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в царствование которого была выиграна война.

На верхушке укрепили государственный флаг. Через два года туда водрузили скульптуру ангела.

  • Петропавловская крепость.

Санкт-Петербург – один из немногих городов мира с точной датой рождения: 27 мая 1703 года в дельте Невы на Заячьем острове заложили крепость, получившую название Санкт – Питер – Бурх (Город Святого Петра.) Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок – всего за четыре месяца. Каждый день ровно в полдень с бастиона раздается пушечный выстрел. Раньше так предупреждали жителей города о наводнении. Теперь – это дань традиции.

- Вот мы и проверили работу 3 группы и насладились красотами города.

- Ребята, этот город не всегда был такой красивый. Во время Великой Отечественной войны этот город назывался Ленинград. На его жителей выпала страшная доля – почти 900 дней блокады. Это была самая продолжительная осада города за всю историю человечества. Был ужасный голод. Все ленинградцы старались выжить и не дать умереть родному городу. Город выпускал военную продукцию, работали театры и музеи. Это было необходимо, чтобы доказать врагу, а главное себе: блокада не убьет город, он продолжает жить!

Блокаду кратко, но ёмко описала Вера Инберг:

Слава тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил.

- Санкт – Петербург – это город – герой. В этом году мы отмечаем 70 лет со дня победы. Давайте почтим память всех, кто защищал нас минутой молчания.

Дети слушают и ищут достопримечательности на карте города, делятся впечатлениями.

Познавательные, коммуникативные, личностные

7.Самостоятельная работа.

- Давайте проверим с помощью теста то, что мы узнали сегодня на уроке.

- Поднимите зеленый кружок те, кто не допустил ни одной ошибки.

- Поднимите желтый кружок те, кто допустил 1,2 или 3 ошибки.

Выполняют тест, сверяют с ключом.

Познавательные, регулятивные, личностные

8.Рефлексия.

- Мы возвращаемся обратно. Во время полета давайте поделимся впечатлениями об увиденном на экскурсии.

- Вспомните, что вы хотели узнать о городе? Удалось ли это сделать?

- Где можно применить полученные вами знания?

- Вы сегодня все замечательно поработали, и за работу я покажу вам зеленый кружок.

Высказывают мнения об увиденном.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Регулятивные, коммуникативные, личностные

Домашнее задание

- Совершите с родителями виртуальную экскурсию с помощью интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Город на Неве

В презентации представлены фото и описание достопримечательностей Санкт-Петербурга...

Урок окружающего мира «Город на Неве»

Данный урок разработан с использованием ИКТ...

Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков

Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...

Презентация к уроку окружающего мира (2 класс) "Город на Неве"

В презентации показаны основные достопримечательности Санкт-Петербурга....

Урок окружающего мира , 2 класс "Город на Неве"

Технологичекская карта урока окружающего мира  " Город на Неве" Плешаков ( Школа России)...

Презентация к уроку окружающего мира" Город на Неве" для 2 класса УМК"Гармония".

Презентация предназначена для 2 класса по окружающему миру, может использоваться и на классном часе....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Город на Неве». УМК "Школа России"

Тема:Город на НевеЦели деятельности учителя:формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санк...