Урок окружающего мира по теме "Древнерусский город в XIII веке"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4 класс
Автор учебника: Чудинова Е. В., Букварёва Е. Н. Учебник «Окружающий мир» для 4 класса. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
Тема урока: «Древнерусский город в XIII веке».
Тип урока: урок решения учебной задачи
Цель урока: создать условия для осознания учащимися признаков и структурных элементов Древнерусского города периода XIII века нашей эры посредством анализа, интерпретации различных информационных источников, моделирования.
Задачи:
- формировать у учащихся УУД:
Личностные универсальные учебные действия
·способность к самооценке;
·основы гражданской идентичности;
Регулятивные универсальные учебные действия
·принимать и сохранять учебную задачу;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задач;
·строить сообщения в устной форме;
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить классификацию по критериям;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
- знают признаки и структурные особенности Древнерусского города;
- умеют работать с «лентой времени».
Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, раздаточный материал, мультмедийная презентация.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| ||
- Добрый день! Я рада всех вас видеть и очень хочу начать работу вместе с вами. Хорошего вам настроения и успехов! | Настраиваются на работу. | |
- На доске изображена «лента времени». Отметьте на ней даты: 1250 г. н.э., 1237 г. н.э., 1295 г. н.э.
- Что объединяет эти даты? | Отмечают на «ленте времени» даты, комментируют данный процесс. Отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ. - Они относятся к XIII веку нашей эры. | Использование и интерпретирование знаков-символов. Способность аргументировать свою точку зрения, доказывать. Анализ, синтез, классификация |
| ||
- В XIII веке Древнюю Русь называли «страной городов». Почему? | Отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ. - В это время Древняя Русь представляла собой множество отдельных городов-княжеств. Князья часто враждовали между собой. | Способность аргументировать свою точку зрения, доказывать. Способность выдвигать гипотезы, способность к целеполаганию. |
Демонстрирует карту древней Руси (слайд 1) - Зеленым цветом выделена Древняя Русь, здесь множество городов-княжеств. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать? (Слайд 2) | - Древнерусские города. - Как выглядел город, чем люди занимались в этих городах. | |
| ||
- Одним из Древнерусских городов была Старая Рязань (слайд 3). Он стоял на высоком берегу реки Оки. Обращенные к реке склоны крутые: на них трудно взобраться. Со всех сторон – широкий ров, глубокие овраги. В дождливую погоду перебираться через них небезопасно (слайд 4). В 1966 году на раскопках Старой Рязани (слайд 5) археологам удалось обнаружить большое, обугленное сооружение, длиной 20 метров, анализ почвы показал большой слой угля и золы, также были обнаружены стеклянные амфоры из Греции, два витых браслета из толстой серебряной проволоки, два серебряных створчатых браслета, женские височные украшения, кресты, серебряные палочки. Клад был закопан на небольшую глубину (слайд 6). Перед вами реставрация облика женщины-жительницы Старой Рязани в украшениях, женская одежда того времени (слайд 7). - Представьте себя археологами. Сейчас, работая в группе, вам предстоит проанализировать находки, найденные на месте Старой Рязани и ответить на вопросы. Построить предположения вам помогут тексты: пословицы, фразеологизмы, отрывки из толкового словаря и летописей (раздаточный материал). (слайд 8) 1 группа
2 группа
| Слушают рассказ учителя, принимают учебную задачу, работают в группах, представляют результаты своей работы. 1 группа 20-метровое сооружение – это ограждение, крепость. Город сгорел, отсюда уголь и зола, обугленное сооружение. На город напали монголо-татары (из летописи), овраг и ров – естественная защита города от врагов. 2 группа Клад был закопан «на скорую руку», так как город подвергся нападению врагов и был сожжен. Найденные вещи свидетельствуют о том, что в городе была торговля (деньги, амфоры), было христианство (кресты), ремесла (ювелирное дело). Серебряные палочки – это деньги. Рукава были очень длинные, их поддерживали браслетами (из фразеологизма и изображения одежды). | Способность осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи. Способность к поиску, оцениванию, переработке и использованию информации. Использование и интерпретирование знаков-символов. Овладение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Способность проявлять интерес к различным точкам зрения. Способность аргументировать свою точку зрения, доказывать. Осуществлять презентацию результатов своей деятельности перед аудиторией. Учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве. Способность регулировать свою познавательную деятельность. Способность планировать собственную учебную деятельность в соответствии с поставленной целью, придерживаться плана. |
| ||
Имитируют работу ремесленников. | Выполняют упражнения. | |
- Действительно, Древнерусский город Старая Рязань был сожжен монголо-татарами. Вы видите картину, изображающую это событие (слайд 9). Город был очень большой и красивый, но в 1237 году он перестал существовать, «переехав» через несколько лет в Переяславль-Рязанский (сегодня современная Рязань). Как должен выглядеть укрепленный Древнерусский город? Перед вами рисунок-схема города (слайд 10), а это - план участка города Новомосковска, где расположена наша школа. Чем отличается план от рисунка-схемы? (слайд 11). - План – это вид сверху. | - На рисунке-схеме можно различить постройки, а на плане они изображены геометрическими фигурами. | Способность анализировать, строить монологическое высказывание, способность к оцениванию информации. |
| ||
- Вам предстоит, работая в группах, создать план Древнерусского города. У каждой группы есть набор условных обозначений, а также план местности, клей фломастеры. С чего начнете работу? Вы можете придумать и нарисовать свои условные обозначения. (Во время презентации и анализа работ делается акцент на выбранное место для города, наличие Кремля, материала, из которого он будет сделан, объектов). - Почему отдельные условные знаки не использовали? - Какими же признаками отличался Древнерусский город? | Слушают и принимают учебную задачу. Выбрать на плане место, где будет построен город, выбрать нужные условные обозначения, наклеить их на план. Выполняют задание. Презентация работ. - Они для современного города. - Место защищено валами и рвами, ограждением (Кремль), строится возле реки, в нем есть церковь, торговые места, избы, княжеские палаты, мастерские ремесленников. | Способность осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи. Способность к поиску, оцениванию, переработке и использованию информации. Представление информации в виде плана-схемы. Использование и интерпретирование знаков-символов. Овладение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Способность проявлять интерес к различным точкам зрения. Способность аргументировать свою точку зрения, доказывать. Осуществлять презентацию результатов своей деятельности перед аудиторией. Учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве. Способность регулировать свою познавательную деятельность. Способность планировать собственную учебную деятельность в соответствии с поставленной целью, придерживаться плана. |
| ||
- Что нового узнали, открыли для себя на уроке? Что хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Определяют границы своего знания, оценивают результат. |
| ||
- У каждого города есть свой герб. Разглядывая герб, можно догадаться о некоторых особенностях этого города, но в каждом изображении есть своя загадка, потому что в изображении герба используются символы. Перед вами четыре герба разных городов. (слайд 12). Это герб Рязани. Знаете ли, каким городам принадлежат остальные гербы? Что обозначают символы на этих гербах? - Дома вам предстоит узнать и рассказать на следующем уроке своим одноклассникам о гербах городов. Можно выбрать один или несколько городов. Узнать о гербах можно на сайте www.geraldika.ru (слайд 13) | Слушают и принимают учебную задачу. Строят предположения об обозначении символов на гербах. Записывают домашнее задание. | Получат возможность формирования способности к осуществлению выбора эффективных способов решения поставленной задачи, способности к поиску, оцениванию, использованию информации, представлении ее. Получат возможность формировать умение осуществлять презентацию результатов своего труда перед аудиторией, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Получат возможность формирования способности регулирования своей познавательной и учебной деятельности. Получат возможность формирования умения работать со знаково-символическим материалом, читать и преобразовывать знаки и символы. |
| ||
- Оцените свою работу на уроке, отметив результат на «векторе успеха». - Спасибо за работу. | Осуществляют самооценку. | Способность оценивать результат деятельности. Способность к самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Достопримечательности русских городов".
Презентация к уроку окружающего мира. Третьяковская галерея....
Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков
Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...
Урок окружающего мира "Осень в городе".
Материал будет полезен учителям и воспитателям детских садов....
Презентация к уроку окружающего мира (2 класс) "Город на Неве"
В презентации показаны основные достопримечательности Санкт-Петербурга....
Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".
Урок окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития коммуникативных...
Урок окружающего мира , 2 класс "Город на Неве"
Технологичекская карта урока окружающего мира " Город на Неве" Плешаков ( Школа России)...
Презентация к уроку окружающего мира "Путешествие по городам и странам" 3 класс
Рекомендуется к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Путешествие по городам и странам"...