Урок окружающего мира по теме "Солнце и звёзды".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по окружающему миру
(программа Поглазовой О.Т.)
Тема урока: Солнце и звёзды.
Образовательные задачи:
- сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
- совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах.
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию научной системы взглядов;
- продолжить воспитание коллективистских отношений;
- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
Развивающие задачи:
- продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;
- продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.
Тип урока: комбинированный.
Методы:частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.
Формы работы: парная и групповая,
фронтальная беседа,
сообщения учащихся,
обсуждение проблемных вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok..doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
(программа Поглазовой О.Т.)
Тема урока: Солнце и звёзды.
Образовательные задачи:
- сформировать знания о Солнце, звёздах и созвездиях; раскрыть их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
- совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах.
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию научной системы взглядов;
- продолжить воспитание коллективистских отношений;
- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
Развивающие задачи:
- продолжить формирование общеучебных умений: работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами, плакатами;
- продолжить развитие интеллекта, воли, эмоциональной сферы.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.
Формы работы: парная и групповая,
фронтальная беседа,
сообщения учащихся,
обсуждение проблемных вопросов.
Оборудование:
лучина, спички, карта звёздного неба, плакат «Строение Солнечной системы», атласы, дополнительная литература о Вселенной, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, видеозапись экскурсии в музей-заповедник «Томская писаница», запись космической музыки, жетоны.
Ход урока:
I. Организация класса.
До начала урока предложить подойти тем детям, кто по уважительной причине не готов и записать свою фамилию на защитный лист.
- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.
- Посмотрите вокруг себя, послушайте музыку, представьте себе (почувствуйте) о чём пойдет речь на уроке?
(Звучит космическая музыка.)
Тема урока «Солнце и звёзды» (запись на доске.)
- Актуализация опорных знаний.
- Оценка за работу на уроке будет складываться из количества ответов, правильность которых будем определять совместно с вами и вручать за каждый ответ жетон определенного цвета (запись на доске):
серый – не ответил на вопрос
голубой - ответ не полный или 1-2 ошибки
желтый – 3-5 ошибок
красный - ответ не правильный
зелёный – ответ правильный
- Какое космическое тело называется звездой? (Шарообразное, раскаленное.)
- Какая звезда самая яркая? (Днем – Солнце, ночью – Сириус.)
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
- Какого оно цвета днем и вечером? (Желтого, красного.)
- По какой звезде можно ориентироваться днем, ночью? ( По Солнцу, по Полярной звезде.)
- Как можно ее найти? Покажите по карте и в атласах (работа в парах). (Полярная, указывает направление на север, в ручке ковша Малой Медведицы.)
- Как эту звезду ещё называют? (Путеводная.)
- Одинакова ли яркость и цвет звёзд в созвездии Большой Медведицы?
4. Подведение итогов актуализации знаний.
- Назовите общую оценку по всем жетонам.
- Молодцы! Я довольна вашими знаниями!
5. Поэтическая минутка отдыха.
- С. Есенин написал прекрасное стихотворение о звёздах.
Закройте глазки, послушайте и представьте себе картину, описываемую в стихотворении.
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
(выдержать паузу)
- Понравилось? Что вы представили себе?
- Изучение нового материала.
1.Условия подведения к проблеме.
- Откройте рабочие тетради на стр.25, найдите №37. Прочитайте слова Р. Рождественского выразительно. Знакомы ли они вам? Есть песня на эти слова. Рассмотрите рисунок.
- О чем хотел сказать поэт и художник? Обсудите в парах. Начните объяснение со стрелочки с лицом мальчика. (Объяснение вести под космическую музыку.)
(Человек живет в своем доме, который находится в каком-то населённом пункте, в стране России, на планете Земля, которая является третьей планетой от Солнца в Солнечной системе – одной из огромного числа других Галактик. Солнце желтая звезда.)
- Как вы думаете, что нового и интересного узнаем сегодня на уроке? (О Солнце и звёздах.)
- А при помощи чего можно изучать звезды, ведь они так далеко находятся от Земли, что свет от них долетает до неё за десятки, сотни, тысячи лет. (При помощи обсерваторий с огромными телескопами. Показать иллюстрации из дополнительной литературы.)
- Сколько звезд на небе? (Невооруженным взглядом можно насчитать около 6000.) А во Вселенной?
- Послушаем сообщения об этом.
- Что интересного вы узнали?
- Знаете ли вы, на каком расстоянии от Земли находится Солнце?
(150 млн. км)
2. Почему светят звёзды?
Организуется работа с проблемными вопросами.
- Попробуйте ответить на вопросы, обсудив свои предположения с соседом, и выберите правильный ответ. Отвечает один из пары. (Вопросы написаны на карточках и розданы на парты заранее.) У вас на парте лежат белые листочки. Переверните и прочитайте вопрос.
1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете? (Разный цвет звёзд.)
2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд? (Ближе к Земле.)
3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй? (Земля сгорит.)
- У каких звёзд температура вещества выше: у желтых или красноватых?
Давайте понаблюдаем за горящей лучиной. Какой цвет у горящей лучины? А у гаснущей? ( Желтый, а у гаснущей – красноватый.)
- Обобщите всё выше узнанное и ответьте на вопрос:
Почему же светят звёзды? (Раскалённые небесные тела.)
Проверка предположений.
- Послушаем сообщения о Солнце.
- Давайте вернемся к компьютерной программе и посмотрим информацию о Солнце. (Видео и иллюстрации о Солнце и Солнечном затмении.)
СОЛНЦЕ, центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, температура поверхности (фотосферы) около 6000 К. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород — около 90%, гелий — 10%, остальные элементы — менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн.
СОЛНЕЧНАЯ КОРОНА, внешняя часть солнечной атмосферы, состоит из горячей (1-2 млн. К) разреженной высокоионизованной плазмы.
ЗАТМЕНИЯ солнечные и лунные, происходят либо когда Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной (солнечные затмения), либо когда Луна попадает в тень Земли (лунные затмения). Длительность полных солнечных затмений не превышает 7 мин 30 секунд. Ежегодно бывает не более 7 затмений (из них не более 3 лунных).
СОЛНЕЧНЫЙ ТЕЛЕСКОП, астрономический инструмент для наблюдений Солнца. Обычно состоит из целостата или гелиостата и оптической системы, дающей изображение Солнца большого масштаба.
СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (летнее и зимнее), моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень соответственно максимальна или минимальна. Происходит 21-22 июня и 21-22 декабря.
- Верны ли были ваши предположения?
3. Значение Солнца и звёзд для людей.
Организуется фронтальная беседа по вопросам
- Какое значение для людей имели раньше и имеют сейчас Солнце и звёзды? (Были вместо компаса, часов, календаря, а сейчас выверяют по ним путь моряки и летчики, космонавты и астронавты.)
- Знаете ли вы, с какой звездой связана легенда о том, почему время перерыва в учебных занятиях осенью, зимой, весной и летом называют каникулами? Вспомните, в 3 классе на уроке русского языка мы писали об этом изложение.
(Древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус – Каникулой. Прочитайте об этом в учебнике на стр. 69.)
- Вспомните поездку в музей-заповедник «Томскую писаницу», экспозицию «Календари и время». Сообщение о зодиаке.
- У какого народа был звёздный календарь?
- Что такое Зодиак? (На обороте доски сведения о Зодиаке и иллюстрации к нему. Зодиак греч. зодиакос от зоон – животное ( пояс зодиака), совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года.
- А вы знаете, под каким знаком Зодиака вы родились?
- А кто знает легенды о своем знаке?
- Давайте посмотрим Карту звёздного неба из энциклопедии Кирилла и Мефодия. Послушайте стихотворение Ю.И. Волишина, который, образно описал созвездия Зодиака и их последовательное расположение.
ЗОДИАК.
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе заметим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре.
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.
- Конечно, звёзды влияют на нашу жизнь. И с давних времён люди замечали особенности характера рождённых под тем или иным знаком и составляли Гороскопы. Сегодня их тоже составляют астрологи. Можно почитать, что предсказывает вашему знаку Зодиака Гороскоп на будущий год Жёлтой (Земляной) Крысы или Мыши в книгах, журналах, газетах. Например, «Дарья. Гороскоп». Крыса в Индии – транспортное средство бога учёности Ганеши. В Японии – спутница бога счастья, а в Китае – символ достатка.
5. Влияние Солнца на Землю, на всё живое на Земле.
- Как влияет Солнце на Землю?
- Послушайте сообщение на эту тему.
IV. Закрепление и систематизация изученного.
- Ну, как, пополнили ваши знания?
- А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы отгадать загадки и ответить на хитрые вопросы.
- Какие небесные тела являются самосветящимися?
- Есть ли днём звёзды на небе? Почему мы их не видим?
- Что астрономы называют созвездиями? Можно ли нам наблюдать созвездие Южный крест?
- Что произойдёт с Землёй, если центральное место в Солнечной системе займёт планета?
- Назовите оценки по жетонам. (Записать в журнал и в дневники.)
- Чьё сообщение было самое интересное, яркое, хорошо подготовленное? Вручить этому ученику обучающую книжку-раскраску «Познай Вселенную».
- Кто получил 3 и более жетонов, встаньте. Назовите свой знак Зодиака. Вручить им календарики с их знаками Зодиака.
- Домашнее задание.
- Ответить на вопросы на стр. 70,
- Составить кроссворд о звёздах и созвездиях или подготовить сообщение об освоении космического пространства человеком, по выбору.
1. Как вы считаете, температура звёзд одинаковая? Почему так думаете?
2. Существует мнение, что Солнце ярче и больше других звёзд. А как вы считаете? Почему Солнце кажется ярче и больше других звезд?
3. Представьте себе ситуацию: другая звёзда заняла место Солнца. Что произойдёт с Землёй?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 2 класс. "Твоё первое знакомство со звёздами".
Урок окружающего мира. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". урок проводится с использованием интерактивной доски и программы "Ease Teach NG"....
Урок окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия".
Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Система В.Л.Занкова....
Викторина к уроку окружающего мира "Планеты, звёзды и созвездия".
В игровой форме ребята закрепляли полученные на уроке знания и узнавали новое....
урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью
Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...
Урок окружающего мира во 2 классе "Звёзды и созвездия" УМК Гармония ФГОС
Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Гармония" ФГОСТема: "Звезды и созвездия".Планируемые результаты:Освоение предметных знаний, умений: научатся: определять понятия «звездное небо», «созв...
Урок окружающего мира "Первое знакомство со звёздами"
Урок изучения нового материала. К уроку есть видоролик, который загружен в разделе "Видео"...
Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...