Урок окружающего мира "Первое знакомство со звёздами"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок изучения нового материала. К уроку есть видоролик, который загружен в разделе "Видео"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pervoe_znakomstvo_so_zvyozdami.docx | 21.73 КБ |
pervoe_znakomstvo_so_zvyozdami.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру. 2 класс.
Тема: «Твоё первое знакомствосо звёздами»
ЦЕЛЬ:
- сформировать представления учащихся о Солнечной системе (о небесных телах – звездах и планетах).
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить учащихся с небесными телами – звездами и планетами Солнечной системы;
2.Развивать познавательную активность учащихся: воображение, умение
использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать,
выражать мысли, уметь работать в группах;
3. Воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Наблюдение, анализ
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Учитель: - Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Дети садятся.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки
1) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
А глянули утром – уж нет ничего. (Дети: Звёзды)Слайд 2.
2) Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Дети: солнце) Слайд 3.
3) В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Дети: комета) Слайд 4.
Учитель: - Звёзды, солнце, комета. Назовите одним словом. (Дети: Космос) Слайд 5.
Учитель: - Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети:О космосе, о звёздах, о планетах)
Учитель: - Правильно. Тема сегодняшнего урока “Знакомство со звездами”. Итак, что же сегодня на уроке мы будем делать? (Дети: узнавать новое, использовать знания, полученные ранее).
Работа над новым материалом.
Учитель: - Ребята, посмотрите видеоролик о том, что такое звёзды, какие они бывают, о звезде Солнце, солнечной системе и приготовьтесь к ответам на мои вопросы.
Видеоролик (что такое звёзды, какие они бывают, о звезде Солнце) 3 мин
Учитель: - Ребята, теперь, давайте проверим, что Вы запомнили. Я задаю вопросы, Вы отвечаете. Хорошо? (Дети: Да)
Учитель: - Когда мы с Вами можем увидеть звёзды? (Дети: ночью в безоблачную погоду)
Учитель: - Какие бывают звёзды? (Дети: большие и маленькие, красные, голубые, белые, оранжевые, жёлтые)
Учитель: - Какого цвета самая «холодная» звезда? (Дети: красного)
Учитель: - А какого цвета самая «горячая»? (Дети: белый и голубой)
Учитель: - Хорошо. Какую звезду мы знаем? (Дети: Солнце)
Учитель: - Молодцы! Вспомните, пожалуйста, какие планеты входят в солнечную систему? (Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон).
Учитель: - Ребята, Вы на все вопросы ответили правильно. А сейчас давайте подумайте и скажите, что нам с Вами даёт Солнце? (Дети: свет, тепло, энергию) Слайд 6.
Учитель: - Всё верно. Солнце – это величайшее творение вселенной. Именно благодаря ему мы живем, питаемся плодами земли (овощами, фруктами, ягодами), разводим скот, да и вообще, наслаждаемся жизнью. Как Вы уже сказали:
- солнце – это свет. Без света не росли бы растения, и они бы не смогли выделять кислород в атмосферу. А ведь мы дышим только благодаря кислороду!
- без света у человека появилась бы нехватка витамина D, который необходим для крепости наших костей. Кости стали бы хрупкими и ломкими. Мы бы ломались на каждом шагу.
- солнце – это тепло. Без тепла наша земля превратилась бы в огромный шар льда. Естественно, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.
- мы можем использовать энергию солнца для освещения, отопления помещений, охлаждения воздуха, вентиляции, производства электроэнергии и многого другого.
- ещё по солнцу можно найти дорогу домой, если Вы заблудились.
Учитель: - Сейчас я Вам предлагаю немного поработать в группах. У каждой группы на парте лежат по листу бумаги, на котором написаны названия планет. Но буквы в этих названиях перепутаны местами. Ваша задача составить правильные названия планет нашей солнечной системы. В качестве подсказки Вы можете пользоваться учебником на стр.8. Кто готов поднимает руку. Слайд 7.
Проверка задания.
Учитель: - Отлично. Все справились с заданием. Давайте немного отвлечёмся и сделаем с Вами гимнастику для глаз.
Физминутка (гимнастика для глаз).
Для начала повращаем глазками по кругу. В одну сторону и в другую. Теперь представим, что в глаза ярко светит Солнце, зажмурим глазки. А сейчас солнышко спряталось за тучку, можно открыть глаза. И снова солнце выглянуло, зажмурим глаза. И снова тучка закрыла солнышко. Открываем глаза. Посмотрите в окно, представьте, что далеко, далеко в небе летит комета, посмотрите вдаль. Теперь посмотрите на меня. Поморгайте немного и продолжаем наш урок.
Учитель: - Есть такая пословица «На солнышко не гляди: ослепнешь» (Слайд 8). Как Вы думаете действительно ли можно ослепнуть? (Дети: можно)
Учитель: - Да, ослепнуть действительно можно. Если тебе доводилось хотя бы мельком и случайно взглянуть на солнечный диск, ты наверняка замечал, что после этого немного темнеет в глазах. Особенно опасно смотреть на Солнце в бинокль или телескоп – этого нельзя делать ни в коем случае, потому что можно получить ожог. А вот, когда происходит полное солнечное затмение, на Солнце смотреть можно – но только через хорошие тёмные очки, желательно даже через несколько пар таких очков.
Учитель: - А что такое солнечное затмение? Как Вы думаете? (Слайд 9) (Дети: когда Солнце прячется)
Учитель: - На такое впечатляющее явление, как солнечное затмение, мы можем любоваться потому, что у нашей планеты есть спутник – Луна (Слайд 10). Иногда так получается, что Луна частично или полностью закрывает нам вид на Солнце. Становится между Землёй и Солнцем, привлекая к себе наше внимание, и загораживает от нас своим телом светило. Затмение может быть полным – когда Луна полностью закрывает звезду. И частичным – когда наш спутник закрывает Солнце не полностью.
Учитель: (показываю теллурий) - Давайте проведём опыт. У меня на столе стоит прибор. Он называется теллурий. Здесь три различных шарика. Большой красный шар – это Солнце. Белый маленький – Луна. Голубой – планета Земля. Я сейчас буду вращать рукоятку и мы сможем посмотреть, как двигаются Земля вокруг Солнца и Луна вокруг Земли одновременно (Вращаю рукоятку, дети смотрят).
Учитель: - А сейчас я поставлю Луну так, чтобы она оказалась между Землёй и Солнцем. Посмотрите внимательно, что Вы видите? Вы можете по очереди подойти и взглянуть поближе. (Дети: тень от Луны)
Учитель: - Действительно. Часть планеты, которая как бы спряталась от Солнца за Луной, оказалась в тени. Люди, живущие в этой части планеты, могут наблюдать солнечное затмение. Мы с Вами сейчас тоже стали свидетелями такого явления, как солнечное затмение, пусть и не по-настоящему. Надеюсь, что Вам удалось представить, как это будет выглядеть по-настоящему.
Учитель: - Ребята, отгадайте загадку.
Надо мною апельсин
Ночью ясною висит.
Да ведь это же она!-
Апельсинная ... ! (Дети: Луна)
Учитель: - Всё верно! И сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеоролик об этом небесном теле.
Видеоролик 5 мин
Учитель: - Ну как, Вам понравилось то, что Вы сейчас увидели в видеоролике? А что именно? (Ответы детей)
Учитель: - Я Вам расскажу ещё один интересный факт. Но Вы мне должны помочь. Встаньте, пожалуйста. (Дети встают около своих мест)
Учитель: - Подпрыгните так высоко, насколько сможете.
Учитель: - Отлично, ребята. Вы все очень хорошо прыгаете. А теперь скажите, как Вы думаете, на какую высоту Вы подпрыгнули? (Ответы детей)
- Ребята, проведя такой небольшой опыт, мы с вами поняли, что человек на земле может подпрыгнуть не больше 50 см в высоту. А вот на луне Вы легко сможете подпрыгнуть на высоту 2 метра! Т.е. выше меня (Слайд 11). А всё потому, что у Луны очень маленькая сила притяжения. Земля нас притягивает сильнее. Но не обольщайтесь – для того, чтобы уверенно двигаться по лунной поверхности, потребуются тренировки, а ещё хорошая координация. Сейчас я предлагаю Вам проверить, насколько хорошая у Вас координация. Для этого встаньте на одну ногу, вторую отведите назад, руки в стороны. Закройте глаза. А я буду считать, сколько вы так простоите.
- Наш урок подходит к своему завершению и мне хотелось бы услышать от Вас, что Вам запомнилось и чему научились.
- Ответ необходимо начать со слов: сегодня я узнал…; было интересно узнать…, было трудно…; я понял, что…, меня удивило…; я научился…; мне захотелось…
- Ребята, Вы сегодня очень много узнали интересного о нашей солнечной системе. Но ещё больше можно узнать из этих книг (показываю книги о Луне и Солнце). В этих книгах можно прочитать, почему Луну назвали Луной и как она появилась, почему она не падает на Землю и почему под Луной нельзя загорать, из чего состоит наше солнышко и есть ли у него голос, и ещё много-много интересного.
- И последнее, о чём я Вас попрошу сегодня на уроке, это нарисовать мне солнышко. У каждого на столе оно лежит. На нём надо нарисовать личико. Весёлое – если всё было понятно, неопределённое – если было понятно, но не всё, и недовольное – если ничего не поняли (Слайд 12).
- Я Вас всех благодарю за урок! Слайд 13.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ДАЁТ НАМ СОЛНЦЕ? СВЕТ ТЕПЛО ЭНЕРГИЯ
НА СОЛНЫШКО НЕ ГЛЯДИ: ОСЛЕПНЕШЬ ПОСЛОВИЦА
Благодарю За внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 2 класс. "Твоё первое знакомство со звёздами".
Урок окружающего мира. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". урок проводится с использованием интерактивной доски и программы "Ease Teach NG"....
Урок окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия".
Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Система В.Л.Занкова....
Урок по окружающему миру во 2 классе "Знакомство со звёздами"
Урок знакомит учащихся со звёздами, с древними учениями людей о Земле, о планетах солнечной системы....
Методическая разработка урока "Твоё первое знакомство со звёздами" - 2 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».
Методическая разработка урока самореализации и открытия нового для 2 класса, разработанная в системе ФГОС ООО.Урок включает открытие новых знаний по заявленной теме, выдвижение гипот...
конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"
в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе...
Технологическая карта урока окружающего мира «Знакомство со странами с контрастными особенностями. На севере Европы»
Актуализировать знания учащихся о странах, имеющих с Россией сухопутные и морские границы; продолжить формирование представлений детей о странах Европы, культуре и традициях народов в них проживающих,...
Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...