Урок окружающего мира "Первое знакомство со звёздами"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Агеичева Светлана Валерьевна

Урок изучения нового материала. К уроку есть видоролик, который загружен в разделе "Видео"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру. 2 класс.

Тема: «Твоё первое знакомствосо звёздами»

ЦЕЛЬ:

- сформировать представления учащихся о Солнечной системе (о небесных телах – звездах и планетах).

ЗАДАЧИ:

1.Познакомить учащихся с небесными телами – звездами и планетами Солнечной системы;

2.Развивать познавательную активность учащихся: воображение, умение

использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать,

выражать мысли, уметь работать в группах;

3. Воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Наблюдение, анализ

Ход урока

Организационный момент. Слайд 1.

Учитель: - Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Дети садятся.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки

1) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
А глянули утром – уж нет ничего.
 (Дети: Звёзды)Слайд 2.

2) Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
 (Дети: солнце) Слайд 3.

3) В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
(Дети: комета) Слайд 4.

Учитель: - Звёзды, солнце, комета. Назовите одним словом.  (Дети: Космос) Слайд 5.

Учитель: - Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети:О космосе, о звёздах, о планетах)

Учитель: - Правильно. Тема сегодняшнего урока “Знакомство со звездами”. Итак, что же сегодня на уроке мы будем делать? (Дети: узнавать новое, использовать знания, полученные ранее).

Работа над новым материалом.

Учитель: - Ребята, посмотрите видеоролик о том, что такое звёзды, какие они бывают, о звезде Солнце, солнечной системе и приготовьтесь к ответам на мои вопросы.

Видеоролик (что такое звёзды, какие они бывают, о звезде Солнце) 3 мин

Учитель: - Ребята, теперь, давайте проверим, что Вы запомнили. Я задаю вопросы, Вы отвечаете. Хорошо? (Дети: Да)

Учитель: - Когда мы с Вами можем увидеть звёзды? (Дети: ночью в безоблачную погоду)

Учитель: - Какие бывают звёзды? (Дети: большие и маленькие, красные, голубые, белые, оранжевые, жёлтые)

Учитель: - Какого цвета самая «холодная» звезда? (Дети: красного)

Учитель: - А какого цвета самая «горячая»? (Дети: белый и голубой)

Учитель: - Хорошо. Какую звезду мы знаем? (Дети: Солнце)

Учитель: - Молодцы! Вспомните, пожалуйста, какие планеты входят в солнечную систему? (Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон).

Учитель: - Ребята, Вы на все вопросы ответили правильно. А сейчас давайте подумайте и скажите,  что нам с Вами даёт Солнце? (Дети: свет, тепло, энергию) Слайд 6.

Учитель: - Всё верно. Солнце – это величайшее творение вселенной. Именно благодаря ему мы живем, питаемся плодами земли (овощами, фруктами, ягодами), разводим скот, да и вообще, наслаждаемся жизнью. Как Вы уже сказали:

-  солнце – это свет. Без света не росли бы растения, и они  бы не смогли выделять кислород в атмосферу. А ведь мы дышим только благодаря кислороду!

- без света у человека появилась бы нехватка витамина D, который необходим для крепости наших костей. Кости стали бы хрупкими и ломкими. Мы бы ломались на каждом шагу.

- солнце – это тепло. Без тепла наша земля превратилась бы в огромный шар льда. Естественно, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.

- мы можем использовать энергию солнца  для освещения, отопления помещений, охлаждения воздуха, вентиляции, производства электроэнергии и многого другого.

-  ещё по солнцу можно найти дорогу домой, если Вы заблудились.

Учитель: - Сейчас я Вам предлагаю немного поработать в группах. У каждой группы на парте лежат по листу бумаги, на котором написаны  названия планет. Но буквы в этих названиях перепутаны местами. Ваша задача составить правильные названия планет нашей солнечной системы. В качестве подсказки Вы можете пользоваться учебником на стр.8. Кто готов поднимает руку. Слайд 7.

Проверка задания.

Учитель: - Отлично. Все справились с заданием. Давайте немного отвлечёмся и сделаем с Вами гимнастику для глаз.

Физминутка (гимнастика для глаз).

Для начала повращаем глазками по кругу. В одну сторону и в другую. Теперь представим, что в глаза ярко светит Солнце, зажмурим глазки. А сейчас солнышко спряталось за тучку, можно открыть глаза. И снова солнце выглянуло, зажмурим глаза. И снова тучка закрыла солнышко. Открываем глаза. Посмотрите в окно, представьте, что далеко, далеко в небе летит комета, посмотрите вдаль. Теперь посмотрите на меня. Поморгайте немного и продолжаем наш урок.

Учитель: - Есть такая пословица «На солнышко не гляди: ослепнешь» (Слайд 8). Как Вы думаете действительно ли можно ослепнуть? (Дети: можно)

Учитель:  - Да, ослепнуть действительно можно. Если тебе доводилось хотя бы мельком и случайно взглянуть на солнечный диск, ты наверняка замечал, что после этого немного темнеет в глазах. Особенно опасно смотреть на Солнце в бинокль или телескоп – этого нельзя делать ни в коем случае, потому что можно получить ожог. А вот, когда происходит полное солнечное затмение, на Солнце смотреть можно – но только через хорошие тёмные очки, желательно даже через несколько пар таких очков.

Учитель:  - А что такое солнечное затмение? Как Вы думаете? (Слайд 9) (Дети: когда Солнце прячется)

Учитель:  - На такое впечатляющее явление, как солнечное затмение, мы можем любоваться потому, что у нашей планеты есть спутник – Луна (Слайд 10). Иногда так получается, что Луна частично или полностью закрывает нам вид на Солнце. Становится между Землёй и Солнцем, привлекая к себе наше внимание, и загораживает от нас своим телом светило. Затмение может быть полным – когда Луна полностью закрывает звезду. И частичным – когда наш спутник закрывает Солнце не полностью.

Учитель:  (показываю теллурий) - Давайте проведём опыт. У меня на столе стоит прибор. Он называется теллурий. Здесь три различных шарика. Большой красный шар – это Солнце. Белый маленький – Луна. Голубой – планета Земля. Я сейчас буду вращать рукоятку и мы сможем посмотреть, как двигаются Земля вокруг Солнца и Луна вокруг Земли одновременно (Вращаю рукоятку, дети смотрят).

Учитель: - А сейчас я поставлю Луну так, чтобы она оказалась между Землёй и Солнцем. Посмотрите внимательно, что Вы видите? Вы можете по очереди подойти и взглянуть поближе. (Дети: тень от Луны)

Учитель: - Действительно. Часть планеты, которая как бы спряталась от Солнца за Луной, оказалась в тени. Люди, живущие в этой части планеты, могут наблюдать солнечное затмение. Мы с Вами сейчас тоже стали свидетелями такого явления, как солнечное затмение, пусть и не по-настоящему. Надеюсь, что Вам удалось представить, как это будет выглядеть по-настоящему.

Учитель: - Ребята, отгадайте загадку.

Надо мною апельсин
Ночью ясною висит.
Да ведь это же она!-
Апельсинная  ... !
(Дети: Луна)

Учитель: - Всё верно! И сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеоролик об этом небесном теле.

Видеоролик 5 мин

Учитель: - Ну как, Вам понравилось то, что Вы сейчас увидели в видеоролике? А что именно? (Ответы детей)

Учитель: - Я Вам расскажу ещё один интересный факт. Но Вы мне должны помочь. Встаньте, пожалуйста. (Дети встают около своих мест)

Учитель: - Подпрыгните так высоко, насколько сможете.

Учитель: - Отлично, ребята. Вы все очень хорошо прыгаете. А теперь скажите, как Вы думаете, на какую высоту Вы подпрыгнули? (Ответы детей)

- Ребята, проведя такой небольшой опыт, мы с вами поняли, что человек на земле может подпрыгнуть не больше 50 см в высоту. А вот на луне Вы легко сможете подпрыгнуть на высоту 2 метра! Т.е. выше меня (Слайд 11). А всё потому, что у Луны очень маленькая сила притяжения. Земля нас притягивает сильнее. Но не обольщайтесь – для того, чтобы уверенно двигаться по лунной поверхности, потребуются тренировки, а ещё хорошая координация. Сейчас я предлагаю Вам проверить, насколько хорошая у Вас координация. Для этого встаньте на одну ногу, вторую отведите назад, руки в стороны. Закройте глаза. А я буду считать, сколько вы так простоите.

- Наш урок подходит к своему завершению и мне хотелось бы услышать от Вас, что Вам запомнилось и чему научились.

- Ответ необходимо начать со слов: сегодня я узнал…; было интересно узнать…, было трудно…; я понял, что…, меня удивило…; я научился…; мне захотелось…

- Ребята, Вы сегодня очень много узнали интересного о нашей солнечной системе. Но ещё больше можно узнать из этих книг (показываю книги о Луне и Солнце). В этих книгах можно прочитать, почему Луну назвали Луной и как она появилась, почему она не падает на Землю и почему под Луной нельзя загорать, из чего состоит наше солнышко и есть ли у него голос, и ещё много-много интересного.

- И последнее, о чём я Вас попрошу сегодня на уроке, это нарисовать мне солнышко. У каждого на столе оно лежит. На нём надо нарисовать личико. Весёлое – если всё было понятно, неопределённое – если было понятно, но не всё, и недовольное – если ничего не поняли (Слайд 12).

- Я Вас всех благодарю за урок! Слайд 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Слайд 6

ЧТО ДАЁТ НАМ СОЛНЦЕ? СВЕТ ТЕПЛО ЭНЕРГИЯ

Слайд 8

НА СОЛНЫШКО НЕ ГЛЯДИ: ОСЛЕПНЕШЬ ПОСЛОВИЦА

Слайд 13

Благодарю За внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 2 класс. "Твоё первое знакомство со звёздами".

Урок окружающего мира. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". урок проводится с использованием  интерактивной доски и программы "Ease Teach NG"....

Урок окружающего мира по теме "Звёзды и созвездия".

Конспект урока окружающего мира во 2 классе. Система В.Л.Занкова....

Урок по окружающему миру во 2 классе "Знакомство со звёздами"

Урок знакомит  учащихся  со звёздами, с  древними учениями людей о Земле,  о планетах солнечной системы....

Методическая разработка урока "Твоё первое знакомство со звёздами" - 2 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».

Методическая разработка урока самореализации и открытия нового для 2 класса, разработанная в системе ФГОС  ООО.Урок  включает открытие новых знаний  по заявленной теме, выдвижение гипот...

конспект урока окружающего мира "Знакомство со съедобными и несъедобными грибами"

в документе представлен подробный конспект урока окружающего мира в 3 классе...

Технологическая карта урока окружающего мира «Знакомство со странами с контрастными особенностями. На севере Европы»

Актуализировать знания учащихся о странах, имеющих с Россией сухопутные и морские границы; продолжить формирование представлений детей о странах Европы, культуре и традициях народов в них проживающих,...

Конспект урока окружающего мира 2 класс, «Звёзды и созвездия», УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с таким объектом неживой природы как звезда, формирование у обучающихся понятий “звёзда”, “созвездие”. Планируемые...