Урок в 4-м классе по окружающему миру. Тема " В лесной зоне"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный урок 2-й по теме "Лесная природная зона". С помощью современных педагогических технологий: проблемно-деятельностного метода, исследовательской работы, элементов проектной деятельности ребята рассматривают экономические и экологические проблемы хозяйственной деятельности населения данной природной зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologi_1.doc | 29.5 КБ |
ekonomisty.doc | 27 КБ |
konspekt.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологи 1.
В развитием промышленности в лесной зоне возникло множество экологических проблем.
О какой проблеме идёт речь в стихотворении Николая Некрасова «Саша»
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался клубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
В первую очередь – это _______ леса. Запрещается вырубать леса по _________, _____ потому что начнёт разрушаться _______ и реки и озёра превратятся в ________; вдоль дорог, вокруг городов – потому что загрязнится ______.
Экологи 2.
Работа с учебником Плешакова (Приокско-Террасный заповедник)
Следующая проблема –_____________________. В лесной зоне много заповедников. Один из самых крупных ______________ был создан в ____ году. Здесь насчитывается __ вида млекопитающих, ___вида птиц, __ видов пресмыкающихся, ___видов земноводных. Самый знаменитый зверь заповедника –______.
Экологи 3.
О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»?
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Следующая проблема – __________ леса. Как бытовым мусором , так и промышленными отходами, которые попадают в _____, ______, ______, а от этого гибнут ________ и __________.
Экологи 4.
О какой проблеме идёт речь в стихотворении Владимира Шефнера
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, А ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл/
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
И пожалуй самая страшная опасность для леса – это ________. Для этого _______разжигать в лесу и рядом с лесом _______в засушливое время года.
А в остальное время необходимо знать и соблюдать _________ разведения костра.
Попробуйте составить основные правила разведения костра в лесу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Экономисты (Работа с учебником Цветовой)
Хозяйственная жизнь населения отличается при продвижении с ______на _______. В европейской части лесной зоны построено много _________, ____. На месте лесов теперь располагаются поля и луга. На полях выращивают ________ растения, разводят ________________________________.
Полезных ископаемых в этой части зоны остаётся немного, но промышленных предприятий много. Сырьё и топливо для них поступает из Сибири.
Крупные города: _____, __________, _________, ____, ________, ________, _______, _________. Коренное население: ______, _____, ______, ______, ______, _________.
Экономисты (Работа с учебником Цветовой)
Иначе выглядит лесная зона за Уралом, в Сибири. Огромные таёжные просторы _______заселены. Крупных городов здесь ______, дорог тоже. Грузы перевозят по ______и по _________.
В тайге помимо лесных богатств, много _______. Поэтому здесь ведётся _______и ________древесины. И создаются зверофермы.
Очень ______ полезных ископаемых _________, ________ __________, ______, ____________и др. Построены крупнейшие ____________ на реках ______, ______, _____, Иртыше и др.
Население здесь ___________. Крупные города ______, _________, __________, ____________. Коренное население____________, ____________, _____________,_____________и другие народы.
Экономисты
Хозяйственная жизнь населения отличается при продвижении с ______на _______. В европейской части лесной зоны построено много _________, ____. На месте лесов теперь располагаются поля и луга. На полях выращивают ________ растения, разводят ________________________________.
Полезных ископаемых в этой части зоны остаётся немного, но промышленных предприятий много. Сырьё и топливо для них поступает из Сибири.
Крупные города: _____, __________, _________, ____, ________, ________, _______, _________. Коренное население: ______, _____, ______, ______, ______, _________.
Экономисты
Иначе выглядит лесная зона за Уралом, в Сибири. Огромные таёжные просторы _______заселены. Крупных городов здесь ______, дорог тоже. Грузы перевозят по ______и по _________.
В тайге помимо лесных богатств, много _______. Поэтому здесь ведётся _______и ________древесины. И создаются зверофермы.
Очень ______ полезных ископаемых _________, ________ __________, ______, ____________и др. Построены крупнейшие ____________ на реках _______, _____, _____, Иртыше и др.
Население здесь ___________. Крупные города ______, _________, __________, ____________. Коренное население____________, ____________, _____________,_____________и другие народы.
Предварительный просмотр:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Физкультминутка Работа в группах Презентация проведенной работы Подведение итогов Рефлексия Подача домашнего задания | - У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И приступим к работе. -Мы продолжаем изучать природную зону лесов, в которой мы с вами и живём Обратите внимание на эту ромашку. Этот цветок я выбрала неспроста, ведь он является одним из символов лесной зоны. -Что вам напоминает стебель у цветка? Вот мы и рассмотрим данную зону с точки зрения разных наук. На прошлом уроке мы были географами, ботаниками и зоологами. - А сегодня и завтра мы рассмотрим данную природную зону с точки зрения хозяйственной деятельности населения. -Какая наука это изучает? - И взаимодействия человека и природы. А это какая наука? И. наконец, как менялась наша природная зона в разные исторические времена . А это изучает… -Но чтобы нам изучить новое необходимо вспомнить пройденное, потому что все эти науки связаны друг с другом. -Итак, опишем данную зону с точки зрения географии: ГП и климат. - Поговорим о растительном мире. Как располагаются растения в лесу? - Рассказать чем отличается тайга, смешанные леса, широколиственные леса? - Ну а таперь вспомним, какие животные живут в лесной зоне? Послушайте стихотворение Светланы Никулиной «Русский лес» Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажада мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно всё до дна. Течёт вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит - Это стихотворение помогает нам понять, чем является лес для человека. (Вывешиваю табличку «Значение леса») Мы с вами живём в лесной зоне. И пользуемся теми благами, которые даёт нам лес, и тем, что оставили нам наши предки. Поэтому мы сегодня поговорим о том, чем человек занимается в лесной зоне. И что мы можем сделать, чтобы нашим потомкам лес приносил радость, здоровье, благополучие. Кто-то из вас станет экономистами, кто-то экологами. У каждой группы своё задание. Приступаем к работе. Послушаем выступления экологов. 1группа 2 группа 3 группа 4 группа В процессе выступления ребят на доске появляется схема «Экологические проблемы лесной зоны» Послушаем выступление экономистов. 1 группа 2 группа -С точки зрения каких наук мы сегодня рассмотрели лесную зону? Можем ли мы стебель заменить на ! Кому было интересно на уроке, и кто узнал для себя много нового и интересного, возьмите ромашку на столе и поместите её рядом с большой ромашкой Дома заполните колонки таблицы и подготовьте пересказ. | Дети приветствуют учителей и садятся. -Вопросительный знак. - Экономика
- Экология -История Дети коротко рассказывают. - По ярусам. Дети рассказывают Дети рассказывают Место отдыха, в лесу растут лекарственные растения, лес кормит и поит, даёт нам древесину для жилья, бумаги, мебели, топлива. Очищает воздух. Является домом для растений, животных , грибов. Ребята работают в малых группах по 4 человека. Дети выступают Экологии и экономики. -Нет, мы ещё не познакомились с историей лесной зоны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...
Урок – отчёт в 1 классе по окружающему миру по теме «Презентация проектов «Моя малая родина»» (УМК «Школа России»»)
Технологическая карта урока - отчета в 1 классе по окружающему миру по теме "Презентация детских проектов "Моя малая родина""...
Конспект урока + презентация в 3 классе по окружающему миру. Тема " Наша дружная семья"
Конспект + презентация...
Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.
Цель урока: закрепить знания учащихся о группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «У лесного озера».
Цели:· познакомить учащихся с жизнью лесного озера;· формировать навыки правильного поведения в природе;·...
Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)
Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...
Проект урока в 4 в классе по окружающему миру Тема: « Лес и человек»
Создание условий для формирования у учащихся представлений о лесной зоне, о роли леса в жизни человека и природы...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!