Разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ « Сотниковская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
по окружающему миру
«Мы в селе»
Подготовила
учитель начальных классов
Брехова О.А.
Тема: МЫ В СЕЛЕ
Задачи урока: закрепить понятие «земляки», детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения понятия «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне), представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей, воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг к другу.
Планируемые достижения учащихся: понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).
- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех. - Я рада, что у всех отличное настроение.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Какое счастье жить в деревне,
Вокруг вода, леса, луга, поля,
И возле домика фруктовые деревья,
А чуть подальше к лесу тополя.
Здесь летом очень мило и красиво,
И летний воздух очень чист,
Деревья шелестят листвой игриво,
В сирени слышен соловьиный свист.
А ласточки, кружа над косогором,
Гоняют комаров и мошкару,
Кукушки эхо слышится над бором,
Туман над речкой стелется к утру.
Проходит ночь и утро наступает,
И снова солнце над рекой встает.
Пастух на поле стадо выгоняет,
Паук на ветке паутинку вьет.
- Ребята, вам понравилось это стихотворение? - Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (о деревне, о селе)
– Да, тема нашего урока «Мы в селе». Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?
3. Открытие нового знания
- Ребята, сегодня мы снова пойдем в путешествие. Вы уже собрали вещи в нашу дорожную сумку? Нет? Тогда давайте соберём вместе. (У доски работает один ученик. Он собирает вещи в сумку. Остальные отмечают в тетради.) Я буду показывать предметы. Если вещь подходит для путешествия, вы хлопаете в ладоши. Если нет, то сидите тихо. (Учитель перечисляет предметы со с. 3 рабочей тетради, называя дополнительно еще какие-либо нужные или лишние в пути вещи: атлас-определитель, компас, подушка, фотоаппарат, скакалка, блокнот, ручка, будильник, видеокамера, кукла, пластилин, раскраски, телефон. Дети обосновывают свой выбор.)
- Ребята, посмотрите на с. 6—7 учебника), и попробуйте догадаться, куда сегодня поведет нас волшебный клубочек. Давайте представим себе, что бы мы услышали, увидели, какие запахи почувствовали бы, что ощутили бы босыми ногами, если бы эти картинки вдруг ожили. (Запах травы, цветов, дуновение ветра, колыхание деревьев и шум их листвы, мычание коров, пение птиц, перекличку людей на поле.) Эти картинки так и манят пробежаться по полю, погладить мягкий, шелковистый бок козы, дойти до леса и проверить, много ли там грибов и ягод, поговорить с этими веселыми, приветливыми людьми, окунуться в ароматное щедрое лето. Давайте подберем слова, какими можно описать настроение этих страниц. Я начну сама. Следующим называет слово тот, у кого в руках окажется волшебный клубочек. Так у нас получится большой букет или венок из добрых слов. Я предлагаю слово лад. (Далее работа проходит по типу игры в снежный ком. Учитель помогает в подборе слов, помогая детям свободно выражать впечатления и мысли. В случае затруднений учитель сам называет слово, просит найти подходящую к этому слову иллюстрацию, спрашивает у детей об уместности выбранного определения.) (Слова: мир, покой, простор, труд, помощь, дружба, любовь, свобода, счастье.)
- Наш волшебный клубок катится дальше.
(Учитель показывает детям карту России.)
– Ребята, посмотрите, как велика наша Родина! Как широки её просторы, пригодные для земледелия, ждущие добрых и трудолюбивых рук! - Ребята, как вы думаете, а люди каких профессий работают в селе? (тракторист, доярка, комбайнёр, скотник, пастух, агроном, ветеринар) - Посмотрите на страницы учебника, и скажите, что делает доярка? А что делает тракторист? А комбайнёр? Что делает пастух? Как вы думаете, лёгок ли их труд? Кто хочет стать комбайнёром, когда вырастет? А кто трактористом? Кто хочет стать дояркой? Кто вообще хочет работать на селе? Какую пользу бы вы принесли людям? Почему землю называют матушкой-кормилицей? Почему тех, кто работает на земле, называют земледельцами, кормильцами?
– А теперь немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Физкультминутка. Дети прыгают попеременно то на одной, то на другой ножке и выкликают:
Дождик, дождик, веселей! | Зря в окошко не стучи! |
4. Первичное закрепление
- Наш волшебный клубок катится дальше.
- Ребята, а как можно назвать людей, живущих в одном селе? (Односельчане.) В каком селе живем мы? (В Сотниково) Значит, как ещё можно нас назвать? (Сотниковцы) А как называют людей, живущих в Банино? ВФатеже? ВХмелевом? И вот представьте себе, что где-то далеко от родного села, лет через 20, вы неожиданно встретили своего одноклассника. Вы пройдёте мимо, ничего не сказав? (Учитель приглашает к себе двоих детей, по желанию, и предлагает им разыграть сценку, в которой двое прохожих неожиданно узнают друг в друге односельчан, обнимаются, здороваются.) Ребята, как могут назвать друг друга эти люди? (Земляками, т. е. людьми, которых соединила одинаково сильная любовь к земле, где они родились и живут (жили).) Посмотрите еще раз на с. 6—7 учебника и скажите, кто из этих людей как будто говорит: “Мы в селе — это я и мои земляки-односельчане”». (Принимаются и поощряются любые ответы. Учитель обращает внимание детей на общее спокойное, умиротворенное настроение, характерное для рисунка, репродукций картин, фотографий и спрашивает: «Можно ли сказать, что все эти люди любят то место, где они живут, что они счастливы?»)
5. Самостоятельная работа учащихся
-Ребята, мы отправляемся за нашим клубочком дальше…
- К нам сегодня на урок из Курска приехала корреспондент газеты. Она хочет узнать, чем же отличается сельская жизнь от городской.
Сейчас мы поработаем в парах. Подумайте, обсудите с соседом и ответьте на вопросы корреспондента. (Учитель предлагает форму работы, в которой детям предстоит объяснить отличие сельской жизни от городской. Они должны привести доказательства привлекательности сельской жизни и высказать свои предложения по благоустройству сельского быта корреспонденту газеты. Его роль выполняет ученица, подходя к парам и предлагая отвечать в импровизированный «микрофон». Ребята представляются жителями своего села, образовывая общее название жителей от соответствующего названия. Каждая пара рассказывает, что дает хозяйство его села для жителей города.)
6. Включение в систему знаний и повторение
- Наш волшебный клубок катится дальше.
- И вот мы с вами оказались на фестивале «Мое село». А на фестивале всегда бывает интересно, весело, ярко. У нас тоже есть участники фестиваля. Они хотят перед вами выступить. (Дети называют село, в котором они живут, и дают устно краткое его описание.) Понравились вам выступления?
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? - Где в жизни вам пригодятся знания, полученные на уроке?
- А где вы хотели бы жить: в селе или в городе?
– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся попасть в город, чтобы найти хорошую работу, сходить в театр, в музей или в цирк. А жители города едут в село, чтобы подышать свежим воздухом и отдохнуть от суеты больших городов.
5. Рефлексия.
- А теперь подойдите к нашему дереву самооценки, возьмите листочки и прикрепите их на том уровне, на котором вы сегодня, по вашему мнению,занимались.
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...