Тема урока: «Как животные весну встречают»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Дидактический материал:
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009
Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как животные весну встречают»
Тип урока: открытие новых знаний.
Метапредметные цели урока:
- формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- формирование навыка чтения;
- формирование умения оценивать свою работу;
- формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
- развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные цели урока: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные цели урока: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной; формирование первичных представлений о связях между животными.
Дидактический материал:
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009
Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009
Наглядные пособия:
иллюстративный материал птиц, насекомых; таблицы цепочки питания.
Оборудование: презентация*, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, записи голосов птиц.
* использование презентации на данном уроке обязательно (см. диск)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент) | ||
- По какой теме мы работаем? - С чем мы ждём весну? (с теплом, с солнышком, с дождичком, с травкой зелёной, с листочками душистыми, с песнями птичьими) - Что нового мы узнали? Сложно работать? Мы справляемся? - Что не получается? Сможем ли мы сегодня решить эту задачу? | Эмоциональный настрой Личностные УУД: - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу») - устанавливаются тематические рамки («могу») | |
2. Актуализация знаний | ||
Откроем учебник на стр. 50 - Какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны? - Рассмотрим с высоты нашу землю? Дружно садимся в вертолёт (стр. 50) - Что мы видим с вертолёта? - А что наблюдают Маша и Миша? - А что вы знаете об изменениях в жизни животных весной? - Вы очень много рассказали! | лес, деревья, пашни Природу весной, животных (проснулись лягушки, змеи, ежи, медведи барсуки; белка, заяц сменили шубку) Работа с презентацией | Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме |
3. Постановка учебной задачи. | ||
- Ребята, вы действительно очень хорошо знаете, как изменилась жизнь зверей: медведя, ежа, зайца. - А о каких животных готовятся рассказать Маша и Миша? - А вы можете сразу рассказать об этом? (вариант: - А какие животные первые реагируют на изменения весной? Почему именно они?) - Что мы сможем сегодня выяснить вместе с Машей и Мишей? - Итак, какая перед нами стоит задача? В конце урока нам с вами нужно будет решить – смогли ли мы узнать о изменениях в жизни животных, связанных с приходом весны. | Рассуждения детей о весенних изменениях в жизни животных | Познавательные УУД: Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: (целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. |
4. Открытие нового знания. | ||
Беседа с учащимися - Прочитайте тему: Как животные весну встречают - Что мы уже знаем из названия? - Ответьте, что изменилось в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? - Что влияет на изменения в неживой природе? Работа с таблицей-цепочкой - Что происходит в живой природе? - Кто весной появляется первым? -Посмотрите как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице «Насекомые») -Как зимовали насекомые? Как меняется их жизнь с приходом весны? - Где их сейчас больше всего? - Почему? - Каких насекомых вы уже видели? | стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды Работа с презентацией Потепление – проталины /Потепление – проталины – насекомые Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные насекомые на проталинках, на припеке Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет бабочек, жуки, комары, божьи коровки, муравьи | Регулятивные УУД (оценка): выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст |
Маленький комарик по лесу летел, Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з) Жук на ветке сидя, бросив все дела, Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж) И змея тихонько на пенёк вползла И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш) На лесной полянке хор такой звучит, Песенка так льётся, за собой манит. | Слушание и исполнение песни насекомых, выполнение движений | |
1) Разговор о комарах - Кто его убьет, то свою кровь прольет? И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить? - Комары необходимы природе. Кто знает зачем? - Взрослыми комарами питаются птицы, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб. - Продолжим наш путь. 2) Разговор о муравьях - Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок. Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (муравейник) Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище. - Какую роль выполняют муравьи в природе? - Как надо относиться к муравьям? Почему? Работа по развитию речи (в парах) - Составьте предложение из отдельных слов, которые написаны на карточках (Не разрушайте муравейники!) | Комар Работа с презентацией Комарами питаются стрекозы, хищные мухи, осы, муравьи, ласточки, летучие мыши. Личинок поедают пиявки, водяные науки, жуки-плавунцы и другие, а также рыбы и водоплавающие птицы. Работа с презентацией Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине. Работа с презентацией | Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
5. Первичное закрепление. | ||
Работа с хрестоматией. Выборочное чтение - А каких бабочек можно увидеть ранней весной вы узнаете, прочитав рассказ из нашей хрестоматии (с.52 - 53) (чтение по абзацам). При чтении попытайтесь выделить отличительные черты разных бабочек. - Каких бабочек вы уже видели? (рассматривание иллюстрации в хрестоматии) - Что нового узнали о бабочках? | Чтение текста Составление вывода Работа с презентацией | Познавательные УУД (общеучебные): осуществлять смысловое чтение |
Релаксация Легли на парту, Положили голову на руки, Послушаем, как птицы весну встречают… Беседа о птицах. - Откуда возвращаются птицы? - Правильно ли, что птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно? - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах? - Как называют этих птиц? - Когда же они возвращаются? - С прилётом каких птиц считается, что весна начинается? - Кто видел грачей? - Когда прилетели? - В каком порядке прилетают птицы? - Кто знает приметы, связанные с ласточками? Кто может их объяснить?
- Почему поздно прилетает кукушка? Дополнить схему | с юга нет, они улетают из-за недостатка корма нет перелётными когда тепло и достаточно корма грачи грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки перед дождём летают низко насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают появляются мохнатые гусеницы на листьях, которыми она питается Потепление – проталины – насекомые – птицы
| Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст |
Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд) - Без рук, без топоренка построена избенка. - Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда. А ведь это птичий дом. Рассказ учителя о птичьих гнездах. - А где вьют гнезда скворцы? - Как они называются? - Какую пользу приносят птицы? - Нужно ли беречь птиц? Почему? Как? Физминутка | Гнездо в домиках, которые для них сделал человек скворечник | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ||
Работа над развитием речи в парах - Составьте предложение из предложенных слов на карточках Не разоряйте гнезда птиц! Не бери птенцов из гнезда! | Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | |
Работа в парах В тетради для самостоятельных работ, задание 34. (найти парные картинки – птиц и их гнезд, сравнить с данными таблицы) - Проверка (слайд) - Попробуем оценить свою работу самостоятельно. - Какие критерии нам необходимы при оценивании выполнения этого задания? | Учащимся даётся карточка-таблица с критериями оценивания своей деятельности | Общеучебные УУД (информационные): сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД: (контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | ||
Игра «да» - «нет» - не говорить!
| Полные ответы учащихся | Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
8. Рефлексия. | ||
-Какую цель мы ставили в начале урока? - Справились ли с поставленной целью? - Что нового вы узнали о жизни животных весной? | Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений | |
9. Домашнее задание Совместно с родителями выбрать животное (это может быть насекомое, птица и т.п.) и в течение недели понаблюдать за его жизнью. Подготовить рассказ по своим наблюдениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают
Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....
презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"
Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....
Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"
Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...
Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последу...
Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"
Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...