Тема урока: «Как животные весну встречают»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Дидактический материал:

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009

Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как животные весну встречают»

Тип  урока:  открытие  новых  знаний.

Метапредметные цели урока:

  1. формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  2. формирование навыка чтения;
  3. формирование умения оценивать свою работу;
  4. формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  5. развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные цели урока: воспитание самостоятельности, организованности.

Предметные цели урока: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной; формирование первичных представлений о связях между животными.

Дидактический материал:

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009

Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009

Наглядные пособия:

иллюстративный материал птиц, насекомых; таблицы цепочки питания.

Оборудование: презентация*, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, записи голосов птиц.

* использование презентации на данном уроке обязательно (см. диск)


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.    Самоопределение к деятельности (Организационный  момент)

- По какой теме мы работаем?

- С чем мы ждём весну? (с теплом, с солнышком, с дождичком, с травкой зелёной, с листочками душистыми, с песнями птичьими)

- Что нового мы узнали?

Сложно работать?

Мы справляемся?

- Что не получается? Сможем ли мы сегодня решить эту задачу?

Эмоциональный настрой Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

- устанавливаются тематические рамки («могу»)

2. Актуализация знаний

Откроем учебник на стр. 50

- Какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны?

 -  Рассмотрим с высоты нашу землю? Дружно садимся в вертолёт  (стр. 50)  

- Что мы видим с вертолёта?

 - А что наблюдают Маша и Миша?

 - А что вы знаете об изменениях в жизни животных весной?

- Вы очень много рассказали!

лес, деревья, пашни

Природу весной, животных (проснулись лягушки, змеи, ежи, медведи барсуки; белка, заяц сменили  шубку)

Работа с презентацией

Познавательные УУД: (общеучебные)

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, вы действительно очень хорошо знаете, как изменилась жизнь зверей: медведя, ежа, зайца.

- А о каких животных готовятся рассказать Маша и Миша?

 - А вы можете сразу рассказать об этом?

(вариант: - А какие животные первые реагируют на изменения весной? Почему именно они?)

- Что мы сможем сегодня выяснить вместе с Машей  и Мишей?

 - Итак, какая перед нами стоит задача? В конце урока нам с вами нужно будет решить – смогли ли мы узнать о изменениях в жизни животных, связанных с приходом весны.

Рассуждения детей о весенних изменениях в жизни животных

Познавательные УУД:

Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

4. Открытие нового знания.

Беседа с учащимися

- Прочитайте тему:

Как животные весну встречают

- Что мы уже знаем из названия?

- Ответьте, что изменилось в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?

- Что влияет на изменения в неживой природе?

Работа с таблицей-цепочкой

- Что происходит в живой природе?

- Кто весной появляется первым?

 -Посмотрите как богат и разнообразен мир насекомых  (работа по таблице «Насекомые»)

-Как зимовали насекомые? Как меняется их жизнь с приходом весны?

 - Где их сейчас больше всего?

- Почему?

- Каких насекомых вы  уже видели?

стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды

Работа с презентацией

Потепление – проталины /Потепление – проталины – насекомые

Оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные

насекомые

на проталинках, на припеке

Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет

бабочек, жуки, комары, божьи коровки, муравьи

Регулятивные УУД

(оценка):  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

Маленький комарик по лесу летел,

Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)

Жук на ветке сидя, бросив все дела,

Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)

И змея тихонько на пенёк вползла

И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)

На лесной полянке хор такой звучит,

Песенка так льётся, за собой манит.

Слушание и исполнение песни насекомых, выполнение движений

1) Разговор  о комарах

- Кто его убьет, то свою кровь прольет? И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?

- Комары необходимы природе. Кто знает зачем?

- Взрослыми комарами питаются птицы, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

- Продолжим наш путь.

2) Разговор о муравьях

- Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (муравейник)

Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.

- Какую роль выполняют муравьи в природе?

- Как надо относиться к муравьям? Почему?

Работа по развитию речи (в парах)

- Составьте предложение из отдельных слов, которые написаны на карточках

(Не разрушайте муравейники!)

Комар

Работа с презентацией

Комарами питаются стрекозы, хищные мухи, осы, муравьи, ласточки, летучие мыши. Личинок поедают пиявки, водяные науки, жуки-плавунцы и другие, а также рыбы и

водоплавающие птицы. 

Работа с презентацией

Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.

Работа с презентацией

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

5. Первичное закрепление.

Работа с хрестоматией. Выборочное чтение

- А каких бабочек можно увидеть ранней весной вы узнаете, прочитав рассказ из нашей хрестоматии (с.52 - 53) (чтение по абзацам). При чтении попытайтесь выделить отличительные черты разных бабочек.

- Каких бабочек вы уже видели? (рассматривание иллюстрации в хрестоматии)

- Что нового узнали о бабочках?

Чтение текста

Составление вывода

Работа с презентацией

Познавательные УУД (общеучебные): осуществлять смысловое чтение

Релаксация

Легли на парту,

Положили голову на руки,

Послушаем, как птицы весну встречают…

Беседа о птицах.

- Откуда возвращаются птицы?

- Правильно ли, что птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно?

 - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

- Как называют этих птиц?

- Когда же они возвращаются?

- С прилётом каких птиц считается, что весна начинается?

- Кто видел грачей?

- Когда прилетели?

- В каком порядке прилетают птицы?

- Кто знает приметы, связанные с ласточками? Кто может их объяснить?

 

- Почему поздно прилетает кукушка?

Дополнить схему

с юга

нет, они улетают из-за недостатка корма

нет

перелётными

когда тепло и достаточно корма

грачи

грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки

перед дождём летают низко

насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают

появляются мохнатые гусеницы на листьях, которыми она питается

Потепление – проталины – насекомые – птицы

 

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд)

- Без рук, без топоренка построена избенка.

- Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда. А ведь это птичий дом.

Рассказ учителя о птичьих гнездах.

- А где вьют гнезда скворцы?

- Как они называются?

- Какую пользу приносят птицы?

- Нужно ли беречь птиц? Почему? Как?

Физминутка

Гнездо

в домиках, которые для них сделал человек

 скворечник

6. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

 Работа над развитием речи в парах

- Составьте предложение из предложенных слов на карточках

Не разоряйте гнезда птиц!

Не бери  птенцов из гнезда!

Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Работа в парах

В  тетради для самостоятельных работ, задание 34. (найти парные картинки – птиц и их гнезд, сравнить с данными таблицы)

- Проверка (слайд)

- Попробуем оценить свою работу самостоятельно.

- Какие критерии нам необходимы при оценивании выполнения этого задания?

Учащимся даётся карточка-таблица с критериями оценивания своей деятельности

Общеучебные УУД (информационные):

сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

Коммуникативные УУД (управление  коммуникацией):

определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД:

(контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Игра «да» - «нет» - не говорить!

  1. Ты видел перелетных птиц?
  2. Можно ли разорять гнезда птиц?
  3. Кукушка вьет гнездо?
  4. Перелетные птицы уже все прилетели?
  5. Помогал ли ты зимой птицам?
  6. Скворцы живут только в скворечниках?
  7. Ты наблюдаешь за птицами?
  8. Птицы приносят пользу человеку?
  9. Птицы кормятся только комарами?
  10. Должны ли мы охранять птиц?

Полные ответы учащихся

Регулятивные УУД (целеполагание):

формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные  УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

8. Рефлексия.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

- Справились ли с поставленной целью?

- Что нового вы узнали о жизни животных весной?

Саморегуляция:

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

9. Домашнее задание

Совместно с родителями выбрать животное (это может быть насекомое, птица и т.п.) и в течение недели понаблюдать за его жизнью. Подготовить рассказ по своим наблюдениям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"

 Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...

Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последу...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"

Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...