Урок окружающего мира, 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Листопадова Галина Вячеславовна

Урок окружающего  мира в 4 классе  по теме : "Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

                          4 класс, программа  «Школа  2100».

Автор: Листопадова Г.В., учитель начальных классов І категории  МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»   г. Семикаракорск, 2012 г.                                                 

Цели: формировать представление об инфекционных заболеваниях и

           умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением

           заболевания,  заболеванием  и лечением;

           в целях физического и гигиенического воспитания учить учащихся следить за осанкой и

           соблюдением правил личной гигиены;

           воспитывать физическую культуру младших школьников, информационную культуру.

Задачи: выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения;

               расширить представления обучающихся о  способах защиты от инфекций, закрепить знания

               при решении практических задач, провести контроль первичных знаний;

               формировать интерес к изучаемому материалу; воспитывать ценностное отношение к своему    

               здоровью;  

               развивать познавательные умения:            

               понятия о здоровом образе жизни; стремление сохранять своё здоровье для  

               дальнейшей  полноценной  жизни;              

               развивать регулятивные умения:

               умение осуществлять поиск информации, ставить цели,    принимать решения;              

               развивать коммуникативные умения:

               умение работать в группах,  высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение    

               товарищей.

Оборудование: 

                           учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев 4 класс,

                           рабочая тетрадь 4 класс,

                           копии листов из толкового словаря С.И.Ожегова (термины: микроб, инфекция,

                           иммунитет,    вакцина, прививка,1 на стол),

                           компьютер,

                           мультимедийный проектор,  

                           презентация к уроку

                           раздаточный материал

                          (карточки с цифрами, карточки с текстами

                          сетки кроссвордов)

Этапы урока

Содержание этапов

Формы и методы обучения

1.Организация внимания учащихся.

-Здравствуйте ребята! Всё  ли у вас в порядке?  Как вы себя чувствуете?

-К уроку готовы?

-Повернитесь друг к другу, протяните правую руку и поздоровайтесь. Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и желаем здоровья. Так давайте пожелаем всем здоровья.

психологический тренинг

2. Проверка домашнего задания.

-Наш  компьютер приглашает проверить, как вы справились с  домашним заданием.  Объединитесь в группы и выполните задание.(Слайд 4)

-Соедините фразы о работе различных систем органов человека. (Дети показывают карточку с номером правильного ответа)

- Какой вывод можно сделать?

-От  слаженной работы всех органов зависит здоровье человека.

Групповая,

фронтальная,

наглядный, практический,

метод контроля.

3.  Постановка темы урока.

- Иногда, здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает его организм. Какая это может быть опасность?

-Человек едет в транспорте, касается предметов, на которых скопилось множество микробов.

-Правильно. А ещё?

- Непосредственно при  общении с больным человеком нас может ожидать опасность.

- Если человек болен, то общаясь с ним мы можем заразиться и заболеть различными инфекционными заболеваниями.

 -Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

- Об инфекциях и заболеваниях, которые они вызывают.

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.  

-«Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией».

Вы узнаете о том, что это такое инфекция  и как  с ней бороться..

 Слайд 3

Фронтальная,

побуждающий диалог.

4. Изучение нового материала.

Целевая установка.    

Сегодня  на уроке мы познакомимся с новыми для вас понятиями.

- Кто знает что такое «инфекция»?

( -Инфекция-это болезнь, которая передаётся от больного человека здоровому и даже от больного животного человеку.)

-Найдите определение этого понятия в толковом словаре -(Заражение организма)

- Правильно. В переводе с латинского языка инфекция заражение. 

(Слайд 5)

- Как вы можете объяснить смысл выражения инфекционные заболевания?

 (-Заразные заболевания.)

- Правильно. Что вызывает болезнь?

(-Микробы). ( Слайд 6)

- Что вы можете сказать о микробах?

(-Микробы - это очень маленькие вредные живые организмы.)(Слайд7)

-Правильно. Прочитайте определение в словаре (микроорганизм)

Микробы – очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни – свой вредный микроб (от греческого слова «микрос» - маленький).)

Фронтальная,

частично-поисковый метод.

5. Постановка проблемной ситуации.

-Прочитайте диалог детей на с. 54 учебника.

Лена: Мне приснилось. Что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.

Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.

-Ребята, какую проблему мы должны решить на уроке?

(- Мы должны узнать  как можно помочь организму выздороветь?)

фронтальная

по характеру познавательной деятельности-

проблемный диалог.

 6.  Актуализация знаний.

-Ребята, скажите, а когда человек может заболеть?

(-Во-первых, от общения с больным человеком.

 Во-вторых, от переохлаждения, когда ослаблен организм.)(Слайд9) 

-Молодцы. Где можно  подробнее познакомиться с причинами болезни?

-(В учебнике.)  (Чтение текста на с. 54-56 в учебнике)

-Как не заразить других при чихании и кашле?

(- При чихании и кашле  надо  прикрываться платком.) Слайд10)

(Дополнительная информация)

-Как ухаживая за больным не заразиться самому?

(-Принимать меры предосторожности: надевать марлевую повязку, перчатки, если это необходимо.)

-Правильно, ребята. Прежде чем продолжить разговор об инфекциях, надо отдохнуть.

Фронтальная,

решение практических задач.

7. Физминутка.

- Давайте отдохнём. (Слайд 12)

Мы сейчас все дружно встанем          (Дети встают)

И немножко отдохнём                         (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь,                (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь!                 (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок                       (Движения руками)

И на месте прыг да скок!                     (Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку,              (Бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки

коллективная

8.Решение проблемы (продолжение).

- Можете ли вы самостоятельно назвать какие – либо инфекции, передающиеся воздушно – капельным путём?

(-ОРВИ, ангина, грипп.)

- Правильно! Самой распространенной инфекцией является - грипп. (Слайд 11)

-Каким способом передаётся эта инфекция?

(-Воздушно-капельным путём.)

-К сожалению, этими болезнями человек может болеть снова и снова  если не будет соблюдать правила личной гигиены.

Микробы могут попасть в организм человека не только по воздуху, но и другим способом. Каким?

(-Через воду, грязные руки, пищу).

- Куда попадут эти микробы? (Слайд 13)

(-В рот, а затем в желудок.)

-Как называются такие заболевания?

(- Желудочно-кишечными) (Слайд 14)

-Какие желудочно-кишечные заболевания вы знаете?

(-Дизентерия, гепатит, сальмонеллёз). (Слайд 15)

-Правильно, это самые опасные  и распространённые кишечные инфекции.

 - Послушайте о том, как уберечься от кишечной инфекции. (Заранее подготовленные ученики читают рассказ о кишечных инфекциях).

Ученик 1.  При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.

Ученик 2.  Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие растворы, ими же протирают дверные ручки.

Ученик 3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать продукты на стихийных рынках, с рук. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается

Фронтальная,

словесные (рассказ),

решение практических задач.

дезинфицирующим раствором. Нельзя, чтобы заболевший человек  участвовал в приготовлении пищи.

Вывод: (Слайд 16)

- Как надо вести себя, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями? (ответы детей)

- Слышали ли вы такое слово как карантин? Что оно обозначает?

(-Это значит, что в это время нельзя общаться с другими людьми. Карантин бывает в детских садах, школах ) (Слайд 17)

9.Закрепление.

Работа по тетради.  

С. 22 № 1, № 3, № 4.

№1. Какие возбудители болезни тебе известны?

(-Простейшие, вирусы, бактерии.)

№3.Объясни, какое важное правило для выздоравливающего человека изобразил художник.

(-Соблюдение режима дня.)

Индивидуальная,

парная,

практические

(самостоятельная работа-

взаимопроверка),

метод контроля.

10.Физминутка для глаз.

Слайд20. 

-Яблоко содержит  большое количество витаминов.  

1. Проследите глазами за его движением.                  

2. Повторите движение яблока с закрытыми глазами.

3. Теперь повторите  движения открытыми глазами.

4. Сильно, сильно зажмурьте глаза.

5. Откройте глаза.

коллективная

11.Первичный контроль знаний.

Самостоятельная работа в группах

Детям выдаются листы с кроссвордами.

- Ваша задача решить кроссворд и прочитать главное слово.

 ( Главное слово – здоровье.)

Задания:

1. Водные процедуры.            (закаливание)

2. Утренняя гимнастика.        (зарядка)

3. Пейте дети …                       олоко)

    Будете здоровы.

4. Что помогает человеку укреплять свой организм?                            (спорт)

5. Цитрусовый фрукт, который содержит огромное количество витамина С.  (лимон)

6. Что полезного находится во фруктах и овощах?                    (витамины)

7. Как называется учреждение, в которое за помощью обращается больной    человек?                                                                                         (больница)

8. Зачем человеку нужны лекарства? Чтобы победить ….            (болезнь)

з

б

с

л

а

б

о

п

и

р

о

о

я

л

л

м

м

е

ь

в

о

р

о

д

з

н

н

т

к

з

и

л

а

и

а

н

т

о

к

ц

ь

а

к

а

а

м

о

л

и

и

н

в

ы

а

н

и

е

Проверка:  

 - Что для человека дороже всего? (Слайд 22)

- (Здоровье)

 

Групповая,

коллективная,

практические

(самостоятельная работа).

12. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока.  

-Отчего мы иногда болеем или как справиться  с инфекцией.

- Давайте  ответим на некоторые вопросы.  (Слайд 23) 

- Что такое «иммунитет»?

(-Невосприимчивость к болезни.)

- Что такое прививка?        

(-Введение в организм специального медицинского препарата, который называют вакциной)

- Что такое вакцина?        

(-Медицинский препарат, состоящий из убитых или ослабленных микробов)

-Подводя итог урока, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не заболеть?

(-Надо вести здоровый образ жизни. )

-Давайте попробуем назвать три правила здорового образа жизни.

 (Слайд  24)

1. Заниматься спортом.

2. Есть больше овощей и фруктов.

3. Отказаться от вредных привычек.  

-Для чего нам нужно об этом знать?

(-Для того, чтобы быть здоровыми.)

Фронтальная,

словесный (беседа)

14. Домашнее задание.

С. 57 ответить на вопросы  (Слайд 25)  

С. 22 № 2, № 5

15.Рефлексия.

-Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.  

А теперь пожелайте всем и друг другу: «Счастья, здоровья, любви и удачи».

Всего доброго!

Психологический тренинг

     

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...