Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_1.doc344 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

Класс: 1.

Учитель: Кириллова Ольга Владимировна.

Количество часов:  всего - 66 ч; в неделю - 2 часа

 Плановых проверочных уроков: – 4;

Административных контрольных уроков: –     .

Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях – М.:  Просвещение, 2011г.

Дополнительная литература:

А.А.Плешаков Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях– М.:  Просвещение, 2011г.

А.А.Плешаков Тесты по окружающему миру 1 класс в 2-х частях– М.:  Просвещение, 2011г.

Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе: Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Содержание программы

  1. Человек и природа
  2. Человек и общество
  3. Правила безопасной жизни

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Результаты изучения предмета

Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Тематическое планирование 

п/п

Тема урока  

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

(Знать/Уметь)

Дата проведения

план

факт

Раздел «Что и кто?» (21 ч)

1

Задавайте вопросы!

1

Изучение нового материала

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Текущий

Уметь работать с учебником, другими пособиями и вопросительными словами, уметь задавать вопросы

6.09

2

Что такое Родина?

1

Изучение нового материала

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать представления о стране и городе (селе), в котором они живут

8.09

3

Что мы знаем о народах России?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Текущий

Знать народы, живущие в России ; уметь их различать и что связывает их друг с другом.

13.09

4

Что мы знаем о Москве?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

узнавать достопримечательности столицы;

работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать некоторые достопримечательности Москвы, познакомится с жизнью москвичей.

15.09

5

Что у нас над головой?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ноч ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать предметы, которые можно увидеть в небе: уметь изготавливать модели Солнца и созвездий: находить на небе Большую Медведицу.

20.09

6

Что у нас под ногами?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать какие бывают камни: уметь сортировать их по форме, размеру, цвету: знать свойства гранита, кремня, известняка.

22.09

7

Что общего у разных растений?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са мопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать из каких частей состоит растение, уметь находить их, показывать и называть их.

27.09

8

Что растёт на подоконнике?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнат ные растения с помощью атласа-определителя;

различать изученные растения;

работать в паре: использовать представлен ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са мопроверку;

приводить примеры комнатных растений;

рассказывать об особенностях любимого ра стения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать названия наиболее распространенных комнатных растений: уметь определять комнатные растения с помощью атласа-определителя.

29.09

9

Что растёт на клумбе?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать растения клумбы и дачного участ ка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать наиболее распространенные растения клумбы: уметь определять  растения клумбы с помощью атласа-определителя.

4.10

10

Что это за листья?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски ли стьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в герба рии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать листья по раз личным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать названия деревьев, которые растут около школы: уметь определять распространенные породы деревьев по листьям

6.10

11

Что такое хвоинки?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь классифицировать деревья: распознавать сосну и ель по общему виду: шишкам, веточкам, хвоинкам.

11.10

12

Кто такие насекомые?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них информацию о строении насеко мых, сравнивать части тела различных насекомых;

работать в паре: узнавать насекомых на ри сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при водить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать группу насекомые; уметь выделять отличительные признаки этой группы животных.

13.10

13

Кто такие рыбы?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать отличительные признаки рыб, уметь приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.

18.10

14

Кто такие птицы?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите ля, проводить самопроверку;

описывать птицу по плану;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать отличительные признаки птиц; уметь определять птиц и описывать их.

20.10

15

Кто такие звери?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

работать в паре: узнавать зверей на рисун ке, определять зверей с помощью атласа-опре делителя, проводить самопроверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать отличительные признаки зверей, их внешнее строение и разнообразие; уметь приводить примеры зверей.

25.10

16

Что окружает нас дома?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

характеризовать назначение бытовых пред метов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

работать в паре: группировать предме ты домашнего обихода; проводить взаимопро верку;

приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь систематизировать представления о предметах, находящихся в квартире; приводить свои примеры предметов каждой группы

27.10

17

Что умеет компьютер?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

определять составные части компьютера;

характеризовать назначение частей компью тера;

сравнивать стационарный компьютер и ноут бук;

работать в паре: рассказывать (по ри сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

моделировать устройство компьютера;

соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать первоначальные представления о функциях компьютера, его составных частях и правила обращения с ним.

1.11

18

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых пред метов;

работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

моделировать устройство светофора;

оценивать своё обращение с предметами до машнего обихода и поведение на дороге;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать осторожное обращение с окружающими предметами; повторить основные правила перехода улицы.

2.11

19

На что похожа наша планета?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

моделировать форму Земли;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать форму и движение Земли, познакомиться с глобусом как моделью Земли; уметь выдвигать предположения и доказывать их.

15.11

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

Контроль ЗУН

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Проверочная работа

Уметь выступать с сообщениями, оценивать свои результаты.

17.11

Раздел «Как, откуда и куда?» (13 ч)

21

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со бытий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Текущий

Знать представления о своей семье; уметь называть по имени, отчеству и фамилии членов своей семьи, рассказывать о своей семье.

22.11

22

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнён ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать источники воды в природе и в быту, процессы загрязнения и очистки воды; проследить путь воды, которую используют дома; уметь проводить  опыты

24.11

23

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать о роли электричества в быту; проследить путь электричества в дом; уметь правильно обращаться с электричеством и электроприборами; собирать простейшую электрическую цепь.

29.11

24

Как путешествует письмо?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

работать в паре: строить из разрезных дета лей схему доставки почтовых отправлений, рас сказывать по схеме о путешествии письма, про водить взаимопроверку;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са мопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Познакомиться с работой почты; знать виды почтовых отправлений, этапы путешествия письма.

1.12

25

Куда текут реки?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

сравнивать реку и море;

различать пресную и морскую воду;

практическая работа в паре: рассматри вать морскую соль и проводить опыт по «изго товлению» морской воды;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать представления о реках и морях, о пресной  и морской воде; познакомиться с тем куда впадают реки.

6.12

26

Откуда берутся снег и лёд?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать свойства снега и льда; уметь ставить опыты со снегом и льдом.

8.12

27

Как живут растения?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз ни растения;

формулировать выводы об условиях, необхо димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать жизненный  цикл растений, условия необходимые для жизни растений; уметь ухаживать за комнатными растениями.

13.12

28

Как живут животные?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказы вать о своих наблюдениях;

работать в группе: выполнять задания, фор мулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать представления о жизни животных и условиях необходимых для их жизни; уметь ухаживать за животными.

15.12

29

Как зимой помочь птицам?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать зимующих птиц, различать зиму ющих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло женного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь различать птиц зимующих в наших лесах; изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

20.12

30

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

__ выяснить откуда берется шоколад, изюм и мёд

Текущий

Знать природное происхождение и производство шоколада, изюма и мёда.

22.12

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила утилизации мусора.

27.12

32

Откуда в снежках грязь?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предло женную тему;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать источники загрязнения окружающей среды; уметь проводить опыты.

28.12

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

Контроль ЗУН

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

Проверочная работа

Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями.

29.11

Раздел «Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо мощи в классе;

рассказывать о своём учителе; формулиро вать выводы из коллективного обсуждения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь анализировать условия успешной учебы, благоприятного климата в классе.

35

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, раз личать прошлое, настоящее и будущее;

работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на зывать дни недели в правильной последователь ности, проводить взаимоконтроль;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать дни недели и их последовательность; уметь различать прошлое, настоящее и будущее.

36

Когда наступит лето?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь определять времена года, ориентироваться в календаре.

38

Где живут белые медведи?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти ду, характеризовать их, осуществлять самокон троль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать самые холодные районы Земли - Антарктиду и Северный Ледовитый океан; уметь находить их на глобусе, приводить примеры животных этих районов.

39

Где живут слоны?

1

Изучение нового материала

Понимать учетную задачу урока и стремить ся её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак теризовать их, осуществлять самопроверку;

работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

приводить примеры животных жарких райо нов;

устанавливать связь между строением, обра зом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать жаркие районы планеты и их обитателей; уметь находить эти районы на глобусе.

40

Где зимуют птицы?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис пользованием цветных фишек;

работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу ществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать перелетных и зимующих птиц.

41

Когда жили динозавры?

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

Знать о далеком прошлом Земли.

42

Когда появилась одежда?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

работать со взрослыми: изготавливать ма скарадный костюм;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать  историю появления одежды и развития моды; уметь  отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

43

Когда изобрели велосипед?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

сравнивать старинные и современные велоси педы;

работать в паре: извлекать из учебника ин формацию об устройстве велосипеда, осущест влять самопроверку;

обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

запомнить правила безопасной езды на вело сипеде;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать историю развития велосипеда и его устройство; знать правила безопасной езды на велосипеде.

44

Когда мы станем взрослыми?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

определять по фотографиям в учебнике про фессии людей, рассказывать о профессиях ро дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

работать в паре: сравнивать рисунки учебни ка, формулировать выводы в соответствии с за данием;

рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать представления о времени, профессиях, состоянии окружающей среды.

45

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Контроль ЗУН

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Проверочная работа

Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями.

Раздел «Почему и зачем?» (21 ч)

46

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи мопроверку;

использовать атлас-определитель для полу чения нужной информации; моделировать со звездие Льва;

работать со взрослыми: наблюдать кар тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать о небесных телах звездах, в том числе и Солнца;

уметь изготавливать модели звезд.

47

Почему Луна бывает разной?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебни ке об изучении Луны учёными, осуществлять са мопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси ровать результаты наблюдений в рабочей тет ради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Познакомиться с Луной – естественным спутником  Земли; знать первоначальные сведения о Луне; уметь изготавливать модель Луны.

48

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

наблюдать за дождями и ветром;

работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при чины возникновения дождя и ветра; осущест влять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Расширить представления о дожде и ветре как природных явлениях; знать причины возникновения дождя  и ветра.

49

Почему звенит звонок?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

анализировать рисунок учебника и переда вать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро верку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать причину возникновения и распространения звука; уметь беречь уши.

50

Почему радуга разноцветная?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю дениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах воз никновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последователь ность цветов радуги с помощью цветных поло сок, осуществлять взаимопроверку;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать возникновение радуги , её цвета и их последовательность.

51

Почему мы любим кошек и собак?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

описывать по плану своего домашнего пи томца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним пи томцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомить ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила ухода за кошками и собаками.

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

работать в паре: определять цветы и бабо чек с помощью атласа-определителя, осущест влять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учеб ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму лировать правила поведения в природе, сопо ставлять их с эталоном;

устанавливать взаимосвязь цветов и бабо чек на основе информации учебника;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Познакомиться с цветами и бабочками луга; знать правила поведения в природе.

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

определять лесных обитателей по звукам, кото рые они издают; передавать голосом звуки леса;

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива ния) рассказов из книги «Великан на поляне»;

формулировать правила поведения в природе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила поведения в лесу.

54

Зачем мы спим ночью?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

сравнивать рисунки учебника, делать выво ды о значении сна в жизни человека;

работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне ния задания цветные фишки, осуществлять вза имопроверку;

оценивать правильность своей подготовки ко сну;

 — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать о значении сна для здоровья человека и правилами подготовки ко сну.

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет ных фишек, осуществлять самопроверку;

работать в группе: находить в учебнике ин формацию о витаминах в соответствии с задани ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз недеятельности организма;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

запомнить правила гигиены при употребле нии овощей и фруктов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать о значении витаминов в жизни человека; уметь различать овощи и фрукты

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

формулировать основные правила гигиены;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила личной гигиены: уметь правильно чистить зубы и мыть руки.

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

различать средства связи и средства массо вой информации;

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, теле визора, газет и журналов;

работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

обсуждать назначение Интернета;

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Уметь различать средства связи и средства массовой информации.

58

Зачем нужны автомобили?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

использовать представленную в учебнике ин формацию для выполнения задания;

сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать назначение и устройство автомобилей, уметь различать их основные виды.

59

Зачем нужны поезда?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

использовать информацию учебника для вы полнения задания, сравнивать старинные и со временные поезда;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать назначение и устройство поездов и железных дорог; уметь различать основные виды поездов.

60

Зачем строят корабли?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от плава ния на корабле;

работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством корабля, проводить само проверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать назначение и устройство кораблей ; уметь различать основные виды кораблей.

61

Зачем строят самолёты?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством самолёта, проводить са мопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

Текущий

Знать назначение и устройство самолётов; уметь различать основные виды самолётов.

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю дать правила безопасности?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

обобщать сведения о транспорте, получен ные на предыдущих уроках;

обсуждать необходимость соблюдения пра вил безопасности в транспорте;

работать в группе: знакомиться с пра вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам вае;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила поведения в автомобиле, в поезде и железной дороге.

63

Почему на корабле и в самолёте нужно со блюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

работать в группе: знакомиться с правила ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать правила поведения на корабле, в самолете.

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

рассказывать об освоении человеком космо са, опираясь на иллюстрации учебника;

работать в группе: высказывать предполо жения по вопросам учебника, осуществлять Са мопроверку;

моделировать экипировку космонавта;

участвовать в ролевой игре «Полёт в кос мос»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать искусственные спутники Земли и их назначение для человека.

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Изучение нового материала

Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить;

находить в тексте учебника ответы на во просы;

приводить примеры взаимосвязей между че ловеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Текущий

Знать чему учит экология; уметь находить взаимосвязи между человеком и природой.

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы»

1

Контроль ЗУН

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Проверочная работа

Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...