Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_1.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по окружающему миру
Класс: 1.
Учитель: Кириллова Ольга Владимировна.
Количество часов: всего - 66 ч; в неделю - 2 часа
Плановых проверочных уроков: – 4;
Административных контрольных уроков: – .
Учебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях – М.: Просвещение, 2011г.
Дополнительная литература:
А.А.Плешаков Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс в 2-х частях– М.: Просвещение, 2011г.
А.А.Плешаков Тесты по окружающему миру 1 класс в 2-х частях– М.: Просвещение, 2011г.
Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе: Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Содержание программы
- Человек и природа
- Человек и общество
- Правила безопасной жизни
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Результаты изучения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала (Знать/Уметь) | Дата проведения | ||||||
план | факт | ||||||||||||
Раздел «Что и кто?» (21 ч) | |||||||||||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | Текущий | Уметь работать с учебником, другими пособиями и вопросительными словами, уметь задавать вопросы | 6.09 | ||||||
2 | Что такое Родина? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать представления о стране и городе (селе), в котором они живут | 8.09 | ||||||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Текущий | Знать народы, живущие в России ; уметь их различать и что связывает их друг с другом. | 13.09 | ||||||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; — узнавать достопримечательности столицы; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать некоторые достопримечательности Москвы, познакомится с жизнью москвичей. | 15.09 | ||||||
5 | Что у нас над головой? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ноч ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать предметы, которые можно увидеть в небе: уметь изготавливать модели Солнца и созвездий: находить на небе Большую Медведицу. | 20.09 | ||||||
6 | Что у нас под ногами? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать какие бывают камни: уметь сортировать их по форме, размеру, цвету: знать свойства гранита, кремня, известняка. | 22.09 | ||||||
7 | Что общего у разных растений? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са мопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать из каких частей состоит растение, уметь находить их, показывать и называть их. | 27.09 | ||||||
8 | Что растёт на подоконнике? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять комнат ные растения с помощью атласа-определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представлен ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са мопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказывать об особенностях любимого ра стения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать названия наиболее распространенных комнатных растений: уметь определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. | 29.09 | ||||||
9 | Что растёт на клумбе? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать растения клумбы и дачного участ ка и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; — рассказывать о любимом цветке; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать наиболее распространенные растения клумбы: уметь определять растения клумбы с помощью атласа-определителя. | 4.10 | ||||||
10 | Что это за листья? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски ли стьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в герба рии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по раз личным признакам; — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать названия деревьев, которые растут около школы: уметь определять распространенные породы деревьев по листьям | 6.10 | ||||||
11 | Что такое хвоинки? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь классифицировать деревья: распознавать сосну и ель по общему виду: шишкам, веточкам, хвоинкам. | 11.10 | ||||||
12 | Кто такие насекомые? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них информацию о строении насеко мых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на ри сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при водить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать группу насекомые; уметь выделять отличительные признаки этой группы животных. | 13.10 | ||||||
13 | Кто такие рыбы? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать отличительные признаки рыб, уметь приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану. | 18.10 | ||||||
14 | Кто такие птицы? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение пера птицы; — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите ля, проводить самопроверку; — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать отличительные признаки птиц; уметь определять птиц и описывать их. | 20.10 | ||||||
15 | Кто такие звери? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, из влекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; — работать в паре: узнавать зверей на рисун ке, определять зверей с помощью атласа-опре делителя, проводить самопроверку; — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать отличительные признаки зверей, их внешнее строение и разнообразие; уметь приводить примеры зверей. | 25.10 | ||||||
16 | Что окружает нас дома? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — характеризовать назначение бытовых пред метов; — находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предме ты домашнего обихода; проводить взаимопро верку; — приводить примеры предметов разных групп; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь систематизировать представления о предметах, находящихся в квартире; приводить свои примеры предметов каждой группы | 27.10 | ||||||
17 | Что умеет компьютер? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять составные части компьютера; — характеризовать назначение частей компью тера; — сравнивать стационарный компьютер и ноут бук; — работать в паре: рассказывать (по ри сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; — моделировать устройство компьютера; — соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать первоначальные представления о функциях компьютера, его составных частях и правила обращения с ним. | 1.11 | ||||||
18 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; — характеризовать опасность бытовых пред метов; — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; — моделировать устройство светофора; — оценивать своё обращение с предметами до машнего обихода и поведение на дороге; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать осторожное обращение с окружающими предметами; повторить основные правила перехода улицы. | 2.11 | ||||||
19 | На что похожа наша планета? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать форму и движение Земли, познакомиться с глобусом как моделью Земли; уметь выдвигать предположения и доказывать их. | 15.11 | ||||||
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | Контроль ЗУН | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Проверочная работа | Уметь выступать с сообщениями, оценивать свои результаты. | 17.11 | ||||||
Раздел «Как, откуда и куда?» (13 ч) | |||||||||||||
21 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со бытий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Текущий | Знать представления о своей семье; уметь называть по имени, отчеству и фамилии членов своей семьи, рассказывать о своей семье. | 22.11 | ||||||
22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнён ной воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать источники воды в природе и в быту, процессы загрязнения и очистки воды; проследить путь воды, которую используют дома; уметь проводить опыты | 24.11 | ||||||
23 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать о роли электричества в быту; проследить путь электричества в дом; уметь правильно обращаться с электричеством и электроприборами; собирать простейшую электрическую цепь. | 29.11 | ||||||
24 | Как путешествует письмо? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных дета лей схему доставки почтовых отправлений, рас сказывать по схеме о путешествии письма, про водить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са мопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Познакомиться с работой почты; знать виды почтовых отправлений, этапы путешествия письма. | 1.12 | ||||||
25 | Куда текут реки? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматри вать морскую соль и проводить опыт по «изго товлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать представления о реках и морях, о пресной и морской воде; познакомиться с тем куда впадают реки. | 6.12 | ||||||
26 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать свойства снега и льда; уметь ставить опыты со снегом и льдом. | 8.12 | ||||||
27 | Как живут растения? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз ни растения; — формулировать выводы об условиях, необхо димых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать жизненный цикл растений, условия необходимые для жизни растений; уметь ухаживать за комнатными растениями. | 13.12 | ||||||
28 | Как живут животные? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказы вать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, фор мулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать представления о жизни животных и условиях необходимых для их жизни; уметь ухаживать за животными. | 15.12 | ||||||
29 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зиму ющих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло женного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь различать птиц зимующих в наших лесах; изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц. | 20.12 | ||||||
30 | Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; __ выяснить откуда берется шоколад, изюм и мёд | Текущий | Знать природное происхождение и производство шоколада, изюма и мёда. | 22.12 | |||||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила утилизации мусора. | 27.12 | ||||||
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предло женную тему; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать источники загрязнения окружающей среды; уметь проводить опыты. | 28.12 | ||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | Контроль ЗУН | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | Проверочная работа | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями. | 29.11 | ||||||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | |||||||||||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо мощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулиро вать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь анализировать условия успешной учебы, благоприятного климата в классе. | |||||||
35 | Когда придёт суббота? | 1 | Комбинированный | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, раз личать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на зывать дни недели в правильной последователь ности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать дни недели и их последовательность; уметь различать прошлое, настоящее и будущее. | |||||||
36 | Когда наступит лето? | 1 | Комбинированный | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь определять времена года, ориентироваться в календаре. | |||||||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти ду, характеризовать их, осуществлять самокон троль; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать самые холодные районы Земли - Антарктиду и Северный Ледовитый океан; уметь находить их на глобусе, приводить примеры животных этих районов. | |||||||
39 | Где живут слоны? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учетную задачу урока и стремить ся её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак теризовать их, осуществлять самопроверку; — работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; — приводить примеры животных жарких райо нов; — устанавливать связь между строением, обра зом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать жаркие районы планеты и их обитателей; уметь находить эти районы на глобусе. | |||||||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис пользованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу ществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать перелетных и зимующих птиц. | |||||||
41 | Когда жили динозавры? | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; | Знать о далеком прошлом Земли. | |||||||||
42 | Когда появилась одежда? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; — работать со взрослыми: изготавливать ма скарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать историю появления одежды и развития моды; уметь отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов. | |||||||
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать старинные и современные велоси педы; — работать в паре: извлекать из учебника ин формацию об устройстве велосипеда, осущест влять самопроверку; — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; — запомнить правила безопасной езды на вело сипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать историю развития велосипеда и его устройство; знать правила безопасной езды на велосипеде. | |||||||
44 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике про фессии людей, рассказывать о профессиях ро дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре: сравнивать рисунки учебни ка, формулировать выводы в соответствии с за данием; — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать представления о времени, профессиях, состоянии окружающей среды. | |||||||
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | Контроль ЗУН | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Проверочная работа | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями. | |||||||
Раздел «Почему и зачем?» (21 ч) | |||||||||||||
46 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи мопроверку; — использовать атлас-определитель для полу чения нужной информации; моделировать со звездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать кар тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать о небесных телах звездах, в том числе и Солнца; уметь изготавливать модели звезд. | |||||||
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебни ке об изучении Луны учёными, осуществлять са мопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси ровать результаты наблюдений в рабочей тет ради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Познакомиться с Луной – естественным спутником Земли; знать первоначальные сведения о Луне; уметь изготавливать модель Луны. | |||||||
48 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — наблюдать за дождями и ветром; — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при чины возникновения дождя и ветра; осущест влять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Расширить представления о дожде и ветре как природных явлениях; знать причины возникновения дождя и ветра. | |||||||
49 | Почему звенит звонок? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — анализировать рисунок учебника и переда вать голосом звуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро верку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать причину возникновения и распространения звука; уметь беречь уши. | |||||||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю дениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах воз никновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последователь ность цветов радуги с помощью цветных поло сок, осуществлять взаимопроверку; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать возникновение радуги , её цвета и их последовательность. | |||||||
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — описывать по плану своего домашнего пи томца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним пи томцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомить ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила ухода за кошками и собаками. | |||||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабо чек с помощью атласа-определителя, осущест влять самопроверку; — рассматривать и сравнивать рисунки учеб ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму лировать правила поведения в природе, сопо ставлять их с эталоном; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабо чек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Познакомиться с цветами и бабочками луга; знать правила поведения в природе. | |||||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — определять лесных обитателей по звукам, кото рые они издают; передавать голосом звуки леса; — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива ния) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулировать правила поведения в природе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила поведения в лесу. | |||||||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — сравнивать рисунки учебника, делать выво ды о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне ния задания цветные фишки, осуществлять вза имопроверку; — оценивать правильность своей подготовки ко сну; — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; — определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать о значении сна для здоровья человека и правилами подготовки ко сну. | |||||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет ных фишек, осуществлять самопроверку; — работать в группе: находить в учебнике ин формацию о витаминах в соответствии с задани ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз недеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — запомнить правила гигиены при употребле нии овощей и фруктов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать о значении витаминов в жизни человека; уметь различать овощи и фрукты | |||||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила личной гигиены: уметь правильно чистить зубы и мыть руки. | |||||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — различать средства связи и средства массо вой информации; — рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; — объяснять назначение радиоприёмника, теле визора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждать назначение Интернета; — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Уметь различать средства связи и средства массовой информации. | |||||||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать автомобили и объяснять их назначение; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; — использовать представленную в учебнике ин формацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную исто рию по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать назначение и устройство автомобилей, уметь различать их основные виды. | |||||||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для вы полнения задания, сравнивать старинные и со временные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать назначение и устройство поездов и железных дорог; уметь различать основные виды поездов. | |||||||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от плава ния на корабле; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством корабля, проводить само проверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать назначение и устройство кораблей ; уметь различать основные виды кораблей. | |||||||
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством самолёта, проводить са мопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | Текущий | Знать назначение и устройство самолётов; уметь различать основные виды самолётов. | |||||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблю дать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — обобщать сведения о транспорте, получен ные на предыдущих уроках; — обсуждать необходимость соблюдения пра вил безопасности в транспорте; — работать в группе: знакомиться с пра вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам вае; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила поведения в автомобиле, в поезде и железной дороге. | |||||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно со блюдать правила безопасности? | 1 | Комбинированный | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — работать в группе: знакомиться с правила ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать правила поведения на корабле, в самолете. | |||||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космо са, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предполо жения по вопросам учебника, осуществлять Са мопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в кос мос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать искусственные спутники Земли и их назначение для человека. | |||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Изучение нового материала | — Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; — находить в тексте учебника ответы на во просы; — приводить примеры взаимосвязей между че ловеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; — участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | Текущий | Знать чему учит экология; уметь находить взаимосвязи между человеком и природой. | |||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы» | 1 | Контроль ЗУН | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Проверочная работа | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся; выступать с подготовленными сообщениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...