Оценка уровня развития исследовательских умений на уроках "Окружающий мир"
статья по окружающему миру (4 класс) на тему

Иванцова Елена Анатольевна

предложены варианты задания для  оценивания  уровня развития исследовательских умений у учащихся. Применять можно на уроках "Окружающий мир" в 3- 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ivancovoy_e.a..doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное казённое образовательное учреждение

для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Карпинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат№1».

Статья

Оценка уровня развития исследовательских умений

учащихся с ОВЗ на уроках «Окружающий мир».

Выполнила:

Иванцова Е.А.

учитель начальных классов

                                                   Карпинска, 2011 год

               Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придаётся большое значение в новом ФГОС НОО, является формирование у выпускников  начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путём сознательного и активного присвоения социального опыта. Оценка достижения учащимися начальной школы планируемых метапредметных результатов представляет собой особую сложность. Это связано с тем, что междисциплинарные программы, предусматривающие развитие универсальных учебных умений, вводятся в практику обучения впервые, так и с тем, что операционализация оценки сформированности таких умений наиболее проблематична.

        Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Поэтому особенности  оценки метапредметных  результатов связаны с природой универсальных действий, обусловливающей функциональное значение ориентировочных действий, которые являются важным условием успешности решения учащимися предметных задач. В связи с этим уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно изменён и измерен двумя путями.

 Первый из них связан с выполнением специально сконструированных диагностических заданий, направленных на оценку уровня сформированности того или иного вида универсальных действий, а второй – с выполнением проверочных заданий по предметам.

          В данных рекомендациях представлены примеры проверочных заданий второго типа по «Окружающему миру», которые позволяют оценить сформированность  таких универсальных,  познавательских и исследовательских умений как:

- формулировать исследовательские вопросы (например, задание «Задай вопрос»):

- формулировать гипотезы и обосновывать их (например, задание «Удивительные насекомые», «Зебровый ландшафт»);

- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание  «Птицы-распространители семян»):

- находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос (например, задание «Для чего нужен снег»);

- формулировать заключение на основе имеющихся фактов (например, задание «Поведение птиц зимой»);

- выдвигать разные варианты решения проблемы  (например, задание «Поведение птиц зимой»);

- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание « Птицы- распространители семян»);

- установить последовательность событий на основе выделенных в тексте фактов (например, задание «Куда текут реки?»).

         Предложенные примеры заданий являются ориентирами  для разработки собственных вариантов, основанных на   том предметном содержании, которое изучалось учащимися класса.  В силу специфики оцениваемых умений задания носят в основном характер  заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим после каждого задания приводятся возможные критерии для оценивания и комментарии к ним.

   Важным компонентом предъявляемых заданий является и сама форма организации «рабочего пространства» для учащегося.  В заданиях, предусматривающих выдвижение гипотезы, важно изобразить облачка для вписывания детьми своих предложений. В заданиях, требующих выделения в тексте фактов для подтверждения гипотезы, представить незаполненную схему подтверждения идеи фактами. В заданиях  на нахождение в тексте фактов, для ответа на вопрос - пустые окошки. Такие схемы и условные обозначения, используемые  в процессе изучения предмета «Окружающий мир», позволяют  наиболее естественным образом вписать  проверочные работы в систематическую деятельность ребёнка  по овладению им универсальными учебными действиями.

   Предложенные варианты заданий помогут учителям в составлении  проверочных работ, которые могут состоять из нескольких заданий такого типа, позволяющих оценить достижения планируемого результата освоения того или иного универсального  познавательного действия или исследовательского умения.

Варианты  заданий  для  оценки  достижения

планируемых результатов.

Задание  №1.  Куда текут реки?

ЦЕЛЬ:

 проверка  сформированности умения осуществлять поиск необходимой информации в тексте, выделять последовательность, используя найденные факты.

  1. Прочитай текст «Вода-путешественница» в тексте учебника.
  2. Где побывает кораблик, если начнёт своё путешествие на реке Осётр?
  3. Заполни  схему:

                                 Критерии оценивания:

1 балл –дан ответ «Осётр – Ока-Волга- Каспийское море

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критериям на 1 балл

Задание№2. Кто такие рыбы?

Цель:

 Проверка сформированности умения формулировать предположения и проверять их с помощью фактов.

  1. Предположи, чем питаются  рыбы.
  2. Прочитай текст «Чем питаются рыбы?», чтобы проверить свои предположения.
  3. Отметь +  предположения, которые подтвердились, - предположения, которые не подтвердились
  4. Дополни меню рыб фактами, найденными тобой в тексте.

                                         Чем питаются рыбы.

Все рыбы имеют ряд общих характеристик, а питаются все по – разному.

Краснопёрка обитает в пресной воде, питается нитчатыми водорослями, молодыми побегами растений. Любит лакомиться насекомыми, их личинками и мелкими рачками, икру моллюсков.

 А сом питается по ночам. Он охотится на живых рыб, ловит водяных крыс, лягушек, раков. Поднявшись к поверхности, хватает сом птиц и земноводных.

          Морские коньки постоянно едят. Они питаются мелкими рыбками или планктоном: мелкими рачками, икринками рыб, личинками животных. Серые акулы всеядны. Они едят всё, что попадается у них на пути: от мелких моллюсков до крупных рыб и осьминогов. Любят крабов и каракатиц.

Критерии оценивания.

5 баллов – найдены и отмечены знаком – все неверные предположения, а знаком + верные, меню рыб дополнено всеми фактами из рассказа.

4 балла – найдены и отмечены знаком – все неверные предположения, знаком + верные, отсутствуют 1-2 факта из текста.

3 балла – пропущены неверные предположения (1-2), отсутствует 3 факта.

2 балла - пропущены неверные предположения (1-2), найдено в тексте 50% фактов

0 баллов  - все остальные случаи.

Задание №3. Почему осенью бывает много паутины.

                     ЦЕЛЬ:

Проверка  сформированности умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Примета: «Если паутины много осенью,  на бабье лето, то осень будет ясная, зима холодная, а будущая весна тёплая».

                                        Задания для учащихся.

1.Выскажи предположение, почему осенью бывает много паутины

2. Запиши свои гипотезы на облачках

3.Прочитай рассказ «Паутинки – путешественницы».

4.Оцени свои гипотезы как правильные или ложные на основе знаний, полученных из текста.

                                           Паутинки – путешественницы.

                      В такие ясные дни можно видеть, как на лугах и лесных опушках трава серебрится сетью паутины; она, словно блестящая ткань, лежит на росистой траве. Взгляните вверх, и вы увидите ряд тончайших нитей, летящих на фоне голубого неба. Настало, как говорят, «бабье лето». Но откуда  же берется эта паутина, оплетающая в таком  изобилии все кусты и травы?
                       Постараемся выяснить это совместными наблюдениями. Для этого необходимо вооружиться хорошим увеличительным стеклом, чтобы можно было следить за работой паука при его приготовлениях к воздушному путешествию. В большинстве случаев молоденькие паучки, собирающиеся в путь, взбираются на ветки, сучки или  выступающие камни и принимаются здесь за весьма своеобразную работу. Прежде всего,   паук прикрепляет начало своей нити, затем, повернувшись несколько вбок и высоко  приподняв брюшко, передвигается вперед против ветра. Выпускаемая им из паутинных  желез нить образует петлю, которая вытягивается и развевается по ветру. Когда  длина нити достигнет приблизительно одного метра, паук подбегает к месту её   прикрепления, откусывает колеблющуюся нить, подбирает свои ножки и, отделяясь от  земли, уносится в воздушное путешествие; тонкая нить током теплого воздуха быстро  поднимается вверх и исчезает в высокой синеве неба. Далеко не всегда начало   путешествия бывает столь удачным: часто случается, что несколько соседних нитей цепляются друг за друга, образуя сложный узел, задевающий соседние кусты и высокую   траву.
                         Воздушные путешествия предпринимают далеко не все виды пауков; наиболее типичные странники — пауки-волки, пауки-бокоходы и тенётники.
Долгое время смысл этого явления оставался для учёных неясным.
Наиболее вероятной причиной, объясняющей странствования пауков, можно признать их очень сильное размножение   в конце лета. Своеобразный лёт способствует расселению молодых паучков. Если принять во внимание появление необыкновенно обильного потомства у пауков, то станет понятным, откуда берутся эти миллионы тончайших нитей, причудливую сеть которых мы с вами наблюдали.

        Критерии оценивания.

                       Задание №1.

От 1 до 3 баллов – в зависимости от количества выдвинутых гипотез

0 баллов нет  гипотез или записанное учеником предложение не гипотеза.

                        Задание №2.

1 балл – записано предложение (оно подчёркнуто в тексте)

0 баллов- неправильные предложения

                           Задание №3.

1 балл – ученик правильно оценил свои гипотезы, нашёл ту, которая соответствует истине

0 баллов -  все остальные случаи

 

Задание №4.  Мох сфагнум

 Цель:

Проверка сформированности умения находить в тексте факты, служащие ответом на поставленный вопрос, заполнять схему по заданному тексту, т.е. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

                Задания для учащихся.

1.Прочитай стихотворение о мхе.

2. Найди в тексте информацию о свойствах этого мха.

3. Заполни схему.

                                                                 Свойства     мха    сфагнум.

                Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь растет,

Он снизу седоватый,        

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил  в глуши лесной.

Критерии  оценивания.

Задание №2.

 1 балл – найдены  подчёркнутые  предложения

0 баллов – все остальные  случаи

Задание №3.

3 балла – заполнены 3 элемента схемы

2 балла – заполнено 2 элемента схемы

1 балл – заполнен 1 элемент схемы

0 баллов – все остальные случаи

 Правильные ответы:

Цвет серо-зелёный; впитывает влагу;  имеет бактерицидные  свойства

                Задание  № 5 .Жизнь птиц зимой.

                        Цель:

Проверка умений: а) формулировать  заключение на основании нескольких фактов, б) выдвигать разные варианты решения; строить логическое рассуждение, представляющее собой различные варианты решения проблемы.

                            Задания  для учащихся.

  1. Прочитай факты  из жизни  птиц  зимой.
  2. На основе этих фактов выдели общую проблему, возникшую в жизни птиц зимой.

                         ФАКТ

Снежные заносы затрудняют

добывание корма  птицам.

                   ФАКТ

Птицы за короткий день едва

успевают прокормиться и утолить

голод

                ФАКТ

В зимнюю стужу голодные,

ослабевшие птицы легко

погибают

                            ФАКТ

Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев затрудняют птицам  добывание корма (вытаскивание из щелей коры, склёвывание почек и ягод)

                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Предложи свои варианты решения этой проблемы.

                               Критерии  оценивания.

Задание №1.

1 балл – дети делают заключение: зимой птицам трудно добывать корм

0 баллов – все остальные случаи

Задание №2.

3 балла – дано несколько вариантов решения проблемы

2 балла – связное высказывание, содержащее 1 вариант решения проблемы (идея помощи птицам, разные варианты помощи)

1 балл – дан правильный вариант решения проблемы, но не раскрыты конкретные действия

0 баллов – все остальные случаи

                                Задание №6.  Для чего нужен  снег.

Цель: Проверка умения находить и выделять в тексте факты для ответа на вопрос.

                                             Задание   для  учащихся.

1.На уроке ты вместе с одноклассниками изучал снег, снежинки. Как ты думаешь, для чего нужен снег?

2. Какую роль играет снег  в жизни неживой природы? Запиши в  облачках

3. Какую роль играет в жизни человека? Запиши

4.Прочитай рассказ Ю.Дмитриева «Для чего нужен снег».

4. Какие новые сведения о значении снега ты нашёл? Запиши в облачках

 Свойства    снега

                 (Рассказ Ю.Дмитриева «Для чего нужен снег»)

Критерии оценивания.

                          Задание №1, 2, 3.

2 балла – приведены не менее 3-4 связных монологических высказываний, раскрывающих значение снежного покрова в жизни природы и человека.

1 балл – приведены не менее 1-2 такого рода высказываний.

0 баллов – все остальные случаи

                           Задание  №4.

3 балла – из текста выделены все факты, на основе которых сформулированы связные монологические высказывания, дополняющие первоначальный ряд

2 балла – в тексте  выделены  1-2 факта

1 балл – из текста выделены менее половины фактов, дополняющих первоначальный факт

0 баллов – все остальные случаи

                Задание  №7. «Зебровый ландшафт»

Цель:

Проверка сформированности умения формулировать гипотезы, умения выделять в тексте информацию, соответствующую поставленному вопросу (теме).

                                          Задания  для учащихся.

1.Весенний пейзаж иногда имеет название «зебровый ландшафт». Как ты думаешь, почему? Запиши свои предложения.

2.Подчеркни в тексте строчки, объясняющие такое необычное название.

3. Кратко запиши ответ на вопрос, поставленный выше.

                                 

                                      Зебровый  ландшафт.

 Весенний снег особый. Нет в нём прежней пушистости, лёгкости. От солнца и тепла слежавшийся пласт снега начинает оплывать, подтаивать, съёживаться в комочки-капельки, похожие на зёрна. Но и такой зернистый снег по – своему красив: в солнечный день хрустальной резьбой переливаются и сверкают бороздки зернистого снега. Острыми снежно-ледяными пластинками щетинится  наст. Зайди против света, присядь пониже и полюбуйся полупрозрачными дворцами и замками, остроконечными башнями и целыми горными странами, вырезанными солнечными лучами из снега.

     С каждым днём снег всё  более рыхлый. Потерял он былую белизну – потускнел: стал тёмно-серым. Снежок, слепленный из такого снега, тяжёлый, влажный, с колючими льдинками. Под ногами снег хрустит необычно громко. Это ломаются под нашей тяжестью ледяные кристаллики, издавая такой своеобразный звук.

   Оттепели весной всё чаще и совсем не похожи на зимние. Тёплые ветры,  словно языком,  слизывают снег с асфальта, с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Проталин становится всё больше. Они сливаются, образуя рисунок из тёмных полос, чем-то похожих на чёрные полоски у зебры. Эта похожесть стала причиной забавного названия такого пятнистого весеннего пейзажа: зебровый ландшафт (это слово обозначает вид местности).

                                                                                       Корабельников В.А.

                             Критерии  оценивания.

Задание№1.

2 балла – приведены не менее 2-3 предположения о причинах такого названия

1 балл – приведено одно подобное высказывание

0 баллов – предположения отсутствуют

 Задание №2.

2 балла – в тексте есть  соответствующие строчки, объясняющие название ландшафта, кратко сформулирован ответ на поставленный вопрос

1 балл – выполнена либо первая, либо только вторая часть задания

0 баллов – все остальные случаи

Задание  №8. Поведение птиц зимой.

         Цель:

Проверка сформированности умения делать заключение на основе выделенных фактов, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию

                                              Задания  для   учащихся.

1.Прочитай факты о жизни птиц зимой.

2. На основе этих  фактов сделай заключение о том:

А) что общего в поведении птиц зимой

Б) как приспособились птицы добывать корм зимой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1.

2.

               ФАКТ

На дорогах, вблизи

зернохранилищ

подбирают рассыпанные зёрна

воробьи, к которым

присоединяются

стайки овсянок и

пуночек

     ФАКТ

На обочинах дорог, на пустырях заросли

репейника, лебеды,

чертополоха – тут стайки щеглов

   ФАКТ

В городах становится

заметнее стаи ворон и галок. Они питаются отбросами

        ФАКТ

В хвойных лесах кочуют

смешанные стайки синиц, поползней, пищух,

дятлов. Общими

усилиями они освобождают лес от вредителей

                           Критерии  оценивания.

Задание №2

2 балла – даны два правильных ответа

1 балл – дан один правильный ответ

0 балл – все остальные  случаи

Правильные  ответы:  

а) птицы заняты поиском пищи    

б) птицы приспосабливаются жить стайками

        

                                            Список  литературы.

  1. Асмолова  А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия// Москва, Просвещение.  2008
  2. Кривобок Е.В.,  Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. – Вологоград:Учитель, 2010.-138 с.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2010г.
  4. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, №2, с.34-40

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Способы оценки уровня развития коммуникативной компетентности.

Содержит методику  «Кто прав?»  Цукерман Г.А. , анкеты, таблицы и листы самодиагностики для оценки уровня развития коммуникативной компетенции....

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...