Игра – путешествие "Наш край"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Игра – путешествие
«Наш край»
Учитель начальных классов
Тесёлкина С. Ю.
г. Балаково
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся
о Саратовской области;
расширить кругозор детей о растительном и
животном мире нашего края;
воспитывать бережное отношение к природе
родного края
Оборудование: карта Саратовской области, название
остановок, рисунки растений и животных,
ребусы, кроссворд, проигрыватель
Ход занятия
I Сообщение темы занятия
У. Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю. Оно пройдёт
под девизом «Охранять природу – значит охранять Родину». В путь мы
отправимся на поезде «Эколог». Не сбиться в пути нам поможет карта
Саратовской области. Поезд будет делать остановки на различных
станциях.
II Станция «Географическая»
У. Какова площадь Саратовской области?
Д. По контуру область напоминает в уменьшенном масштабе карту России.
Территория области равна 100,2 тыс.кв.км. Правобережье – 460 тыс.кв.км
Левобережье – 54,2 тыс.кв.км. Область протянулась на 575км.
У. Какой рельеф имеет Саратовская область?
Д. Если путешествовать по Саратовской области с севера на юг, то можно
увидеть разнообразные формы рельефа: горы, холмы, равнины, речные
долины, овраги.
У. Какая крупная река протекает в нашей области?
Д. В нашей области протекает река Волга. Она делит область на
Правобережье и Левобережье. Её протяжённость- 3,5 км, ширина – 11 км.
III Станция «Ботаническая»
У. На этой станции поговорим о растительности нашей области. Она очень
разнообразна. Отгадайте ребусы и загадки, расскажите об этих растениях.
1. ЧЕРЁ ( рисунок мухи ) ЧЁРЁМУХА
2. Д ( рисунок зуба ) ДУБ
-------
З
3. ( рисунок кувшина ) ка КУВШИНКА
ЗАГАДКИ
1. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а вся дрожит. (Осина)
2. Что же это за девица
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
У. Какие вы знаете растения нашей области, занесённые в Красную книгу?
Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих
поколений – наш долг.
Д. ВЕНЕРИН БАШМАЧОК
Травянистое растение высотой 15-45см. Листья продолговатые, цветки – в форме башмачка, плод – коробочка. Семена очень мелкие. Зацветает на 15-17 год жизни. Цветёт в конце мая. В Саратовской области растёт в Вольском, Хвалынском, Базарно-Карабулакском районах.
IV Станция «Зоологическая»
Д. Животный мир области разнообразен. Большое влияние на него
оказывает климат. Здесь обитает 76 видов зверей, 260 видов птиц,
50 видов рыб.
ЗАГАДКИ
1. Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
2. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревнях кур крадёт? (Лиса)
4. Он как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей. (Ёж)
РЕБУСЫ
1. ( Рисунок чая в чашке ) КА (ЧАЙКА)
2. 40 А (СОРОКА)
3. Ц , ( рисунок капли ) (ЦАПЛЯ)
4. Д ( рисунок розы ), Д (ДРОЗД)
У. Какие животные ещё обитают в нашей области? Какие из них занесены
в Красную книгу?
Д. БАРСУК
Обитает по склонам балок, в долинах рек, в лесах. роет норы обычно небольшие с несколькими выходами вблизи пресных водоёмов. Активен ранним утром и от заката до полуночи. Питается падалью, насекомыми, мелкими грызунами, ягодами, семенами. Залегает в спячку с ноября до марта.
В Саратовской области барсук встречается в Пугачёвском, Ершовском, Озинском, Новоузенском районах.
ЁЖ УШАСТЫЙ
Места обитания – степные балки, лесополосы, заброшенные сады, небольшие овраги. Ёж роет нору длиной до 150см, которая заканчивается гнездом. Ёж охотится ночью, днём спит. Питается насекомыми, молодыми ящерицами, ягодами, семенами, фруктами. К осени накапливает жир, в конце октября залегает в спячку. В Саратовской области встречается в Краснокутском, Ершовском, Новоузенском, Питерском районах.
V Станция «Подземные богатства»
У. Разгадав кроссворд, вспомним, какие полезные ископаемые
встречаются в нашей области.
1 | * | * | * | |||||||||
2 | * | * | * | * | * | |||||||
3 | * | * | * | * | * | |||||||
4 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
5 | * | * | * | * | * | |||||||
6 | * | * | * |
1. Полезное ископаемое, которое называется голубое топливо.
2. Полезное ископаемое, используемое при строительстве и изготовлении
посуды.
3. Полезное ископаемое, из которого изготовляют бензин.
4. Полезное ископаемое, которое образовалось из морских организмов,
их скелетов, раковин.
5. Полезное ископаемое жёлтого или белого цвета, образуется при
разрушении гранита и пропускает воду.
6. Особая разновидность известняка. Используется для побелки стен.
Д. Ну, а теперь о самом важном.
Взглянуть на нашу землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделали с тобою?
VI Станция «Экологическая»
У. На нашей планете много больных мест. Это получилось потому, что
люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных
станций. От этих предприятий загрязняется воздух. Отходы заводов
сливаются в реки.
Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
Д. 1. Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
2. Радуйся красоте природы, не вреди ей.
3. На природе веди себя тихо: смотри, слушай, не шуми.
4. Будь другом всех живых существ, не убивай, не мучай животных.
5. Охраняй чистоту вод.
6. Следи за чистотой природы. Не оставляй после себя следов пребывания
в ней.
У. Сейчас нарисуем все вместе плакат, какой вы хотите видеть «НАШУ
ЗЕМЛЮ».
VII Итог занятия
У. Наше путешествие закончилось.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина.
Д. 1. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы».
2. «В степях, лесах, горах живут разные животные – будем охранять
наши леса, степи, горы».
3. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку
нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина "Край, в котором я живу».
Игра-викторина "Край, в котором я живу»....
Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»
Познакомить с Михайло Волковым - первооткрывателем каменного угля.Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну...
Познавательная игра "Наш край"
Цели: 1. Закрепить знания о природе Ямальской земли. 2.Развивать логическое мышление, смекалку, любознательность....
Игра-путешествие "Край мой северный любимый"
Изучение родного края (Ненецкий автономный округ) через игру, рассказывая об истории и становлении НАО...
Конспект внеурочной деятельности "Игры народов края" 2 класс
Конспект внеурочной деятельности "Игры народов края" для 2 класса.Планируемые результаты: Познавательные:-знать какие народы проживают на Южном Урале, какие у них игры;-уметь отбирать н...
Конспект внеурочного занятия "Игры народов края" (3 класс)
Планируемые результаты:личностные: формировать представления детей о национальных подвижных играхпознавательные: воспитывать интерес к играм родного края, прививать уважительное, доброжелательное отно...
Методическая разработка познавательной игры-путешествия «Край мой северный» для учащихся 3-4 классов
Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте природных богатств и людях труда, нормах морали и нравственности учащиеся выносят с родной земли, и всю жизнь они будут соотносить с этими и...