Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»
классный час (4 класс) по теме
Познакомить с Михайло Волковым - первооткрывателем каменного угля.
Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.
Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.
Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого.
Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_kemerovskaya_oblast.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»
Составила: С.В.Аверьянова
Цели: Формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине
Задачи: Познакомить с Михайло Волковым - первооткрывателем каменного угля.
Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.
Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.
Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: Карта Кемеровской области, карта России, карточки, пословицы, слайды, каменный уголь
Ход занятия.
I. Орг.момент.
II. Вступительное слово.
-Сегодня на классном часе мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее .
-Все мы с вами россияне. Почему?
-Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)
-На каком материке располагается Россия? Покажите на глобусе.
-Покажите границу России – страны, в которой мы живём, на карте.
-Какой город является столицей России? (Москва) (покажите на карте)
-Кто является президентом России? (Владимир Владимирович Путин)
(Медведев Дмитрий Анатольевич - председатель правительства Российской Федерации)
- Россия - это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.
-Наверное, для каждого из нас есть уголок, который самый дорогой нам. Это то место, где мы с вами родились, растём, и это наша малая Родина.
-Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)
-Почему?
III. Тема занятия.
-Сегодня мы проверим насколько хорошо вы запомнили о Кемеровской области то, о чём мы говорили на внеклассных занятиях и возможно узнаем что-то новое.
IV. Деление на группы (по цвету жетона)
Рассаживаются на 3 команды
-Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-соревнования.
-Выбирают капитанов, название команд.
V.Викторина (за общие вопросы выдаётся жетон, который затем обменивается на баллы: 3 жетона - 1 балл)
-Раз викторина посвящена Кемеровской области, то все вопросы будут связана с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.
1) -На какие 2 части делится материк Евразия? (на Европу и Азию)
-При помощи чего идёт разделение материка Евразия? (Уральские горы)
-Покажите на карте Европейскую часть России, азиатскую часть России.
-В какой из этих 2-х частей располагается Кемеровская область?
(Она занимает юго-восточную часть Западной Сибири в пределах бассейна реки Томь)
-Показать Кемеровскую область на карте России.
-Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?
Если на карту Кузбасса всмотреться в нём обозначены контуры сердца.
Почти в центре какого самого большого в мире материка располагается Кемеровская область? (Евразия)
2) Из цифр и слов составьте дату образования Кемеровской области.
(1,2,3,4,5,6,7,8,9,январь, декабрь, февраль, апрель, май)
26 января 1943года
3) Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.
(вытягивают вопрос на карточке) (показ на карте)
-Север (- с Томской областью),
Запад (-с Новосибирской областью)
Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)
4)Административный центр Кемеровской области?
Кемерово – административный центр Кемеровской области.
5)Длина границ Кемеровской области 2520км.
Что вы можете сказать о рельефе, по которому проходит граница Кемеровская область? (по горным районам, по равнинам и возвышенностям, по водным рубежам.
-Назовите протяжённость Кемеровской области с С на Ю, с З на В (сС на Ю - 510км, с
З на В -300км)
6)Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.
-Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области.(Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня)
-Подчеркните самую крупную и главную реку Кемеровской области 1 чертой.
-Притоками какой крупной реки они являются? Ответ подчеркните 2 чертами.
-Покажите на картах Томь и Обь.
Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш.
-Кто помнит как называют Томь? (Большая тёмная река)
-Почему? Имя Томи дал кетский народ, который видел как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.
-Роль Томи для жителей Кузбасса?
(кто последний назовёт)
-утолить жажду
-транспортный путь
-источник гидроэнергии
-место отдыха
-основа рыбного хозяйства
-в быту роль «Золушки»
7).Конкурс «Объясни пословицу»
-О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 1 пословице, смысл которой нужно будет объяснить. (вытягивают)
Родина краше солнца, дороже золота. Родина – мать, умей за неё постоять.
На чужой стороне Родина милей вдвойне. Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Конкурс «Расшифруй пословицу» (для капитанов)
- Вы должны соединить буквы с одинаковыми символами над ними в слова, а затем слова в пословицу. Русский человек без родины не существует.
-Родина есть, но наверное должен быть человек, который управляет нашей маленькой Родиной - Кемеровской областью?
-В настоящее время Губернатор Кемеровской области – Тулеев Аман Гумирович
-Каждое государство имеет свои символы.
8)Символы Кемеровской области
-Что относится к символам Кемеровской области? (Герб, гимн, флаг)
-Гимн
Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя, которая исполняется в особых случаях: ежегодно утром, во время спортивных праздников, …
«Рабочая мелодия Кузбасса», Слова кузбасского поэта Геннадия Юрова, музыка Евгения Лугова
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны
Флаг
-Что из себя представляет флаг?
(Прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей 1/3 длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области)
-Где флаг Кемеровской области поднят (установлен) постоянно?
-на здании и в залах заседаний Совета народных депутатов, Администрации Кемеровской области, органов местного самоуправления, официальных представительств Кемеровской области;
-в рабочих кабинетах губернатора Кемеровской области, председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, глав муниципальных образований..
Когда могут вывешиваться флаги области?
-в дни праздников и памятных событий на зданиях организаций, на жилых домах.
-Когда флаг области может быть поднят (установлен)?
-при церемониях и во время торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Кемеровской области, при проведении спортивных соревнований, в помещениях для голосования в дни проведения выборов, на транспортных средствах Губернатора Кемеровской области и председателя Совета народных депутатов Кемеровской области
-Когда флаг приспускается?
-в дни траура, объявленного в Российской Федерации или в Кемеровской Области.
Герб-официальная эмблема. (вопросы вытягивают команды и отвечают по порядку)
-Что представляет собой герб Кемеровской области? (французский щит)
-Чем обрамлён щит? Что они означают?(дубовыми ветвями, означают , что Кемеровская область наделена правами государственной власти и является субъектом Российской Федерации)
-Полосами какого цвета окаймлён щит? (чёрного и золотого цветов)
-Какого цвета нижняя часть щита? Что символизирует этот цвет? (Зелёный цвет символизирует сельское хозяйство, природные богатства, цвет молодости и надежды)
-Что располагается в центре щита, при этом усечено с боков? Какого цвета и что символизирует? (Треугольник чёрногот цвета, усечённый с боков и окаймлённый узкой полоской золотого цвета – террикон, символизирующий угольную промышленность.
-Что расположено в центре террикона?(перекрещенные кузнечный молот и кирка, развитие промышленности)
-Что символизирует важность сельского хозяйства для Кемеровской области? (3 колоса, устремлённые вверх в центре террикона_
-Треугольники какого цвета располагаются в левом и правом углах щита и что они символизируют? (красного, символ раскалённого металла)
-Какая дата написана на орденской ленте ордена Ленина, которая переплетает нижнюю часть венка? (1943г.-год образования Кемеровской области)
-Что символизирует корона над центром гербового щита? (стилизованная чаша-символ богатства)
VI.Знакомство с Михайло Волклвым.
-Мы с вами обратили внимание на то, что большую часть герба занимает чёрный террикон. Давайте ещё раз вспомним, что он символизирует? (угольную промышленность)
-Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает? Шахтёр
-Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области? (Ответ на этот вопрос вы должны были найти дома)
Каменный уголь был найден в семи верстах от Верхнего острога в Горелой горе. Это открытие имело выдающееся значение для будущего родного края, но в то время, в начале 18 века оно практического значения не нашло. В Томске несколько рудознатцев -Фёдор Комаров, Степан Костылёв и Михайло Волков –объявляют за собой государево слово. После этого их перевозят вначале в Тобольск, а затем в Москву. В Преображенской тюрьме с ними ведут допрос: «Почему рудознатцы крикнули на торгах государево слово?» Они ответили, что нашли руду в горах сибирских для государева полезную. Во время допроса внешне Волков был спокоен, но в нём всё кипело от несправедливости, он был сдержан. После долгих разбирательств (а дело дошло до самого царя), определив чистоту металла, рудознатцев отпустили из-под караула, выдали положенное вознаграждение и поощрили к дальнейшему сыску руд. Волков ждал одного: «Времени, когда он сможет выкупить семью и сам стать вольным»
Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в «горелой горе». В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерова в Рудничном районе.
Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: «Как так, камень, а горит?» Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Митхайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.
Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах «уголье земляное». Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел «горелую гору» и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до егот использования прошло 100лет.
Площадь в центре Кемерова носит имя Михайлы Волкова. 23 августа 1968г здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор –кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.
Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.
Уголь- это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.
VII.Подведение итога игры и итога занятия.
-Что интересного взяли для себя?
-Лучшей стала команда… (все молодцы)
-Большое спасибо всем за участие в викторине и в подготовке д/з
-Что нового и интересного узнали?
-Продолжим открывать тайны соей маленькой Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини сочинение Край, в котором я живу.
Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....
Игра-викторина "Край, в котором я живу».
Игра-викторина "Край, в котором я живу»....
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....
Классный час "Край, в котором я живу!"
Знакомство с природой Хабаровского края, историей родного края....
Классный час "Край, в котором я живу - моя Югра"
Классный час проведен в День знаний в 1 классе. Цель занятия: создать книжку-малышку об округе:природа округа, коренное население округа , занятие и традиции ж...
Классный час. КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. МОЯ ЮГРА.
Край, в котором я живу. Моя Югра....
Край, в котором мы живем. Природа нашего края
Открытый урок...