Игра-путешествие "Край мой северный любимый"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Изучение родного края (Ненецкий автономный округ) через игру, рассказывая об истории и становлении НАО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-путешествие по родному краю | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение НАО «Средняя школа п. Искателей»
Внеклассное мероприятие
Игра – путешествие «Край мой Северный любимый…»
Провела учительница
начальных классов
Самигуллина С. Р.
2015 г.
Пояснительная записка.
«Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит» - Такое наблюдение сделал какой – то мудрец, наверное, очень любящий детей и знающий все тонкости их чистой и хрупкой души. Как важно, чтобы прикосновение к душе ребенка в школе, где он проводит большую часть своего детства, было теплым и нежным. Как важно не упустить возможности наполнить жизнь детей в образовательном учреждении яркими впечатлениями и положительными эмоциями.
Игра! Она всегда нравилась и нравится детям. В игре ребенок живет в том мире, в который открывает ему двери фантазия.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.
Внеклассное мероприятие «Край мой Северный любимый» позволяет усилить воспитательную роль мероприятий о родном крае.
Изучение растительного и животного мира, знакомство с знаменитыми людьми округа обогащает знания учащихся о своем крае. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Мероприятие составлено в форме игры – путешествия. Через игру дети получают первые представления о родном крае. Мероприятие помогает развитию у учащихся географических представлений о родном крае; воспитывает гордость за свою малую родину, ответственность за ее будущее;
развивает познавательные способности, расширяет кругозор и повышает общую культуру учащихся.
Цель:
воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Способствовать формированию гражданской позиции
Вызвать у детей интерес к своей малой Родине.
Дать первоначальные представления о родном крае: о животном и растительном мире, о коренных жителях родного края.
Развивать любознательность.
Планируемые результаты.
Дети получат новые представления о природе своего края.
Мероприятие способствует формированию нравственно- патриотических чувств.
Расширение кругозора детей.
Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Оборудование.
- Ноутбук
- Мультимедийный проектр
- Экран
- Костюмы
- Музыкальный центр
Оформление мероприятия.
- Выставка рисунков «Край мой Северный»;
- Выставка книг северных поэтов и писателей;
- Образцы проектов детей «Моя малая Родина».
- Портреты ненецких поэтов и писателей.
Место проведения: актовый зал школы.
Участники: учащиеся 1 «А» класса.
Приглашенные: параллель первых классов, педагоги, родители.
Ход внеклассного мероприятия.
( Звучит мелодия песни о Нарьян-Маре)
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Наше внеклассное мероприятие называется «Край мой Северный любимый…» Сегодня мы поговорим о том, что нам дорого, о том без чего жить нельзя - о Родине. Как называется наша Родина? ( Россия). (Слайд 2 )
Назовите столицу России? ( Город Москва). Мы гордимся нашей великой Родиной, ее лесами и полями, ее песнями, ее талантливыми и трудолюбивыми людьми. Но у каждого человека есть своя Малая Родина.
Малая родина, то место, где ты родился, это дом, где ты , заливаясь смехом делал первые шаги, где впервые сказал слово «Мама», но еще человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это место, где живут ваши родители, где вы растете, учитесь, играете с друзьями.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. И куда бы ты не уехал, тебя всегда тянет на родину, на те места, где ты вырос.
Словом, малая Родина у каждого своя! И сегодня мы поговорим о нашей малой родине. Наша Родина Россия очень большая. Так вот, на Северо – Востоке европейской части России, за Полярным кругом расположен наш Ненецкий автономный округ (Слайд 3 ) , где девять месяцев длится зима, где есть полярный день и полярная ночь. Эту территорию называют Крайним Севером. Как называется столица Ненецкого автономного округа? (Город Нарьян – Мар, в переводе с ненецкого языка обозначает «Красный город.)
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по нашему Северному краю. В путешествие мы с вами отправимся в вертолете и будем делать остановки в разных местах нашего края. Познакомимся с растительным и животным миром округа, знаменитыми людьми округа (Слайд 4). Сели поудобнее, полетели! ( Шум мотора вертолета)
Наша первая остановка называется «Край мой Северный любимый…» Нас встречает Тундровичок (мальчик, одетый в ненецкий национальный костюм)
Тундровичок. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Давайте познакомимся. Меня зовут Тундровичок. Я живу там же, где и вы – в Ненецком автономном округе. Нашему округу в этом году исполнилось 85 лет. Образован округ постановлением ВЦИК 15 июля 1929 года.
(Слайд 5)Наш округ граничит с Архангельской областью на западе, Республикой Коми – на юге и с Ямало - Ненецким автономным округом на востоке. Территория округа омывается морями Северного Ледовитого океана : Белым, Баренцевым, Карским.
Основная часть территории округа расположена в зоне тундры, часть в зоне лесотундры и небольшая часть в зоне северной тайги.
(Слайд 6).В чем главная особенность любой тундры? (В отсутствии деревьев). Тундра бывает горной и равнинной. В тундре много болот, речек и озер. Здесь нет больших лесов, а деревья называют карликовыми. Сухие места в тундре занимают лишайники (Слайд 7). Самый распространенный из них – ягель, который любят олени (Слайд 8). В тундре встречаются мхи, ягоды, грибы. (Слайд 9). Среди ягод особо выделяется морошка – сочная, сладкая, словно наполненная солнечным светом.
Вот что я хотел вам рассказать о нашем крае. Любите свой родной край! До свидани.я, ребята!
Учитель. Спасибо, Тундровичок! Что нового, интересного вы узнали, ребята?
(Слайд 10). Сели в вертолет, продолжаем наше путешествие. ( Шум мотора вертолета)
Итак, следующая остановка называется «Животный мир». На этой станции нас встречает Олененок (мальчик, в костюме олененка).
Олененок. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Зовут меня Олененок. Я хочу вам рассказать о животном мире Ненецкого округа. Но сначала вас ждет серьезная проверка: я загадаю вам загадки (Слайд 11).
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет
Умеет плавать и ныряет
(белый медведь)
(Слайд 12) В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов-
Транспорт надежный для дальних походов.
(северный олень)
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по свету кочует
В теплой шубе голубой.
(песец)
(Слайд 13) Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живет
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив ее полет.
Чисто-белым опереньем
Сплошь покрыта, с головой.
А в учебниках зовется
Она…
(полярная сова)
Комья снежные лежат,
Комья снежные дрожат.
Это птицы, а не снег.
Обитают возле рек.
Только клювик и глаза
Выдают ее всегда,
Она белая, как ватка
Кто же это?
(куропатка)
(Слайд 14) У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
Это рыжая…
(лиса)
(Слайд 15) Среди льдин рыбешку ищет,
А пловец - каких не сыщешь.
До чего же зверь хорош-
Гладкий сильный этот…
(морж)
По отгаданным загадкам вы поняли, что постоянные обитатели тундры - северный олень, песец, лиса, заяц. На побережье северных морей в зоне Арктики нередко встречаются белые медведи и моржи.
(Слайд 16) Ранней весной прилетают к нам гуси, лебеди и утки. За короткое лето они успевают вырастить птенцов и осенью отправляются в теплые страны.
(Слайд 17) А вот куропатка и полярная сова никуда не улетают. Они находят себе пищу в любое время года.
Вы многое узнали о природе тундры и ее обитателях. Пришла пора познакомить вас с Красной книгой (Слайд 18). Красный цвет, словно сигнал светофора, напоминает об опасности. А опасность состоит в том, что некоторые животные и растения в тундре постепенно исчезают. (Слайд19)
Почему исчезают растения?
- Человек уничтожает сами виды или их дома – места, где они растут.
- Человек собирает растения для букетов или для лекарственных целей.
- Человек прокладывает дороги и нефтепроводы.(Слайд 20)
Почему исчезают животные?
- Человек уничтожает среду обитания животных при строительстве газопроводов и нефтепроводов.
- Охотится на животных, ловит рыбу.
- На суше и на море становится все больше мусора.
- Меняется климат в Арктике.
(Слайд 21) В красную книгу НАО занесены: радиола розовая, журавль-стерх, краснозобая казарка.
Дорогие ребята! Это все, что я сегодня хотел вам рассказать.
Любите и берегите природу родного края! До свидания!
Учитель. Что особенно запомнилось вам на этой остановке? (Дети отвечают).
Двигаемся дальше (Слайд 22). Следующая остановка называется «Знаменитые люди НАО». На этой станции нас встречает Печоряночка .
Печоряночка. Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о знаменитых людях Ненецкого округа.
Наш округ славится знаменитыми людьми(Слайд 23) Выучейский Иван Павлович (1901-1996г)- педагог, государственный и общественный деятель,(Слайд 24) Ардалин Михаил Семенович – геолог, первооткрыватель нефтяных и газовых месторождений. Много знаменитых поэтов: (Слайд25) Василий Николаевич Ледков, Алексей Ильич Пичков- секрет стихов поэта- его искренность, Прокопий Андреевич Явтысый. Сейчас ваши одноклассники прочитают несколько стихов этих поэтов.
( Дети читают стихи. Приложение 1)
Печоряночка. Пришла пора простится. Помните знаменитых людей нашего округа. Запомните, чтобы стать знаменитым, надо совершать добрые дела.
Учитель. Итак, назовите знаменитых людей нашего округа?
Продолжаем наше путешествие. Сели поудобнее. Полетели. (Слайд 26)Следующая остановка « Привал». Все устали. Сейчас мы с вами отдохнем. На привале отгадаем загадки, которые для вас сочинил ненецкий поэт, прозаик, художник Прокопий Андреевич Явтысый. (Слайд 27)
Она, как оленья шкура,
От моря до моря лежит-
То рыжей, то белой,
То зеленой становится.
(тундра)
Гусиный пух
Тундру заметает,
А гусей нигде нет.
(снег)
Цветная занавеска
Ночное небо закрывает,
А в тундре от нее
Светлее становится.
(северное сияние)
На тундру загляделось-
Целых три месяца
Спать не ложиться
(летнее солнце)
Лес не лес,
Туча не туча-
То по тундре кочует,
То на одном месте кружится.
(оленье стадо)
Олень от них убегает-
А они
Не отстают.
(нарты)
(Слайд 28)
Она, как снег,
От солнца прячется.
А мышки - от нее
(сова)
Из пуховой одежды мамы
Для детишек
Мягкая постелька постелена.
(гнездо)
Десять черных бусинок
На одной веточке весят.
(черника)
Молодцы, ребята!
Учитель. Продолжаем наше путешествие. Сели поудобнее. (Слайд 29) Следующая остановка называется «Жители Севера». Нас встречает Пуночка (Девочка в костюме птички)
Пуночка: Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Пуночка. Я хочу рассказать вам о коренных жителях нашего края.
Наш край славится не только разнообразием растительного и животного мира, но и людьми.
- Каких коренных жителей Севера вы знаете? (Ненцы, ханты)
- А где живут они? (В тундре, в чумах).(Слайд 30)
Чум - это северное жилище, покрытое шкурами оленя. На один чум требуется 70 - 80 шкур оленей. Чум перевозят на нартах.( Слайд 31) Нарты - это северная повозка, напоминает сани. Ездят на нартах и зимой и летом, запрягая в них оленей. Собирают и разбирают чум в основном женщины. Женщина ведёт хозяйство, она хранительница домашнего очага.
О ней судят по обшивке чума, одежде её детей, мужа и всех, кто носит вещи, изготовленные ею. А мужчины занимаются охотой, рыболовством. Главное занятие ненцев - оленеводство. (Слайд 32)
Оленей ненцы используют и как транспортное средство, незаменимое в условиях тундры. От оленей получают: пищу (мясо), одежду (шкуры) и жилище, для которого используют шкуры оленей. Олени питаются ягелем, лишайниками, зеленью кустарников, берёз, любят грибы. Грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Заметив, что олени их очень любят, они не стали отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится несколько дней, да и не настолько их много, чтобы грибов хватило и людям, и оленям. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким букетом полевых цветов, собирающего цветы неспелой морошки. И это объясняется вовсе не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает их чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.
- А трудно ли жить им в тундре? ( Они привыкли к таким бытовым условиям, холоду. Спасает их от холода меховая одежда, )
Одежда жителей тундры. (Слайд 33)
Зимнюю мужскую шубу - малицу - шьют мехом внутрь. Она надевается через голову и имеет широкий подол. К малице пришивают капюшон из мягких шкур молодых телят и рукавицы из более жёсткого камуса (так называют очень прочные шкуры с ног оленей ). Широкая малица не стесняет движений. Поверх малицы ненцы часто надевают накидку из сукна. Когда морозы особенно сильные, поверх малицы надевают ещё одну шубу, которую шьют мехом наружу. (Слайд 34) Зимнюю обувь - пимы - тоже шьют из камуса мехом наружу. В пимы надевают чулки мехом внутрь. В такой двуслойной меховой одежде можно даже спать на снегу.(Слайд 35) Женская зимняя шуба называется ягушка. Воротник ягушки украшают мехом песца, а саму шубу расшивают кусочками разноцветного меха и сукна. Мастерицы знают много традиционных узоров, например, "оленьи рога", "заячьи уши" и др. Секреты вышивания передаются от матери к дочери. Даже подстилка в люльке и детский конверт - одеяло для новорожденного шьют из мягкого оленьего меха. Это все, что я хотела вам рассказать. До свидания, ребята!
Учитель. Ребята, что нового и интересного вы узнали о коренных жителях нашего округа? (Ответы детей).
Двигаемся дальше. Пора нам и повеселиться. (Слайд 36) Прибыли мы на остановку «Музыкальная» Вертолет дальше не полетит, если мы не споем песенку про наш северный край.
Какую песню споем?
Дети: Мой Нарьян-Мар. (Дети поют песню.) (Слайд 37)
Мой Нарьян-Мар
Музыка: Григорий Пономаренко Слова: Инна Кашежева
В небе зори алеют, полыхают вдали, |
Учитель. Сели поудобнее, пора возвращаться обратно. (Слайд 38)
Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что нового, интересного вы узнали о нашем округе? (Ответы детей.)
Учитель. Любите свой край, берегите его богатства, изучайте историю края! Итак, наше путешествие завершилось. (Слайд 39) Спасибо за внимание!
Приложение 1
Звучит стихотворение А. Пичкова
"Летят олени, словно стрелы.
Красив их бег, как птичий лет.
А по равнинам белым, белым
Луна, как девушка, плывет.
В панице светлой, сшитой мудро
Из синевы и ярких звезд.
Кто говорит, что нынче в тундре
Горит и властвует мороз?
Я много видел, много знаю.
Махни, метель, своим крылом.
Я только здесь и оживаю
Твоим, земля, живу теплом".
А.Пичков
«Закружился белый листопад»
Закружился белый листопад.
На поляны, на мои тропинки
яркие, как искорки, летят
и ложатся под ноги снежинки.
Закружился белый листопад…
Куропатки в ивняках стрекочут,
куропатки над землей летят,
ветер нож свой об осоку точит.
Воздух чист и звонок до предела.
тронь – и рассмеется, как шальной.
Над землёю, над равниной белой
всходит солнце яркою звездой.
Значит, нам в пути не ошибаться,
В бездорожье отправляясь в путь.
Значит, нам опять с тобой встречаться
где-нибудь, когда – и как-нибудь.
Значит, вновь для нас с тобой настало
время ожиданий и тревог.
Снежное большое одеяло
Покрывает ниточки дорог.
П. Явтысый «Весна в тундре»
Весны упряжка мчится
По тундре напрямик.
И день все дольше длится,
Все выше солнца лик.
Грызет сугроб ленивый
Луч солнца с высоты.
И пьют водицу ивы,
И травы,
И цветы…
Вновь эхом зов свой множит
Упряжка светлых дней.
Весну догнать не может
И стая лебедей.
Литература
- Коловангина М.М. Край, в котором я живу.- Нарьян-Мар,2014.-36с.
- Рыжова Н.А. Путешествие с Тундровичком.-2010.-137с.
- http://yandex.ru/images/search?img_url=http
- http://yandex.ru/images/search?viewport=narrow&text
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://сезоныгода.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Путешествие к Северному и Южному полюсам"
Мастер-класс знакомит детей с холодными районами нашей планеты, с обитателями этих мест.Занятие проходит в игровой форме.Путешествие совершается на "самолете"....
Северные страны
Данная презнтация в увлекательной форме ознакомит детей с пятью скандинавскими странами, их расположением на карте, их государственной символикой, главными достопримечательностями. Работа по учебнику ...
Развитие школ на Северном Кавказе – долгий путь ко всеобщей грамотности
Вовлечение народов Северного Кавказа в орбиту экономической, политической жизни России XIXвека оказало влияние на развитие их культуры. Оно повысило классовое и национальное самосознание трудящи...
проектная работа ученика 2 класса по английскому языку по теме "мое любимое животное". Рассказ ученика 2 класса о любимом животном, сопровождаемый подборкой ярких иллюстраций. Каждый слад комментируется учащимся на английском языке.
проектная работа ученика 2 класса по теме "Мое любимое животное"....
Публикация в журнале "Методист" статьи: "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""
Статья в журнале "Методист" №7 : "Использование индивидуальных карточек-заданий при изучении северных росписей в рамках программы "Северная роспись""...
Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"
Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"...
Внеклассное мероприятие " Любимым бабушкам! Любимым дедушкам!"
Цель мероприятия:Воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению.Задачи мероприятия:- раскрытие личности ребёнка, его творческие способности, художественного и эст...