Методическая разработка познавательной игры-путешествия «Край мой северный» для учащихся 3-4 классов
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya_kray_moy_severnyy.docx | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
познавательной игры-путешествия
«Край мой северный»
для учащихся 3-4 классов
Автор:
Учитель начальных классов
ГБОУ НАО «СШ№4»
Клестова Мария Александровна
Нарьян-Мар
2024
Введение
Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте природных богатств и людях труда, нормах морали и нравственности учащиеся выносят с родной земли, и всю жизнь они будут соотносить с этими изначальными понятиями и образами, которые остаются в душе человека навсегда. Невозможно полюбить Отечество, не имея представления о «малой» родине, о её историческом и культурном наследии, обычаях и традициях коренных жителей.
Разработка рассчитана на обучающихся начальной школы 3-4 классов. Многие из них имеют недостаточные знания в области краеведения, и поэтому работа направлена на изучение самых близких для обучающихся объектов – родного города и природы. Она знакомит обучающихся с «малой» родиной – Ненецким АО в простой и доступной форме виртуального путешествия.
Путешествуя по родному краю, обучающиеся расширят свое представление о лекарственных растениях Севера, ненецких орнаментах, вспомнят название улиц родного города.
Сама форма проведения занятия предполагает включение заданий развлекательного характера, что будет способствовать развитию интереса обучающихся к теме занятия.
Количество участников – от 10 до 25 человек. Продолжительность мероприятия – 30-40 минут.
Цель и задачи проведения мероприятия
Цель: актуализация и обобщение знаний о родном городе и округе в игровой форме.
Задачи:
- привлечь внимание обучающихся к изучении истории округа;
- расширить кругозор учащихся о природе, о культуре коренного народа Ненецкого АО.
- совершенствовать у учащихся навыки групповой деятельности, коммуникативных и познавательных умений;
- воспитание патриотических чувств, бережного отношения к достопримечательностям, природе и культуре Ненецкого АО.
Аудитория: 3-4 классы
Оснащение:
презентация, иллюстрации оленьей упряжки, чумы с названием стойбищ, фонограмма «Увезу тебя я в тундру», кроссворд «Ненецкие загадки о животных»; картинок с изображением предметов, украшенных ненецким орнаментом, флаг г.Нарьян-Мара на магните; для проведения рефлексии –картинка березы и конверты детям с листиками двух цветов –зелёным и коричневым. Магнитики с ненецкой символикой.
Познавательная игра-путешествие по краеведению
«Край мой северный»
Основная часть
Педагог: Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Александровна. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по родному краю. Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним, каким объявлен 2017 год в Ненецком АО? (год добра). Так давайте мы с вами одарим друг другу самой доброй искренней улыбкой.
-Мы с вами начнем наше путешествие с тундры и побываем в разных ненецких стойбищах. (на доске маршрут с указанием стойбищ). А что означает слово «стойбище»? (временная стоянка). Конечным пунктом нашего путешествия будет…..об этом вы узнаете, побывав во всех стойбищах, указанных на карте.
Как вы думаете, каким видом транспорта нам лучше всего воспользоваться, путешествуя по тундре? (оленьей упряжкой, нарты) на доску закрепляется оленья упряжка с нартами.
-А как мы будем ею управлять? (нам потребуется хорей – это шест для управления оленьей упряжкой – и ездовой) ездовым быды я.
Ну, скорей садитесь в нарту, и пусть быстрая оленья упряжка помчит нас по тундре (звучит фонограмма «Увезу тебя я в тундру» ( ….мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…).
Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй!..
Хэй! Хэй!
Куропатка, улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй!...
Хэй! Хэй!
Едем мы уже полдня.
У меня в руке хорей.
Гость на нарте у меня –
В сердце радость, эйя-эй…
Хэй! Хэй!
Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусть горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй!..
Хэй! Хэй!
Педагог: Хорошо поёт ездовой. Быстро бегут олени. Как же быстро мы с вами оказались на первой нашей стоянке – «Стойбище затейников». Ненцы, живущие в тундре, живут в полном единении с природой: они с большим почтением к ней относятся, очень наблюдательны. А свои наблюдения они затем передают в загадках, приметах. Сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд, вопросами которого являются ненецкие загадки о животных. (детям выдается кроссворд «Ненецкие загадки о животных») Разгадывать кроссворд мы будем, работая в парах. Я читаю задание – вы даете ответ на вопрос, опираясь на количество букв в слове-отгадке.
учитель читает загадки, дети отгадывают и при желании записывают в
кроссворд ответы
| ||||||||||||
6 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
10 | 2 | 5 | ||||||||||
3 | ||||||||||||
7 | 1 | |||||||||||
4 | ||||||||||||
11 |
По горизонтали:
- В ночь беззвездную до чума,
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
3.Зимой, как ягель - серая, летом, как лист осины - коричневая.
4. Она, как снег, от солнца прячется, а мышки – от неё.
7. В реке живёт, в лесу живёт.
С круч катается, в речке купается.
Рыбу ловит, лису остановит.
Таёжная красавица мехом своим славится.
8. На конце холма чернеет уголёк.
11. Ходит, а следов не видно.
По вертикали:
2. Летом серая, зимой белая.
5. Сам белый, а кончик носа и кончик хвоста чёрные.
6. Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит.
9. Днем и ночью дрожит, всего боится.
10. Великан полгода спит.
9 | ||||||||||||
з | ||||||||||||
а | ||||||||||||
6 | я | |||||||||||
8 | п | е | с | е | ц | |||||||
10 | о | 2 | 5 | |||||||||
м | 3 | б | е | л | к | а | г | |||||
е | а | у | о | |||||||||
д | к | р | р | |||||||||
7 | в | ы | д | р | а | 1 | о | л | е | н | ь | |
е | п | о | ||||||||||
д | 4 | с | о | в | а | с | ||||||
ь | т | т | ||||||||||
к | а | |||||||||||
11 | р | ы | б | а | й |
Педагог: Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие по тундре и отправляемся в путь к следующему стойбищу.( Звучит фонограмма, оленья упряжка на карте передвигается к следующему становищу) Стойбище лекарей.
- Ребята, как вы думаете, как можно оказать медицинскую помощь человеку, находясь в тундре и не имея под рукой медикаментов и других необходимых медицинских препаратов? И здесь помогала людям матушка-тундра, которая давала лекарственные растения, ягоды, коренья, которые являлись для ненцев природными лекарями. А какие растения человеку помогали от недугов мы с вами сейчас и узнаем. (показ картинки на слайде )
Стоит красавица: косы зеленые,
платье белое, а в ней угодья:
первое дело — мир освещать,
второе дело — скрип утешать,
третье дело — больных исцелять.
Листья с глянцем.
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не больше кочки.
Синеокий кустарник болотный
По соседству живет с багулой
И за это молвою народной
Наделен он нелестной хвалой.
Он в народе слывет как пьяника.
А Называется он ….(голубика)
Хороша трава —
Красна голова:
И медку подарит,
И чайку заварит.
В лес ходили мы не зря –
На болотных кочках
Ягод цвета янтаря
Там набрали сочных.
Так и просится в лукошко
Эта чудная ... (морошка)
Зеленые кусточки — алые цветочки,
Когти - коготочки стерегут цветочки,
А осенью на ветке — красные таблетки.
Есть много и других растений, которые ненцы использовали в медицинских целях. Из них они научились готовить отвары, настойки, порошки. Поэтому ненцы такие сильные и выносливые.
А еще силы им придавало то, что они очень много двигались, постоянно находились в движении. Я предлагаю нам тоже немного подвигаться.
Повторяйте движения за мной (учитель показывает движения):
Над Печорой чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум волны,
А над речкой — я и ты! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём с рекою
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И сорожек догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Педагог: Мы продолжаем наше путешествие.(звучит фонограмма, оленья упряжка передвигается дальше)
Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Стоп, тропинка подожди!
К мастерицам загляни!
Следующая наша остановка – «Стойбище мастериц».
Мы с вами знаем, что ненецкие женщины – большие труженицы, сколько тяжелой работы выполняют они по хозяйству. Но как бы они не уставали от повседневных забот, они всегда находят время и силы на украшение быта. О ненецком орнаменте можно долго говорить. Выполнять его – работа очень кропотливая, требует усидчивости, аккуратности. А предметы быта, украшенные орнаментом, выглядят очень нарядно (на доске выставка картинок с изображением предметов, украшенных ненецким орнаментом)
Каждый узор неповторим и имеет свое название. Эти названия мы с вами сейчас и вспомним, гладя на разные ненецкие орнаменты
На доске на карточках орнаменты и названия орнаментов – необходимо соотнести их между собой
Педагог: Ребята, посмотрите мы с вами приближаемся к конечному пункту нашего путешествия. (к последнему становищу на доске закрепить флаг г.Нарьян-Мара на магните )
Куда же мы с вами прибыли? (г. Нарьян-Мар). Как вы догадались? (по флагу)
Название города ненецкое, что оно означает? (красный город)
- а какие еще ненецкие слова, связанные с нашим городом вы знаете ? («Нярьяна Вындер», «Марат сей», «лакамбой», «ань торова», «Ясавэй», «Хаяр»)
Ясавэй - старожил, знаток местности, проводник, причём местность эта – тундра.
Наш город относительно молодой, в этом году ему исполнится всего 83 года (официальная дата отмечается в марте, но мы также отмечаем и в первое воскресенье сентября). Он очень красивый, современный, перспективный. А так ли хорошо вы его знаете? Мы с вами сейчас совершим виртуальную экскурсию по городу, вспомним названия улиц.
На слайде нарисованные картинки городских сооружений – дети должны назвать их и вспомнить, на какой улице они находятся.
Работа в группах. Я теперь мы поработаем в группах: в течение 1-2 минут вам необходимо собрать и склеить картинку - пазл с изображением объекта, который находится на территории нашего города, а также вспомнить его название и рассказать, где он находится. Не забывайте о правилах работы в группе.
Работают 5 групп
На последней картинке – здание школы №4
Педагог: Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу и мы снова оказались в том пункте , откуда начали свое путешествие - четвертой школе.
Рефлексия А понравилось ли вам наше путешествие мы сейчас увидим. По календарю уже весна, да и за окном мы видим, что весна вступает в свои законный права. Совсем скоро на деревьях начнут набухать почки и появятся первые листики. Наша северная красавица-березка тоже проснулась от зимнего сна и хочет принарядиться. Давайте украсим её листиками, которые у каждого из вас на в конвертике на парте. Листики двух цветов – зеленого и коричневого. Если наше сегодняшнее занятие вам понравилось, если у вас остались только хорошее впечатление от увиденного и услышанного сегодня – выбираем зеленый листик и закрепляем его на березку (березка закреплена на доске). Если что-то не понравилось,разочаровало вас – коричневый листик.
(дети закрепляют листики на березу)
Педагог: Я очень рада, что сегодняшнее занятие вам понравилось. Вы показали отличные знания! А время, проведенное в путешествии, пролетело незаметно. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
В начале путешествия вы одарили меня своими добрыми улыбками, а я хочу вас поблагодарить не только улыбкой, но и небольшими сувенирами с логотипом Нарьян-Мара (ручки)
До свидания!
Заключение
Методическая разработка игры-путешествия «Край мой северный» рассчитана на обучающихся 9-10 лет.
Данная разработка знакомит обучающихся с родным краем в форме игры-путешествия. Обучающиеся путешествуют по стойбищам и знакомятся с особенностями и самобытной культурой коренного населения Ненецкого автономного округа, ненецким фольклором, животным и растительным миром.
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, работающим с младшими школьниками, педагогам начальных классов для проведения внеклассного мероприятия по краеведению, педагогам-организаторам школ.
Список использованных источников
- П.Явтысый «Зов морошковой земли». Стихи и рассказы. М. Детская литература. 1989г.
- http://gamejulia.ru/zagadki-pro-yagodi.html (загадки о северных ягодах0
- http://pandia.ru/text/77/411/80990.php (орнаменты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Северная и Южная Америка. 4 класс.
Презентация подготовлена к уроку по теме "Природа Нового Света" в 4 классе по системе Л.В.Занкова....
Методическая разработка викторины "В гостях у сказки" для учащихся 1-2 классов
Викторина для начальных классов «В гостях у сказки»Цели:— активизировать детское чтение;— вспомнить и закрепить знания о названиях и героях детских сказок;— организовать досуг учащихся....
Игра-путешествие "Край мой северный любимый"
Изучение родного края (Ненецкий автономный округ) через игру, рассказывая об истории и становлении НАО...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Сценарий и афиша выступления"Северные сказки" учащихся 3 класса в МБОУ "Начальная школа-детский сад №1"г.Воркуты
Сценарий и афиша выступления "Северные сказки" учащихся в МБОУ "Начальная школа-детский сад №1"г.Воркуты....
методическая разработка "Велосипедист" из конструктора «Fun Block» для учащихся 1-4 классов»
В конструкторе "Fun Block" производитель предлагает ограниченное число инструкций по сборке различных конструкций (около 20), что недостаточно для работы в течение учебного года 36 заня...
Методическая разработка занятия "Книга в нашей жизни" для учащихся 4-х классов
Методическая разработка занятия "Книга в нашей жизни" для учащихся 4-х классов для занятий в дополнительном образовании...