Урок по теме "Лес"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Зона лесов.
Цели урока: познакомить школьников с расположением зоны лесов на карте, растительным и животным миром леса; углубить знания о роли леса в жизни людей; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование: учебники, карта природных зон России, плакат по лесной зоне, иллюстрации животного и растительного мира зоны лесов, стих на доске, презентация (на диске).
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей толпится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
Погореловский
Ход урока.
- Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем приступить к изучению новой зоны, мы должны вспомнить природные зоны, с которыми знакомились на прошлых уроках.
Узнайте по описанию природную зону и назовите ее.
- Поверхность земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. Здесь можно наблюдать, как грибы возвышаются над деревьями. (Тундра.)
- Зима здесь длится почти полгода. Стоят сильные морозы. Часто снегопады и метели. Все пространство имеет постоянный снеговой покров. Нередко можно встретить белого медведя. (Арктика)
- Выполним тест по природной зоне «Тундра»
(смотри приложение № 1).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
- Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать чудеса и тайны новой природной зоны. Мы познакомимся с положением этой зоны на карте, климатом, животным и растительным миром, занятием населения. К концу урока вы должны будете знать особенности природы и занятий населения новой природной зоны, уметь определять по основным признакам природную зону.
- Сегодня, как обычно, работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, биологов, зоологов и экологов.
Напомните, по какому плану мы будем работать сегодня на уроке?
- Местоположение зоны лесов и особенности неживой природы лесной зоны (группа географов).
- Растения зоны лесов (группа биологов).
- Животные зоны лесов (группа зоологов).
- Роль леса в природе и жизни людей (группа экологов).
- Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему?
- Как располагается зона лесов по отношению к зоне тундры?
В атласе найдите зону лесов и покажите друг другу.
Даем слово группе географов.
Местоположение и особенности неживой природы лесной зоны.
Лесная полоса тянется от западных границ нашей страны на восток до Тихого океана протяженностью более 7000 километров. Ширина этой полосы на отдельных участках на востоке до 3000 километров. Как видите, зона лесов занимает больше половины территории России.
Зима здесь еще суровая, но менее продолжительная. А лето значительно теплее и длится значительно дольше, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко. А в южных районах вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее слой более плодородный. Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.
Дадим слово группе биологов.
Растения лесной зоны.
По мере продвижения к югу карликовые деревья тундры постепенно сменяются низкорослыми кустарниками. Появляются перелески корявых сосен, елей, лиственниц. Так выглядят просторы ЛЕСОТУНДРЫ, к югу от которой начинается уже густой лес из хвойных деревьев – эти леса называются ТАЙГОЙ. Они занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России.
Хвойные деревья – ПИХТА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, ЕЛЬ, СОСНА СИБИРСКАЯ – менее требовательные к теплу, чем лиственные. Поэтому хорошо прижились на севере лесной зоны. Под хвойными деревьями произрастают МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ЯГОДНЫЕ КУСТАРНИЧКИ: ЧЕРНИКА и БРУСНИКА.
Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены СМЕШАННЫЕ ЛЕСА, в которых наряду с соснами и елями растут береза, осина и другие мелколиственные деревья.
Постепенно по мере продвижения к югу лесной зоны смешанные леса сменяются ШИРОКОЛИСТВЕННЫМИ. В них преобладают теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями: ДУБ, КЛЕН, ВЯЗ, ЛИПА, ЯСЕНЬ, БУК.
ФИЗМИНУТКА.
Дадим слово группе зоологов.
Животные лесной зоны.
Животные тайги, как и животные тундры, приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях. У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть. Поэтому МЕДВЕДИ, ВОЛКИ, ЛИСИЦЫ, РЫСИ, КУНИЦЫ, СОБОЛЯ, ЛОСИ, ЛЕТЯГИ хорошо переносят сильные морозы. Медведи, ежи, бурундуки залегают в спячку на всю зиму. Заяц-беляк, тетерев выдерживают сильные морозы, зарывшись в рыхлый снег. Не покидают лес зимой и такие таежные птицы, как дятел, кедровка, клест, сова, рябчик, глухарь.
Животный мир смешанных и широколиственных лесов и сейчас очень богат. Здесь водятся БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ, КАБАН, ЗУБР, КОСУЛЯ, а также встречаются животные тайги. Из птиц можно встретить ИВОЛГУ, ЗЯБЛИКА, СИНИЦУ, ДЯТЛА, СОВУ, ТЕТЕРЕВА, ДРОЗДА, МУХОЛОВКУ.
Слово нашим экологам.
Роль леса в природе и жизни людей.
Лес не только общий дом обитания растений, животных, грибов, но и защитник других природных сообществ – лугов и полей.
Конечно, лес доставляет радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье. А сколько грибов и ягод дарит нам лес? Зона леса самая густонаселенная местность. А когда человек вмешивается в законы природы, всегда природа от этого страдает.
- Почему?
- Чем вы можете помочь лесу в настоящем возрасте?
Вывод:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
А такого мы допустить не можем!
4. Работа над обобщением материала.
- На карте природных зон найди условные обозначения зоны лесов. Покажи зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.
- Как меняется характер лесов с севера на юг?
- назови животных лесов. Есть ли среди них животные, которые живут и в тундре?
5. Закрепление пройденного.
Игра.
У вас на столе конверт, в нем картинки с животными. Попробуйте разделить их на 2 группы: 1) животные тайги,
2)животные смешанных лесов.
Населите зону тайги. Населите зону смешанных лесов.
Почему этих животных выбрали?
(лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось, иволга, дрозд, сорока, ворона, зяблик, мухоловка)
6. Домашнее задание.
Статья из учебника на стр. 84-94, ответы на вопросы.
**Используя Интернет или другие источники, выяснить, чем знаменит Приокско-Террасный заповедник.
**Подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в Красную книгу России.
**Ответить на вопросы викторины (вопросы вывешиваются в классном уголке – СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.)
Тест «Тундра»
- Какой заповедник находится в тундре?
А. Таймырский
Б. «Остров Врангеля»
В. Дальневосточный морской
2. Что является основным занятием людей в тундре?
А. растениеводство
Б. рыболовство
В. Оленеводство
3. Какая птица не занесена в Красную книгу?
А. белая куропатка
Б. белый журавль
В. краснозобая казарка
4. Какое растение служит основной пищей для северных оленей?
А. клевер
Б. ягель
В. тимофеевка
5. Какая птица не питается леммингами?
А. кречет
Б. куропатка
В. сова
6. Какая птица названа неверно?
А. белая сова
Б. белая ворона
В. белая куропатка
7. Какое дерево названо не верно?
А. карликовая ива
Б. карликовая береза
В. карликовая липа
8. Какие насекомые разводятся в тундре летом в большом количестве?
А. комары
Б. бабочки
В. пчелы
9. Какое время в тундре длится полярная ночь?
А. 2 месяца
Б. 6 месяцев
В. 4 месяца
10. Что из перечисленного характерно для зоны тундра?
А. вечная мерзлота
Б. много животных с белой шерстью
В. равнинный характер поверхности
Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»
- Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)
- Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)
- Какие лесные кустарнички не знают листопада? (Брусника. С зелёными листьями она уходит под снег. Не роняют листья также вереск, клюква)
- Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)
- Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет зимой? (Медуница. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие)
- Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
- Почему говорят «Дрожит как осиновый лист»? (Черешки у листа осины длинные, в верхней части сплюснутые, а в середине тонкие. Поэтому они неустойчивы и трепещут при малейшем ветре)
- О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (О березе)
- Почему березу называют кудрявой? (Листья березы растут на длинных тонких веточках. Когда дует ветер, они качаются, изгибаются и как-будто закручиваются)
- Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него древесина твердая, крепкая)
- Почему сосновый лес называют «краснолесьем»? (У сосны ствол наверху медно-красный, блестит на солнце. Внизу кора другая – коричневая)
- Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой». (В апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки, липа – намного позже)
- У какой лесной ягоды семена снаружи? ( У земляники)
- Для чего землянике усы? (Для размножения)
- Какое дерево считают национальным деревом России? Почему? (Лиственницу. Это дерево наиболее распространено в России)
- Почему лесоводы называют березу «доброй няней елей»? (Потому что всходы елей под пологом молодого березняка не гибнут; спасаются от заморозков и от обжигающих лучей солнца)
- В каком лесу растут лишайники? (Лишайники растут только там, где чистый воздух)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...