Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
"Начальная школа XXI века"
Программа "Окружающий мир"
3 класс, 2011-2012 уч.год
Автор: Виноградова. Н. Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир, 3 класс.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения. В авторскую программу внесены изменения: на изучение темы «Грибы» отводится 2 часа, добавляется ещё 1 час на тему «Бактерии» (изменения в учебнике 2010 г.), на изучение темы «Земля – наш дом» - 9 часов. Учитывая особенности класса, считаю необходимым дополнить темы материалами, позволяющими расширить кругозор третьеклассников, формировать элементарную эрудицию, общую культуру, овладеть знаниями, превышающими минимум содержания образования. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.
Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
- Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
- Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
- CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
- CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
- CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
- CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)
- Введение (1 ч), авторская программа – 1 час
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
- Земля — наш общий дом (9 ч), авторская программа – 10 часов.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов ные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состоя ния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от за грязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперимен ты — методы познания человеком окружающего мира. Изо бражение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (гео графическая и историческая). Масштаб, условные обозначе ния карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
- Растительный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 часов.
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет ковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, мно голетние. Питание растений. Роль корня и побега в пита нии. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от равлений ими.
- Грибы (2 ч), авторская программа – 1 час
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе добные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
- Животный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 час
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение живот ных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете нышей. Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво рянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла вяне. Принятие христианства на Руси.
- Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч), авторская программа – 20 часов.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое зем леделие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, авто строения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материа ла 2 класса); Московская Русь (основные исторические со бытия, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произо шедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче ский (исторический), художественный музеи, на предпри ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государства, деяте лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про граммой);
- причины исчезновения растений и животных, отдель ных сообществ;
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исто рической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные — многокле точные, беспозвоночные — позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в за висимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельно сти животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в ис тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Проведение по плану | Проведение фактически |
1 часть. Введение (1 час) | ||||||
1 | Где и когда ты живешь? | 1 | Текущий | Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории. | 1.09 | |
Земля – наш общий дом (9 часов) | ||||||
2 | Солнечная система | 1 | Текущий | названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования. | 6.09 | |
3 | Земля – планета Солнечной системы. Изображение Земли. | 1 | Текущий | Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта. | 08.09 | |
4 | Условия жизни на | 1 | Текущий | Экваториальный пояс. Арктический пояс | 13.09 | |
5-6 | Значение воды для жизни на Земле. Вода – источник жизни на Земле | 2 | Текущий | Картинная галерея. Айвазовский «Девятый вал». | 15.09, 20.09 | |
7 | Воздушная оболочка Земли | 1 | Текущий | Кислород, углекислый газ. Проектная деятельность: Как защитить воздух от загрязнения. | 22.09 | |
8 | Человек познает мир. Как изображают Землю. | 1 | Текущий | 27.09 | ||
9 | Карта и план. О меридианах и параллелях. | 1 | Текущий | 29.09 | ||
10 | Практическая работа с географ. картой | 1 | Текущий | 4.10 | ||
Бактерии и грибы (2 часа) | ||||||
11 | Бактерии | 1 | Текущий | 6.10 | ||
12 | Грибы. Какие бывают грибы. | 1 | Тематический | Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов Проект: Тихая охота. | 11.10 | |
Растительный мир Земли (11 часов) | ||||||
13 | Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные. Ядовитые растения. | 1 | Текущий | Лекарственные растения. Языческие верования славян о силе растений. Проект: Растения прекрасные, но опасные. | 18.10, 20.10 | |
14-15 | Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения | 2 | Тематический | Картинная галерея. П. Кончаловский «Сирень в корзине». | 25.10, 27.10 | |
16-17 | Растения – живые существа (организмы) | 2 | Текущий | Организм. Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) Побег | 1.11, 3.11 | |
18 | Размножение растений | 1 | Текущий | Практич. работа: размножение фиалки и бегонии. | 8.11 | |
19 | Продолжительность жизни растений | 1 | Текущий | Проект. деятельность: книжка в картинках «Как человек использует плоды и семена растений» | 10.11 | |
20-21 | Культурные растения в жизни человека. Хлеб – всему голова. | 2 | Текущий | Путешествие в прошлое «Хлеб – всей жизни голова». | 15.11, 17.11 | |
22 | Красная книга России. Охрана растений. | 1 | Текущий | Картинная галерея. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» | 29.11 | |
23 | Правила поведения на природе. | 1 | Тематический | Составление памятки: «Правила поведения на природе». | 1.12 | |
Животный мир Земли (11 часов) | ||||||
24 | Животные – часть природы. Роль животных в природе | 1 | Текущий | 6.12 | ||
25-26 | Разнообразие животных . Животные – живые существа (организмы) | 2 | Текущий | Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные. Жабры, легкие, трахея. Органы выделения | 8.12, 13.12 | |
27 | Жизнедеятельность животных | 1 | Текущий | 15.12 | ||
28 | Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых. Пауки. | 1 | Текущий | Ролевая игра, напр., «Я-муравей». | 20.12 | |
29 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 1 | Текущий | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные | 22.12 | |
30 | Птицы. | 1 | Текущий | Картинная галерея. А. Рылов «В голубом просторе». | 27.12 | |
31 | Млекопитающие (звери) | 1 | Текущий | 29.12 | ||
32 | Природные сообщества | 1 | Текущий | Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания | 10.01 | |
33 | Красная книга России. Охрана животных. | 1 | Текущий | Заповедники России. Картинная галерея. А. Пластов «Витя-подпасок» | 12.01 | |
34 | Урок - обобщение. Проверка знаний. | 1 | Тематический (тест) | 17.01 | ||
2 часть Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 часов) Наша Родина: от Руси до России (6 часов) | ||||||
35 | Древняя Русь | 1 | Текущий | Происхождение названия «Русь» | 19.01 | |
36 | Древнерусское государство | 1 | Текущий | Возвышение Киева среди других городов | 24.01 | |
37 | Московская Русь | 1 | Текущий | Венчание на царство. Картинная галерея. И. Глазунов «Иван Грозный». | 26.01 | |
38-39 | Российская империя. Российские императоры. | 2 | Текущий | Создание русского флота. Верфь. Картинная галерея. В. Серов «Петр 1», А. Антропов «Портрет Екатерины 2». | 31.01, 2.02 | |
40 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | 1 | Текущий | Большевики. Президент. Федеральное собрание (парламент). Правительство | 7.02 | |
Как жили наши предки (8 часов) | ||||||
41 | Из истории имен. Имя, отчество, фамилия | 1 | Текущий | Прозвище. Из истории имен. Проектная деятельность: «Что означают имена членов твоей семьи?» | 9.02 | |
42-43 | Какими людьми были наши предки? | 2 | Текущий | Легенда. Летопись. Пядь. Вершок. Картинная галерея | 14.02, 16.02 | |
44-45 | Какие предметы окружали русских людей? | 2 | Текущий | Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен», А.Г. Венецианов «Гумно», | 28.02, 1.03 | |
46 | Русская трапеза | 1 | Текущий | Проектная деятельность: Составление древне-русского меню. Картина И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» | 6.03 | |
47-48 | Боги древних славян. Принятие христианства на Руси. | 2 | Тематический | Религия. Язычники. Православие. Картинная галерея. В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Васнецов «Крещение Руси». Проектная деятельность: Христианские праздники. | 8.03, 13.03 | |
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 часов) | ||||||
49 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | Земледелие. Земледелец | 15.03 | ||
50 | О крепостных и помещиках | 1 | Крестьяне, помещики | 20.03 | ||
51–53 | Что создавалось трудом ремесленника? Что такое ремесло? Ремесла в России XVII-XVIII веков. | 3 | Текущий | Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий | 22.03, 27.03, 29.03 | |
54 | Русская ярмарка (экскурсия) | 1 | Текущий | 3.04 | ||
55 | Урок – театрализация. Русская ярмарка. | 1 | Текущий | 5.04 | ||
56 | О гончарном круге, керамике и фарфоре | 1 | Текущий | 10.04 | ||
57 | О веретене, прялке и ткацком станке | 1 | Текущий | 17.04 | ||
58 | Русские оружейники | 1 | Текущий | 19.04 | ||
59-60 | О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих | 2 | Текущий | Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар | 24.04, 26.04 | |
61 | О первых железных дорогах | 1 | Текущий | 03.05 | ||
62 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (пароход) | 1 | Текущий | Картинная галерея. И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» | 08.05 | |
63 | Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (автомобиль) | 1 | Текущий | Проектная деятельность: Автомобиль будущего. | 10.05 | |
64 | Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках (самолет) | 1 | Текущий | Картинная галерея. А Дейнека «Никитка – первый русский летун». | 15.05 | |
65 | Время космических полетов | 1 | Текущий | 17.05 | ||
66–67
| Россия ХХ –XXI веков Проверка знаний (тест) | 2 | Итоговый
| 22.05, 24.05 | ||
68 | Урок обобщения знаний. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...