Урок развития речи (окружающий мир) Из чего варят каши?
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Данный урок был разработан и проведён в  рамках городского семинара по теме «Совершенствование речевых и языковых умений через воспитательно-образовательный процесс с целью усвоения социальных знаний детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Из чего варят каши?

Цель: расширение представлений  о каше.

Задачи:

  1. Расширить знания о зерновых культурах. Закрепить терминологию слово, словосочетание, предложение , текст.
  2. Осуществлять поиск и выделение информации детьми путём установления причинно-следственных связей при составлении рассказа по сюжетным картинкам. Переходить от внешнего контроля (учителем) к самоконтролю и контролю по способу действия.

 3. Формировать социальный опыт школьников, соблюдающих права и обязанности,      воспитывая уважение к своей семье.

Словарь : каша, зерновые культуры, пшеница, гречиха, овёс, просо,  манная крупа, гречневая крупа, овсяная крупа, пшённая крупа,  манная каша, гречневая каша, овсяная каша, пшенная каша, зерно, манка, гречка, пшено, овсянка, завтрак, рецепт, покупатель, покупка,

Оборудование: атлас Кемеровской области, гербарий, раздаточный материал(карточки, образцы круп), коробки с крупами для игры в магазин.

Формируемые УУД:

Предметные: активизация речевой направленности обучения за счёт усвоения понятий: зерновые культуры Кузбасса, крупа, каша.

Личностные: умение преобразовывать имеющиеся знания для объяснения ситуаций(понятий), приобретать компетенции для социальных ролей(оценка собственной роли в семье).

Метапредметные:

Регулятивные:  умение планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей (опыт, который усвоении знания необходимые для усвоения новых социальных понятий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: осуществление поиска и выделение  основной и второстепенной  информации в заданиях, нахождение существенных и несущественных признаков, контролю по способу действия(учитель-ученик) для выработки навыков самоконтроля.

Коммуникативные: усиление речевой и социальной компетенции, формирования собственного высказывания, способности обсуждать и доказывать, умение слушать других и оценивать их действия.

Ход занятия:

  1. Мотивационный этап.

Прозвенел и смолк звонок. 
Начинается урок. 
Все  за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели.

      Всё узнаем, всё сумеем.
     Все преграды одолеем.
     Нас ничто не устрашит .
     К знаньям  путь всегда открыт.

             

       Урок  развития речи начнем с  пальчиковой гимнастики

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила. (Щекочем ладошку)

Этому дала, (загибает мизинчик) 

этому дала, (загибает безымянный пальчик) 

этому дала, (загибает средний пальчик) 

этому дала, (загибает указательный пальчик) 

а этому не дала: (трогаем большой пальчик) 

ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (Веселимся и грозим пальчиком большому пальцу )

2.Сообщение темы урока.

       У. -Какое блюдо варила сорока?       Д. -Сорока варила кашу.

       У.  -Сегодня на уроке мы узнаем:

Из чего варят каши?  (тема на доске)

2.1 Рассказ учителя  о каше.

       У.  -Что такое каша?             Ответы детей.

 У.  Каша – это сваренная с водой или молоком крупяная масса.

Каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. Без каши трудно представить нашу еду. Между тем каша не просто кушанье, но и обрядовое блюдо.

Каша была символом  мира после сражения, враждующие стороны за одним столом ели единую кашу. На любом торжестве во время обряда каша занимала одно из главных мест среди других блюд.

Кашу подавали на второй день свадьбы. С чугуном, полным каши, встречали новорожденного, отмечали сбор урожая, провожали в последний путь, когда человек умирал.

Каша -это полезная и питательная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. В кашах много витаминов и питательных веществ, которые очень хорошо усваиваются нашим организмом. Вот поэтому кашу лучше есть на завтрак, когда вы только просыпаетесь.

2.2 Беседа.

У. – Из чего варят кашу?

Д.-   Кашу варят из крупы.

У. – Откуда появляется крупа?

Д.-   Крупа появляется из зерна.

У.-  Откуда берётся зерно?

Д. – Зерно берётся из растений.

У.-  Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение – гречиха.

 - На уроке мы  рассмотрим  только  несколько растений,  которые выращивают в Кемеровской области для получения  крупы.

3.Изучение темы

3.1 Зерновые культуры в Кузбассе. Работа с  атласом.

 У. -Рассмотрите карту сельскохозяйственной промышленности Кемеровской области. Много ли  ней колосков?  В Кузбассе зерновые культуры выращивают в северной части и на западе области. В 2010 году кузбасские сельхозпроизводители собрали 1 миллион 370 тысяч тонн зерна. Высокая урожайность позволит сохранить в Кузбассе самую низкую в России цену на  хлеб.Лидерами по сбору зерна в нашей области являются хозяйства  Промышленновского, Ленинска-Кузнецкого, Топкинского и Крапивинского районов.

3.2 Знакомство с растениями, крупами.

 -Прочитать название растений, которые выращивают в Кузбассе.

- Как называются крупы, которые получают из зёрен этих растений. Прочитаем словосочетания.

- Составьте и проговорите предложение по образцу:

Из зёрен пшеницы получается манная крупа.

Растение                        зерно, крупа

пшеница                             манная крупа

гречиха                             гречневая крупа

овёс                             овсяная крупа

просо                           пшённая крупа

 (таблички с названием растений, гербарий)

3.3 Работа с текстом.

У.- Прежде чем из зёрен растений получится крупа, пройдёт много времени, немало потрудится человек. Послушайте об этом мой  рассказ.

Пришёл человек ярким утром на вспаханное поле и бросил в почву зерно. Под землёй оно набухло и проросло. Маленький проросток стал тянуться вверх к солнышку. С каждым днём он становился всё выше. Дождик поливал росточек, солнышко его согревало. Через некоторое время появился у ростка колосок, в котором прятались маленькие зернышки. "Заколосилось поле!"- говорили люди, проходя мимо. Зёрнышки в колоске росли, а сам колосок, вбирая в себя солнечный свет, становился золотым. "Пора урожай собирать!" - и вот на поле появились комбайны. Комбайнёры собрали зерно. С поля зерно отвезли на мельницу и обмолотили. Так зерно превратилось в крупу, из которой мы теперь можем приготовить кашу.

 У.- Восстановите  ряд  картинок. Расскажите свой  рассказ по картинкам.

3.4  Физминутка (имитация движений)  

Что на завтрак? Снова каша!

Любят кашу дети наши.

Эта ложка нам для силы,

Эта, чтобы быть красивым,

Эта, чтобы умным быть...

Что ещё мне не забыть?

Ложку, чтобы не болели,

Чтобы делать всё умели.

3.5  Работа с образцами круп.

У.- Сейчас мы проверим ваше умение наблюдать , сравнивать. Рассматрите образцы круп, пощупайте их,  расскажите о крупе(цвет, форма).

Гречневая  крупа  коричневого цвета, похожа на маленькие  пирамидки.

Пшённая крупа  желтого цвета, круглая.

Манная крупа . Мелкие крупинки, как песок  белого(кремового) цвета.

Овсяная крупа продолговатая, овальная, бежевого цвета.

  1.  Игра в магазин. Работа по социализации учащихся.

У. – Где можно приобрести крупу?  Д .-  Крупу можно купить в магазине.

          Разыгрывание ситуаций.

Представьте, что кто-то из взрослых членов семьи попросил вас сходить в магазин:

  1. Купить  крупы, чтобы сварить кашу для всей семьи.
  2. Купить  крупы быстрого приготовления.
  3. Купить  пакетик  каши для себя.

Правила: Проговорить просьбу продавцу, оплатить в кассе.

  1. Составление рецепта варки каши.  

У.- Как приготовить кашу из пакетика или кашу из крупы быстрого приготовления написано на упаковке. А мы составим рецепт приготовления каши из обычной крупы.

Пальчиковая гимнастика.

Кашка-малашка.

Кашка- малашка так хороша(одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другая помешивает кашу)

Если добавить стакан молока (наливаем молоко)

 Сахар и соль мы щепоткой кладём (соответствующие движения)

 Кашку-малашку  мы деткам даём. (соответствующие движения)

  1.         У.-  Каждая каша  имеет своё название. Проверим, знаете ли вы названия каш, которые готовят из круп, полученных из растений.

         Работа с карточкой. Соединить  линиями названия растений и названия каш.

.

Название растения

  Крупа

Название каши

Пшеница

Овсяная

Просо

Гречневая

Гречиха

Пшённая

Овёс

Манная

Проверка. Проговаривание.  Пшеница - манная каша.

У.- Мы составим рецепт приготовления гречневой каши.

Двум группам раздаются листочки со словами.

Дети читают слова в группе, составляют текст.

       Как сварить гречневую  кашу?

Перебрать,   промыть,  налить,  поставить, закипит,  добавить,  засыпать, варить.

Ответы групп.

Вопросы учителя.

- Почему крупу нужно перебрать?

- С какой целью промывают крупу?

   

- Какие добавки можно положить в кашу? (орехи, ягоды, масло, фрукты)

  1. Домашнее задание  тарелочки с изображением каши.

Приклеить  или нарисовать картинки (орехи, ягоды, масло, фрукты)

5.Итог

-На уроке мы узнали,  из чего варят каши.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи (окружающий мир) "Домашние животные и их детёныши"

В уроке учтены особенности детей, имеющих ОНР. Проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастики, тематические физминутки. Закрепляются временные и пространственные представления. Используются мнемот...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

презентация к уроку развития речи (окружающий мир) "Виды растений"

к уроку развития речи "Виды растений"  прилагается презентация...

Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.

На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Дидактический материал по теме "С чего начинается Родина?" для уроков развития речи и индивидуальных занятий по РСВ

Представленный материал по теме "С чего начинается Родина?" направлен на достижение следующих образовательных задач:формирование, уточнение, обогащение, активизация словарного запаса;знакомс...