Урок развития речи (окружающий мир) "Домашние животные и их детёныши"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
В уроке учтены особенности детей, имеющих ОНР. Проводится артикуляционная, пальчиковая гимнастики, тематические физминутки. Закрепляются временные и пространственные представления. Используются мнемотаблица "Сезонные изменения в природе ранней осенью". Формируется зрительный образ взрослого животного и детеныша. Проводятся игры: "Узнай животное", "Один - много", "Потерялись малыши".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агулова М.В.
Тема. Дикие животные и их детёныши.
Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью.
- Учить называть диких животных и их детёнышей.
Коррекционно-развивающие:
1.Закрепить терминологию: слово, предложение.
2. Активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей.
3. Закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО).
4. Совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование:Таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1,3,5; игра «Парочки».
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных;
работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
- На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.
2. Проверка домашнего задания.
2.1 Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.
- Какое сейчас время года?
- Сейчас время года осень.
- Какое время года было перед осенью?
- Перед осенью было лето.
- Какое время года наступит после осени?
- После осени наступит зима.
2.2 Проверим домашнее задание.
-Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?
- Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.
У.: - Вы всё рассказали правильно. Уточним какая сейчас осень?
Д.: -Сейчас поздняя осень.
2.3 Артикуляционная гимнастика.
Язычок на прогулке.
Белочка грызёт орешки.
Грибок.
3. Минутка календаря. Отработка временных понятий.
- Расскажите о сегодняшнем дне по плану.
ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО
4. Подготовка к изучению темы урока.
4.1 Сезонные изменения в жизни зверей.
- Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.
4.2 Вступительное слово учителя.
- Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.
- Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (учитель голосом выделяет слово-подсказку). Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.
Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).
- Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий, петляет……Заяц.
- Серый, хищник, злой, воет, рыщет …….. Волк.
- Серый, колючий, бегает, фыркает……Ёж.
Агулова М.В.
- Ловкая, шустрая, прыгает, делает запасы …. Белка.
- Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся….. Лисица.
- Мохнатый, неуклюжий, переваливается, спячка…. Медведь.
4.4 Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.
- Прочитаем слова, называющие животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
- Какие слова мы прочитали?
- Слова, называющие животных.
- Какие это животных?
- Это дикие животные.
- Что знаем о диких животных?
- Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.
4.5 Рассказ учителя о зайце.
- Сейчас вы узнаете, у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.
5. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока:
- Дикие животные и их детёныши. ( Интонационное проговаривание предложения).
- Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.
6. Физкультминутка. (Имитация)
- Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг - и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
7. Работа по теме
- Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?
7.1 Называние самки и самца диких животных.
Будем учиться называть диких животных.
- Работа с карточкой. ПАПА-МАМА.
Модель: папа заяц мама зайчиха.
Индивидуальное проговаривание.
Заяц-зайчиха. Медведь-медведица.
Еж-ежиха. Лис- лисица (лиса).
Волк-волчица.
Закрепление, хоровое проговаривание.
Кого мы учились называть?
7.2 Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.
Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».
- Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
- На кого похожи детёныши?
- Детёныши похожи на маму.
Иллюстрации частей тела.
- Назовём части тела взрослого и детёныша.
-Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
-Хоровое проговаривание.
Уши-ушки | лапы-лапки | хвост-хвостик |
- Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
8. Называние детенышей животных.
8.1 Работа с карточкой. Один - много.
- Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.
. | …….. |
Модель.
- Это зайчонок. Это зайчата.
- Это волчонок. Это волчата.
- Это ежонок. Это ежата.
- Это бельчонок. Это бельчата.
- Это лисёнок. Это лисята.
- Это медвежонок. Это медвежата.
Хоровое проговаривание.
- Кого учились называть?
- Учились называть детёнышей диких животных одного или много.
8.2 Согласование имени существительного и имени числительного.
Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.
У диких животных бывает не один, а много детёнышей.
Модель.
- Один ... волчонок.
- Три… волчонка.
- Пять… волчат.
9.Физкультминутка.
Жарким днем лесной тропой | (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) |
Звери шли на водопой. | |
За мамой-лисицей крался лисенок, | (Крадутся на носочках.) |
За мамой-ежихой катился ежонок, | (Приседают, медленно двигаются вперед.) |
За мамой-медведицей шел медвежонок, | (Идут вперевалку.) |
За мамою-белкой прыгали бельчата, | (прыгают вприсядку.) |
За мамой-зайчихой скакали зайчата, | (перескакивают на прямых ногах.) |
Волчица вела за собою волчат, | (шагают на месте.) |
Все мамы и дети напиться хотят. | (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.) |
10.Закрепление.
10.1 Игра "Потерялись малыши"
- Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.
Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
- Задание. Образуй пары мама-детёныш. Проговори ответ двумя способами.
- Работа в парах. Проверка.
- Ответы пар.
Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.
- 1-ый. У зайчихи зайчонок. 2-ой Детёныш зайчихи зайчонок.
- 1ый. У медведицы медвежонок. 2-ой Детёныш медведицы медвежонок.
- 1-ый. У волчицы волчонок. 2-ой Детёныш волчицы волчонок.
Малыши и мамы рады -
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!
11. Итог урока.
- Назовите тему урока.
- Дикие животные и их детёныши
- Чему учились на уроке?
- Учились называть детёнышей диких животных.
- Как выглядят детёныши диких животных?
- Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
- У какого животного осенью появляются детёныши?
12. Домашнее задание.
- Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
- Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи (окружающий мир) Из чего варят каши?
Данный урок был разработан и проведён в рамках городского семинара по теме «Совершенствование речевых и языковых умений через воспитательно-образовательный процесс с целью усвоения социальн...
презентация к уроку развития речи (окружающий мир) "Виды растений"
к уроку развития речи "Виды растений" прилагается презентация...
Урок развитие речи (окружающий мир). 1класс, школа V вида.
На уроке у учащихся будут расширены представления о перелётных птицах, активизируется словарь по данной теме, воспитывается интерес окружающему миру....
Конспект урока по развитию речи: "Дикие и домашние животные"
Конспект урока разработан для детей с легкой умственной отсталостью....
Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик."
Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик." содержит не только иллюстративный материал, но и материал, развивающий познавательные процессы у младших школьников с нарушением ...
Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»
На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...
Конспект АМО урока, 2 класс, окружающий мир, "Домашние животные"
Урок и использованием АМО позволяет обеспечивать положительную мотивацию обучения, провести урок на высоком эмоциональном уровне. помогает развивать интерес к самообучению, творчеству, умению в нестан...